Конспект занятия по физике "Электрический ток в жидкостях"
план-конспект по физике
В данном материале представлена разработка конспекта занятия по физике по теме "Электрический ток в жидкостях" для студентов общеобразовательного курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_teme_elektricheskiy_tok_v_zhidkostyah.docx | 76.35 КБ |
prezentatsiya_po_teme_elektricheskiy_tok_v_zhidkostyah.pptx | 2.64 МБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема: «Электрический ток в жидкостях»
Тема занятия: Электрический ток в жидкостях
Обще дидактическая цель занятия: создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала средствами системы заданий и вопросов уровневого характера для организации познавательной деятельности обучающихся.
Задачи учебного занятия:
1) Образовательные:
― создать условия для формирования представления о природе электрического тока в жидкостях, как о физико-химическом процессе;
― установить связь между элементами содержания ранее изученного материала;
― продолжить формирование навыков решения физических задач, в частности формирование умения применять законы электролиза
― показать возможности использования электролиза в промышленности.
2) Развивающие:
― способствовать развитию логического мышления, аккуратности при проведении лабораторного опыта, умение работать с предложенной информацией;
― создать условия для формирования навыков и умений самостоятельной работы, развития умения анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное.
3) Воспитательные:
― способствовать формированию положительного отношения к знаниям;
― воспитание самостоятельности, настойчивости при достижении конечного результата;
― формирование культуры учебной деятельности и информационной культуры.
Место проведения: кабинет естественнонаучных дисциплин.
Продолжительность занятия: 90 минут.
Оборудование: источник тока, электроды, лампочка, соединительные провода, сосуд, дистиллированная вода, соль NaCl и CuSO4; мультимедийный проектор, презентация «Электрический ток в жидкостях», карточки для работы.
Методы и методические приемы:
― практические: опыты;
― наглядные: наблюдения обучающихся;
― словесные: объяснение, рассказ
Тип занятия: усвоение нового материала.
Вид занятия: комбинированный.
Структура занятия.
Этапы занятия | Цель этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Результат |
1. Организационный момент. | Мобилизация внимания, выявление готовности аудитории к занятию. | Приветствует обучающихся, создает благоприятную обстановку, обращает внимание на готовность к учебному занятию | Настраиваются на учебное занятие. Готовятся к нему. Приветствуют преподавателя. Усаживаются за столы. | Полная готовность группы и оборудования, включение обучающихся в деловой ритм |
2. Подготовка к усвоению нового материала. Активация опорных знаний | Выявление степени подготовки студентов к занятию и степень усвоения материала по предыдущей теме. Повторение и закрепление ранее изученного материала. | Предоставляет возможность вспомнить материал по предыдущей теме, озвучивает вопросы и корректирует ответы обучающихся Вопросы для устного опроса (Приложение №1) | Отвечают устно на вопросы | Готовность к изучению новой темы |
3.Мотивация. Постановка целей занятия | Обозначить цель занятия, заинтересовать обучающихся, сконцентрировать их внимание, проявить интерес к изучению новой темы | С помощью незаконченных предложений и наводящих вопросов подводит к формулировке темы и цели учебного занятия. Корректирует ответы. Определяет цель, обосновывает значимость изучаемой темы. Обращает внимание на раздаточный материал (рабочие карточки, учебник, справочник). (Приложение2) Записывает число и тему занятия. | Формулируют тему и общую цель занятия, записывают число и тему. | Мотивация на учебно-познавательную деятельность, актуализация знаний. |
4. Усвоение новых знаний. | Выяснить, что представляет собой электрический ток в жидкостях. Рассмотреть механизм образования свободных носителей заряда в жидкости и их дальнейшего движения. Изучить процесс электролиза: его законы (законы Фарадея) и его применение в технике. | Проводит эксперимент, показывающий отсутствие или наличие тока в цепи при прохождении через жидкость. Излагает новый материал (Приложение 3), демонстрирует презентацию | Анализируют представленный эксперимент, выдвигают предположения, почему в одном случае жидкость проводник, а в другом нет. Слушают, выводы конспектируют (делают записи в рабочих карточках). Представляют презентацию о применении электролиза в технике (индивидуальное задание). | Продуктивная деятельность обучающихся по включению части в целое, классификация и систематизация. |
5. Физминутка | Снятие напряжения и усталости | Показывает несложные физические упражнения | Выполняют упражнения | Готовность к следующему этапу занятия |
6. Практическая часть Решение расчетных задач | Отработать навык решения задач на расчет величин, содержащихся в законах Фарадея. Организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов решения задач, оценка их выполнения. Экспериментальное доказательство закона Фарадея | Контролирует решение задач и выполнение практической работы студентами, помогает, указывает на ошибки. | Работают на местах и у доски 2 обучающихся выполняют практическую работу (Приложение 4,5) | Навыки работы с опорными конспектами (знаковыми системами); аналитическая работа с источниками информации; |
7. Закрепление, систематизация и обобщение знаний | Закрепление материала, формирование умения делать выводы, обобщать. Контроль усвоения знаний и умений учащихся. | Раздает контролирующий материал (Приложение 6, тестовые задания и расчётные задачи), проводит инструктаж по выполнению работы, определяет время самостоятельной работы студентов. Контролирует ход работы, помогает, указывает на ошибки. | Слушают преподавателя, задают вопросы, выполняют задания для самостоятельной работы. | Навыки работы с опорными конспектами (знаковыми системами); аналитическая работа с источниками информации; умение делать выводы (формирование профессионально важных личностных качеств). |
8. Подведение итогов занятия | Анализ, и оценка успешности достижения цели. Получение обучающимися информации о результатах обучения. | Анализирует успешность достижения целей занятия. Оценивает работу группы. | Предоставляют выполненное задание. | Достижение целей обучения. Стимул для дальнейшей учебной деятельности |
9. Домашнее задание | Закрепление полученных знаний, подготовка к следующему этапу обучения. | Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания | Слушают, записывают, задают вопросы | Формирование общих компетенций, полезных в учебной и профессиональной деятельности. |
Приложение 1
- Что такое электрический ток? (Упорядоченное движение заряженных частиц)
- Какие условия необходимы для существования электрического тока? (Наличие свободных заряженных частиц и электрическое поля)
- Свободные заряды- это…. (заряженные частицы одного знака, способные перемещаться под действием электрического поля)
- На какие три группы делятся все вещества по концентрации и уровню подвижности заряженных частиц? (проводники, диэлектрики, полупроводники)
- Какие твёрдые тела являются проводникам? (металлы)
- Что является носителями свободных зарядов в металлах? (электроны)
- Все ли жидкости проводят электрический ток?
- Какими частицами обусловлен ток в жидкостях?
Приложение 2.
Рабочая карточка
______________________________________________
Ф.И. № группы
Электрический ток в жидкостях | |||||
Среда | Свободные носители электрических зарядов | Экспериментальное подтверждение | Электролитическая диссоциация | Электролиз | Законы электролиза |
Электролиты | |||||
Ток в электролитах – это |
Приложение 3
Теоретический материал:(Презентация 1)
Для лучшего понимания процесса проводимости тока в жидкостях, можно представить следующий опыт: в ванну с дистиллированной водой поместим две металлические пластины (электроды: катод и анод), подключенные к источнику тока, в цепи в качестве индикатора тока можно взять лампочку. Если замкнуть такую цепь, лампа гореть не будет, что означает отсутствие тока, а это значит, что в цепи есть разрыв, и вода сама по себе ток не проводит. Оказывается, раствор сахара в воде тоже ток не проводит. Но если в ванную поместить некоторое количество NaCl – поваренной соли – и повторить замыкание, то лампочка загорится. Это значит, что в ванной между катодом и анодом начали упорядоченно двигаться свободные носители заряда (сл.1). Упорядоченное движение заряженных частиц называется электрическим током. В металлах заряженные частицы – электроны. Какие же заряженные частицы есть в растворе?
Откуда берутся свободные заряды?
Как было сказано в одном из предыдущих занятий, некоторые диэлектрики – полярные. Вода имеет как раз-таки полярные молекулы (сл. 2).
Полярность молекулы воды
При внесении в воду соли молекулы воды ориентируются таким образом, что их отрицательные полюса находятся возле натрия, положительные – возле хлора. В результате взаимодействий между зарядами молекулы воды разрывают молекулы соли на пары разноименных заряженных частиц. Такие частицы называются ионами. Ион - это заряженная частица, в которую превращается атом или молекула, потеряв (присоединив) один или несколько электронов. Ион натрия имеет положительный заряд, ион хлора – отрицательный (сл. 2). Именно эти ионы и будут двигаться между электродами под действием электрического поля.
Схема образования свободных ионов
При подходе ионов натрия к катоду он получает свои недостающие электроны, ионы хлора при достижении анода отдают свои.
Проводят электрический ток не только водные растворы солей, но и щелочей и кислот.
Вещества, растворы которых проводят электрический ток, называются электролитами.
Значит, электролиты – это водные растворы солей, кислот, щелочей, а также расплавы некоторых солей и оснований, проводящие электрический ток
Носителями заряда в электролитах являются- положительные и отрицательные ионы.
Ионы обоих знаков появляются в водных растворах солей, кислот и щелочей в результате расщепления части нейтральных молекул.
Это явление называется электролитической диссоциацией.
Итак, процесс распада электролита на ионы под действием растворителя, называется электролитической диссоциацией.
Растворы сахара, спирта, глюкозы и некоторых других веществ не проводят электрический ток.
Вывод: ток в электролитах - это упорядоченное движение положительных и отрицательных ионов
При прохождении электрического тока через электролит наблюдается выделение веществ, входящих в электролит, на электродах.
Электролиз - это явление выделения на электродах веществ, входящих в состав электролита, при протекании через него электрического тока.
В 1834 г. английский физик Майкл Фарадей опытным путем установил, что за определенное время ток всегда выделяет из раствора электролита одно и то же количество данного химического элемента.
Таким образом, ученый сформулировал закон, который назвали первым законом Фарадея: m = k I ∆t. Масса вещества, выделяющегося на электроде при электролизе, пропорциональна силе тока I и времени ∆t его прохождения. Если вспомнить формулы из темы о постоянном токе: I=∆q/∆t То можно представить первый закон Фарадея в виде: m = k∆q. (масса m выделившегося на электроде вещества
пропорциональна прошедшему через электролит заряду ∆q и времени ∆t прохождения тока).
m= kI∆t = k∆q.
k – электрохимический эквивалент вещества. Как вы думаете от чего он будет зависеть? В чём измеряется?
Если k зависит от вещества, где его можно найти? Откроем страницу 108 вашего учебника. Чему равен k хлора, серебра, меди?
Второй закон Фарадея непосредственно касается измерения электрохимического эквивалента через другие константы для конкретно взятого электролита:
Здесь: М – молярная масса электролита (М=А*10-3кг/моль, атомная масса); е – элементарный заряд; n – валентность электролита; NA – число Авогадро.
F = eNA – постоянная Фарадея.
F = eNA = 9,65*104 Кл / моль.
Исходя из второго закона Фарадея, первый закон можно представить в виде:
или m
Презентация 2 «Применение электролиза на практике»
Выступление студентов
Практическая часть. Решение расчетных задач
Мы выяснили, что представляет собой электрический ток в жидкостях. Рассмотрели механизм образования свободных носителей заряда в жидкости и их дальнейшего движения, процесс электролиза: его законы и его применение в технике. Давайте проверим, как вы заполнили рабочие карточки.
Молодцы! Знать теорию мало, надо уметь применять её при решении задач. Предлагаю решить задачи из рабочих карточек, задачи расположены в порядке усложнения материала. При решении необходимо использовать все имеющиеся у вас знания. За консультацией при решении задач можно обращаться к преподавателю. Напоминаю, что для решения необходимо пользоваться таблицей электрохимических эквивалентов.
Пока идёт процесс решения задач, предлагаю, двоим желающим опытным путём определить электрохимический эквивалент меди.
Приложение 4
Задачи |
№1. При серебрении изделия пользовались током 5А в течение 15 мин. Какое количество серебра израсходовано за это время? |
№2. При каком токе протекал электролиз в растворе медного купороса, если за 5 мин на катоде выделилось 6 г меди? |
№3. Какой разряд должен пройти через раствор сернокислой меди, чтобы на катоде отложилось 6,58 г меди? |
№4. За какое время на катоде электролитической ванны выделится 40 г хрома, если электролиз проходит при силе тока 25 А? |
№5. За сколько времени полностью израсходуется медный анод, размеры которого 100*50*2 (мм3), при условии. Что ток в ванне 3,0 А? |
№6. Задача №7 упр.20 стр.340 учебника |
Приложение 5
Практическое задание «Определение электрохимического эквивалента меди»
Оборудование: 1. Весы с разновесом. 2. Амперметр. 3. Секундомер. 4. Источник электрической энергии. 5. Реостат. 6. Электроды. 7. Электролитическая ванна с раствором медного купороса.
Порядок выполнения работы:
- Собрать электрическую цепь.
- Взвесить медную пластину и соединить её с отрицательным полюсом источника тока.
- Заметив время (3-5 мин), замкнуть цепь. Быстро установить реостатом силу тока 1-1,5 А.
- Через 3-5 мин, медный электрод вынуть ,взвесить и определить массу выделившейся меди.
- Результаты измерений занести в таблицу.
- По результатам измерений определить электрохимический эквивалент меди.
Масса катода до опыта, г | Масса катода после опыта, г | Масса меди, выделившейся на катоде, г | Сила тока в цепи, А | Время пропускания тока, с | Электрохимический эквивалент, г/Кл | Электрохимический эквивалент табличное значение, г/Кл | Относительная погрешность, % |
- Сравнить найденное значение с табличным и вычислить относительную погрешность измерения (|kизм. – kтаб.| / kтаб)
(Приложение 6)
Контролирующий материал
Электролиз
1 вариант
1) Какая из перечисленных жидкостей является электролитом?
А) Дистиллированная вода
Б) Расплавленный селен
В) Раствор кислоты
2) Выделение вещества на электроде при пропускании через электролит тока, называется……………………………………………………….
3) Как называется положительный электрод?
4) Сформулируйте 1 закон Фарадея. Запишите формулу.
5) Определите массу алюминия, выделившегося за 10ч на электроде, если сила тока в электролитической ванне равна 1А (электрохимический эквивалент алюминия равен 0,093·10-6кг/Кл).
6) Сколько времени длилось хромирование, если на изделие осел слой хрома массой 0,864г? Сила тока равна 4А, электрохимический эквивалент хрома 0,18·10-6кг/Кл.
7) В результате электролиза из раствора CuSO4 выделилось 1,65г меди (электрохимический эквивалент меди равен 0,33·10-6кг/Кл). Чему равен электрический заряд, прошедший через раствор?
_____________________________________________________________________________
2вариант
1) Какая из перечисленных жидкостей является электролитом?
А) Раствор соли
Б) Расплавленный селен
В) Дистиллированная вода
2)Распад молекул на ионы под действием растворителя, называется…………………………………………………………………………………
3) Как называется отрицательный электрод?
4) Сформулируйте 2 закон Фарадея. Запишите формулу.
5) Определите массу цинка, выделившегося за 5ч на электроде, если сила тока в электролитической ванне равна 2А (электрохимический эквивалент цинка равен 0,34·10-6кг/Кл).
6) Сколько времени длилось хромирование, если на изделие осел слой хрома массой 0,925г? Сила тока равна 3А, электрохимический эквивалент хрома 0,18·10-6кг/Кл.
7) В результате электролиза из раствора CuSO4 выделилось 2,65г меди (электрохимический эквивалент меди равен 0,33·10-6кг/Кл). Чему равен электрический заряд, прошедший через раствор?
Итоги урока
Что понравилось на занятии? Что было неудачным по вашему мнению? О чём хотелось бы узнать больше? Какие есть вопросы?
Домашнее задание
Физика 10 класс Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н.Н. Сотский
§119, 120. Упражнение 20 (4, 5).
Литература:
- Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский Физика 10 класс. Учебник для образовательных учреждений М.: Просвещение 2006 г.
- Дмитриева В.Ф. Физика: учебник. – М., 2010
- Фирсов А.В. Физика учебник для профессий и специальностей естественнонаучного и технического профилей. -2010
- Хрестоматия по физике – под ред. Б. П. Спасского – М.: Просвещение, 1982 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Электролиты – это … водные растворы солей, кислот, щелочей, а так же расплавы некоторых солей и оснований , проводящие электрический ток
Носителями заряда в электролитах являются… положительные и отрицательные ионы. - +
Электролитическая диссоциация – это процесс… расщепления молекул электролита на положительные и отрицательные ионы под действием растворителя.
Если в электролите нет электрического поля, то ионы движутся…. непрерывно и хаотично. - +
Значит, ток в электролитах – это… упорядоченное движение положительных и отрицательных ионов . + - Катод _ Анод + Направление тока в электролите
Электроды - проводники, соединённые с полюсами источника электрической энергии. Анодом называется положительный электрод, катодом – отрицательный. Положительные ионы, катионы (ионы металлов), движутся к катоду, отрицательные ионы, анионы ( ионы кислотных остатков и гидроксильной группы) — движутся к аноду. + − − + − + − + − + − + + − +
Электролиз – это явление… выделения на электродах веществ, входящих в состав электролита, при протекании через него электрического тока.
Закон Фарадея для электролиза Масса m вещества, выделившегося на электроде, прямо пропорциональна заряду q , прошедшему через электролит: m = k q = kIt . Величину k называют электрохимическим эквивалентом, измеряют в и находят для разных веществ в таблице.
Второй закон Фарадея М – молярная масса электролита ( М=А*10 -3 кг/моль, атомная масса ) е – элементарный заряд n – валентность электролита N A – число Авогадро. F = e N A – постоянная Фарадея . F = e N A = 9,65*10 4 Кл / моль. Исходя из второго закона Фарадея, первый закон можно представить в виде:
Применение электролиза
С электропроводностью растворов солей в воде (электролитов) связано очень многое в нашей жизни. С первого удара сердца («живое» электричество в теле человека, на 80% состоящем из воды) до автомобилей на улице, плееров и мобильных телефонов (неотъемлемой частью этих устройств являются «батарейки» – электрохимические элементы питания и различные аккумуляторы – от свинцово-кислотных в автомобилях до литий-полимерных в самых дорогих мобильных телефонах).
Явление электролиза широко применяется в современном промышленном производстве . получение неорганических веществ ( водорода, кислорода , хлора, щелочей и т.д .) очистка металлов (медь, серебро и т.д., и т.п .) Например , полученную из руды неочищенную медь отливают в форме толстых листов, которые затем помещают в ванну в качестве анодов. При электролизе медь анода растворяется, примеси, содержащие ценные и редкие металлы, выпадают на дно , а на катоде оседает чистая медь.
обработка поверхностей металлов (азотирование , борирование , электрополировка,очистка ) получение гальванических покрытий Часто стальной кузов автомобиля покрывают снизу тонким слоем цинка для защиты от коррозии
Гальванотехника область прикладной химии, охватывающая процессы электролитического осаждения металлов на поверхность металлических и неметаллических изделий. Гальванотехника включает гальваностегию и гальванопластику Открытие и техническая разработка гальванотехники принадлежат русскому учёному Б . С. Якоби , о чём он доложил 5 октября 1838 на заседании Петербургской Академии Наук. Он много сделал для ее внедрения в печатное и монетное дело, для изготовления художественных изделий
1.Гальваностегия – это… декоративное или антикоррозийное покрытие металлических изделий , деталей машин тонким , ювелирных изделий слоем другого металла (никелирование , хромирование , омеднение , золочение, серебрение).
2.Гальванопластика – это… электролитическое изготовление металлических копий , рельефных предметов .
Одно из первых применений гальванопластики — создание декоративной скульптуры. Техникой гальванопластики в 30—40-х гг. XIX в. в России было изготовлено значительное число скульптуры, сохранившейся до нашего времени (например, часть скульптуры на фасаде Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, скульптура в Екатерининском парке города Пушкина и др.). Воспроизведение скульптур в бронзе или чугуне возможно только литейным способом, к сожалению, не дающим возможности получить скульптурное произведение с абсолютной точностью: при отливке ухудшается передача мельчайших штрихов, а вместе с ними меняется манера, в которой воспроизведена лепка.
На схеме 1 – слепок (катод), 2 – пластина металла (анод). Растворенный электролит содержит нужный металл, в данном случае – серебро Если нужно получить точную копию изделия, то сначала надо из пластичного материала (воска) сделать слепок изделия, а потом покрыть его поверхность графитом. После слепок помещают в ванну с электролитом в качестве катода. Пластина нужного металла – анод. Во время прохождения тока толстый слой металла покрывает слепок. После слепок отделяют от металла и получают точную копию изделия.
3.Электрометаллургия – это… получение чистых металлов ( Al , Na , Mg , Be ) при электролизе расплавленных руд.
4.Рафинирование металлов – это… очистка металлов от примесей с помощью электролиза , когда неочищенный металл является анодом , а на катоде оседает очищенный. © Акимцева А.С. 2008
Кроме указанных выше, электролиз нашел применение и в других областях: получение оксидных защитных пленок на металлах (анодирование); электрохимическая обработка поверхности металлического изделия (полировка); электрохимическое окрашивание металлов (например, меди, латуни, цинка, хрома и др.); очистка воды – удаление из нее растворимых примесей. В результате получается так называемая мягкая вода (по своим свойствам приближающаяся к дистиллированной); электрохимическая заточка режущих инструментов (например, хирургических ножей, бритв и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока:"Давление в твердых телах, жидкостях и газах"
В данном конспекте изложен готовый материал урока физики в 7 классе....
конспект урока физики по теме "Действие жидкости на погруженное в нее тело"
Полный конспект урока физики 7 класс по теме "Действие жидкости на погруженное в нее тело" в соответствии с ФГОС...
Конспект урока "Меры емкости. Определение объема жидкости".
Конспект урока по арифметике "Меры емкости. Определение объема жидкости" для учащихся 6 класса с ОВЗ....
Конспект урока по физике "Давление в жидкости" (7 класс)
Цели: обучающая - рассмотреть давление в жидкости и газе; выяснить, как меняется давление с глубиной; формировать и развивать умения применять полученные знания при решении задачвоспитательная – форми...
Конспект урока в 7 классе "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело"
Урок в 7 классе по теме "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело" (урок-исследование «Эврика!»)...
Конспект урока по теме «Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля»
Конспект урока по теме «Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля»...
Конспект занятия на тему "Опасные жидкости дома"
Занятие предназначено для обучающихся начальной школы....