Предпрофильное образование в рамках урочной и внеурочной деятельности
статья по физике (10, 11 класс)
МАОУ лицей №11 им. В.В.Рассохина совместно с Армавирским механико-технологическим институтом, филиалом Кубанского государственного технологического университета, реализует проект сетевое взаимодействие в рамках обучения по технологическому профилю «Технологический профиль как основа научно-технического творчества обучающихся». Предпрофильная подготовка в нашем лицее реализуется с начальной школы, а уже с 5- го класса обучающиеся имеют возможности для глубокого развития инженерного мышления. Так, в 5-6 классах реализуется элективный курс «Введение в естественнонаучные предметы», курсы внеурочной деятельности по программам: «Основы робототехники», с 7по 11 классы - «Решение нестандартных задач по физике», «Физика в экспериментах»- 10-11 класс, в 8-х классах –курс «Черчение», «Трудные вопросы математики» в 9-11 классах, в рамках курса «Проектная деятельность» учащиеся пишут индивидуальные проекты с последующей публичной защитой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predprofilnoe_obrazovanie_v_ramkah_urochnoy_i_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 24.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Предпрофильное инженерное образованиев рамках урочной и внеурочной деятельности.
Е.Г. Мкртычян
МАОУлицей №11 им.В.В.Рассохина,
г. Армавир
Современный ребенок с самого раннего возраста находится в окружении техники, электроники, роботов, зачатки инженерного мышления необходимы ему с малых лет. Воспитание перспективных инженерных кадров нужно начинать еще в школьном возрасте, ориентируя подростков на приобретение навыков технического творчества, прививать интерес к техническим исследованиям, развивать имеющиеся способности творческой технической одаренности. Наш лицей совместно с Армавирским механико-технологическим институтом, филиалом Кубанского государственного технологического университета, реализует проект «Инженерно-технический профиль как основа научно-технического творчества обучающихся». Взаимодействие лицея и ВУЗа создает условия для научного, научно-методического и психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки, профильного обучения и профессионального образования, а так же для повышения квалификации педагогических кадров в соответствии с ихинформационными и профессиональными потребностями.
Востребованность обучающимися лицея данного профиля в старшем звене является не случайным. Предпрофильная подготовка нашем лицее реализуется с начальной школы, а уже с 5- го класса обучающиеся имеют возможности для глубокого развития инженерного мышления. Так, в 5-6 классах реализуются элективные курсы «Введение в естественнонаучные предметы» и «Информатика», в 8 классах «Предпрофильная подготовка»; курсы внеурочной деятельности по программам: «Основы робототехники» в 5-6 классах, с 7-по 11 класс - «Решение нестандартных задач по физике», «Физика в экспериментах» в 10-11 классах, в 8-х классах – курс «Черчение», «Трудные вопросы математики» в 9-11 классах, в рамках курса «Проектная деятельность» учащиеся пишут индивидуальные проекты с последующей публичной защитой.
Социально-педагогическая значимость этих программ – обеспечение наибольшей личностной направленности, дифференциации и индивидуализации образования. Эти принципы являются ответом на требования современного общества. Речь не идет о подготовке к конкретной профессии и специальности, а о подготовке деятельности, связанной с использованием знания в предметной области.
Введение естествознания в учебный план лицея позволяет реализовать профильность, индивидуальную образовательную траекторию ученика и при этом ведется эффективное и увлекательное преподавание предмета. Данный предмет позволяет уже в пятом классе формировать экспериментальные умения и навыки. Каждый учебный блок включает практические работы, курс позволяет учителю распределить учебное время таким образом, чтобы существенное внимание было уделено именно практикуму.
Введение во внеурочную деятельность образовательной программы «Основы робототехники» с использованием таких методов, как совместное творчество, поиск проблем и их практическое решение, анализ и обобщение опыта, подготовка исследовательских проектов и их защита, элементы соревнований, изменило картину восприятия учащимися технических дисциплин, переводя их из разряда умозрительных в разряд прикладных.Робототехнический модуль «Базовый соревновательный уровень», созданный на основе робототехнического набора VEXIQ, дает возможность обучающимся изучить программирование роботов в наглядной форме. Он также позволяет решать практико-ориентированные задачи. А уже с 7-го класса обучающиеся имеют возможность решать нестандартные задачи по физике в рамках внеурочного курса.
При таком подходе усвоение материала школьниками происходит намного лучше, всепоследующие ученические проекты являются межпредметного направления. Обучающимися создаются проекты на стыке нескольких наук благодаря сотрудничеству с учителями физики, математики, информатики и педагогами, занятыми внеурочной деятельностью.
В рамках предпрофильной подготовки на первом этапе поводится профессиональное просвещение, обучающие знакомятся с профессиями и специальностями. В целях профессиональной ориентации, формирования трудовых и профессиональных интересов, совместно проводится изучение личности школьника. Диагностику обучающихся по вопросам профессионального самоопределения проводит психолог лицея. По результатам тестирования ребятам даются рекомендации в выборе области профессиональной деятельности.Профессиональное воспитаниепозволяетформироватьу обучающихся устойчивыепрофессиональные интересы к той или иной профессии, а так же сфере трудовой деятельности. С обучающимися проводитсяпрофконсультация , где они могут получить совет о видах трудовой деятельности, профессиях и специальностях, наиболее соответствующих их личностным качествам, знаниям и склонностям.
В результате этих мероприятий мы можем выстраивать индивидуальные образовательные траектории; расширить научно-образовательное пространство для учащихся; обобщить опыт работы, создать в лицееметапредметные лаборатории.
При переходе в 10 класс у обучающегося есть возможность выбора одного из трех профильных направлений: инженерно-математическое, химико-биологическое исоциально-экономическое.В рамках инженерно-математического направленияобучения учащиеся получают повышенную подготовку по математике, физике и информатике – предметов, которые требуются для поступления в ВУЗыинженерного направления.В рамках специализации предмета в 10-11 классах инженерно-математическойнаправленности (технологический профиль) вводятся курсы внеурочной деятельности: «Трудные вопросы математики», «Решение нестандартных задач по физике»,«Физика в экспериментах», «Проектная деятельность»
Участие в чемпионатах, выставках, фестивалях, олимпиадах изготовление моделей самодельных приборов, подготовка проектов, все эти этапы рождают у детей интерес к профильному инженерному образованию.
Результаты совместной деятельности учеников и учителей приносят своиплоды. Так, на протяжении нескольких лет наши лицеисты становятся призерамирегиональной политехнической олимпиады, конкурсов и конференций инженерной направленности, становятся победителями конкурсаисследовательских проектов школьников в рамках краевойнаучно-практической конференции «Эврика», участвуют во всероссийском проекте «Большие вызовы», международном инженерном Чемпионате «CASE-IN».К инженерным проектам, созданным лицеистами относя такие как: «Умная теплица, «Умный дом, «Беспилотный летательный аппарат для изучения труднодоступной местности, «Автоматический астротрекер» и др.
Обучающиеся нашего лицея рассматривают профессию не толькокак средство для достижения жизненного успеха, но и как средство социализации в обществе и самореализации личности. На мой взгляд, главное в достижении успеха ребенка в профессиональной деятельности - это правильное самоопределение обучающихсяи нахождения своего места в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности обучающихся
Взаимодействие общего и дополнительного образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности обучающихся рассмотрены в презентации в рамках мастер-класса ММЦ с.Белоносово...
Развитие читательских интересов младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности
В работе раскрываются проблемы и пути решения развития читательских интересов младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности.Это итоговая работа по курсам повышения квалификации ФГОС НО...
Формирование ИКТ-компетентности в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Материал выступления на педсовете, посвященному внедрению ФГОС....
Аналитическая справка о наличии системы работы с одарёнными детьми (мотивированными учащимися) в рамках урочной и внеурочной деятельности
Опыт работы с одарёнными детьми и с мотивированными учащимися убеждает, что только широкий диапазон включенности ребенка в учебную творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие, форм...
Статья "ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это ...
ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Данная работа была представлена на научно-педагогической конференции в городе Новошахтинске по теме "Расширение образовательного пространства средствами интеграции основного и дополнительного об...
Методическая разработка дистанционной игры для использования в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Дистанционные технологии - это одно из приоритетных направлений развития образования в наши дни. Их использование повышает эффективность обучения, развивает в детях с...