Конспект урока "Сила трения"
план-конспект урока по физике (7 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока: Сила трения
Автор урока: Таборская Виктория Владимировна
Школа: МБОУ СОШ №27 г. Архангельска
Предмет | Физика |
Класс | 7 |
УМК | А.В.Перышкин «Физика 7 класс» |
Изучаемый раздел | «Взаимодействие тел» |
Тема урока | «Сила трения» |
Цель урока | сформировать систему знаний по теме, познакомить учащихся с явлением трения; сформировать понятие «сила трения»; экспериментально установить, от чего зависит эта сила; показать связь изучаемого материала с реальной жизнью на примерах применения трения в природе и технике; выяснить причины появления силы трения и виды трения. |
Задачи урока | |
Личностный результат | формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления |
Метапредметный результат | развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника |
Предметный результат | формирование представлений о силе трения, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся. |
Тип учебного занятия | изучение нового материала с использованием технологии критического мышления |
Методы и приемы | Кластер, исследовательский |
Оборудование | Мультимедийный проектор. ПК. Лабораторное оборудование: динамометры, деревянные бруски, круглые карандаши, лист бумаги, бархатная бумага, кусок материи, набор грузов. |
Формы работы | Парная, групповая, фронтальная |
Методы | Проблемное изложение, Частично-поисковый, Исследовательский |
Место проведения | Компьютерный класс |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | ||
познавательные | коммуникативные | регулятивные | |||
Мотивация к учебной деятельности | На данном этапе урока идет формулирование проблемной ситуации. Мотивом для создания проблемной ситуации служит исторический документ. Дорогие друзья! Мне в руки попал один исторический документ, в котором описана удивительная история. Интрига моего рассказа будет в том, что я прочитаю только начало документа, а остальное мы прочтем в конце урока. А пока вы готовы слушать? На Сенатской площади в Санкт-Петербурге установлен памятник Петру I. Но, что интересно!? Как же в 18 веке, не имея ни мощных тягачей, ни подъемных кранов, люди могли доставить гранитную глыбу весом 80 тыс. пудов (1280 тонн)? Около 9 км пропутешествовал Гром-камень по суше, а потом по Неве на плотах был доставлен в Петербург. Это событие было отмечено особой медалью, на которой была вычеканена надпись: «Дерзновению подобно, 1770 год». Как же это было сделано? Смелый, остроумный проект передвижения Гром-камня дал кузнец из казенных мужиков, оставшийся, к сожалению, неизвестным. Он предложил…. И на этом отрывке текста я остановлюсь. Как вы думаете, какой проект перемещения постамента мог предложить простой русский кузнец, что бы позволило в целости и сохранности доставить камень на Сенатскую площадь, ведь девять километров пропутешествовал Гром - камень по суше? (обсуждение ответов) | Слушают учителя. Предлагают варианты, отвечают на вопрос. | Выделить существенную информацию из слов учителя | Слушать собеседника. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь собеседника | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
2. Постановка проблемы | Пресс-конференция и вопрос к тексту. (учащиеся в парах составляют вопросы к документу) Ребята, давайте поиграем в пресс-конференцию. Составьте вопросы к данному отрывку из документа. (выслушивает вопросы. Учитель не комментирует и не критикует вопросы) И какой же главный вопрос мы зададим? И так, вы сформулировали проблемный вопрос: Какой проект был предложен кузнецом для перемещения глыбы? На этот вопрос нам необходимо будет ответить. | Слушают. Составляют вопросы в парах. Задают вопросы. | Строят речевые высказывания в устной форме. Выделяют существенную информацию. | Умение достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Умение слушать принимать и сохранять учебную цель. |
Скажите, пожалуйста, с каким основным понятием мы познакомились на прошлых уроках? Давайте вспомним все, что мы знаем о силе, и оформим на доске в виде кластера. (Опрос ведется по цепочке) Учащиеся называют все, что знают о силе. После обсуждения вопросов, учитель выписывает на доску понятия (ответы). Это графический способ организации материала, который позволяет наглядно его представить. Создание кластера:
В итоге получается структура, которая графически отображает размышления по данной теме. Демонстрация: движение на столе игрушечного автомобиля с наклонной плоскости. Почему машинка остановилась? Какая сила препятствуют движению? (выслушивает варианты) Правильно! Тема нашего урока «Сила трения». А как вы понимаете слово «Трение»? Подпишите в тетрадях дату и тему урока. Скажите, пожалуйста, исходя из темы нашего урока, на какие вопросы вы бы хотели получить сегодня ответы? | Отвечают: Сила По цепочке заполняют кластер. (Пример в приложении 1.) Отвечают: машинка останавливается, потому что скорость ее уменьшается, значит, на нее действует сила. Отвечают: тереть одно тело перемещать относительно другого. Подписывают в тетрадях тему. Примерные вопросы: -Что такое сила трения? -Виды сил трения? -куда она направлена? -от чего она зависит? | Определение основной и второстепенной информации. Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели | Умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы. Умение достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование. | |
3.Осмысление | Господа научные сотрудники, перед нами стоит задача: исследовать силу трения. Вам предстоит провести эксперимент в группах и представить результат нам. (выдается задание группам) 1 группа: «Исследовать зависимость трения скольжения от рода поверхностей» Оборудование: динамометр, деревянный брусок, 2 круглых карандаша (палочки) 2 группа: «Исследовать зависимость силы трения скольжения от рада поверхностей» Оборудование: динамометр, деревянный брусок, лист бумаги, кусок материи. 3 группа: «Исследовать зависимости силы трения скольжения от силы давления» Оборудование: динамометр, деревянный брусок, 2 груза. 4 группа: «Исследовать зависимость силы трения от площади трущихся поверхностей » Оборудование: динамометр, деревянный брусок. Помогает учащимся в ходе выполнения экспериментов Предлагает учащимся выступить с результатами исследования. После представления результатов исследования приходят к выводу: 1.Сила трения - сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения. 2). Причины возникновения трения: 1. Шероховатости, неровности поверхности. 2. Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел. 3) Виды трения: 1. Сила трения качения. 2. Сила трения скольжения. 4). При равных нагрузках сила трения качения меньше силы трения скольжения. | Выполняют исследовательскую работу в группах и делают вывод. | Поиск и выделение полезной информации. Смысловое чтение. Построение логической цепи рассуждения. Моделирование Умение осознано строить высказывания. | Планирование учебного сотрудничества определение цели, функции участников, способов взаимодействия. Умение структурировать знания. | Планирование прогнозирование контроль коррекция Контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и полученного результата. |
Скрытая физкультминутка | Проверим, как вы внимательно слушали друг друга. Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете только «Да» или «Нет». Если «Да» - хлопаем в ладоши, если «нет» - опускаем руки. (Примерные вопросы.)
| Отвечают на вопросы, хлопают в ладоши, опускают руки. | Анализируют усвоенный материал | Умение сравнивать, анализировать степень усвоения нового учебного материала | |
Закрепление | Учитель предлагает найти в интернете ответ на вопрос «Трение – друг или враг?» обсуждают | Поиск информации, обсуждение вопросов. | Выделение существенной информации. Поиск информации. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. | Получать необходимую информацию | |
Вы сегодня многое узнали о силе трения. Давайте вернемся к нашему историческому документу. Вы, наверное, уже догадались «Какой проект для передвижения камня был предложен кузнецом?» Учитель выслушивает все ответы. Я предлагаю вам посмотреть подсказку видеоролик: «Сила трения качения и ее применение». (Приложение 3) А знаете ли вы? Изобретение колеса имело огромное значение для развития цивилизации. Колесо применялось в конструкциях транспортных средств уже в IV в. до н.э. В Месопотамии. Около 200 г. до н.э. Для уменьшения веса колеса были применены радиальные спицы. Теперь мы можем ответить на наш главный вопрос: «Какой проект для передвижения камня был предложен кузнецом?» А теперь я вам прочту оставшуюся часть документа. Слушаем внимательно. Невиданный проект передвижения Гром-камня дал кузнец из казенных мужиков, оставшийся, к сожалению, неизвестным. Предлагает составить кластер по данному уроку. По середине доски записывает «Сила трения». Учащиеся по цепочке называют понятия. | Ребята предлагают идеи, отвечают на вопросы. Смотрят видеоролик. Слушают. Отвечают. Составляют кластер. Записывают его в тетрадь. Обсуждают. Пример кластера в приложении 2. | Выделение существенной информации. | Умение структурировать знания. Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Умение структурировать знания. | Умение слушать, смотреть. Умение анализировать. Контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и полученного результата. Саморегуляция. | |
Домашнее задание | Изучить п.30-32. Проверить себя отвечая на вопросы после параграфа. Творческое задание: Написать фантастический рассказ (Сказку): «В мире без трения» | Записывают домашнее задание | Получать необходимую информацию | ||
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Ребята, проанализируем сегодня нашу деятельность на уроке. Что нового вы сегодня узнали? Ребята, составьте синквейн, отражающий вашу деятельность на уроке (предполагается, что обучающиеся уже знают правила составления синквейна) Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Заслушивание синквейнов 2 – 3 учащихся. | Отвечают, составляют синквейн. Пример: 1. Трение. 2. Полезное и вредное. 3. Удерживает, помогает, изнашивает. 4. Без трения нет движения, благодаря нему мы ходим. 5. Необходимо. | Умение осознанно и произвольно строить высказывания. Построение логической цепи рассуждения | Умения структурировать знания | прогнозирование |
Приложение 1
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».
Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».Цели урока:1. Обучающая- познакомить учащихся с силой трения, выяснить какие виды силы трения существуют; в...
Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Явление трения. Сила трения».
Конспект содержит экспериментальное задание по определению силы трения....
Урок в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения. Трение в природе и технике»
Цель: ознакомить учащихся с явлением трения, сформулировать понятие сила трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила.Задачи урока: Познавательные: формировать умений систематизироват...
Конспект урока в 7 классе "Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя."
Цель: сила трения, причины возникновения силы трения, трение скольжения, трение качения, зависимость силы трения от веса тела, сравнение сил трения скольжения и трения качения....
План-конспект урока - практикума в 9 классе «Определение коэффициента трения скольжения и определение зависимости силы трения от веса тела»
Приводится план-конспект урока-практикума в 9 классе...
конспект урока по теме: "Сила трения. Трение в природе и технике"
Конспект урока физики для 7 класса по теме: "Сила трения. Трение в природе и технике"...