Статья "Современный урок физики, как инструмент реализации ФГОС"
статья по физике
Урок по теме «Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь и ее составные части»
1.1 Цели и задачи
Цели урока: цели сформулированы в контексте введения ФГОС и соответствуют тенденции системно-деятельностного подхода в образовании
1. Предметные: продолжить изучение основных законов электричества; продолжить работу по овладению методами научного исследования; продолжить развитие функции общения на уроке как условия обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удовлетворения.
2. Метапредметные: формирование познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД, работа с информацией, в том числе
самостоятельный поиск и преобразованию информации; развитие умения анализировать информацию, представленную в различном виде, формирование способностей к принятию решения в условиях выбора. Развитие навыков формулирования эмпирические закономерностей и обобщения информации. Развитие мотивированной учебной деятельности, формирование способностей учащихся, связанных с построением деятельности, ведущей к обобщению полученных и добыванию новых знаний. Развитие умения задавать вопросы, вычленять главное и второстепенное. Развитие умения оперировать полученными знаниями, применяя их в реальной жизни. Создание атмосферы сотрудничества, психологического комфорта. Формирование культуры общения, способности к конструктивному диалогу, умения оформлять свои мысли в устной форме, согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться, приходить к общему мнению в совместной деятельности формирование ответственного отношения к выполнению заданий, определять степень успешности своей работы
3 Личностные: развитие универсальных учебных действий УУД: активность, целенаправленность, готовность к познанию и сотрудничеству. Определение границ собственного знания и незнания. Расширение эрудиции, развитие личностных интересов учащихся.
Задачи урока:
- обучающие:
· формирование единых взглядов на природу электрического тока
· выяснить физическую природу электрического тока;
· осознать смысл понятия электрический ток, условия возникновения и направление электрического тока;
· выяснить роль источника тока, принцип его действия;
· ознакомить с различными видами источников тока;
· ознакомить с основными элементами электрической цепи и их обозначениями;
-развивающие:
· развитие познавательного интереса;
· развивать абстрактное и логическое мышление, внимание;
· формировать умение самостоятельной работы;
· развивать умение анализировать учебный материал;
· развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке;
· умение выслушивать мнение товарища и отстаивать свою точку зрения;
-воспитательные:
· воспитывать дисциплинированность;
· воспитывать чувство патриотизма через осознание вклада отечественных ученых в развитие науки;
· выработка личностных качеств: аккуратности, внимательности при заполнении схем, точности ответов;
воспитывать сопричастность к собственной деятельности и деятельности других
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peterburgskiy_urok_ivanova_2018-2019.docx | 37.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №367 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
192281, Санкт-Петербург, Дунайский пр., дом43, корпус 2, литера А. тел./факс 778-82-42
ПЕТЕРБУРГСКИЙ УРОК. РАБОТАЕМ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ
Номинация: «ЛУЧШИЙ УРОК»
Подноминация: ««Лучший урок в предметной области «Естественнонаучные предметы»»
Методическая разработка урока по теме: « Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь и её составные части» |
Автор: Иванова Надежда Олеговна,
учитель физики
Санкт-Петербург
2018
Урок по теме «Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь и ее составные части»
1.1 Цели и задачи
Цели урока: цели сформулированы в контексте введения ФГОС и соответствуют тенденции системно-деятельностного подхода в образовании
1. Предметные: продолжить изучение основных законов электричества; продолжить работу по овладению методами научного исследования; продолжить развитие функции общения на уроке как условия обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удовлетворения.
2. Метапредметные: формирование познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД, работа с информацией, в том числе
самостоятельный поиск и преобразованию информации; развитие умения анализировать информацию, представленную в различном виде, формирование способностей к принятию решения в условиях выбора. Развитие навыков формулирования эмпирические закономерностей и обобщения информации. Развитие мотивированной учебной деятельности, формирование способностей учащихся, связанных с построением деятельности, ведущей к обобщению полученных и добыванию новых знаний. Развитие умения задавать вопросы, вычленять главное и второстепенное. Развитие умения оперировать полученными знаниями, применяя их в реальной жизни. Создание атмосферы сотрудничества, психологического комфорта. Формирование культуры общения, способности к конструктивному диалогу, умения оформлять свои мысли в устной форме, согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться, приходить к общему мнению в совместной деятельности формирование ответственного отношения к выполнению заданий, определять степень успешности своей работы
3 Личностные: развитие универсальных учебных действий УУД: активность, целенаправленность, готовность к познанию и сотрудничеству. Определение границ собственного знания и незнания. Расширение эрудиции, развитие личностных интересов учащихся.
Задачи урока:
- обучающие:
- формирование единых взглядов на природу электрического тока
- выяснить физическую природу электрического тока;
- осознать смысл понятия электрический ток, условия возникновения и направление электрического тока;
- выяснить роль источника тока, принцип его действия;
- ознакомить с различными видами источников тока;
- ознакомить с основными элементами электрической цепи и их обозначениями;
-развивающие:
- развитие познавательного интереса;
- развивать абстрактное и логическое мышление, внимание;
- формировать умение самостоятельной работы;
- развивать умение анализировать учебный материал;
- развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке;
- умение выслушивать мнение товарища и отстаивать свою точку зрения;
-воспитательные:
- воспитывать дисциплинированность;
- воспитывать чувство патриотизма через осознание вклада отечественных ученых в развитие науки;
- выработка личностных качеств: аккуратности, внимательности при заполнении схем, точности ответов;
- воспитывать сопричастность к собственной деятельности и деятельности других.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Технологии: проектная, диалоговой взаимопомощи, экспериментальная работа.
Межпредметные связи: информатика, математика, история.
Оборудование, необходимые материалы: Проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.
2.2 Этапы урока с подробным описанием видов деятельности.
Этап урока | Уровень самостоятельности учащихся | Форма работы | Необходимые ресурсы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формируемые УУД |
Мотивирования на учебную деятельность | высокий | фронтальная | Проектор, презентация | Отвечают на вопросы учителя с помощью аплодисментов. Высказывают предположения о значении числа 215 | Задает вопросы «Кто хочет стать ученым?», «Кто хочет быть ученым физиком?» и «Кто хочет стать ученым физиком и открыть что-то новое?» Показывает слайд «Лаборатория 215» и предлагает детям догадаться какой смысл в этом числе | Высказывать предположения, строить логические рассуждения |
Организационный момент | высокий | фронтальная | проектор, | Получают картинки- подсказки и угадывают ученого | Открывает подсказки, подтверждает правильность предположений. Ставит вопрос о том, почему нашего соотечественника угадать не смогли, предлагает познакомиться с краткой биографией Петрова В.В. | Высказывать предположения, умение выслушивать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, преобразовывать информацию |
Актуализация знаний и целеполагание | высокая | фронтальная | Проектор, презентация | Формулируют тему урока. | Предлагает сформулировать тему урока, исходя из потребностей и уже имеющихся знаний. | Ставить цели, уметь планировать свою деятельность |
Практическая работа.
| высокая | Работа в группах | Раздаточный материал | В парах работают с предложенными устройствами, выясняют условия их работы. Представляют классу работу устройства. Делают вывод о том, что все устройства работают за сет электрического тока | Организует обсуждение и подводит итог. Формулирует проблемный вопрос – что такое электрический ток? | Согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться, приходить к общему мнению в совместной деятельности, преобразовывать информацию, моделировать |
Динамическая пауза | средняя | фронтальная | Проектор , презентация | Смотрят видеофрагмент. Делятся впечатлениями. Осуществляют предварительную оценку собственного понимания материала. Приходят к выводу о том. Что необходим иной источник информации. | Включает видеофрагмент. Отмечает степень вовлеченности учащихся. Предлагает найти необходимую информацию в учебнике физики. Указывает на то, что в учебнике есть предметный указатель. | Преобразовывать информацию, саморегуляция, поиск необходимой информации, критическое отношение к источникам информации. |
Самостоятельная работа с рабочим листом | высокая | парная | Рабочие листы | Выполняют практическое задание по инструкции | Оказывает консультативную помощь при работе с рабочими листами | Поиск информации. обработка информации, работа по инструкции |
Практическая работа | высокая | групповая | Лабораторное оборудование | Собирают электрическую цепь и делают выводы о возможности протекания электрического тока при отсутствии некоторых элементов электрической цепи | Оказывает консультативную помощь при проведении эксперимента | Работа по инструкции, планирование деятельности по достижению того или иного результата, практический навык по соединению приборов в электрическую цепь |
Динамическая пауза | средняя | фронтальная | Виртуальная экскурсия по проводнику (презентация) | Принимают участие в виртуальной экскурсии | Ведет виртуальную экскурсию, обращая внимание учащихся на важные моменты | Преобразовывать информацию, саморегуляция, научная картина мира |
Мотивация на познавательную деятельность | высокая | фронтальная | Проектор, презентация | Снова возвращаются к вопросу о том, почему на лаборатории число 215, высказывают предположения, зачитывают цитату Петрова В.В. | Подводит учащихся к правильному ответу, указывая на этапы деятельности во время урока, демонстрирует слайд с цитатой Петрова В.В. | Строить логические цепочки, высказывать предположения, осознавать важность вклада отечественных ученых в развитие науки и свою ответственность за будущее страны |
Домашнее задание | средняя | фронтальная | Проектор, | Знакомятся с домашним заданием | Поясняет домашнее задание – экспериментальное задание по созданию батарейки из подручных средств и теоретическое интерактивное задание на сайте | Преобразовывать информацию, задавать вопросы |
Рефлексия. | высокая | фронтальная | - | Аплодируют | Предлагает аплодисментами отметить свои успехи на уроке | Самооценка |
2.3 . Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке
Этапы урока | Планируемые результаты | Формы и методы диагностики |
Мотивирования на учебную деятельность | Создание положительной эмоциональной обстановки, мотивация на получение ответа в ходе урока | Аплодисменты, дискуссия |
Организационный момент | Актуализация имеющихся знаний | Самопроверка |
Актуализация знаний и целеполагание | Формулируют тему урока, исходя из имеющихся знаний и потребностей в новых знаниях | Дискуссия, сверка с темой урока |
Практическая работа.
| Работают в группе с предложенными устройствами, обосновывают свои предположения о способе работы устройства | Выступления |
Динамическая пауза | Приходят к выводу, что не всем источникам информации можно доверять, высказывают предположение о том, где лучше искать учебную информацию | Фронтальный контроль, дискуссия |
Самостоятельная работа с рабочим листом | Заполняют предложенную схему, пользуясь учебником физики | Взаимопроверка |
Практическая работа | Собирают электрическую цепь по электрической схеме, проводят эксперименты и делают выводы о необходимости тех или иных составляющих электрической схемы | Фронтальный контроль, дискуссия |
Динамическая пауза | Погружаются, с помощью виртуальной реальности, внутрь проводника и «наблюдают» течение электрического тока и условия его протекания | Фронтальный контроль |
Мотивация на познавательную деятельность | Анализируют урок и отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале урока | Дискуссия |
Домашнее задание | Понимают домашнее задание | Фронтальный контроль |
Рефлексия. | Оценивают свои усилия на уроке аплодисментами | Фронтальный контроль |
2.4. Текст методической разработки материалов
1.Мотивирования на учебную деятельность
Учитель задает вопросы классу и предлагает ответить, хлопнув в ладоши. «Кто хочет стать ученым?», «Кто хочет стать ученым - физиком?», «Кто хочет стать ученым – физиком и открыть что-то новое?». Затем учитель обращает внимание учащихся на эпиграф к уроку (слайд 1) и приглашает всех в «Лабораторию 215» (слайд 2). Прежде чем начать работу, учитель предлагает обратить внимание на число, указанное в названии лаборатории. Выслушав предположения о значении данного числа, учитель упоминает о том, что разгадку он даст в конце урока.
2.Организационный момент
Учащимся предлагается догадаться, какие великие ученые раньше «работали» в этой лаборатории. Для этого им предлагаются подсказки, по которым учащиеся определяют ученых.(слайды 3-6) В конце учащиеся сталкиваются с затруднением, так как не знакомы с Петровым В.В. и его открытиями (слайд 7). Учитель предлагает посмотреть видео об этом русском экспериментаторе. После видеофрагмента учащиеся заполняют небольшую схему в рабочих листах
3.Актуализация знаний и целеполагание
Учащиеся выдвигают предположения о теме урока, основываясь на потребностях в новых знаниях и уже накопленном опыте. Учитель записывает предложения на доске, предлагает обобщить все идеи в единую тему урока. (слайд 8)
4.Практическая работа.
Учитель предлагает учащимся побыть экспериментаторами. (слайд 9) Для этого организуются группы по 4 человека (разворачиваются к соседям по парте) и проводится групповое исследование свойств устройства (фонарик, игрушка на батарейках, брелок, сигнализация и тд). Обсудив в группе работу и назначение устройства, ребята выбирают одного докладчика, который презентует устройство, демонстрирует его работу и формулирует гипотезу о возможном внутреннем устройстве и принципе работы устройства. (слайд 10) После всех выступлений, учитель предлагает обобщить гипотезы: все устройства работают при помощи электрического тока.
5.Динамическая пауза
Учитель предлагает посмотреть видеофрагмент и получить ответ на вопрос «Что такое электрический ток?» (слайд 11)
6.Самостоятельная работа с рабочим листом
Учитель организует дискуссию о том, является ли предложенное объяснение научным, достаточным, понятным. Учащимся предлагается назвать другие источники информации, которыми можно воспользоваться для получения ответа на поставленный вопрос. Учащиеся приходят к выводу о том, что необходимо воспользоваться школьным учебником физики. Находят по предметному указателю необходимую страницу и выписывают определение в рабочий лист. Далее учащиеся работают в парах, пользуясь учебником, следуя инструкции в рабочем листе. По окончании работы осуществляется взаимопроверка и проверка с образцом (презентация) (слайд 12,13,14,15,16)
7.Практическая работа
Учащимся предлагается снова объединиться в группы и провести ряд экспериментов, следуя инструкции в рабочем листе. В ходе экспериментов учащиеся выявляют влияние тех или иных элементов электрической цепи на протекание электрического тока, убеждаются в том, что для протекания электрического тока необходим источник тока и проводник, фиксируют свои наблюдения в рабочем листе. По окончании эксперимента проводится краткий обмен выводами с другими группами. (слайд 17)
8.Динамическая пауза
Учащимся предлагается заглянуть «внутрь» проводника с помощью виртуальных технологий. Учащиеся используют специальные устройства (при наличии), также виртуальная экскурсия демонстрируется на большом экране. Учитель выступает в роли экскурсовода, поясняя и заостряя внимание учащихся на основных моментах. (слайд 18)
9.Мотивация на познавательную деятельность
Учитель предлагает вспомнить номер лаборатории, в которой сегодня работал класс и высказать предположения, основываясь на материале урока, почему число именно 215, что оно означает?(слайд 19) Учащиеся предполагают, что число связано с Петровым В.В. и его учебником, который был издан 215 лет назад. (слайд 20). Учитель просит одного из учащихся прочитать цитату Петрова В.В. и предлагает пояснить ее смысл. (слайд 21)
10.Домашнее задание
Учитель обращает внимание учащихся на домашнее задание (записано заранее на рабочих листах). (слайд 22) Домашнее задание состоит из двух частей – экспериментальной (создать источник тока из подручных средств) и теоретической – в приложении Learning Apps
11.Рефлексия
Учитель предлагает «коллегам» лаборатории поаплодировать своей работе. Сам учитель аплодирует учащимся, выражая свою положительную оценку их стараниям.
Использованные ресурсы:
1. УМК А.В. Перышкина по физике;
2. ЭОР Learning Apps;
3. Усройства для просмотра роликов «виртуальной реальности»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение метода проблемного обучения на уроках физики, как средство реализации ФГОС
Применение метода проблемного обучения на уроках физики, как средство реализации ФГОС...
Внедрение и развитие системно-деятельностной парадигмы на уроках физики в условиях реализации ФГОС.
Внедрение и развитие системной деятельном иной парадигмы на уроках физики в условиях реализации ФГОС....
Технологическая карта урока как инновационный инструмент реализации ФГОС
В данной презентации рассматриваются 7 различных видов уроков, состоящие из разных этапов. Это поможет правильно заполнить технологическую карту к уроку. Шаблон технологической карты можно найти на мо...
Применение ИКТ на уроках физики в рамках реализации ФГОС
В материале раскрываются некоторые возможности использования на уроках физики ИКТ....
Доклад "Современный урок физики в условиях реализации ФГОС. Требования к уроку»
Доклад посвящен теме "Современный урок физики в условиях реализации ФГОС". Также рассказывает о требованиях к современному уроку....
Индивидуальный план самообразования учителя физики по методической проблеме: "Формирование и развитие УУД на уроках физики в условиях реализации ФГОС"
Чтобы учить других — учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в шир...
Статья "Современный урок физкультуры, как инструмент реализации ФГОС"
Физическая культура- это один из тех предметов, где связь обучения с жизнью используется как стимул самообразования, активизируется физический потенциал, прививается интерес к заботе о своем здоровье ...