Осознанное усвоение материала на уроках физики
статья по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс)
В этой статье я делюсь своими небольшими находками и методическими приемами на уроках физики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Осознанное усвоение материала на уроках физики
ХХХ
Страх перед физикой, который есть у многих учеников, в основном происходит по многим причинам. Вот некоторые из них:
1. Установка, что физика - это очень сложная наука, и я не смогу понять.
2. Неверие ученика в собственные способности: я в принципе ничего не могу понять.
3. Отвлекаемость на уроке.
4. Отсутствие мотивации к учебе...
5. Другие причины (плохое самочувствие, плохое настроение из за конфликта в школе или дома,...)
Работа учителя складывается из нескольких этапов :
1Подготовка к уроку
2 Проведение уроков
3 Проверка домашнего задания
У меня был большой перерыв в работе.
И я делала все уроки заново.
Я шла из позиции ученика, открывая внутри себя ум новичка.
Я пыталась понять урок, и если мне казалось что тут, что-то может быть непонятно, то я искала возможность более широко и глубоко раскрыть тему.
При подготовке к урокам я садилась за компьютер и полностью отдавалась внутреннему процессу.
Сначала шёл мозговой штурм, и я кидала в презентацию всё, что считала нужным.
Потом я расслаблялась, и моё подсознание само за меня создавало последовательность слайдов, добавляло информацию, искало красочные картинки и дополняющие материал видео.
Благо сегодня в сети очень много материала.
Доверие этому процессу, желание слушать свой внутренний голос настраивало меня на контакт с классом..
В итоге материал перерабатывался на неосознанном уровне и неожиданно выстраивался в нечто законченное и целостное .
Но в этой статье я решила попробовать перевести работу моего подсознания на язык по методике преподавания.
ХХХ
Прежде всего я готовилась к урокам, учитывая новые возможности времени :
- возможность показывать презентации
- возможность показывать учебные видео
- возможность показывать учебные фильмы
- возможность искать информацию в интернете самостоятельно
Кроме того, я понимала, что любой материал должен опираться на опыт ребёнка, если в теме урока будет что-то, что не может быть понято из его опыта, то такая тема не будет усвоена.
Для того чтобы материал был лучше усвоен, в подготовке к урокам я старалась делать его максимально понятным - с примерами из жизни, и с опорой на максимум каналов восприятия - визуальный, аудиальный, кинестетический.
Я стараюсь строить урок так, чтобы ребенок мог ответить на мои вопросы и таким образом сам внутри себя найти ответ по теме урока.
Например: Как вы считаете, почему санки останавливаются? Почему если велосипедист перестанет крутить педали, велосипед останавливается? (на экране картинки: мальчик съезжает на санках с горки, велосипедист на дороге)
Как вы думаете, как называется сила, которая останавливает движение?
Очень важно сохранять принцип последовательности.
Не давать понятий, в которые могут входить понятия, которые ещё не пройдены.
Показывать, как одна информация может быть частью другой.
Обобщать уже полученные знания для получения новых.
Принцип построения материала опирается на опыт детей и на каналы восприятия.
Немаловажным считается и момент взаимосвязи предыдущего слайда с последующим.
Одно вытекает из другого.
Одно это часть другого, чего- то большего
Решение задач и домашнее задание закрепляют пройденный материал.
ХХХ
Но понятное объяснение материала недостаточно для того, чтобы его усвоить.
Дети пользуются своей кратковременной памятью, но на следующий урок всё благополучно забывают.
Поэтому я ищу приёмы, помогающие закрепить материал.
Второй этап. Работа на уроке.
Вот некоторые принципы и приёмы, на которые я опираюсь в методике преподавания:
1. Постоянная обратная связь
Весь материал должен быть абсолютно понятным и прозрачным для ребёнка. Ребёнок не должен учить то, что он не понимает.
Я как учитель пытаюсь открыть в себе ум новичка, поддерживать обратную связь с учениками.
Я стараюсь не идти дальше, пока не буду убеждена, что на этом этапе урока ученики поняли материал.
Поднимите руки, кто не понял материал.
А расскажи, что ты понял.
Я не знаю - поняли дети или нет. Кто-то мог элементарно прослушать, кто-то потеряться на незнакомом слове, кто-то в принципе нуждается в активном привлечении внимания. А кто - то думает, что он понял, но выясняется, что это не так.
2. Вопрос - исследование. Помогает ученику начать думать, выдвигать гипотезы, искать информацию.
Как вы думаете, почему человек в ботинках проваливается в снег, а человек на лыжах - не проваливается?
Как вы думаете, если электрический ток может быть причиной появления магнитного поля, может ли магнитное поле стать причиной появления электрического тока?
Вопросы активизируют мышление и включают словесно-логическую память .
3 Взаимосвязь тем
Новая тема обязательно проходит с опорой на предыдущий материал.
Например, если мы прошли планетарную модель атома, то на её основе я объясняю, что такое изотопы, что такое ионы, что такое проводники, диэлектрики, сопротивление.
Если мы начинаем играть с информацией, то она, в конце концов, запоминается.
Пример:
Вот планетарная модель атома.
-Посмотрите на картинку: чем отличаются два атома?
-Количеством нейтронов.
Всё остальное у этих атомов одинаковое.
Такие атомы называются изотопами.
-А что если самый дальний электрон оторвётся? Какой заряд будет у атома?
Положительный.
Такой атом превратится в положительно заряженный ион.
А что если атом присоединиться?
Такой атом превратится в отрицательно заряженный ион и т д
-Если электрон оторвётся, то он станет свободным. Вещества, в которых есть свободные заряженные частицы, называются проводниками...
Таким образом, множество понятий ребята узнают, благодаря знанию планетарной модели атома.
4. Обращение ко всем каналам ребёнка - визуальный (слайды, демонстрация опытов) аудиальный ( объяснение, повторение, ответы на вопросы...) , кинестетический (лабораторные работы, демонстрация опытов при ответе).
5. Решение задач.
В решении задач происходит закрепление знаний формул, развитие математического мышления, объединения математического и физического мышления.
Сначала дети усваивают, что задачи можно решать, подставляя в формулы цифры.
Со временем задачи усложняются и знаний только формул становится недостаточно.
6. Рассмотрение одного и того же материала разными способами.
Например, механическое движение можно изучать с помощью теории, с помощью формул, решения задач, изучения и построения графиков, лабораторных работ, создания таблиц.
Очень важно в разных методах и подходах обращать внимание на главную повторяющуюся информацию.
7. Формулы - это всегда способ повторить обозначения тех или иных величин и единицы измерения этих величин.
У нас уже вошло в традицию, когда я пишу новую формулу, всегда записывать каждую букву , её обозначение и единицы измерения. Постепенно ребята запоминают и уже сами говорят мне ответы, так как в формулы часто входят уже пройденные величины.
8 Значение слов.
Если вдумываться в значение слова, то можно в самом слове найти ответ на вопрос.
Например, что такое период и в чем он измеряется???
Я обращаю внимание на значение слова «период» - отрезок времени. Отсюда, можно сразу сделать вывод, что период – это время и его единица измерения - секунда.
Осталось запомнить, что период – это время одного колебания.
Я часто спрашиваю ребят, как они думают, что подразумевается под тем или иным физическим понятием, и они часто находят верный ответ, так как в самом названии понятия может скрываться ответ.
9
Ещё один немаловажный фактор для усвоения материала - это личность учителя и его отношения с классом.
В первый год преподавания были классы, которые проверяли меня и не верили в возможность усвоения физики.
И был этап борьбы.
Пока идёт борьба, знания не усваиваются. Как только наступает доверие и вера в учителя, работа идёт гораздо легче.
Состояние учителя также влияет на усвояемость материала. Усталость, плохое настроение, физическое недомогание, неуверенность - всё это снижает способность учителя устанавливать контакт с классом и в такие моменты усвояемость материала значительно снижается.
Дети очень ценят искренность учителя, его увлечённость предметом, они захватываются его энергией и получают удовольствие от совместного постижения науки.
ХХХ
Проверка домашнего задания
Я задаю ребятам учить формулы, основные понятия, на основе которых строится большая часть материала того или иного раздела.
На уроке я провожу небольшие проверочные по формулам, или по некоторым понятиям.
Например, что такое сила тяжести или сила упругости своими словами.
Или напишите формулы для периода математического и пружинного маятников, подпишите каждую букву и единицы измерения каждой физической величины.
Периодически задаю задачи или упражнения в учебнике для закрепления навыка решения задач.
На этом я бы хотела завершить обзор своей методической работы.
Хочу сказать, что сейчас у меня в повестке дня искать и внедрять приемы дифференцированного обучения. Найти приемы, помогающие слабым ученика осваивать физику на своем уровне и при этом давать возможность сильным ученикам решать более сложные задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический материал для уроков физики
В данном материале представлено распределение экологического материала по курсу физики 7-9 класс...

Самостоятельная работа как условие эффективного усвоения нового материала на уроках физики и математики
Выступление на педагогическом совете по теме самообразования....

Выступление на МО по теме: "Использование дидактического материала на уроках физики".
Выступление на МО по теме: "Использование дидактического материала на уроках физики"....
Современные технологии и методики эффективного усвоения материала на уроках информационной культуры личности.
Каждый педагог хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако преподавани...

Дорожная карта «сквозь тернии к звездам» или повышение уровня рефлексивного мышления через осознанное изучение материала на уроках математики…
Как и каждый современный учитель, я нахожусь в постоянном поиске тех приемов и методов работы, которые позволят создать наиболее эффективную образовательную среду. Каждый ...

Влияние информационных технологий на качество усвоения материала на уроках математики
Влияние информационных технологий на качество усвоения материала на уроках математики...

Самостоятельная работа как условие эффективного усвоения материала на уроках математики.
В статье приведены особенности проведения самомтоятельной работы....