открытый урок в 9 классе по теме "Явление электромагнитной индукции"
методическая разработка по физике (9 класс)
Открытый урок в 9-м классе "Явление электромагнитной индукции."
Цель урока: Сформировать понятие явления электромагнитной индукции и научить применять его на практике для объяснения физических явлений; экспериментально исследовать это явление, развить навыки экспериментальной самостоятельной работы.
Задачи урока
Обучающие:
- изучить явление электромагнитной индукции и условия его возникновения;
- рассмотреть историю вопроса о связи магнитного поля и электрического;
- показать причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции,
- способствовать актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному конструированию новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
явление электромагнитной индукции | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 9-м классе "Явление электромагнитной индукции."
Цель урока: Сформировать понятие явления электромагнитной индукции и научить применять его на практике для объяснения физических явлений; экспериментально исследовать это явление, развить навыки экспериментальной самостоятельной работы.
Задачи урока
Обучающие:
- изучить явление электромагнитной индукции и условия его возникновения;
- рассмотреть историю вопроса о связи магнитного поля и электрического;
- показать причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции,
- способствовать актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному конструированию новых знаний.
Развивающие: способствовать развитию умения работать в группе, высказывать собственные суждения и аргументировать свою точку зрения.
Воспитательные:
- способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
- способствовать моделированию собственной системы ценностей, базирующихся на идее саморазвития.
Оборудование: проектор, презентация, видео опыты, оборудование для эксперимента на столы (катушка, миллиамперметр, 2 провода, магнит), для демонстрации: катушка, гальванометр.
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня вы вместе со мной участвуете в открытом уроке. Желаю вам творческого настроя и успешной работы!
Но прежде, чем приступить к новой теме, я бы хотела проверить, что вы усвоили на прошлом уроке.
2. Актуализация знаний (ответить фронтально на вопросы)
-Кто первый обнаружил, что электрический ток действует на магнитную стрелку?(Эрстед)
-Вокруг чего существует магнитное поле (перечислить).
-Что такое линии магнитной индукции?
-Как по силовым линиям определить, где магнитное поле сильнее, а где слабее?
-Как расположены магнитные линии однородного магнитного поля?
-Что такое магнитный поток?
-Скажите, от чего зависит величина магнитного потока?
Проверка усвоения ранее изученного материала.
У вас на столах имеются карточки с цифрами. Я вслух читаю вопросы теста, вы поднимаете одну или несколько карточек с вариантами правильных ответов.
- Где магнитное поле не существует?
1) вокруг проводника с током
2) вокруг движущихся заряженных частиц
3) вокруг неподвижных зарядов (-)
4) вокруг магнита
- Кто впервые из учёных доказал, что вокруг проводника с током существует магнитное поле?
1) Эрстед (+)
2) Ньютон
3) Архимед
4) Ом
- Что нужно сделать, чтобы увеличить магнитный поток (см. рисунок)
1) алюминиевую рамку заменить железной
2) поднимать рамку вверх
3) взять более слабый магнит
4) усилить магнитное поле (+)
Рисунок 2
3. Объяснение нового материала.
Мы с вами выяснили, что магнитное поле порождается электрическим током (фото Эрстеда на доске и подписать электричество – магнетизм).
А можно ли с помощью магнитного поля создать электрический ток? Как это сделать? Предлагаю вам, имея оборудование провести эксперимент по превращению магнетизма в электричество.
Опыт получился! Давайте покажем опыт всему классу. (опыт на демонстрационном столе)
Ура, мы за …. несколько минут решили задачу, которую не смог решить швейцарский физик Колладон. У него в наличии было оборудование, которое у вас на столе. Но ошибка была в том, что катушка находилась в одной комнате, а гальванометр в другой. Ученый добивался чистоты эксперимента, думая что магнит будет воздействовать на магнит гальванометра. Английский ученый Майкл Фарадей в своём дневнике написал «Превратить магнетизм в электричество». Почти 10 лет решал он эту проблему, и вот 29 августа 1831 года, выполняя эксперимент такой же как и Колладон, только с помощником, увидел, что стрелка гальванометра отклонилась. В результате он делает вывод: Переменное во времени магнитное поле порождает электрический ток. (фото Фарадея на доске и надпись магнетизм – электричество).
Открытое явление назвали – явление электромагнитной индукции.
Это и будет темой нашего урока.
Явление электромагнитной индукции - это явление возникновения электрического тока в замкнутом контуре при любом изменении магнитного потока, пронизывающего этот контур. Полученный таким образом ток, называется индукционным.
А целью – изучить это явление, его особенности и применение на практике.
Давайте выясним, какими способами можно используя переменное магнитное поле получить электрический ток.(видео опыт) – 3,5 мин
Вывод в тетради: запишем способы получения индукционного тока из увиденных опытов.
Запишете в тетради опыты Фарадея
Физ минутка. Давайте вспомним правило буравчика – если ток направлен от нас. То как направлено магнитное поле? А если проводник находится в магнитном поле. Северный полюс находится на потолке , ток в проводнике направлен от нас, в какую сторону будет смещаться проводник?
А теперь выясним, от чего зависит направление индукционного тока в катушке и величина этого тока. Выполняем эксперимент.
Вывод:Дети. направление тока зависит от того, каким полюсом приближаемся к катушке, или вносим или выносим магнит из катушки. Величина тока зависит от быстроты перемещения магнита, то есть от скорости магнита, от скорости изменения магнитного потока, (дети сами говорят вывод, записываем вывод в тетради).
Практическое применение:
- генератор (модель)
- спидометр (видео)2,5 мин
- беспроводное зарядное устройство
- электродвигатель в авиации
И многое, многое другое.
4. Рефлексия. Поднимите карточки с оценками.
Оцени свою работу на уроке! | Оценка | |
1 | Я умею проводить опыты Фарадея | |
2 | Я знаю, при каких условиях возникает индукционный ток в катушке, т.е. что надо делать, чтобы получить ток | |
3 | Я знаю, почему его назвали индукционным током | |
4 | Я знаю, от чего зависит величина индукционного тока | |
5 | Я знаю, как важно явление электромагнитной индукции в технике |
Оценки за урок.
5. Домашнее задание старый учебник п 39 новый п
Вопрос – какие устройства работают на принципе явления электромагнитной индукции?
Доп материал – жизнь и научная деятельность Фарадея.
Спасибо за работу.
План – конспект урока в тетради.
Записать в тетради:
Тема урока: «Явление электромагнитной индукции»
Определение: Явление электромагнитной индукции - это явление возникновения электрического тока в замкнутом контуре при любом изменении магнитного потока, пронизывающего этот контур. Полученный таким образом ток, называется индукционным.
Опыты Фарадея:
1)
2)
3)
4)
5)
Проверить на опыте и записать ответы:
- Индукционный ток возникает
а) при внесении магнита в катушку,
б) при остановке магнита,
в) при вынесении магнита из катушки.
2. Направление тока меняется, если_________________
3. Сила тока в катушке _____________, если скорость магнита_________
Рефлексия. Поднимите карточки с оценками.
Оцени свою работу на уроке! | |
1 | Я умею проводить опыты Фарадея |
2 | Я знаю, при каких условиях возникает индукционный ток в катушке, т.е. что надо делать, чтобы получить ток |
3 | Я знаю, почему его назвали индукционным током |
4 | Я знаю от чего зависит величина индукционного тока |
5 | Я знаю, как важно явление электромагнитной индукции в технике |
Оценки за урок.
5. Домашнее задание старый учебник п 39 новый п
Вопрос – где в технике применяют явления электромагнитной индукции?
Доп материал – жизнь и научная деятельность Фарадея.
Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку физики по теме:" Явление электромагнитной индукции"
Явление электромагнитной индукции.1.Назовите источники электрического поля.2.Назовите источники магнитного поля.3.Чем создается магнитное поле?4.Чем создается поле постоянного магнита?5.Что является о...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Контрольная работа в формате ЕГЭ 2015 11 класс "Магнитное поле. Электромагнитная индукция"
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА В ФОРМАТЕ ЕГЭ 2015...
Разработка урока по физике для 9 класса по теме: "Электромагнитная индукция"
Данная разработка содержит технологическую карту урока и мультимедийную презинтаци.Урок построен на принципе системно-деятельностного подхода....
Методическая разработка урока физики в 9 классе по теме: Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея
Данная методическая разработка составлена в виде проекта урока на основе технологической карты деятельности учителя и учащихся. В основу учебной работы на уроке лежит деятельность по "открыт...
Урок в 9 классе по теме "Электромагнитная индукция"
Раскрытие физическойсущности явленияэлектромагнитной индукции...
Презентация к уроку физики в 9 классе по теме "Электромагнитная индукция"
Презентация у уроку физики в 9 классе по теме "Электромагнитная индукция"...