статья "Развитие мышления на уроках физики в средней школе"
статья по физике

Чавкина Яна Александровна

Данная статья посвящена развитию мышления в прцессе обучения физики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chavkina_ya.a._statya_20.docx145.26 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКИ.

Чавкина Я.А.

(Санкт-Петербург, Россия,)

Аннотация

Формирование методологического компонента является одним из важнейшим составляющим современного образования, чем обуславливается всемерное внедрение и использование основ универсальных методов научного познания. Возможность формирование универсальных познавательных механизмом, как интегративного компонента для реализации междисциплинарного взаимодействия, является важнейшим стратегическим направлением развития современного образования и науки в целом. При его реализации развивается способность субъектов образовательного процесса способностей к активной целенаправленной мыслительной деятельности.

Ключевые слова: развитие мышления, методика преподавания, методика преподавания физики.

В послании руководства страны, соответствующим указанием министра просвещения отмечена необходимость создания условий в образовательных учреждений (школах, садах, дворцах творчества юных и т.д.), способствующих развитию школьников различных возрастов, подчёркивается важность проблем, связанных с развитием мышления учащихся, развитие способностей к решению новых проблем, стоящих перед современным обществом.  В частности, в ФГОС указывается на необходимость формирования не только предметных областей, формирования основ методов научного познания, но и мыслительных операций, логических приемов и т.д.- всего того, что способствует развитию самостоятельного мышления, самостоятельного принятия аргументированных решений. В этом контексте особую роль будет иметь целенаправленное развитие способностей учащихся.

Развитие мышления при обучения в средней школе может осуществляться на основе системы организационно-педагогических мероприятий с использованием соответствующего контента, однако этот процесс невозможно осуществлять в рамках лишь одного учебного предмета, даже в условиях такого значимого предмета как физика, обладающего многоаспектным контентом и исключительно значимой методологией.

Интеллект – это интегративное понятие, а, следовательно, и мыслительные операции, составляющие основу интеллекта и мыслительных способностей, содействующих эффективной адаптации к изменяющимся внешним условиям, которые в свою очередь могут и должны формироваться на базе нескольких учебных дисциплин, в идеале на всех [4, 5]. Таким образом, необходимо подчеркнуть, задействование, по возможности всех учебных дисциплин в формировании методологического компонента образования в целом, целесообразность формирования которого отмечается в различных учебных дисциплинах средней школы [1, 2, 3]. Тем самым отмечается необходимость построения УМК на основе, которого практикующие педагоги по разным учебным дисциплинам могли решать не только предметные задачи обучения, но и выходящие на метапредметный уровень, решая задачи достижения метапредметных результатов предусмотренных ФГОС. Тем самым на уроках физики мы должны создать условия для освоения соответствующих предметных результатов (программы), а так же метапредметного, который может быть использован в других учебных дисциплинах, а результат этого использования на базе других учебных предметов, в дальнейшем, может востребован при обучении физики. Тем самым будут демонстрироваться механизмы познавательной деятельности характерные для всех учебных предметов, для всех базовых наук.

Достижение отмеченных результатов может осуществляться с использованием разнообразных приёмов и способов, с использованием различных видов деятельности как урочной, так и внеурочной, в том числе на основе учебно-исследовательской и проектной деятельности. Проектная деятельность, «Индивидуальный проект» являются отличительной особенностью реализации современных образовательных стандартов в старших классах в условии профильного обучения. Проиллюстрируем представленный подход.

Рис. 1 – иллюстрация реализации целенаправленного развития мышления учащихся

Список литературы

  1. Перышкин А.В. Физика, 7 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений, - 3-е изд., испр. –М.: Дрофа, 2000. – 192с.: ил. ISBN 5-7107-3630-9
  2. Перышкин А.В. Физика, 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений, - 4-е изд., стереотип. –М.: Дрофа, 2002. – 192с.: ил. ISBN 5-7107-5355-6
  3. Перышкин А.В. Физика, 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. Учеб. для обще-образоват. учреждений / А.В.Перышкин, Е.М. Гутник, - 14-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2009. – 300, [4] с.: ил. ISBN 978-5-358-06901-5
  4. Комаров Б. А. Междисциплинарное взаимодействие в рамках современного физического образования. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. СПб, 2010, c. 145-154.
  5. Комаров Б.А. Теория и практика согласованного обучения: монография / Б.А. Комаров. – СПб.: Изд-во БАН, 2006. - 296 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация компетентностного подхода в процессе обучения физике в средней школе через создание мотивации.

Обоснование реализации компетентностного подхода в процессе обучения физике в средней школе через создание мотивации....

Межпредметные связи на уроках физики в средней школе. Биофизика.

Методическая разработка «Межпредметные связи на уроках физики и биологии. Биофизика» наряду с теоретической частью, где даются понятия и классификация межпредметных связей, их формы и функции, с...

Зачетные уроки по физике в средней школе

В последнее время все больше учеников выбирают ЕГЭ по физике и как правило это происходит в десятом или одинадцатом классе.Как помочь таким учащимся?Есть разные способы и один из таких способов-это за...

Системно-деятельностный подход в обучении физики МБОУ «Средняя школа № 72 г. Ульяновска с углублённым изучением отдельных предметов» Учителя физики Духленкова Н. И. и Коснова Л. Н.

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому в...

Развитие ассоциативно-образного мышления посредством передачи музыкальных образов средствами художественного выражения на уроках ИЗО в средней школе.

В статье представлен опыт осмысления реализации образовательного проекта «Развитие ассоциативно-образного мышления на занятиях ИЗО» в ГБОУ СОШ  №508 с углубленным изучением предметов ...

Выступление на РМО на тему "Формирование естественнонаучной грамотности на уроках физики в средней школе"

Доклад посвящен вопросам формирования естественнонаучной грамотности школьников на уроках физики....