Строение вещества. Молекулы.
план-конспект урока по физике (7 класс)

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_7_klass.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Строение вещества. Молекулы.

 Цели урока:

Образовательные: вызвать объективную необходимость изучения нового материала;способствовать овладению знаниями по теме «Строение вещества. Молекулы.»

Развивающие: содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.

Воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений;способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Форма проведения: Исследовательская работа.

Оборудование: Тарелка с водой, подсолнечное масло, 2 сосуда с водой, пустой сосуд большего объёма, акварельная краска, сосуд с горячей водой, демонстрационный термометр.

Демонстрации:

.Увеличение объема воды при нагревании.

2.Растекание капли масла по поверхности воды.

3. Уменьшение окраски раствора при добавлении чистой воды.

План занятия:

. Организационный этап. 1 мин.

2. Этап постановки целей и задач урока. 4 мин.

3. Этап получения новых знаний. 8 мин.

4. Этап исследовательской работы учащихся. 15 мин.

5. Этап обобщения и закрепления нового материала. 13 мин.

6. Рефлексия. 2 мин.

7. Заключительный этап. 2 мин.

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Учитель: Здравствуйте. Прежде чем мы приступим к уроку, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад. Просто расслабьтесь и скажите себе: «Я нахожусь сейчас на уроке физики. А обо всём остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом». Прекрасно! А теперь давайте приступим к работе.

II этап: постановка целей и задач урока.

Проблемная ситуация

Человек издавна пытался объяснить необъяснимое, увидеть невидимое, услышать неслышимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставила. Сначала человек считал природу одушевленной,

Вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями и в большинстве случаев можете предсказать как они закончатся. Например, предскажите, чем закончатся следующие события:

 - если капнуть каплю краски в стакан с водой, то …;

- если открыть флакон с духами, то …;

- если нагреть лед, то …;

- если сильно сжать два кусочка пластилина, то …;

- если капнуть каплю масла на воду, то … ;

- если опустить термометр в горячую воду, то … (Опыт 1) и т.д.

Скажите, пожалуйста, какие знания вы использовали для того, чтобы ответить на поставленные вопросы? Выслушиваются различные варианты ответов и пояснения к ним.

Учитель: Итак, давая свои ответы, вы руководствовались определенными знаниями, которые вы получили на уроках природоведения в младших классах. А теперь ответьте на такой вопрос: «Одинаково ли будет себя вести капля подсолнечного масла, помещенная на поверхность воды и на поверхность стола? Почему вы так считаете? Вы уверены в этом, или предполагаете?».

 Еще один вопрос: «Предположим, вы решили изготовить аэроплан. Из чего вы будете его изготавливать? Почему вы выбрали именно эти материалы?».

Таким образом, мы приходим к мысли, что нам необходимо знать внутренне строение различных веществ для того, чтобы изготовить тот или иной механизм, и чтобы при этом он отвечал предъявляемым к нему требованиям

. Цель, которую мы сегодня ставим перед собой – увидеть многое в малом, получить представление о внутреннем строении вещества.

III этап:  получение новых знаний.

Учитель: Мы с вами каждый день наблюдаем  целый ряд окружающих нас предметов: столы, стулья, книги, ручки, тетради, автомобили и т.д. Скажите, они нам только кажутся сплошными или они на самом деле являются таковыми?

Ученик: Только кажутся?

Учитель: Тогда скажите, из чего они состоят?

Ученик: Из отдельных частичек.

Учитель: А что удерживает их друг возле друга 

Ученик: притяжение

Учитель: Как вы думаете, а между частичками есть пространство, или они расположены вплотную друг к другу?

Ученик: Есть.

Учитель: А где на ваш взгляд промежутки между этими частичками больше, в твёрдых телах или в газах?

Ученик: В газах.

Учитель: Почему вы так думаете?

Ученик: Потому что они легче сжимаются.

Учитель: А при сжатии уменьшаются сами частички в объеме, или промежутки между ними?

Ученик: Промежутки.

Учитель: Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

1.Все тела состоят из отдельных частичек.

2.Между этими частичками существует притяжение.

3.Тела изменяют свой объем за счет уменьшения или увеличения промежутков между частичками.

IV Этап: исследовательская работа учащихся.

Учитель: Что ж, теперь давайте проведём небольшие исследования, чтобы ответить на вопрос: «Каков размер частиц, из которых состоят все тела?»

Учитель дает указания по проведению исследовательских работ.

Исследовательская работа №1.

Растворите крупинку краски в небольшом количестве воды. Затем поместите каплю полученного раствора в сосуд с водой, тщательно перемешайте. Отлейте из сосуда половину окрашенной жидкости в другой сосуд, а первый долейте чистой водой до того же уровня. Повторите эту операцию 2-3 раза. В конце опыта оцените окрас жидкости в первом сосуде и сделайте соответствующий вывод о размерах частиц краски.

Исследовательская работа №2.

Капните каплю растительного масла на поверхность воды. Проследите за ее поведением. Оцените размер масляного пятна. Сделайте соответствующий вывод о размерах частиц масла.

Учащиеся выполняют исследовательскую работу, делают вывод по ней, после чего делают доклад о проделанной работе и ее результатах.

Учитель проводит консультационную индивидуальную работу.

V этап: Обобщение и закрепление нового материала.

Учитель: Таким образом, мы можем сделать еще один очень важный вывод: 

Размеры частиц, из которых состоят все тела, малы.

Мы выяснили, что все тела состоят из частиц. А как эти частицы называются? Вспомните из природоведения.

Ученик: Молекулы.

Учитель: Как вы думаете, молекулы – самые маленькие частицы или они состоят из более мелких частичек?

Ученик: Нет, молекулы также состоят из частиц.

Учитель: Как эти частицы называются?

Ученик: Атомы.

Учитель: Скажите, в состав молекулы входит один атом, два или более? И от чего зависит это количество?

Ученик: В состав молекулы может входить много атомов, это зависит от вещества.

Учитель: А, как вы думаете, молекулы различных веществ одинаковы или нет?

Ученик: Нет.

Учитель: Лед, вода и водяной пар состоят из одних и тех же молекул или нет?

Ученик: Да.

Учитель: Почему?

Ученик: Потому что это одно и то же вещество, но в разном виде.

Учитель: Выводы

  1. Молекулы состоят из атомов
  2. Молекулы различных веществ различны
  3. Работа в группах
  4. 1 группа: Одинаков ли состав молекул и объемы холодной и горячей воды? Как изменяются промежутки между частицами медной заклепки при нагревании и охлаждении?
  5. 2 группа: Одинаков ли состав молекул у чугуна и стали? Чем можно объяснить увеличение длины проволоки при нагревании?
  6. 3 группа: Можно ли сказать, что объем газа в сосуде равен сумме объемов его молекул? Зачем на стыке между рельсами делается зазор, из-за которого слышен перестук колес?

VI.Рефлексия.

Учитель:  наш урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались.

Перед каждым из вас находится рисунок, на котором вы должны отметить уровень вашего настроения к концу урока. А еще хотелось бы услышать ваши отзывы о сегодняшнем уроке: что вам понравилось, что не понравилось, чем бы хотелось заняться еще

Учитель: Мне очень понравилось с вами работать.

А теперь давайте подведем итоги вашей работы на сегодняшнем уроке.

Домашнее задание: §, ответить на вопросы после параграфа.

Творческое задание: Придумать один или несколько опытов, доказывающих, что между молекулами имеются промежутки, и доказывающих, что размеры молекул малы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год) 1.Строение вещества. Молекула. (Урок изучения нового материала)

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год)  1.Строение  вещества. Молекула. (Урок изучения...

Строение вещества. Молекулы

Презентация к уроку по физике в 7 классе по теме "Строение вещества. Молекулы"...

Тест "Строение вещества. Молекулы", 7 класс

Тест составлен в программе Mytest для проверки уровня знаний учащихся 7 класса по теме "Строение вещества. Молекулы"...

Урок по теме "Строение вещества. Молекулы и атомы"

   Одно из главных отличий современного урока от традиционного  состоит в том, что в основе ФГОС второго поколения лежит системно - деятельностный подход. В связ...

Конспект урока "Строение вещества. Молекулы."

Конспект урока физики "Строение вещества. Молекулы" в 7 классе....

Конспект урока физики в 7 классе "Строение вещества. Молекулы"

Конспект позволяет подготовить урок с использование цифровых образовательных ресурсов, виртуальных опытов и "живого" эксперимента....