Статья "Современный урок физики, как инструмент реализации ФГОС"
статья по физике

Урок по теме «Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь и ее составные части»

1.1  Цели и задачи

Цели урока: цели сформулированы в контексте введения ФГОС и соответствуют тенденции системно-деятельностного подхода в образовании

1.  Предметные: продолжить изучение основных законов электричества; продолжить работу по овладению методами научного исследования; продолжить развитие функции общения на уроке как условия обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удовлетворения.

2.  Метапредметные:  формирование  познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД, работа с информацией, в том числе

самостоятельный поиск и преобразованию информации; развитие умения анализировать информацию, представленную в различном виде, формирование способностей к принятию решения в условиях выбора. Развитие навыков формулирования эмпирические закономерностей и обобщения информации. Развитие мотивированной учебной деятельности, формирование способностей учащихся, связанных с построением деятельности, ведущей к обобщению полученных и добыванию новых знаний. Развитие умения задавать вопросы, вычленять главное и второстепенное. Развитие умения оперировать полученными знаниями, применяя их в реальной жизни. Создание атмосферы сотрудничества, психологического комфорта. Формирование культуры общения, способности к конструктивному диалогу, умения оформлять свои мысли в устной форме, согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться, приходить к общему мнению в совместной деятельности формирование ответственного отношения к выполнению заданий, определять степень успешности своей работы

3 Личностные: развитие универсальных учебных действий УУД: активность, целенаправленность, готовность к познанию и сотрудничеству. Определение границ собственного знания и незнания. Расширение эрудиции, развитие личностных интересов учащихся.

Задачи урока:

- обучающие:

·         формирование единых взглядов на природу электрического тока

·         выяснить физическую природу электрического тока;

·         осознать смысл понятия электрический ток, условия возникновения и направление электрического тока;

·         выяснить роль источника тока, принцип его действия;

·         ознакомить с различными видами источников тока;

·         ознакомить с основными элементами электрической цепи и их обозначениями;

-развивающие:

·         развитие познавательного интереса;

·         развивать абстрактное и логическое мышление, внимание;

·         формировать умение самостоятельной работы;

·         развивать умение анализировать учебный материал;

·         развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке;

·         умение выслушивать мнение товарища и отстаивать свою точку зрения;

-воспитательные:

·         воспитывать дисциплинированность;

·         воспитывать чувство патриотизма через осознание вклада отечественных ученых в развитие науки;

·         выработка  личностных качеств: аккуратности, внимательности при заполнении схем, точности ответов;

воспитывать сопричастность к собственной деятельности и деятельности других

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peterburgskiy_urok_ivanova_2018-2019.docx37.82 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №367 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

192281, Санкт-Петербург, Дунайский пр., дом43, корпус 2, литера А. тел./факс 778-82-42

ПЕТЕРБУРГСКИЙ УРОК. РАБОТАЕМ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ

Номинация:  «ЛУЧШИЙ УРОК»

Подноминация: ««Лучший урок в предметной области «Естественнонаучные предметы»»

Методическая разработка урока по теме:

 «  Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь и её составные части»

Автор: Иванова Надежда Олеговна,

учитель физики

Санкт-Петербург

2018

Урок по теме «Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь и ее составные части»

1.1  Цели и задачи

Цели урока: цели сформулированы в контексте введения ФГОС и соответствуют тенденции системно-деятельностного подхода в образовании

1.  Предметные: продолжить изучение основных законов электричества; продолжить работу по овладению методами научного исследования; продолжить развитие функции общения на уроке как условия обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удовлетворения.

2.  Метапредметные:  формирование  познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД, работа с информацией, в том числе

самостоятельный поиск и преобразованию информации; развитие умения анализировать информацию, представленную в различном виде, формирование способностей к принятию решения в условиях выбора. Развитие навыков формулирования эмпирические закономерностей и обобщения информации. Развитие мотивированной учебной деятельности, формирование способностей учащихся, связанных с построением деятельности, ведущей к обобщению полученных и добыванию новых знаний. Развитие умения задавать вопросы, вычленять главное и второстепенное. Развитие умения оперировать полученными знаниями, применяя их в реальной жизни. Создание атмосферы сотрудничества, психологического комфорта. Формирование культуры общения, способности к конструктивному диалогу, умения оформлять свои мысли в устной форме, согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться, приходить к общему мнению в совместной деятельности формирование ответственного отношения к выполнению заданий, определять степень успешности своей работы

3 Личностные: развитие универсальных учебных действий УУД: активность, целенаправленность, готовность к познанию и сотрудничеству. Определение границ собственного знания и незнания. Расширение эрудиции, развитие личностных интересов учащихся.

Задачи урока:

- обучающие:

  • формирование единых взглядов на природу электрического тока
  • выяснить физическую природу электрического тока;
  • осознать смысл понятия электрический ток, условия возникновения и направление электрического тока;
  • выяснить роль источника тока, принцип его действия;
  • ознакомить с различными видами источников тока;
  • ознакомить с основными элементами электрической цепи и их обозначениями;

-развивающие:

  • развитие познавательного интереса;
  • развивать абстрактное и логическое мышление, внимание;
  • формировать умение самостоятельной работы;
  • развивать умение анализировать учебный материал;
  • развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке;
  • умение выслушивать мнение товарища и отстаивать свою точку зрения;

-воспитательные:

  • воспитывать дисциплинированность;
  • воспитывать чувство патриотизма через осознание вклада отечественных ученых в развитие науки;
  • выработка  личностных качеств: аккуратности, внимательности при заполнении схем, точности ответов;
  • воспитывать сопричастность к собственной деятельности и деятельности других.

Тип  урока:  урок открытия новых знаний

Формы работы:  индивидуальная, фронтальная,  работа в  парах.

Технологии: проектная, диалоговой взаимопомощи, экспериментальная работа.

Межпредметные  связи: информатика, математика, история.

Оборудование, необходимые материалы: Проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.


2.2 Этапы урока с подробным описанием видов  деятельности.

Этап урока

Уровень самостоятельности учащихся

Форма работы

Необходимые ресурсы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД

Мотивирования на учебную деятельность

высокий

фронтальная

Проектор, презентация

Отвечают на вопросы учителя с помощью аплодисментов. Высказывают предположения о значении числа 215

Задает вопросы «Кто хочет стать ученым?», «Кто хочет быть ученым физиком?» и «Кто хочет стать ученым физиком и открыть что-то новое?» Показывает слайд «Лаборатория 215» и предлагает детям догадаться какой смысл в этом числе

Высказывать предположения, строить логические рассуждения

Организационный момент

высокий

фронтальная

проектор,

презентация

Получают картинки- подсказки и угадывают ученого

Открывает подсказки, подтверждает правильность предположений. Ставит вопрос о том, почему нашего соотечественника угадать не смогли, предлагает познакомиться с краткой биографией Петрова В.В.

Высказывать предположения,  умение выслушивать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, преобразовывать информацию

Актуализация

знаний

и целеполагание

высокая

фронтальная

Проектор, презентация

Формулируют тему урока.

Предлагает сформулировать тему урока, исходя из потребностей и уже имеющихся знаний.

Ставить цели, уметь планировать свою деятельность

Практическая работа.

                

        

высокая

Работа в группах

Раздаточный материал

В парах работают с предложенными устройствами, выясняют условия их работы. Представляют классу работу устройства. Делают вывод о том, что все устройства работают за сет электрического тока

Организует обсуждение и подводит итог. Формулирует проблемный вопрос – что такое электрический ток?

Согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться, приходить к общему мнению в совместной деятельности, преобразовывать информацию, моделировать

Динамическая пауза

средняя

фронтальная

Проектор , презентация

Смотрят видеофрагмент. Делятся впечатлениями. Осуществляют предварительную оценку собственного понимания материала. Приходят к выводу о том. Что необходим иной источник информации.

Включает видеофрагмент.

Отмечает степень вовлеченности учащихся.

Предлагает найти необходимую информацию в учебнике физики. Указывает на то, что в учебнике есть предметный указатель.

Преобразовывать информацию, саморегуляция, поиск необходимой информации, критическое отношение к источникам информации.

Самостоятельная работа с рабочим листом

высокая

парная

Рабочие листы

Выполняют практическое задание по инструкции

Оказывает консультативную помощь при работе с рабочими листами

Поиск информации. обработка информации, работа по инструкции

Практическая работа

высокая

групповая

Лабораторное оборудование

Собирают электрическую цепь и делают выводы о возможности протекания электрического тока при отсутствии некоторых элементов электрической цепи

Оказывает консультативную помощь при проведении эксперимента

Работа по инструкции, планирование деятельности по достижению того или иного результата, практический навык по соединению приборов в электрическую цепь

Динамическая пауза

средняя

фронтальная

Виртуальная экскурсия по проводнику

(презентация)

Принимают участие в виртуальной экскурсии

Ведет виртуальную экскурсию, обращая внимание учащихся на важные моменты

Преобразовывать информацию, саморегуляция, научная картина мира

Мотивация на познавательную деятельность

высокая

фронтальная

Проектор, презентация

Снова возвращаются к вопросу о том, почему на лаборатории  число 215, высказывают предположения, зачитывают цитату Петрова В.В.

Подводит учащихся к правильному ответу, указывая на этапы деятельности во время урока,

демонстрирует слайд с цитатой Петрова В.В.

Строить логические цепочки, высказывать предположения, осознавать важность вклада отечественных ученых в развитие науки и свою ответственность за будущее страны

Домашнее задание

средняя

фронтальная

Проектор,

презентация

 Знакомятся с домашним заданием

Поясняет домашнее задание – экспериментальное задание по созданию батарейки из подручных средств и теоретическое интерактивное задание на сайте

Преобразовывать информацию, задавать вопросы

Рефлексия.

высокая

фронтальная

-

Аплодируют

Предлагает аплодисментами отметить свои успехи на уроке

Самооценка


2.3 . Формы и методы   диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке

Этапы урока

Планируемые результаты

Формы и методы диагностики

Мотивирования на учебную деятельность

Создание положительной эмоциональной обстановки, мотивация на получение ответа в ходе урока

Аплодисменты, дискуссия

Организационный момент

Актуализация имеющихся знаний

Самопроверка

Актуализация

знаний

и целеполагание

Формулируют тему урока, исходя из имеющихся знаний и потребностей в новых знаниях

Дискуссия, сверка с темой урока

Практическая работа.

                

Работают в группе с предложенными устройствами, обосновывают свои предположения о способе работы устройства

Выступления

Динамическая пауза

Приходят к выводу, что не всем источникам информации можно доверять, высказывают предположение о том, где лучше искать учебную информацию

Фронтальный контроль, дискуссия

Самостоятельная работа с рабочим листом

Заполняют предложенную схему, пользуясь учебником физики

Взаимопроверка

Практическая работа

Собирают электрическую цепь по электрической схеме, проводят эксперименты и делают выводы о необходимости тех или иных составляющих электрической схемы

Фронтальный контроль, дискуссия

Динамическая пауза

Погружаются, с помощью виртуальной реальности, внутрь проводника и «наблюдают» течение электрического тока и условия его протекания

Фронтальный контроль

Мотивация на познавательную деятельность

Анализируют урок и отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале урока

Дискуссия

Домашнее задание

Понимают домашнее задание

Фронтальный контроль

Рефлексия.

Оценивают свои усилия на уроке аплодисментами

Фронтальный контроль

2.4. Текст  методической разработки материалов

1.Мотивирования на учебную деятельность

Учитель задает вопросы классу и предлагает ответить, хлопнув в ладоши. «Кто хочет стать ученым?», «Кто хочет стать ученым -  физиком?», «Кто хочет стать ученым – физиком и открыть что-то новое?». Затем учитель обращает внимание учащихся на эпиграф к уроку (слайд 1) и приглашает всех в «Лабораторию 215» (слайд 2). Прежде чем начать работу, учитель предлагает обратить внимание на число, указанное в названии лаборатории. Выслушав предположения о значении данного числа, учитель упоминает о том, что разгадку он даст в конце урока.

2.Организационный момент

Учащимся предлагается догадаться, какие великие ученые раньше «работали» в этой лаборатории. Для этого им предлагаются подсказки, по которым учащиеся определяют ученых.(слайды 3-6) В конце учащиеся сталкиваются с затруднением, так как не знакомы с Петровым В.В. и его открытиями (слайд 7). Учитель предлагает посмотреть видео об этом русском экспериментаторе. После видеофрагмента  учащиеся заполняют небольшую схему в рабочих листах

3.Актуализация знаний и целеполагание

Учащиеся выдвигают предположения о теме урока, основываясь на потребностях в новых знаниях и уже накопленном опыте. Учитель записывает предложения на доске, предлагает обобщить все идеи в единую тему урока. (слайд 8)

4.Практическая работа.

Учитель предлагает учащимся побыть экспериментаторами. (слайд 9) Для этого организуются группы по 4 человека (разворачиваются к соседям по парте) и проводится групповое исследование свойств  устройства (фонарик, игрушка на батарейках, брелок, сигнализация и тд). Обсудив в группе работу и назначение устройства, ребята выбирают одного докладчика, который презентует устройство, демонстрирует его работу и формулирует гипотезу о возможном внутреннем устройстве и принципе работы устройства. (слайд 10) После всех выступлений, учитель предлагает обобщить гипотезы: все устройства работают при помощи электрического тока.

5.Динамическая пауза

Учитель предлагает посмотреть видеофрагмент и получить ответ на вопрос «Что такое электрический ток?» (слайд 11)

6.Самостоятельная работа с рабочим листом

Учитель организует дискуссию о том, является ли предложенное объяснение научным, достаточным, понятным. Учащимся предлагается назвать другие источники информации, которыми можно воспользоваться для получения ответа на поставленный вопрос. Учащиеся приходят к выводу о том, что необходимо воспользоваться школьным учебником физики. Находят по предметному указателю необходимую страницу и выписывают определение в рабочий лист. Далее учащиеся работают в парах, пользуясь  учебником, следуя инструкции в рабочем листе. По окончании работы осуществляется взаимопроверка и проверка с образцом (презентация) (слайд 12,13,14,15,16)

7.Практическая работа

Учащимся предлагается снова объединиться в группы и провести ряд экспериментов, следуя инструкции в рабочем листе.  В ходе экспериментов учащиеся выявляют влияние тех или иных элементов электрической цепи на протекание электрического тока, убеждаются в том, что для протекания электрического тока необходим источник тока и проводник, фиксируют свои наблюдения в рабочем листе. По окончании эксперимента проводится краткий обмен выводами с другими группами. (слайд 17)

8.Динамическая пауза

Учащимся предлагается заглянуть «внутрь» проводника с помощью виртуальных технологий. Учащиеся используют специальные устройства (при наличии), также виртуальная экскурсия демонстрируется на большом экране. Учитель выступает в роли экскурсовода, поясняя и заостряя внимание учащихся на основных моментах. (слайд 18)

9.Мотивация на познавательную деятельность

Учитель предлагает вспомнить номер лаборатории, в которой сегодня работал класс и высказать предположения, основываясь на материале урока, почему число именно 215, что оно означает?(слайд 19) Учащиеся предполагают, что число связано с Петровым В.В. и его учебником, который был издан 215 лет назад. (слайд 20). Учитель просит одного из учащихся прочитать цитату Петрова В.В. и предлагает пояснить ее смысл. (слайд 21)

10.Домашнее задание

Учитель обращает внимание учащихся на домашнее задание (записано заранее на рабочих листах). (слайд 22) Домашнее задание состоит из двух частей – экспериментальной (создать источник тока из подручных средств) и теоретической – в приложении Learning Apps

11.Рефлексия

Учитель предлагает «коллегам» лаборатории поаплодировать своей работе. Сам учитель аплодирует учащимся, выражая свою положительную оценку их стараниям.

Использованные ресурсы:

1. УМК А.В. Перышкина  по физике;

2. ЭОР Learning Apps;

3. Усройства для просмотра роликов «виртуальной реальности»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода проблемного обучения на уроках физики, как средство реализации ФГОС

Применение метода проблемного обучения на уроках физики, как средство реализации ФГОС...

Внедрение и развитие системно-деятельностной парадигмы на уроках физики в условиях реализации ФГОС.

Внедрение и развитие системной деятельном иной парадигмы на уроках физики в условиях реализации ФГОС....

Технологическая карта урока как инновационный инструмент реализации ФГОС

В данной презентации рассматриваются 7 различных видов уроков, состоящие из разных этапов. Это поможет правильно заполнить технологическую карту к уроку. Шаблон технологической карты можно найти на мо...

Применение ИКТ на уроках физики в рамках реализации ФГОС

В материале раскрываются некоторые возможности использования на уроках физики ИКТ....

Доклад "Современный урок физики в условиях реализации ФГОС. Требования к уроку»

Доклад посвящен теме "Современный урок физики в условиях реализации ФГОС". Также рассказывает о требованиях к современному уроку....

Индивидуальный план самообразования учителя физики по методической проблеме: "Формирование и развитие УУД на уроках физики в условиях реализации ФГОС"

Чтобы учить других — учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в шир...

Статья "Современный урок физкультуры, как инструмент реализации ФГОС"

Физическая культура- это один из тех предметов, где связь обучения с жизнью используется как стимул самообразования, активизируется физический потенциал, прививается интерес к заботе о своем здоровье ...