урок физики в 9 классе по теме "Преломление света. Физический смысл показателя преломления"
план-конспект урока по физике (9 класс)
К сожалению, в России есть школы, в которых имеются классы с одним учеником. Данный открытый урок был проведен в 9 классе, где один ученик. Тема урока "Преломление света. Физический смысл показателя преломления", учебный комплект А.В.Пёрышкин. Чтобы в полной мере воспользоваться презентацией, нужно скачать видео Преломление-света-_1_-_online-video-cutter.com_.mpeg, Опыты-по-физике.-Закон-преломления.mpeg,sveta_VpuSR4Qg_cbc2-_online-video-cutter.com_.mpeg,Плащ-невидимка.-_online-video-cutter.com_.mpeg, а также музыку Фредерика Шопена "Вальс дождя" и Рольфа Ловланда "Сад Эдема"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цветы находятся в прозрачной вазе с водой, но кажется, что ножки цветов сломаны. Почему так происходит? Преломление — это явление изменения направления распространения света при его переходе через границу раздела двух сред.
МОЗГОВАЯ РАЗМИНКА Вспомним основные понятия: (установить соответствие, дать определение углам падения и преломления ) 1 . SO А. Граница раздела двух сред 2 . OK Б. Угол падения - угол между падающим лучом и перпендикуляром, восстановленным в точке падения луча. 3.MN В. Падающий луч 4.CD Г. Угол преломления – угол между перпендикуляром, проведенным к границе раздела двух сред, восстановленным в точке падения луча, и преломленным лучом . 5. α Д. Преломленный луч 6. β Е. Перпендикуляр к поверхности раздела двух сред
1 . SO В. Падающий луч 2 . OK Д. Преломленный луч 3.MN А. Граница раздела двух сред 4.CD Е. Перпендикуляр к поверхности раздела двух сред 5. α Б. Угол падения - угол между падающим лучом и перпендикуляром, восстановленным в точке падения луча. 6. β Г. Угол преломления – угол между перпендикуляром, проведенным к границе раздела двух сред, восстановленным в точке падения луча, и преломленным лучом . Проверь себя…
Закон преломления света (8 класс) Луч падающий, луч преломленный и перпендикуляр, восстановленный в точке падения луча к границе раздела двух сред, лежат в одной плоскости . Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для двух сред
Преломление света. Физический смысл показателя преломления.
, где n 21 - относительный показатель преломления второй среды относительно первой.
Если луч переходит в какую-то среду из вакуума, то где n называется абсолютным показателем преломления (или просто показателем преломления) второй среды, или показателем преломления среды относительно вакуума. Абсолютный показатель вакуума принят за единицу.
Почему мы видим прозрачные тела?
Историческая справка Древнегреческие ученые Аристотель, Птолемей доказали, что при переходе из менее плотной среды в более плотную световой луч отклоняется от вертикали к поверхности раздела двух сред на меньший угол, чем падающий
Голландский учёный. В 1621 году опытным путём открыл закон преломления света , который был сформулирован в трактате по оптике. Данный трактат был найден в бумагах учёного только после его смерти . Виллеброрд Снелл 1580–1626 гг.
Французский математик Пьер Ферма 1601–1665 гг. Голландский физик Христиан Гюйгенс 1629–1695 гг. Французский математик Пьер Ферма в 1662 году и голландский физик Христиан Гюйгенс в 1690 году независимо друг от друга теоретически доказали, что изменение направления хода светового луча при переходе из одной среды в другую происходит вследствие изменения его скорости
Закон преломления света Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для данных двух сред, равная отношению скоростей света в этих средах: Из этого уравнения следует, что если угол преломления β меньше угла падения α, то свет данной частоты во второй среде распространяется медленнее, чем в первой, т.е. v 2 < v 1 . Это означает, что вторая среда является оптически более плотной, чем первая.
Вещество Скорость света, км/с Показатель преломления Воздух 300 000 1,0003 Лёд 229000 1,31 Вода 225 000 1,33 Стекло 198 000 1,47-2,04 Алмаз 124 000 2,42
Относительным показателем преломления второй среды относительно первой называется физическая величина, равная отношению скоростей света в этих средах. Относительный показатель преломления показывает , во сколько раз скорость света во второй среде меньше (или больше), чем в первой среде . Абсолютным показателем преломления среды называется физическая величина, равная отношению скорости света в вакууме к скорости света в данной среде. Абсолютный показатель преломления показывает , во сколько раз скорость света в среде меньше, чем в вакууме. В этом и заключается физический смысл показателей преломления .
Луч света падает на границу между стеклом и водой. Какой из рисунков правильно изображает ход лучей? 1 2 3 4 5
ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ! При переходе из одной среды в другую и повороте волнового фронта меняется скорость и длина волны. Частота волны ( ν ) остается постоянной!
Подумай и ответь В повести В.Катаева «Белеет парус одинокий» есть такие слова: «Ладони у Гаврика приятно горели. Весло , опущенное в прозрачную зеленую воду, казалось сломанным». Почему весло казалось сломанным? Вопрос от литературного общества
Подумай и ответь Задача хозяюшки Почему маринованные фрукты и овощи, находящиеся в закрытой банке, выглядят крупнее, чем на самом деле? Задача туриста Почему, сидя у горящего костра, мы видим предметы по другую сторону от него колеблющимися?
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ Закон преломления света гласит: Луч падающий, луч преломленный и перпендикуляр к границе раздела двух сред, восстановленный в точке падения луча, лежат в одной плоскости; отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для данных двух сред, не зависящая от угла падения. Относительный показатель преломления показывает, во сколько раз скорость света в первой среде отличается от скорости распространения света во второй среде. Абсолютный показатель преломления показывает, во сколько раз скорость света в вакууме больше, чем в данном веществе. Из двух сред оптически более плотной считается та, у которой показатель преломления больше (или та, в которой скорость света меньше).
Невозможное может стать возможным!!! Три подхода к невидимости 1) идеальная прозрачность, когда объект сам по себе почти не искажает пути лучей света. 2) камуфляж, когда лучи, рассеянные на объекте, совпадают с теми лучами, которые мы ожидали бы увидеть в отсутствие предмета. 3) некое устройство, например наша шапка-невидимка, сама преобразовывает ход лучей света так, чтобы оно казалось не измененным.
Первые два примера невидимости часто встречаются в природе. К примеру, медузы в толще воды едва заметны из-за своей прозрачности, а активной и пассивной маскировкой пользуется огромное число видов — ящерицы, насекомые, рыбы и так далее.
Некоторые длины волн, включая видимый свет, могут быть «изогнуты» и в виде потока направлены вокруг объекта подобно воде, огибающей камень. В результате, предметы за объектом становятся видимыми, как если бы свет прошел через пустое пространство, в то время как сам объект исчезает из виду.
Новые технологии для военных
Домашнее задание: Подготовить сообщение о радуге или гало. §48. Упр. 44 (1, 2, 3)
шевелил мозгами, слушал краем уха, работал, засучив рукава, считал ворон, Я сегодня на уроке бил баклуши , потому что… работал, не разгибая спины, сидел, сложа руки, наломал дров, лез из кожи вон Выбери фразеологизм, который, на твой взгляд, характеризует твою работу на сегодняшнем уроке и составь с ним сложноподчиненное предложение …
Предварительный просмотр:
МБОУ «Косиновская основная общеобразовательная школа»
Урок физики
в 9 классе по теме
«Преломление света. Физический смысл показателя преломления».
Учитель физики первой квалификационной категории
Тараторкина Елена Алексеевна
2021 год
Тема урока: Преломление света.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-презентация.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- приборы и материалы к проведению эксперимента;
- карточки с заданиями.
Цели урока:
1. Образовательные:
- формирование понятий «абсолютный показатель преломления», «относительный показатель преломления»;
- формирование умения объяснять физические явления, применяя закон преломления света;
- способствование обучению умению устанавливать взаимосвязи в изучаемых явлениях.
2. Развивающие:
- совершенствование интеллектуальных способностей и мыслительных умений;
- развитие умения видеть физические явления в окружающем мире.
- формирование умения применять теоретические знания для решения практических задач;
3. Воспитательные:
- формирование материалистического мировоззрения, содействие в ходе урока формированию идеи познаваемости мира;
- воспитание самостоятельности, ответственности.
- развитие интереса к предмету и потребности к углублению и расширению знаний.
План урока.
.
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания.
- Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
- Постановка цели и задач урока.
- Формирование основных понятий
- Релаксация.
- Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
- Применение знаний и умений в новой ситуации
- Информация о домашнем задании.
- Рефлексия.
Ход урока.
- Организационный момент
- Начинаем наш урок. Надеюсь, что ближайшие 40 минут ты проведёшь с пользой для себя – узнаешь что-то новое и интересное. А я буду рада в этом тебе помочь.
- Проверка домашнего задания.
Чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой.
В нем источник бесконечный
Наслажденья красотой.
Солнце, небо, звезд сиянье,
Море в блеске голубом,
Всю природу мирозданья
Мы лишь в свете познаем. (слайд 1)
-О чём мы будем говорить на уроке?
- Какую роль играет свет в жизни людей?
- Какова природа света? Именно эта тема была предметом изучения на прошлом уроке.
- Выполни тест на компьютере. (https://schooltests.ru)
- Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Сегодня мы продолжим изучение законов геометрической оптики, их практическое применение и проявление в природе.
- Что такое луч света? (это линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света).
- Как распространяется свет в однородной среде? (свет в однородной среде распространяется прямолинейно)
- Когда свет падает на поверхность тела, что с ним происходит? (Отражается)
- А если среда прозрачная? (часть света отражается, а часть проходит через среду)
- Что происходит в этом случае со световым лучом?(он преломляется)
- Какие прозрачные среды ты знаешь?
- А теперь проследуем в физическую лабораторию.
Демонстрация опытов
- Ножки цветов в вазе с водой кажутся сломанными. (слайд 2)
- Пронаблюдать преломление ложки в стакане с водой.
- Положить монету в емкость с непрозрачными стенками, найти такое положение, при котором монета не видна; налить воду в емкость и, не меняя положения наблюдения, увидеть монету. (видеоролик 1, слайд 3)
- Проведём мозговую разминку. (слайд 4,5)
Вспомним закон преломления света, изученный нами в 8 классе. (слайд 6)
- Постановка цели и задач урока.
Тогда ты не знал, что свет представляет собой электромагнитные волны определённого диапазона частот. Опираясь на знания о природе света, мы попробуем понять физическую причину преломления и объяснить другие связанные с ним световые явления.
Итак, запишем в тетрадь тему сегодняшнего урока. (слайд 7)
- Формирование основных понятий.
Посмотрим видеоролик 2. (слайд 8)
При изменении угла падения α меняется и угол преломления β, но при любом угле падения отношение синусов этих углов остается постоянным для данных двух сред. (слайд 9)
=n21, где n21- относительный показатель преломления.
Если луч переходит в какую-то среду из вакуума, то =n (слайд 10)
где n – называется абсолютным показателем преломления (или просто показателем преломления) второй среды, или показателем преломления среды относительно вакуума. Абсолютный показатель вакуума принят за единицу.
Почему мы можем видеть прозрачные предметы? Например, прозрачный стакан. Мы их видим, т.к. показатель преломления тел различный. (видеоролик 3, слайд 11)
Провести опыт со стаканом с подсолнечным маслом. Исчезновение рюмки в стакане с маслом.
Историческая справка
Древнегреческие ученые Аристотель, Птолемей доказали, что при переходе из менее плотной среды в более плотную световой луч отклоняется от вертикали к поверхности раздела двух сред на меньший угол, чем падающий. (слайд 12)
Голландский учёный Виллеброрд Снелл в 1621 году опытным путём открыл закон преломления света, который был сформулирован в трактате по оптике. Данный трактат был найден в бумагах учёного только после его смерти. (слайд 13)
Французский математик Пьер Ферма в 1662 году и голландский физик Христиан Гюйгенс в 1690 году независимо друг от друга теоретически доказали, что изменение направления хода светового луча при переходе из одной среды в другую происходит вследствие изменения его скорости. (слайд 14)
Они доказали, что (слайд 15)
Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для данных двух сред, равная отношению скоростей света в этих средах:
= n21=
Из этого уравнения следует, что если угол преломления β меньше угла падения α, то свет данной частоты во второй среде распространяется медленнее, чем в первой, т.е. v21. Это означает, что вторая среда является оптически более плотной, чем первая.
Посмотрим на таблицу. Как изменяется показатель преломления веществ по мере уменьшения скорости света в данной среде? (слайд 16)
Теперь можно по-другому сформулировать определение относительного показателя преломления. (слайд 17)
n21=
Абсолютным показателем преломления среды называется физическая величина, равная отношению скорости света в вакууме к скорости света в данной среде:
n=
Таким образом, относительный показатель преломления показывает, во сколько раз меняется скорость света при переходе из одной среды в другую, а абсолютный показатель преломления – при переходе из вакуума в среду. В этом и заключается физический смысл показателей преломления. (слайд 18)
Скорость света в любом веществе меньше скорости света в вакууме. Причиной уменьшения скорости света в среде является взаимодействие световой волны с атомами и молекулами вещества. Чем сильнее взаимодействие, тем больше оптическая плотность среды, и тем меньше скорость света.
Попробуем объяснить, почему на границе раздела двух сред с изменением скорости меняется и направление световой волны. (слайд 19, 20)
Работа с рисунком.
- Релаксация.
- А не наблюдал ли ты природные явления, которые объясняются законом преломления света?
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
- Чем обусловлено преломление света на границе двух прозрачных сред?
- От чего зависит абсолютный показатель преломления?
- В каком случае относительный показатель преломления больше и меньше единицы?
Онлайн-тест https://testedu.ru/test/fizika/9-klass/prelomlenie-sveta.html
8. Применение знаний и умений в новой ситуации
Вопрос литературного общества. В повести В.Катаева «Белеет парус одинокий» есть такие слова: «Ладони у Гаврика приятно горели. Весло, опущенное в прозрачную зеленую воду, казалось сломанным». ( слайд 21)
Почему весло казалось сломанным?
Задача хозяюшки. Почему маринованные фрукты и овощи, находящиеся в закрытой банке, выглядят крупнее, чем на самом деле? (слайд 22)
(Банка, имеющая внешнюю выпуклую боковую поверхность и наполненная жидкостью, преломляет лучи — мы видим предметы в банке как бы через собирающую линзу, которая дает увеличенное изображение.)
Задача туриста. Почему сидя у горящего костра, мы видим предметы по другую сторону от него колеблющимися?
(Горячий воздух имеет меньшую плотность и другой коэффициент преломления. Свет преломляется по разному и предметы кажутся колеблющимися)у Дававесло
- Давай вспомним основные моменты урока.
- Сформулируй закон преломления света.
- Что показывает относительный показатель преломления? А абсолютный?
-Какая среда считается оптически более плотной?
- Ты любишь сказки? Как ты считаешь, реально ли создать шапку-невидимку?
– Не секрет, что, сочиняя сказки, наши предки, сами того не подозревая, за десятки и даже сотни лет предсказывали многие великие изобретения человечества. Однако буквально ещё вчера вряд ли кто-то мог себе представить, что один из самых популярных сказочных предметов – шапка-невидимка, – через какое-то время может стать вполне осязаемой реальностью.
Увидеть предмет можно благодаря тому, что он искажает ход лучей и световое поле, которое его окружает. Следовательно, может быть три возможных подхода к невидимости. Первый — это идеальная прозрачность, когда объект сам по себе почти не искажает пути лучей света. Второй — камуфляж, когда лучи, рассеянные на объекте, совпадают с теми лучами, которые мы ожидали бы увидеть в отсутствие предмета. Третий — когда некое устройство, например наша шапка-невидимка, сама преобразовывает ход лучей света так, чтобы оно казалось не измененным. (слайд 24)
Первые два примера невидимости часто встречаются в природе. К примеру, медузы в толще воды едва заметны из-за своей прозрачности, а активной и пассивной маскировкой пользуется огромное число видов — ящерицы, насекомые, рыбы и так далее. Однако два этих способа предполагают, что скрываемый объект изначально обладает какими-то определенными свойствами. Человека с помощью прозрачности скрыть не удастся, а маскировка ему поможет лишь отчасти. (слайд 25)
Видимый свет — это одна из форм электромагнитного излучения, такого же как радиоволны и рентгеновские лучи, гамма-кванты или волны в микроволновке. Подобно тому, как мы умеем управлять радиоизлучением с помощью антенн, мы также можем изменять поведение света других диапазонов. Один из самых ярких примеров абсолютного контроля над излучением — метаматериалы с отрицательным коэффициентом преломления (слайд 26)
Возьмем любой естественный прозрачный материал, например стекло или кварц, и направим на его поверхность луч света. В точке, где луч пересечет поверхность, мы мысленно проведем прямую, перпендикулярную поверхности. Для обычных материалов всегда верно, что луч пересечет эту прямую и продолжит распространяться примерно в том же направлении, немного отклонившись. Если взять вместо обычного материала среду с отрицательным коэффициентом преломления, луч в этой среде продолжит двигаться в другом направлении, не пересекая перпендикуляра, а вокруг объекта подобно воде, огибающей камень. В результате, предметы за объектом становятся видимыми, как если бы свет прошел через пустое пространство, в то время как сам объект исчезает из виду. (слайд 27)
Почему учёные работают над этим? Где можно применить эти технологии?
Основной областью применения «шапки-невидимки» станет военная развведка.(слайд 28)
9. Информация о домашнем задании (слайд 29)
Подготовить сообщение о радуге.
Прочитать § 48, ответить на вопросы к § 48.
Решить №1,2,3 упражнение 44.
10. Рефлексия (слайд 30)
Выбери фразеологизм, который, на твой взгляд, характеризует твою работу на сегодняшнем уроке и составь с ним сложноподчиненное предложение…
шевелил мозгами,
слушал краем уха,
работал, засучив рукава,
считал ворон,
Я сегодня на уроке бил баклуши, потому что…
работал, не разгибая спины,
сидел, сложа руки,
наломал дров,
лез из кожи вон
Я тоже считаю….
Поэтому оценка за урок…
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по физике ( 8 класс) по теме "Свет. Источники света".
открытый урок по физике 8 класса "Свет. Источники света"....
Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света».
Методическая разработка содержит презентацию к уроку Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы....
Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света».
Методическая разработка содержит: презентацию к уроку Лабораторная работа № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы....
Преломление света. Физический смысл показателя преломления света.
Урок изучения нового материала....
План урока №76 «Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвета тел» 9Б класс.
В связи с выходом на дистанционное обучение разработам подробный план урока для работы обучающихся на платформе РЭШ....
План урока 9Б класса (Вторник 7 апреля ) Урок №69 "Преломление света. Физический смысл показателя преломления.Дисперсия света. Цвет тела ."
В рамках дистанционного обучения обучающимся предлагается подробный план занятия в соответсвии с учебным планом и тематическим планированием гуманитарного профиля. Занятие составлено с опрой на видео ...
Методическая разработка урока физики 9 класс по ФГОС. "Излучение и поглощение света атомом"
Методическая разработка урока физики 9 класс по ФГОС. "Излучение и поглощение света атомом" представляет собой технологическую карту урока с описанием действий учащихся и учителя , УУД и пла...