Рабочая программа Внеурочной деятельности "Занимательная физика" 10 класс
рабочая программа по физике (10 класс)

Пешков Евгений Олегович

Актуальность данной программы обусловлена ее методологической значимостью - развитие у школьников мотивации к изучению физики. Курс имеет естественнонаучную направленность общекультурного уровня. Физика как наука о наиболее общих законах при­роды, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном разви­тии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_vneurochka_zanimatelnaya_fizika.docx33.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38

«СОГЛАСОВАНО»

на заседании ПС

протокол  ____  

  от  ____________

«УТВЕРЖДЕНО»

приказом директора

по школе ____

от _____________

Рабочая программа

Внеурочной деятельности

Занимательная физика

 10 класс

Учитель Пешков Евгений Олегович

Калининград

2020

Пояснительная записка

      Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная физика» предназначена для обучающихся 10 классов и разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями, утверждёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации №1645 от 29.12.2014 г., № 1578 от 31.12.2015 г., № 613 от 29.06.2017 г.
  • концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 № 189.
  • Учебного плана МАОУ СОШ №38 на 2020-2021 учебный год.

       Актуальность данной программы обусловлена ее методологической значимостью - развитие у школьников мотивации к изучению физики. Курс имеет естественнонаучную направленность общекультурного уровня. Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения

      ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе методов и приемов проектно-исследовательской деятельности. Включение метода проектов в организацию внеурочной деятельности дает много преимуществ и положительных результатов. Проектная деятельность даёт возможность интегрировать теоретические знания и практические навыки, приобретать навыки взаимодействия в группе. Для ученика проект- это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект даёт обучающимся опыт поиска информации, практического применения обучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности. Знания, умения и универсальные учебные действия, необходимые для организации проектно-исследовательской деятельности в школе, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в высших и средних профессиональных учебных заведениях, позволяют стать конкурентно-способными на рынке труда и в любой сфере профессиональной деятельности.

     Необходимым условием реализации данной программы является стремление развить у обучающихся умение самостоятельно работать, ИКТ-компетенции, а также совершенствовать навыки отстаивания собственной позиции по определённому вопросу.

Цели курса:

  • знакомство учащихся с важнейшими методами применения физических знаний на практике;
  • формирование целостной естественнонаучной картины мира учащихся. 

Задачи курса:

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации;
  • повышение информационной, коммуникативной, экологической культуры, опыта самостоятельной деятельности;
  • совершенствование умений и навыков в ходе выполнения программы курса (выполнение лабораторных работ, изучения, отбора и систематизации информации, подготовка реферата, презентации);
  • овладение учащимися знаниями о современной научной картине мира, о широких возможностях применения физических законов;
  • воспитания навыков сотрудничества в процессе совместной работы;
  • осознанный выбор профильного обучения. 

Общая характеристика программы внеурочной деятельности «Физика вокруг нас»

Программа «Занимательная физика» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности.

Программа содержит, с одной стороны, материал по более углублённому изучению излагаемого в школьной программе избранного раздела, с другой – предполагает изучение таких вопросов физики, которые не входят в школьный курс, но повышают надёжность знаний, упрощают понимание и усвоение учебной информации на следующей ступени обучения. Программа позволяет осуществлять эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний.

Развёртывание содержания знаний в программе структурировано таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживаются связи.

Программа состоит из 4 достаточно самостоятельных тематических модулей. Модульная структура курса, дифференцированность заданий позволяют варьировать содержание курса в соответствии с особенностями ученического контингента (состав учебной группы, уровень знаний, обучающихся.

     Достижение социально-психологических целей обеспечивается организацией работы в малых группах. Коллективная деятельность позволяет развивать у обучающихся коммуникативные качества. Выполнение группой практических заданий обеспечивает реализацию основных положений метода малых групп. Состав малых групп может меняется при переходе к изучению следующего модуля. Это обеспечивает более успешную социализацию обучающихся. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, научно-популярной литературе, в Интернете и др.

       Обучающая деятельность педагога заключается в создании организационно-педагогических условий для учебно-познавательной деятельности учеников, в оказании им педагогической поддержки и методической помощи, обеспечивающих гарантированное решение дидактических, развивающих и воспитательных задач.

Физика - экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Поэтому при организации занятий по внеурочной деятельности большое внимание уделяется экспериментальным методам исследования, чтобы развивать у обучающихся навыки учебной, проектно-исследовательской и творческой деятельности.

 Межпредметные связи, реализуемые программой внеурочной деятельности «Физика вокруг нас»:

Математика: графика, решение задач, проценты.

Биология: живые организмы, биологическая оптика, клетка, биосфера.

Химия: состав и строение вещества.

География: методы изучения климата и недр земли, атмосферы.

Экология: загрязнение атмосферы, экологические процессы, парниковый эффект, биосфера.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно календарного графика на 2020/2021 предусмотрено 10 часов. Срок реализации программы – 1 год. Направление внеурочной деятельности- общеинтеллектуальное.

  1. Содержание учебного курса

Содержание курса качественно отличается от базового курса физики. На уроках законы физики рассматриваются в основном на неживых объектах. Однако очень важно, чтобы у учащихся постепенно складывались убеждения в том, что, причинно-следственная связь явлений имеет всеобщий характер и что, все явления, происходящие в окружающем нас мире, взаимосвязаны. В курсе рассматриваются вопросы, направленные на развитие интереса к физике, к экспериментальной деятельности, формирование умений работать со справочной литературой. Во время изучения курса «Занимательная физика» ребята получают возможность проводить исследовательский проект по любому из выбранных направлений. На итоговых занятиях обучающиеся выступают и защищают свой проект.

Электромагнитные явления – 2 часа

        Электростатические заряды. Бытовые электроприборы. Домашняя электропроводка. Электрические свойства тела человека. Биоэлектричество. Биоэлектричество сна.

       Магнитное поле и живые организмы. Использование магнитов в быту. Использование магнита как металлоискателя.

       Радио. Телевидение. Влияние электромагнитного излучения на живой организм. 

Механические колебания и волны - 2 часа

        Механические колебания и человек. Происхождение биоритмов. Сердце и звуки, сопровождающие работу сердца и легких, их запись. Стетоскоп и фонендоскоп. Выстукивание – как один из способов определения размеров внутренних органов и их состояния.

        Звук как средство восприятия и передачи информации. Орган слуха. Область слышимости звука. Голосовой аппарат человека. Характеристики голоса человека.     Ультразвук и инфразвук. Физические основы ультразвукового исследования человека. Звуки природы.

Тепловые явления   -  2 часа

        Виды теплопередачи в быту. Диффузия. Кипение. Вопросы безопасности в тепловых процессах.  Способы измерения температуры. Терморегуляторы.  Значение цвета для оформления бытовых приборов, посуды; проверка работы вентиляции; ароматизация помещения, изготовление волосяного гигрометра. Насыщенный, ненасыщенный пар. Влажность. Значение температурного режима и влажности для жизнедеятельности человека.

Оптические явления  - 2 часа

Зеркало. Построение изображения в плоском зеркале и в системе зеркал. Тонкая линза: нахождение объекта по ходу лучей. Формула тонкой линзы.  Строение глаза человека. Физические основы зрения человека. Дефекты зрения и способы их исправления. Расчет параметров линзы и изображения. Спектральная и энергетическая чувствительность глаза. Полное внутреннее отражение. Волновая оптика. Дисперсия света. Интерференция и дифракция света. Световые явления в природе.

Защита проектов – 2 часа

Внеурочная деятельность предполагает большую самостоятельную работу учащихся. Теоретический материал должен быть неразрывно связан с практикой. При подборе  дидактического материала использовать      задания всех видов и уровней. Все  практические работы   проводятся без указаний к  работе, чтобы выполнение заданий было творческим процессом. В случае затруднений необходим индивидуальный подход, который заключается в использовании краткого или подробного описания работы. Объём материала изучаемых тем занятий и количество отведённых на это часов определяется самим учителем.

 Приемы и методы работы, которые планируются при реализации программы:

-самостоятельные работы с источниками информации;

-устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;

-эвристические беседы;

-элементы игровых технологий;

-выполнение экспериментальных и практических работ  по теплоте,    

 оптике;

-работа с дидактическим материалом;

-самоконтроль учащимися своих знаний по   вопросам для   повторения.

  1. Программное и учебно-методическое обеспечение

Печатные пособия

учебник (автор, название, год издания, издательство)

Литература

  1. Богданов К.Ю. «Физик в гостях у биолога» М, Наука, 1986;
  2. Кабардин О.Ф «Внеурочная работа по физике» М, Просвещение 1983;
  3. Перельман  «Занимательная физика» 1-3 часть М, Наука 1980;
  4. Тарасов Л.В Физика в природе М, Просвещение 1988;
  5. Смирнов А.П., Захаров О.В. Весёлый бал и вдумчивый урок: Физические задачи с лирическими условиями. - М.: Кругозор, 1994;
  6. Усольцев А.П. Задачи по физике на основании литературных сюжетов. - Екатеринбург: У-Фактория, 2003;
  7. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. - М.: Просвещение, 2006;
  8.  «Познай самого себя» / Библиотека «Первое сентября» серия  «Физика» выпуск №26 2009;
  9. Кикоин И.К. Рассказы о физике и физиках // Библиотечка «Квант».  Вып. 53. М.: Наука; гл. ред. физ.-мат. лит., 1986;
  10. Гальперштейн Л. Занимательная физика». - М.: Росмэн, 1998;
  11. Маров М.Я. Планеты Солнечной системы. — М. Наука, 2011;
  12. Тит Том Научные забавы. Физика: опыты, фокусы и развлечения: пер. с фр. - М.: ACT: Астрель, 2007;
  13. Уокер Дж. Физический фейерверк. - М.: Мир, 1979.
  14. Леонович А.А. Физический калейдоскоп. - М.: Бюро Кван тум, 1994;
  15.  Аракелян М.К., Вайнштейн Л.И. Электробезопасность в жилых зданиях.- М.: Энергоатомиздат 1983;
  16. Тульчинский М.Е. Сборник качественных задач по физике. М.: «Просвещение» 1965;
  17. Юфанова И.Л. Занимательные вечера по физике в средней школе. М. «Просвещение», 1990.
  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Планируемые результаты освоения программы направлены на развитие универсальных учебных действий, учебной и общепользовательской ИКТ-компетентности обучающихся, опыта проектной деятельности, навыков работы с информацией.

Личностные:

  • Сформированность познавательных интересов к практической и проектной деятельности и основ социально-критического мышления на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общения, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений понимании их значения для дальнейшего изучения естественных дисциплин;
  • Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
  • умении определять границы собственного знания и незнания; развитии способности к самооценке (оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач);
  • Формирование ценностных отношений доуг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
  • сформированности коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем;
  • усвоении ТБ при проведении практических работ, сформированности бережного отношения к школьному оборудованию.

Метапредметные:

В сфере регулятивных универсальных учебных действий:

  • Овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановка целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • Понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладевать универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

В сфере познавательных универсальных учебных действий:

  • Формировать умения воспринимать, перерабатывать и представлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска информации об объектах.
  • Приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • Осваивать приемы действий в нестандартных ситуациях, овладевать эвристическими методами решения проблем

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:

  • Развивать монологическую и диалогическую речь, уметь выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • Формировать умения работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные:

  • Формировать представления о закономерной связи и познания природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; о научном мировоззрении как результате изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
  • Формировать первоначальные представления о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усваивать основные идеи механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладевать понятийным аппаратом  и символическим языком физики;
  • Приобретать опыт применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимать неизбежность погрешности любых измерений;
  • Осознавать необходимость применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
  • Овладевать основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;
  • Развивать умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
  • Формировать представления о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, о загрязнении окружающей среды как следствии несовершенства машин и механизмов.

Примерное тематическое планирование курса “Занимательная физика”

10 класс    (1 час в неделю)

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Электромагнитные явления

2

2

Механические колебания и волны

2

3

Тепловые явления

2

4

Оптические явления

2

5

Защита проектов

2

Всего

10

№ занятия п/п

Тема занятия

Электромагнитные явления  (2 часа)

1

Электрические заряды и живые организмы. Влияние электрического поля на живые организмы. Биоэлектричество.

Природные и искусственные электрические токи.

2

Магнитное поле Земли и его влияние на человека.

Свойства электромагнитных волн низкой частоты. Радиоволны и человек.

Биологические свойства электромагнитных волн высокой частоты.

Механические колебания и волны (2 часа)

3

Колебания и волны в живых организмах. Колебания и человек. Биоритм.

4

Звук как средство восприятия и передачи информации. Ультразвук и инфразвук.

Тепловые явления  (2 часа)

5

Энергия топлива. Теплоэнергетика. Влияние температурных условий на жизнь человека.

Тепловое загрязнение атмосферы. Решение задач.

Виды транспорта. Применение различных видов транспорта в нашем регионе. Влияние работы тепловых двигателей на экологические процессы.

6

Круглый стол: «Изменение климата - парниковый эффект и глобальное потепление климата».

Тепловые процессы в теле человека.

Оптические явления  (2 часа)

7

Зеркальное и рассеянное (диффузное) отражение света.

Экспериментальная работа: «Построение изображения в плоском зеркале».

Линзы. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения.

Поле зрения.

Способы исправления дефектов зрения.

8

Световые явления в природе (радуга, миражи, гало).

Оптические иллюзии нашего зрения.

Биологическая оптика. (Живые зеркала, глаз-термометр, растения - световоды).

Живой свет. (Свечение моря, светящиеся организмы, хемилюминесценция, биолюминесценция).

Экологические проблемы и обеспечение устойчивости биосферы, связанные с рассеянием и поглощением света.

Защита проектов   (2 часа)

9

Защита проектов

10

Защита  проектов

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский», 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 1 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 6 класса

Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.  Актуальность программы определ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный английский" для 5-6 класса

    Программа ориентирована на развитие личности учащегося: расширяет лингвистический кругозор детей, ученик получает сведения в игровой форме о другой стране и её жителях. Учится наб...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский» для учащихся 2-4 классов

Актуальность и педагогическая целесообразность Практическая значимость данного курса заключается в закреплении и совершенствовании умении и навыков, полученных учащимися на уроках английского языка, в...

рабочая программа внеурочной деятельности "занимательная математика" 1-4 классы

Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников  общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»  Е.Э.Кочуровой в соответст...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная физика 5-6 класс"

Программа по физике для 5—6 классов разработана для использования в качестве самостоятельного иди интегрированного учебного курса в части, формируемой участниками образовательного процесса. Может быть...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный английский" для 5,6,7 классов

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, включает страноведческий, литературный, грамматический разделы....