Технологическая карта урока физики в 8 классе "Проводники, полупроводники и диэлектрики".
план-конспект урока по физике (8 класс)
Методическая разработка соответствует требованиям ФГОС ООО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_provodniki_i_dielektriki.docx | 28.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Проводники, диэлектрики, полупроводники. Электроскоп.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечание |
Организационный этап. Психологический настрой.(2 мин) Задача. Создать эмоциональный настрой учащихся. | Здравствуйте ребята. Сегодня, на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем их. Присаживайтесь. Проверьте свою готовность к уроку, на партах у вас должны быть учебники, дневники, письменные принадлежности лабораторное оборудование и рабочие листы, в которых вы будете работать. | ||
Целевое пространство. Мотивация учащихся. Актуализация знаний. (10 мин) . | На предыдущем уроке мы с вами познакомились с явлением электризации тел и обсудили, как используют электризацию в промышленности, сельском хозяйстве, печатном, музейном деле, медицине и т.п. Сейчас я предлагаю вашему вниманию видеосюжет. Как вы можете это объяснить?. Физика 41, Электрический заряд (время 1.53) | Просматривают видеосюжет, объясняют увиденное | |
А сейчас внимание! Криминальные новости. Описание еще нескольких ситуаций, проявления электризации тел. Прочитайте, пожалуйста, фрагменты статей из газет и журналов, приведенные в вашем маршрутном листе и скажите, как проявила себя в этих примерах электризация. | Выступают в роли детективов, проводят собственное расследование, опираясь на полученные знания об электризации Ученики: в этих примерах электризация проявила себя с негативной стороны. | ||
Целевое пространство Постановка задач. Опыты с проводником и диэлектриком. Выясняем тему урока. Проблема. Гипотезы. Проверим исследованием | Учитель: А можно ли было этих ситуаций избежать. Если да, то чем нужно руководствоваться или соблюдать, чтобы подобных случаев не происходило. Учитель: Можем ли мы с вами утверждать, что знаем на сегодняшний день эти правила, а самое главное понимаем, почему их нужно соблюдать? Учитель: Исходя из сказанного, что же сегодня будет нашей основной целью? Учитель: прежде, чем мы приступим к непосредственной разработке правил, давайте вспомним, каким образом строится новое физическое знание? С чего начинается любая теория или физический закон? Учитель: поэтому начнем мы с наблюдения, которое к нам пришло из древности. Существует легенда, согласно которой в древности на одном из званных ужинов хозяйка случайно уронила перечницу в солонку и соль с перцем перемешались. Это была катастрофа, поскольку по тем временам соль и перец были дорогостоящими продуктами «на вес золота». Но один из приглашенных гостей не растерялся и достал свой шелковый платок, а хозяйку попросил принести предмет, который сегодня есть у нас на столе, что это за предмет? Учитель: попытаемся разделить соль от перца с помощью электризации. Ребята, скажите, что мы наблюдаем? Почему мы смогли отделить соль от перца? Учитель: Действительно, все вещества по взаимодействию с электрическими зарядами можно разделить на два класса. Какие? Внимание на экран. Демонстрация видеосюжета №2 (время 10.11) Проводники и диэлектрики. | Ученики: на сегодняшний день мы слышали об этих правилах, но четкого понимания их нет. Ученики: целью нашего урока будет формулирование правил электробезопасности Ученики: наблюдение, гипотеза, эксперимент, выводы. Ученики: стеклянную палочку (демонстрируют разделение перца и соли с помощью стеклянной палочки или воздушного шара) Ученики: отделить соль от перца удалось, потому что они по разному ведут себя в присутствии наэлектризованного тела. Просматривают видеосюжет, формулируют тему урока, определяют задачи. | |
Изучение нового материала | Откройте свои рабочие листы, прочитайте про эти два класса веществ и запишите определения. Причем каждый записывает определение только для одного вещества, которое отмечено зеленым цветом Поменяйтесь своими маршрутными листами. Сравните, определение, которое вы видите на экране с тем, что написано у вашего одноклассника. Если определение написано, верно, поставьте в зеленый кружок 1, если неверно 0. Поменяйтесь работами вновь и запишите недостающее определение. Учитель: Вернемся к тем ситуациям, о которых прочитали в маршрутных листах. Давайте сделаем предположение, какие из материалов использовались неверно в описанных ситуациях (запишите свое предположение). А дальше отнесите записанные в столбик вещества и тела по своему усмотрению, пользуясь своим жизненным опытом, к проводникам или диэлектрикам. Учитель: Итак, мы построили гипотезу на основе наблюдения. Какой наш следующий шаг? Учитель Действительно, необходимо поставить эксперимент, который поможет нам ответить на вопрос: верна наша гипотеза или нет, правильно ли мы относили вещества к проводникам и диэлектрикам или нет. Учитель: Скажите, ребята, что нам необходимо для того, что поставить эксперимент? Учитель: Верно, нам необходимо устройство, которое реагирует на появление электрического заряда. Такое устройство называется электроскопом. Одним из его разновидностей является электрометр. Откройте учебники на стр56 и прочитайте про электроскоп и электрометр. Запишите одно определение, отмеченное в листе зеленым цветом. Проверьте свои определения. Обсудите в паре отличительные черты электроскопа и электрометра. И запишите их в маршрутный лист. Проверьте себя и оцените работу (1 или 0) Учитель: Найдите на демонстрационном столе электроскоп и электрометр. Учитель: Первое предположение мы проверим с вами вместе. Это предположение о проводимости тела человека. Наэлектризуем электроскоп, посмотрите, листочки электроскопа разошлись на некоторый угол. Подскажите мне, как с помощью электроскопа можно проверить, какими свойствами обладает тело человека проводящими или диэлектрическими. Учитель: Посмотрите, как только я коснулась рукой до шарика электроскопа, листочки опали, какой я могу сделать из этого вывод. Учитель: На партах у вас находятся три образца веществ, которые мы должны отнести к проводникам или диэлектрикам. Можно ли это сделать? Учитель: Нет, вам недостаёт измерительного прибора. Сконструируйте, пожалуйста, из предложенных материалов свой электроскоп. | Изучают материал в рабочих листах, записывают определения. Взаимопроверка. Сравнивают записи в листах с определением на экране. Оценивают работу одноклассников. Записывают определение диэлектрика. Записывают предположение о том, какие вещества являются проводниками, а какие диэлектриками Ученики: выполним эксперимент. Ученики: нам нужен измерительный прибор. Записывают определения электроскопа и электрометра в рабочий лист Проверяют и оценивают работу Ученики: нужно дотронуться рукой до электроскопа и посмотреть на листочки, если листочки опадут, значит, тело человека проводник, если нет то диэлектрик. Делают вывод: Действительно тело человека является проводником электричества, что существенно осложняет жизнь человека в смысле работы с электроприборами. Ученики: нет. Конструируют электроскоп из стеклянной банки с крышкой и пластикового стакана. Скрепки канцелярской и пищевой фольги | |
Физминутка | Встаньте, расслабьте руки, кисти рук. Продемонстрируйте в парах, как будут вести себя султаны электрические заряженные одноимённо, разноимённо. Присядьте, просмотрите ещё один видеосюжет. | Снятие физического и эмоционального напряжения. Видео «Галилео» Проводники тока (время 0.22) | |
Первичное закрепление. Проведение эксперимента | Учитель: Теперь проверьте работоспособность электроскопа, наэлектризовав его с помощью палочки и кусочка шерсти. Определите класс веществ, которые у вас в распоряжении. Запишите вывод | Опыты 1 группа – стр. 56-57 «Лабораторные работы» 7-9 класс Кабардин О.Ф. (дерево, алюминий, стекло, эбонит, медь и др.) 2 группа – стр. 98-99 «Лабораторные работы» 7-9 класс Кабардин О.Ф. (дистиллированная вода, водопроводная вода, соляной раствор) 3 группа – Продукты питания, проводящие электрический заряд (солёный огурец, лимон, томатный сок, вишнёвый компот) | |
Отчёт групп о проведённом эксперименте | Выступление представителей групп | ||
Подведение итогов | Учитель: Вернемся теперь к правилам, которые нужно соблюдать, для того что бы проявление электризации не несло за собой нежелательные последствия. Задание в парах «Ромашка» - составить предложения из частей-лепестков Учитель: Молодцы, мы успешно достигли с вами поставленной цели урока, сформулировали основные правила электробезопасности. Скажите, что для этого нам было необходимо сделать? |
Ученики: нам нужно было узнать, что такое проводники и диэлектрики и познакомится с таким прибором как электроскоп. | |
Инструкция по выполнению домашнего задания | Учитель: Вашим домашним заданием будет параграф 27 учебника, и выполнить макет плаката по электробезопасности, а так же предложить место, где такой плакат можно установить. | Записывают в дневник | |
Рефлексия | Оцените свои итоги работы на уроке, дополняя предложения: Я думаю, что вы узнали много интересного, поэтому я желаю вам почаще находится в области отрицательных ионов, которые будут притягивать к вам «положительных» людей, в общении с которыми вы получите положительное настроение и положительные эмоции. Я благодарю вас за урок. Желаю удачи на следующих уроках. До свидания! | 1.Мне удалось … |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме "Электрическая цепь и ее составные части"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....
Технологическая карта урока физики в 7 классе по теме "Давление твердых тел"
Технологическая карта урока физики в 7 классе (работа учащихся в группах) и тест на самопроверку...
Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме:«Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии»
Дрябжинская Людмила Владимировна ГБОУ СОШ № 1003.Тема урока: «Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии» (8 класс)Цель урока: сформировать у учащихся научные представления о магнитном поле и устано...
Технологическая карта урока физики в 11 классе
Технологическая карта урок изучения нового материала по теме «Постулаты Н.Бора», разработан в соответствии базовой программой по физике для учителей, работающих по учебнику Г. Я. Мя...
Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС
Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС.План-конспект урока по учебнику «Физика-7». Авторы: А.В. Перышкин Тема: «Строение вещества» ...
Реализация ФГОС на уроках физики. Технологическая карта урока физики по теме.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государствен...
Технологическая карта урока физики по ФГОС, обобщающий урок по теме «Давление твёрдых, жидких и газообразных тел »
На данном уроке повторяются, обобщаются и систематизируются знания учащихся по теме «Давление твёрдых, жидких и газообразных тел». Осуществляется поиск необходимой информации для выполне...