Сценарий внеклассного мероприятия "Суд над силой трения"
методическая разработка по физике (7 класс)

Цель мероприятия: В увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные на уроках, показать их широкое использование в жизни, пробудить в учащихся стремление к творчеству. Помочь им это творчество проявить.

Предварительная подготовка.

В игре участвуют две команды: либо из одного класса, либо учащиеся из двух классов. Они получают предварительное задание -  подготовить факты, свидетельствующие отрицательное и положительное влияние силы трения в жизни человека, животных и растений, в технике, в транспорте и т.п.

Подобрать пословицы и поговорки, в тексте которых  смысл  о трении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Краснооктябрьская школа

Игра «Суд над

силой трения»

Внеклассное мероприятие

по физике 7 класс

Учитель Попова А.А.


Цель мероприятия:

1. Обобщить полученные знания о силе трения, обсудить роль силы трения в природе и технике.

2. Продолжить формирование умений делать выводы и обобщения, обнаруживать в быту и технике изучаемое понятие, а также развитие интеллектуальных способностей учащихся.

3. Показать значение опытных фактов, продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке.

4. В увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные на уроках, показать их широкое использование в жизни, пробудить в учащихся стремление к творчеству. Помочь им это творчество проявить. 

 Требования к игре:

  1. Игра должна основываться на художественной самодеятельности учащихся;
  2. Игра должна вызывать удовольствие, весёлое настроение, удовлетворение;
  3. Игра должна быть эмоциональной и приводить к активизации познавательной деятельной деятельности учащихся;
  4. Учитель в этой игре должен быть не только организатором, но и участником игры, судьёй во всех спорах. Но контроль и руководство учителя не должны превращаться в подавление инициативы и самостоятельности детей, иначе будет уничтожена самая сущность игры, которая невозможна без свободного проявления личности учащегося.

Предварительная подготовка.

В игре участвуют две команды: либо из одного класса, либо учащиеся из двух классов. Они получают предварительное задание -  подготовить факты, свидетельствующие отрицательное и положительное влияние силы трения в жизни человека, животных и растений, в технике, в транспорте и т.п.

Подобрать пословицы и поговорки, в тексте которых  смысл  о трении.

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Встать! Суд идет!

Главный судья. Сегодня заслушивается дело по обвинению силы Трения. Она обвиняется в том, что по её вине происходит изнашивание деталей машин и оборудования. Неуловимые на глаз изменения размеров и форм деталей, вызванные износом, приводят к вибрации и биениям в машинах, снижают их качество и создают угрозу аварии. Кроме того сила трения обвиняется в стирании подошв обуви, и  других каверзных деяниях, о которых расскажут свидетели. Мы призываем сегодня обстоятельно разобраться в поставленных нами вопросах, справедливо и беспристрастно выслушать показания свидетелей и вынести справедливый приговор. Ввести подсудимую.(Вводят силу трения)

Установим её личность.

Подсудимая Ваше имя?

Что Вы собой представляете?

Трение. Я, сила трения – сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная  против движения.

Главный судья. Есть ли вопросы к обвиняемой.

Главный обвинитель. Как Вы объясните суду причины Вашего возникновения?

Трение. Одной из причин моего возникновения является шероховатость поверхностей соприкасающихся тел. Даже гладкие на вид поверхности тел имеют неровности, бугорки и царапины. Когда одно тело скользит по поверхности другого, эти неровности зацепляются  друг за друга, что создаёт силу, задерживающую движение.

Другая причина трения – взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.

 Главный обвинитель. Как Вы объясните суду, что у Вас много названий?

Трение. При скольжении одного тела по поверхности другого возникает сила трения, которая называется трением скольжения.

 Если же одно тело не скользит, а катится по поверхности другого, то трение, возникающее при этом, называется трением качения.

А также сила трения покоя существует между покоящимися друг относительно друга телами.

Главный судья. У защиты есть вопросы?

Главный защитник. У меня есть вопрос к суду: будут ли принимать во внимание тот факт, что силу трения можно изменить во много раз, если ввести между трущимися поверхностями смазку. Смазка же в большинстве случаев жидкая, а трение слоёв жидкости меньше, чем твёрдых тел. Например, на коньках малое трение при скольжении по льду объясняется действие смазки: между коньками и льдом образуется тонкий слой воды. В технике в качестве смазки широко применяются различные масла.

Главный судья. Суд рассмотрит все факты.

Главный защитник. В таком случае, будут ли судьи снисходительны  к подсудимой, учитывая причины её возникновения?

Главный судья. Суд учитывает все факты.

 Главный защитник. У меня пока всё.

Главный судья. Теперь переходим к заслушиванию показаний свидетелей. Заслушиваются свидетели обвинения. (встает ученик со стороны обвинения) Свидетель, пожалуйста, поклянитесь говорить правду и только правду.

Главный обвинитель. Я прошу всех сидящих в этом зале отнестись серьёзно к этому вопросу. Ибо многие из вас страдали по вине обвиняемой, и вспомнить примеры из вашей жизни, изобличающие эту преступницу.

Свидетель 1.Клянусь говорить правду и только правду….

Свидетель 2.

Свидетель 3.

…………….

Главный судья. Вызываются свидетели защиты.

 Главный защитник. Господа, сидящие в зале, постарайтесь вспомнить, сколько хорошего сделала для вас сила трения,  и сообщите эти факты суду.

Свидетель 1. 

Свидетель 2.

Свидетель 3.

……………..

Главный судья. Слово предоставляется главному обвинителю.

Главный обвинитель. Уважаемый суд! Господа! Зачем мы здесь собрались? Ведь вина подсудимой очевидна. Я не могу понять как здравомыслящий человек, при всём моём уважении к защитнику, может защищать эту закоренелую преступницу. Каждый из нас ощущал на себе издевательства подсудимой. Вспомните, сколько вы износили пар обуви? А не по её ли вине изнашиваются детали в машинах? Посмотрите на неё ей стыдно. Она -  то знает, сколько бед произошло по её вине, Дл я большей убедительности следует привести конкретные цифры, свидетельствующие о небывалом уроне. И кто-то ещё пытается говорить о её невиновности, оставьте это, господа.

Главный судья. Слово предоставляется главному защитнику.

Главный защитник. Если рассматривать поступки силы трения с юридической точки зрения, то нужно заметить, что достоинств у неё больше чем недостатков, ведь она используется как в быту, так и в технике. Без трения покоя люди не смогли бы ходить по земле. Подумайте только, чтобы произошло, если бы в природе исчезло трение. Страшно представить! Не вините природу и её дитя, ведь в том, что вы забыли смазать лыжи или поставить подшипник, виноваты вы сами. Загляните   лучше в себя. Не пытайтесь переделать природу.  

Главный судья. (Зачитывает решения суда)

Наш суд скорый и правый, внимательно выслушав обе стороны, пришел к следующему решению: учитывая некоторые отрицательные стороны деятельности подсудимой, суд тем не менее, полагаясь на свой собственный опыт, на мнение уважаемой защиты, считает большую часть обвинения преувеличенной, а по сему постановляет: с учетом полезности деятельности трения и ее вредности, расширять использования положительных её качеств и вести борьбу с отрицательными, для чего постоянно изучать и осмысливать законы физики, проникать в тайны природы и ставить их на службу человеку.

На этом заседание суда считаю закрытым! 

Литература:

И. Я. Ланина «Внеклассная работа по физике»;

И. Л. Юфанова «Занимательные вечера по физике»;

И. Я. Ланина «Не уроком единым»;

Я. И. Пелерман «Занимательная физике»;

Э. М. Браверманн «Вечера по физике в средней школе»;

А. И. Китайгородский «Физика для всех»;

Е. М. Тульчинский «Качественные задачи по физике»;

В. Н. Ланге «Экспериментальные физические задачи на смекалку».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».

Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».Цели урока:1. Обучающая- познакомить учащихся с силой трения, выяснить какие  виды силы трения существуют; в...

Урок в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения. Трение в природе и технике»

Цель: ознакомить учащихся с явлением трения, сформулировать понятие сила трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила.Задачи урока: Познавательные: формировать умений систематизироват...

Конспект урока в 7 классе "Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя."

Цель: сила трения, причины возникновения силы трения, трение скольжения, трение качения, зависимость силы трения от веса тела, сравнение сил трения скольжения и трения качения....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ «СКАЗКА О ТРЕХ СИЛАХ:СИЛЕ ТЯЖЕСТИ, СИЛЕ УПРУГОСТИ, СИЛЕ ТРЕНИЯ».

Мероприятие театрализованное, ребята готовятся заранее, разучивают роли, готовят костюмы, глубже проникают в смысл физических явлений, учатся видеть в повседневной жизни проявления природных сил....

Элементы ТКМ урока «Сила трения. Виды силы трения»

Элементы ТКМ «Сила трения. Виды силы трения»...

сценарий урока физики 7 класс "Сила трения и ее виды. Трение в природе и технике"

Сценарий урока физики 7 класс с учетом требований ФГОС ООО....