Урок решение задач "Движение связанных тел"
план-конспект урока по физике (10 класс)
Цели урока: повторить законы Ньютона, привить умение определять равнодействующую сил при движении по наклонной плоскости, при движении связанных тел, составлять систему уравнений для движения двух связанных тел.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dvizhenie_svyazannyh_tel.docx | 59.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок решение задач «Движение связанных тел»
10 класс
Учитель Смирнова С.Г.
г. Саранск, МОУ «Луховский лицей»
Тип урока: Урок-практикум.
Цель урока: Привить умение применять законы Ньютона при решении комбинированных расчетных задач
Задачи урока:
Образовательные: повторить законы Ньютона, привить умение определять равнодействующую сил при движении по наклонной плоскости, при движении связанных тел.
Развивающие: развивать внимание и речь, совершенствовать навыки самостоятельной и парной работы.
Воспитательные формировать целостное представление обучающихся о мире (природе, обществе и самом себе), о роли и месте физики в системе наук.
Оборудование: компьютер учителя, мультимедийный проектор, Физика 7-11 Библиотека электронных наглядных пособий. “Кирилл и Мефодий”.
Ход урока
1. Орг.момент
2. Организация внимания учащихся
Тема нашего урока: Решение задач «Движение связанных тел»
3. Актуализация опорных знаний
Прежде чем перейти к решению задач, предлагаю проверить как вы к этому готовы.
Фронтальный опрос:
- Сформулируйте законы Ньютона
- Нарисуйте наклонную плоскость, покажите все силы, действующие на тело при втаскивании тела вверх, при стаскивании вниз.
- Определите проекции этих сил на выбранные вами оси координат
3. Решение задач.
Задача 1. Груз массой 1 кг, лежащий на столе, связан лёгкой нерастяжимой нитью, переброшенной через идеальный блок, с грузом массой 0,25 кг. На первый груз действует горизонтальная постоянная сила F, равная по модулю 1 Н (см. рисунок). При этом второй груз движется с ускорением 0,8 м/с2, направленным вниз. Каков коэффициент трения скольжения первого груза по поверхности стола?
Решение.
Два груза связаны между собой нерастяжимой нитью через блок. На первый груз действует сила Н и сила трения , направленная в противоположную сторону движения груза. На второй груз действует только сила тяжести, равная Н. Равнодействующая этих тел равна силе , которая вызывает движение системы из двух грузов с ускорением . Тогда, согласно второму закону Ньютона можно записать:
,
где - массы первого и второго грузов соответственно. Отсюда находим силу трения:
и коэффициент трения равен
.
Ответ: 0,05.
Задача 2.Грузы массами M = 1 кг и m связаны лёгкой нерастяжимой нитью, переброшенной через блок, по которому нить может скользить без трения (см. рисунок). Груз массой М находится на шероховатой наклонной плоскости (угол наклона плоскости к горизонту α = 30°, коэффициент трения µ = 0,3). Чему равно максимальное значение массы m, при котором система грузов ещё не выходит из первоначального состояния покоя?
Решение.
1. Если масса m достаточно велика, но грузы ещё покоятся, то сила трения покоя, действующая на груз массой M, направлена вниз вдоль наклонной плоскости (см. рисунок).
2. Будем считать систему отсчёта, связанную с наклонной плоскостью, инерциальной. Запишем второй закон Ньютона для каждого из покоящихся тел в проекциях на оси введённой системы координат:
Учтём, что T1 = Т2 = Т (нить лёгкая, между блоком и нитью трения нет), (сила трения покоя). Тогда Т = mg,, , и мы приходим к неравенству с решением . Таким образом,
кг.
Задача 3. В установке, изображённой на рисунке, грузик А соединён перекинутой через блок нитью с бруском В, лежащим на горизонтальной поверхности трибометра, закреплённого на столе. Грузик отводят в сторону, приподнимая его на высоту h, и отпускают. Длина свисающей части нити равна L, Какую величину должна превзойти масса грузика, чтобы брусок сдвинулся с места в момент прохождения грузиком нижней точки траектории? Масса бруска М, коэффициент трения между бруском и поверхностью µ. Трением в блоке, а также размерами блока пренебречь.
Брусок сдвигается с места при условии, что сила, действующая на него со стороны нити, станет больше максимальной силы трения покоя: , . Второй закон Ньютона для грузика в нижнем положении:
. (1)
Закон сохранения механической энергии:
, . (2)
Подставляя (2) в (1), получим:
,
откуда
.
Ответ:
На дом
Задача. Два груза массами соответственно М1 = 1 кг и М2 = 2 кг, лежащие на гладкой горизонтальной поверхности, связаны невесомой и нерастяжимой нитью. На грузы действуют силы F1 и F2, как показано на рисунке. Сила натяжения нити Т=15 Н. Каков модуль силы F1, если F2 = 21 Н?
Решение.
Так как сила натяжения нити T=15 Н меньше силы F2, то грузы будут перемещаться вправо с некоторым постоянным ускорением. Равнодействующая сил, действующая на правый груз равна , а равнодействующая для левого груза . Так как ускорения этих грузов равны, то получаем следующее равенство:
,
откуда сила F1 равна
и
Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Места Казани связанные именем Тукая
Есть существенные отличия в методике преподавания татарского языка в татарских школах и в русских. В русских школах знания приобретаются практически с нуля. На первый план при обучении татарск...
Конспект урока "Основные понятия, связанные с банковской деятельностью. Монетарная политика государства"
Методическая разработка урока по «Основам экономической теории» на тему «Основные понятия, связанные с банковской деятельностью. Монетарная политика государства» со...
УРОК Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом
На уроке используется технология обучения в сторудничестве - работа обучающихся в мини-группах. Презентация к уроку....
Конспект урока "Головные уборы, связанные крючком."
Конспект урока "Головные уборы, связанные крючком"...
Урок решения задач для 10 класса по теме: «Закон сохранения полной механической энергии». Урок – практикум по решению задач.
Урок решения задач для 10 класса по теме: «Закон сохранения полной механической энергии».Урок – практикум по решению задач....
Конспект урока+ презентация по теме "Решение задач связанных с сельским хозяйством"
На уроке учащимся предлагается создать фермерское хозяйство, которое занимается растениеводством и животноводством. Посредством решения задач, связанных с данными видами работ в сельском хозяйстве, де...
Конспект урока+ презентация по теме "Решение задач связанных с сельским хозяйством"
На уроке учащимся предлагается создать фермерское хозяйство, которое занимается растениеводством и животноводством. Посредством решения задач, связанных с данными видами работ в сельском хозяйстве, де...