Технологическая карта урока физики в 8 классе "Проводники, полупроводники и диэлектрики".
план-конспект урока по физике (8 класс)

Волкова Елена Ивановна

Методическая разработка соответствует требованиям ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_provodniki_i_dielektriki.docx28.07 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Проводники, диэлектрики, полупроводники. Электроскоп.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

Организационный этап. Психологический настрой.(2 мин)

Задача. Создать  эмоциональный  настрой учащихся.  

Здравствуйте ребята. Сегодня, на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем их. Присаживайтесь. Проверьте свою готовность к уроку, на партах у вас должны быть учебники, дневники, письменные принадлежности лабораторное оборудование и рабочие  листы, в которых вы будете работать.

Целевое пространство. Мотивация учащихся.

Актуализация знаний.      (10 мин)

.

На предыдущем уроке мы с вами познакомились с явлением электризации тел и обсудили, как используют электризацию в промышленности, сельском хозяйстве, печатном, музейном  деле, медицине и т.п. Сейчас я предлагаю вашему вниманию видеосюжет. Как вы можете это объяснить?. Физика 41, Электрический заряд (время 1.53)

Просматривают видеосюжет, объясняют увиденное

 А сейчас внимание! Криминальные новости. Описание еще нескольких ситуаций, проявления  электризации тел. Прочитайте, пожалуйста, фрагменты статей из газет и журналов, приведенные в вашем маршрутном листе и скажите, как проявила себя в этих примерах электризация.

Выступают в роли детективов, проводят собственное расследование, опираясь на полученные знания об электризации Ученики: в этих примерах электризация проявила себя с негативной стороны.

Целевое пространство 

Постановка задач.

Опыты с проводником и диэлектриком.

Выясняем тему урока. Проблема.  Гипотезы. Проверим исследованием

Учитель: А можно ли было этих ситуаций избежать. Если да, то чем нужно руководствоваться или соблюдать, чтобы подобных случаев не происходило.

Учитель: Можем ли мы с вами утверждать, что знаем на сегодняшний день эти правила, а самое главное понимаем, почему их нужно соблюдать?

Учитель: Исходя из сказанного, что же сегодня будет нашей основной целью?

Учитель: прежде, чем мы приступим к непосредственной разработке правил, давайте вспомним, каким образом строится новое физическое знание? С чего начинается любая теория или физический закон?

Учитель: поэтому начнем мы с наблюдения, которое к нам пришло из древности. Существует легенда, согласно которой в древности на одном из званных ужинов хозяйка случайно уронила перечницу в солонку и соль с перцем перемешались. Это была катастрофа, поскольку по тем временам соль и перец были дорогостоящими продуктами «на вес золота». Но один из приглашенных гостей не растерялся и достал свой шелковый платок, а хозяйку попросил принести предмет, который сегодня есть у нас на столе, что это за предмет?

Учитель: попытаемся разделить соль от перца с помощью электризации.

Ребята, скажите, что мы наблюдаем?

Почему мы смогли отделить соль от перца?

Учитель: Действительно, все вещества по  взаимодействию с электрическими зарядами можно разделить на два класса. Какие? Внимание на экран. Демонстрация видеосюжета №2 (время 10.11) Проводники и диэлектрики.

Ученики: на сегодняшний день мы слышали об этих правилах, но четкого понимания их нет.

Ученики: целью нашего урока будет формулирование правил электробезопасности

Ученики: наблюдение, гипотеза, эксперимент, выводы.

Ученики: стеклянную палочку

(демонстрируют разделение перца и соли с помощью стеклянной палочки или воздушного шара)

Ученики: отделить соль от перца удалось, потому что они по разному ведут себя в присутствии наэлектризованного тела.

Просматривают видеосюжет, формулируют тему урока, определяют задачи.

Изучение нового материала

 Откройте свои рабочие листы, прочитайте про эти два класса веществ и запишите определения. Причем каждый записывает определение только для одного вещества, которое отмечено зеленым цветом

Поменяйтесь своими маршрутными листами. Сравните, определение, которое вы видите на экране с тем, что написано у вашего одноклассника.  Если определение написано, верно, поставьте в зеленый кружок 1, если неверно 0.

Поменяйтесь работами вновь и запишите недостающее определение.

Учитель: Вернемся к тем ситуациям, о которых прочитали в маршрутных листах. Давайте сделаем предположение, какие из материалов использовались неверно в описанных ситуациях (запишите свое предположение). А дальше отнесите записанные в столбик вещества и тела по своему усмотрению, пользуясь своим жизненным опытом, к проводникам или диэлектрикам.

Учитель: Итак, мы построили гипотезу на основе наблюдения. Какой наш следующий шаг?

Учитель Действительно, необходимо поставить эксперимент, который поможет нам ответить на вопрос: верна наша гипотеза или нет, правильно ли мы относили вещества к проводникам и диэлектрикам или нет.

Учитель: Скажите, ребята, что нам необходимо  для того, что поставить эксперимент?

Учитель: Верно, нам необходимо устройство, которое реагирует на появление электрического заряда.

Такое устройство называется электроскопом. Одним из его разновидностей является электрометр. Откройте учебники на стр56 и прочитайте про электроскоп и электрометр. Запишите  одно определение, отмеченное в листе зеленым цветом.

Проверьте свои определения. Обсудите в паре отличительные черты электроскопа и электрометра. И запишите их в маршрутный лист.

Проверьте себя и оцените работу (1 или 0)

Учитель: Найдите на демонстрационном столе электроскоп и электрометр.

Учитель: Первое предположение мы проверим с вами вместе. Это предположение о проводимости тела человека. Наэлектризуем электроскоп, посмотрите, листочки электроскопа разошлись на некоторый угол.

Подскажите мне, как с помощью электроскопа можно проверить, какими свойствами обладает тело человека проводящими или диэлектрическими.

Учитель: Посмотрите, как только я коснулась рукой до шарика электроскопа, листочки опали, какой я могу сделать из этого вывод.

Учитель: На партах у вас находятся три образца веществ, которые мы должны отнести к проводникам или диэлектрикам. Можно ли это сделать?

Учитель: Нет, вам недостаёт измерительного прибора. Сконструируйте, пожалуйста, из предложенных материалов свой электроскоп.

Изучают материал в рабочих листах, записывают определения.

Взаимопроверка. Сравнивают записи в листах с определением на экране. Оценивают работу одноклассников.

Записывают определение диэлектрика.

Записывают предположение о том, какие вещества являются проводниками, а какие диэлектриками

Ученики: выполним эксперимент.

Ученики: нам нужен измерительный прибор.

Записывают определения электроскопа и электрометра в рабочий лист

Проверяют и оценивают работу

Ученики: нужно дотронуться рукой до электроскопа и посмотреть на листочки, если листочки опадут, значит, тело человека проводник, если нет то диэлектрик.

Делают вывод:

Действительно тело человека является проводником электричества, что существенно осложняет жизнь человека в смысле работы с электроприборами.

Ученики: нет.

Конструируют электроскоп из стеклянной банки с крышкой и пластикового стакана. Скрепки канцелярской и пищевой фольги

Физминутка

Встаньте, расслабьте руки, кисти рук. Продемонстрируйте в парах, как будут вести себя султаны электрические заряженные одноимённо, разноимённо. Присядьте, просмотрите ещё один видеосюжет.

Снятие физического и эмоционального напряжения.

Видео «Галилео» Проводники тока (время 0.22)

Первичное закрепление. Проведение эксперимента

Учитель: Теперь проверьте работоспособность электроскопа, наэлектризовав его с помощью палочки и кусочка шерсти.

Определите класс веществ, которые у вас в распоряжении.

Запишите вывод

Опыты

1 группа – стр. 56-57 «Лабораторные работы» 7-9 класс Кабардин О.Ф. (дерево, алюминий, стекло, эбонит, медь и др.)

2 группа – стр. 98-99 «Лабораторные работы» 7-9 класс Кабардин О.Ф. (дистиллированная вода, водопроводная вода, соляной раствор)

3 группа – Продукты питания, проводящие электрический заряд (солёный огурец, лимон, томатный сок, вишнёвый компот)

Отчёт групп о проведённом эксперименте

Выступление представителей групп

Подведение итогов

Учитель: Вернемся теперь к правилам, которые нужно соблюдать, для того что бы проявление электризации не несло за собой нежелательные последствия.

Задание в парах «Ромашка» - составить предложения из частей-лепестков

Учитель: Молодцы, мы  успешно достигли с вами поставленной цели урока, сформулировали основные правила электробезопасности.  Скажите, что для этого нам было необходимо сделать?

  1. Необходимо знать к какому классу вещества относится вещество, с которым выполняются электрические работы.
  2. Одежду обрабатывать антистатиком.
  3. Трущиеся детали должны быть проводящими или заземлены.
  4. Для нежелательной проводимости между двумя проводниками должен быть диэлектрик.

Ученики: нам нужно было узнать, что такое проводники и диэлектрики и познакомится с таким прибором как электроскоп.

Инструкция по выполнению домашнего задания

Учитель: Вашим домашним заданием будет параграф 27 учебника,  и выполнить  макет плаката по электробезопасности, а так же предложить место, где такой плакат можно установить.

Записывают в дневник

Рефлексия

Оцените свои итоги работы на уроке, дополняя предложения: 

 Я думаю, что вы узнали много интересногопоэтому я желаю вам  почаще находится в области отрицательных ионов, которые будут притягивать к вам «положительных» людей, в общении с которыми вы получите положительное настроение и положительные эмоции. Я благодарю вас за урок. Желаю удачи на следующих уроках. До свидания!

1.Мне удалось … 
2.Меня удивило … 
3.Мне понравилось … 
4.Я порадовался за … 
5.Я могу похвалить себя за … 
6.Мне было бы интересно ещё узнать…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме "Электрическая цепь и ее составные части"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....

Технологическая карта урока физики в 7 классе по теме "Давление твердых тел"

Технологическая карта урока физики в 7 классе (работа учащихся в группах) и тест на самопроверку...

Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме:«Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии»

Дрябжинская Людмила Владимировна ГБОУ СОШ № 1003.Тема урока: «Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии» (8 класс)Цель урока: сформировать у учащихся научные представления о магнитном поле и устано...

Технологическая карта урока физики в 11 классе

Технологическая карта урок изучения нового материала по теме «Постулаты Н.Бора», разработан в   соответствии базовой программой  по физике для учителей, работающих по учебнику  Г. Я. Мя...

Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС

Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС.План-конспект урока по учебнику «Физика-7». Авторы: А.В. Перышкин Тема: «Строение вещества»   ...

Реализация ФГОС на уроках физики. Технологическая карта урока физики по теме.

         Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государствен...

Технологическая карта урока физики по ФГОС, обобщающий урок по теме «Давление твёрдых, жидких и газообразных тел »

  На данном уроке повторяются, обобщаются и систематизируются знания учащихся по теме «Давление твёрдых, жидких и газообразных тел». Осуществляется поиск необходимой информации для выполне...