Предпрофильное образование в рамках урочной и внеурочной деятельности
статья по физике (10, 11 класс)

Мкртычян Елена Георгиевна

МАОУ лицей №11 им. В.В.Рассохина  совместно с  Армавирским  механико-технологическим институтом, филиалом Кубанского государственного технологического университета,  реализует проект сетевое взаимодействие в рамках обучения по технологическому профилю «Технологический профиль как основа научно-технического творчества обучающихся». Предпрофильная подготовка в нашем лицее реализуется   с начальной школы, а уже с 5- го класса  обучающиеся  имеют возможности для глубокого развития инженерного мышления. Так, в 5-6 классах реализуется  элективный курс «Введение в естественнонаучные предметы», курсы  внеурочной деятельности по программам:  «Основы робототехники», с  7по 11 классы - «Решение нестандартных задач по физике», «Физика в экспериментах»- 10-11 класс, в 8-х классах –курс  «Черчение»,  «Трудные вопросы математики» в 9-11 классах,  в рамках курса «Проектная деятельность» учащиеся пишут индивидуальные проекты с последующей публичной защитой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предпрофильное  инженерное  образованиев рамках урочной и внеурочной деятельности.

Е.Г. Мкртычян

МАОУлицей №11 им.В.В.Рассохина,

г. Армавир

           Современный ребенок с самого раннего возраста находится  в окружении техники, электроники, роботов, зачатки инженерного мышления необходимы ему с малых лет. Воспитание перспективных инженерных кадров нужно начинать еще в школьном возрасте, ориентируя подростков на приобретение навыков технического творчества, прививать интерес к техническим исследованиям, развивать имеющиеся способности творческой технической одаренности. Наш  лицей совместно с  Армавирским механико-технологическим институтом, филиалом Кубанского  государственного технологического университета, реализует проект «Инженерно-технический профиль как основа научно-технического творчества обучающихся». Взаимодействие  лицея и ВУЗа создает условия для научного, научно-методического и психолого-педагогического сопровождения предпрофильной  подготовки, профильного обучения и профессионального образования, а так же  для повышения квалификации педагогических кадров в соответствии с ихинформационными и профессиональными потребностями.

Востребованность   обучающимися  лицея  данного профиля  в старшем звене является не случайным.  Предпрофильная подготовка  нашем лицее  реализуется   с начальной школы, а уже с 5- го класса  обучающиеся   имеют возможности для глубокого развития инженерного мышления. Так, в 5-6 классах реализуются  элективные курсы «Введение в естественнонаучные предметы»  и «Информатика», в 8 классах «Предпрофильная подготовка»;  курсы  внеурочной деятельности по программам: «Основы робототехники» в 5-6 классах, с 7-по 11 класс - «Решение нестандартных задач по физике», «Физика в экспериментах» в 10-11 классах, в 8-х классах – курс «Черчение»,  «Трудные вопросы математики» в 9-11 классах,  в рамках курса «Проектная деятельность» учащиеся  пишут индивидуальные проекты с последующей публичной защитой.

Социально-педагогическая  значимость  этих программ – обеспечение наибольшей личностной направленности, дифференциации и индивидуализации образования. Эти принципы являются ответом на требования современного общества. Речь не идет о подготовке к конкретной профессии и специальности, а о подготовке деятельности, связанной с использованием знания в предметной области.

Введение естествознания в учебный план лицея позволяет реализовать профильность, индивидуальную образовательную траекторию ученика и при этом ведется эффективное и увлекательное преподавание предмета. Данный предмет позволяет уже в пятом классе формировать   экспериментальные умения и навыки.  Каждый учебный блок включает практические работы, курс позволяет учителю распределить учебное время таким образом, чтобы существенное внимание было уделено именно практикуму.
Введение во внеурочную деятельность образовательной программы «Основы робототехники» с использованием таких методов, как совместное творчество, поиск проблем и их практическое решение, анализ и обобщение опыта, подготовка исследовательских проектов и их защита, элементы соревнований, изменило картину восприятия учащимися технических дисциплин, переводя их из разряда умозрительных в разряд прикладных.Робототехнический модуль «Базовый соревновательный уровень», созданный на основе робототехнического набора VEXIQ, дает возможность обучающимся изучить программирование роботов в наглядной форме. Он также позволяет решать практико-ориентированные  задачи. А уже с 7-го класса обучающиеся имеют возможность решать нестандартные задачи по физике в рамках внеурочного курса.

При таком подходе усвоение материала школьниками происходит намного лучше, всепоследующие ученические проекты являются межпредметного направления. Обучающимися создаются проекты на стыке нескольких наук благодаря сотрудничеству с учителями физики, математики, информатики и  педагогами, занятыми внеурочной деятельностью.

В рамках предпрофильной подготовки на первом этапе поводится профессиональное просвещение, обучающие  знакомятся с профессиями и специальностями. В  целях профессиональной ориентации, формирования трудовых и профессиональных интересов,  совместно проводится изучение личности школьника. Диагностику обучающихся по вопросам профессионального самоопределения  проводит психолог лицея. По результатам тестирования ребятам даются рекомендации в выборе области профессиональной деятельности.Профессиональное воспитаниепозволяетформироватьу обучающихся  устойчивыепрофессиональные  интересы  к той или иной профессии, а так же сфере трудовой деятельности. С обучающимися проводитсяпрофконсультация , где они могут получить совет о видах трудовой деятельности, профессиях и специальностях, наиболее соответствующих их  личностным качествам, знаниям и склонностям.

В результате этих мероприятий  мы можем выстраивать индивидуальные образовательные траектории; расширить научно-образовательное пространство для учащихся; обобщить опыт работы, создать в лицееметапредметные лаборатории.

При переходе в 10 класс у обучающегося есть возможность выбора одного из трех профильных направлений:  инженерно-математическое, химико-биологическое исоциально-экономическое.В рамках инженерно-математического направленияобучения учащиеся получают повышенную подготовку по математике, физике и информатике – предметов, которые требуются для поступления в ВУЗыинженерного направления.В рамках специализации предмета в 10-11 классах инженерно-математическойнаправленности (технологический профиль) вводятся курсы внеурочной деятельности: «Трудные  вопросы математики», «Решение нестандартных задач по физике»,«Физика в экспериментах», «Проектная деятельность»

 Участие в чемпионатах, выставках, фестивалях, олимпиадах изготовление моделей самодельных приборов, подготовка проектов, все эти этапы рождают у детей интерес к профильному инженерному образованию.

Результаты совместной деятельности учеников и учителей приносят своиплоды. Так, на протяжении нескольких лет наши лицеисты становятся призерамирегиональной политехнической олимпиады,  конкурсов и конференций инженерной направленности, становятся победителями конкурсаисследовательских  проектов школьников в рамках краевойнаучно-практической конференции «Эврика», участвуют во всероссийском проекте «Большие вызовы», международном инженерном Чемпионате «CASE-IN».К инженерным проектам, созданным лицеистами  относя такие как: «Умная теплица, «Умный дом, «Беспилотный летательный аппарат для изучения труднодоступной местности, «Автоматический астротрекер» и др.

Обучающиеся нашего лицея  рассматривают профессию не толькокак средство для достижения жизненного успеха, но и как средство социализации в обществе и самореализации личности. На мой взгляд, главное в достижении успеха ребенка в профессиональной деятельности - это правильное самоопределение обучающихсяи нахождения своего места в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности обучающихся

Взаимодействие общего и дополнительного образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности обучающихся рассмотрены в презентации в рамках мастер-класса ММЦ с.Белоносово...

Развитие читательских интересов младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности

В работе раскрываются проблемы и пути решения развития читательских интересов младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности.Это итоговая работа по курсам повышения квалификации ФГОС НО...

Формирование ИКТ-компетентности в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Материал выступления на педсовете, посвященному внедрению ФГОС....

Аналитическая справка о наличии системы работы с одарёнными детьми (мотивированными учащимися) в рамках урочной и внеурочной деятельности

Опыт работы с одарёнными детьми и с мотивированными учащимися убеждает, что только широкий диапазон включенности ребенка в учебную творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие, форм...

Статья "ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это ...

ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Данная работа была представлена на научно-педагогической конференции в городе Новошахтинске по теме "Расширение образовательного пространства средствами интеграции основного и  дополнительного об...

Методическая разработка дистанционной игры для использования в рамках урочной и внеурочной деятельности.

       Дистанционные технологии - это одно из приоритетных направлений развития образования в наши дни. Их использование повышает эффективность обучения, развивает в детях с...