Методическая _ разработка_ урока_ на_ тему_ "Инерция"_7_класс
методическая разработка по физике (7 класс)

Жукова Светлана Александровна

В разработке показан урок получения новых знаний по теме "Инерция"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon moya_prezentatsiya.ppt1.42 МБ
Microsoft Office document icon moy_konspekt.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИНЕРЦИЯ Цель: Изучить явление - инерция. Задачи: Научить находить в окружающем мире примеры проявления инерции и объяснять их.

Слайд 2

Как можно изменить скорость тела? Скорость тела изменяется, если на него действуют другие тела!!!

Слайд 3

Как можно изменить направление скорости тела? Направление скорости тела изменяется, если на него действуют другие тела!!!

Слайд 4

Аристотель 384 - 322 г. до н. э. «Всё, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого. Без действия нет движения». ?

Слайд 5

Галилео Галилей (1564 – 1642) Как будет двигаться тело, если на него не будут действовать другие тела? Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называют инерцией Экспериментально установлено: Если на тело не действуют другие тела, то оно находится или в покое, или движется прямолинейно и равномерно относительно Земли.

Слайд 6

Ракета после выхода в открытый космос летит с выключенными двигателями по инерции.

Слайд 7

Явление инерции учитывается во многих видах спорта!

Слайд 8

1. Водитель микроавтобуса, увидев стоящий на дороге автомобиль, нажал на тормоза, но не избежал столкновения. Объясните, почему?

Слайд 9

2. Почему при торможении автомобиля обязательно включается задний красный свет?

Слайд 10

? 3. Почему необходимо закреплять грузы в кузове грузовика? МОЛОДЦЫ!!

Слайд 11

4. Объясните назначение ремней безопасности в автомобиле.

Слайд 12

5. Что произойдёт с наездником, если лошадь, прыгая через препятствие, споткнётся?

Слайд 13

6. Что произойдёт, если человек поскользнётся ?

Слайд 14

Проверь себя!

Слайд 15

Физика – инструмент познания окружающего мира Выбери один правильный ответ! 1. Что такое инерция? Г. Свойство тела сохранять скорость. У. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел. В. Изменение скорости тела под действием других тел. 2. Что произойдет с бруском, если резко дернуть вперёд за нить? С. Упадет назад. Д. Упадет вперед. Е. Останется неподвижным. 3. В каком случае наблюдается проявление инерции? А. Камень падает на дно ущелья. П. Пыль выбивают из ковра. Н. Мяч отскочил от стенки после удара. 4. Какое изменение произошло в движении автобуса, если пассажиры отклонились влево? И. Автобус остановился. Е . Автобус повернул направо. Ч . Автобус повернул налево. 5. Для чего делают разбег при прыжках в длину? К. Чтобы выше подпрыгнуть. Л. Чтобы увеличить длину траектории движения тела. Х. Чтобы набрать скорость для толчка.

Слайд 16

Домашнее задание § 18 читать, выучить записи в тетради, составить таблицу: инерция в быту, технике, спорте, природе.



Предварительный просмотр:

Конспект урока:

        Урок физики на тему «Инерция» в 7 классе (слайд 1)

Цель: Изучить явление - инерция.
Задачи:                                                                                                                                                        Научить находить в окружающем мире примеры проявления инерции и объяснять их.
Подготовить учащихся к восприятию первого закона Ньютона.
Развивать логическое мышление, культуру речи.                                                   Формировать осознание детьми культурных ценностей науки и умение ценить их.

Оборудование: мяч,  шарик, наклонный желоб, штатив, кусочек ткани, стакан, открытка, монета, листы бумаги с надписями, , проектор, компьютер.  

План урока

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Повторение раннее изученного материала – 5 мин.
  3. Объяснение нового материала – 15 мин.
  4. Физкультминутка – 1 мин.
  5. Закрепление знаний и умений учащихся (решение экспериментальных и качественных задач, выполнение тестового задания) – 20 мин.
  6. Подведение итогов урока. Домашнее задание – 2 мин.

Ход урока

  1. Создание эмоционального настроя.

Добрый день! Я рада приветствовать вас сегодня на уроке физики.

«Познать законы природы – наша цель!». Их вы изучаете и исследуете каждый раз на уроках физики. Физика любит удивлять вас, любит, чтобы вы наблюдали и думали, получали научные знания об окружающем нас мире с помощью Его Величества «Эксперимента».

Сегодня на уроке  мы должны  изучить необыкновенное явление, которое проявляется в окружающем нас мире на каждом шагу, но мы настолько привыкли к ней, что и не замечаем его.

Как это явление называется, вы узнаете, ответив на вопросы физического диктанта.

  1. Повторение раннее изученного материала. Физический диктант.
  1. Переведите 1,5 км в метры.(1500 м)
  2. Выразите 54 км/ч в м/c. (15м/с)
  3. Сколько секунд содержится в 5 минутах? (300 с)
  4. Пассажирский поезд за каждые 20 минут проходит 40 километров. Какое это движение – равномерное или неравномерное? (равномерное)
  5. Велосипедист за 1200 секунд проехал 6км. С какой скоростью двигался велосипедист? (5 м/c)
  6. Электровоз движется со скоростью 80 км/ч, какой путь он пройдет за 30 минут? Ответ дайте в километрах. (40км)
  7. За какое время конькобежец, движущийся со скоростью12м/с, пройдет дистанцию 600 метров? (50с)

 

Е

Н

И

Ц

Я

Р

1

1,5м

1500км

1500м

0,15

0,015

1

2

1м/с

15м/с

30м/с

150м/с

0,15м/с

1500м/с

3

300с

35с

30с

180с

12600с

350с

4

 

 

 

неравномерное

 

равномерное

5

2 м/с

50 м/с

30 м/с

5 м/с

0,5 м/с

0,2 м/с

6

40 м/с

0,4 км/с

40 км/с

400 км/с

20 км/с

0,5 км/с

7

0,6 с

72 с

5 с

7,2 с

50 с

7200 с

Полученные ответы замените буквами из таблицы. Какое слово вы получили?  ИНЕРЦИЯ

Сегодня будем исследовать инерцию с помощью наблюдений, опытов, решением экспериментальных и качественных задач, выполнением тестовых заданий.

И тогда наверняка никто не забудет про неё.

Выясним, кто же первый о ней заговорил .

  1. Изучение нового материала (постановка первой учебной проблемы).

      Учитель.

1.- Может ли тело, находящееся в относительном покое, само собой изменить скорость?    

    Увеличить его? Уменьшить его? (Нет).  Демонстрация с мячом, который на столе.

2.- Как можно изменить скорость тел? (Подтолкнуть, т.е. подействовать рукой)? Мяч  начинает двигаться. Перестаю действовать, что наблюдаете? (Мяч останавливается).

      Учитель. Как же можно изменить скорость движения тела? (Слайд 2.)

Ученики.  Скорость тела изменяется, если на него действуют другие тела!!!

 (1. Записать в листок с печатной основой).

3.Как можно изменить направление скорости тела? (Слайд 5)

Ученики.  Направление скорости тела изменяется, если на него действуют другие тела!!! (2. Записать втетради).

Учитель. Так при каком же условии движется тело?

Ученик - Тело движется, если на него действуют другие тела.
Учитель. Рада за Вас. Вы рассуждаете как выдающийся философ древней Греции Аристотель. Жил он в IV в. до н.э. (Слайд с портретом Аристотеля и его высказыванием: «Все, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого.  Без действия нет движения»).
(Слайд 4)

Учитель. Согласно взглядам Аристотеля тело движется только тогда, когда на него действуют другие тела, а при отсутствии внешнего воздействия тело может только покоиться.  Идеи древнего философа господствовали в науке около двух тысяч лет.  

Верно ли утверждение Аристотеля?

 (Постановка второй учебной проблемы). Опыт с машинкой и игрушкой.

Учитель. Выполним опыт с Роки, который отправился в Таити на машине. Но он так замечтался об отдыхе, что не увидел препятствия перед собой и упал. Подумайте и скажите, почему упал Роки?  На него никто же не действовал, а он продолжил движение в виде падения.

 В 17 веке итальянский ученый Галилео Галилей первый показал, что тело может не только покоиться в отсутствии внешнего воздействия, как утверждал Аристотель, но может ещё и двигаться. Это видно из опыта с Роки.

Нам необходимо выяснить, как будет двигаться тело при отсутствии внешнего воздействия.  Галилей  использовал опыт. Наблюдал за движением шара по наклонной плоскости. Давайте и мы проделаем этот опыт и пронаблюдаем за движением шарика по наклонному желобу: сначала с тканью, а после без неё, т.е. без воздействия. Опыт. Вы заметили, что в первом случае скорость шарика уменьшилась очень быстро, движение было неравномерным, но во втором случае уменьшили трение, т.е. убрали ткань, шарик катится дальше, т.к. скорость шарика изменяется медленнее, т.е. дольше сохраняется, а движение шарика становится ближе к равномерному прямолинейному, но шарик снова останавливается. Почему?

Ученики. Потому что движению мешает трение шарика о поверхность наклонного желоба.

Учитель. Подумайте и скажите, как бы двигался шарик, если бы трения не было совсем.

 Ученики. Шарик совершал бы равномерное и прямолинейное движение (РПД).

Учитель. Именно такое предположение высказал Галилей в ХVII в.

Учитель. Ещё раз  рассмотрим, как зависит изменение скорости тела от величины действия другого тела?  (Слайд 5.)

Вывод: чем меньше действие другого тела, тем дольше сохраняется скорость  

              движения и тем ближе оно к равномерному. 

              (3. Записать  в тетради).

Учитель. Вспомните, если движение равномерное и прямолинейное, то скорость тела изменяется или сохраняется постоянной?                                                                                 Ученики. Скорость тела сохраняется постоянной.

Учитель. Обобщим мысленно эксперимент Галилео Галилея и наши наблюдения и ответим на вопрос:  Как же будет двигаться тело, если на него не будут действовать другие тела? 

Ученик. Тело, на которое не действуют другие тела, движется с постоянной скоростью.
Учитель. Именно так формулируется явление  - инерция.

Откройте учебник и найдите в тексте (на с. 53) определение инерции, прочитаем.

Вывод: явление сохранения скорости тела, при отсутствии действия на него других      

              тел называется инерцией.              (4. Записать в тетради).

Кстати «инерция» в переводе с латинского — бездеятельность или бездействие.

Учитель. Кто-нибудь догадался, почему наш Роки упал?

Ученики. Потому что он двигался по инерции.

Учитель. Таким образом, движением по инерции называется движение тела при  

                                            отсутствии действия на него других тел.  

                          (5. Записать в тетрадь).

  Учитель. На стр. 53 учебника  найдите, что называется движением по инерции, прочитаем. (Слайд 6 с ракетой)                         

Учитель. В конце 17 века английский учёный Исаак Ньютон обобщил выводы Галилея, сформулировал закон инерции и включил его в качестве первого из трёх законов в основу механики. Законы Ньютона будете изучать в 9 классе. 

Все открытия представляют бесценное культурное наследие для нас. Мы должны ценить всё, что сделано человечеством.

Учитель. Проявление инерции мы наблюдаем постоянно и настолько привыкли, что даже не замечаем её. Явление инерции учитывается во многих видах спорта. (Слайд 7.)

4.Физкультминутка. Теперь немного отдохнём. Предлагаю вам изобразить поведение пассажиров во время поездки в троллейбусе. 

Представьте, что я — водитель. Я:
• Резко трогаюсь с места. Куда отклоняетесь? (Назад). Почему? Из-за инерции движения пассажира. При резком увеличении скорости ноги уходят вперёд, а верхняя часть тела продолжает двигаться с прежней скоростью, в результате происходит отклонение пассажира назад.
• Поворачиваю направо. (Налево). Почему? Т.к. вы продолжили по инерции двигаться по курсу вперёд.
• Поворачиваю налево. (Направо).
• Резко торможу. (Вперёд). Происходит это в силу инерции движения пассажира, т.к. при внезапной остановке ноги из-за трения «припечатываются» к полу, а тело продолжает двигаться

Учитель. Пока мы ехали,  всё время с нами была госпожа «Инерция». Подумайте и ответьте, когда же проявляется инерция?                                                                                                                                       Ученики. Инерция проявляется, если изменяется значение скорости или её   направление.                                                                                                                                                  (6. Записать в тетрадь).

  1. Закрепление знаний и умений учащихся                                                                      

а). Решение экспериментальных задач

Учитель. Человек не может изменить законы, но может их познать и учитывать в жизни и практике.  

Учитель. На стакане лежит открытка, на ней монета. Как, не задевая монеты, опустить её в стакан? (Ударить по открытке щелчком, открытка отлетит, а монета упадёт в стакан). Почему?                                                                                                                                          Ученики. Объясняется это тем, что ввиду краткости взаимодействия сила трения не успевает сообщить монете достаточную скорость в направлении удара, и монета падает в стакан.

б). Решение качественных задач, используя слайдовую презентацию.                         (Слайд 8 -Слайд 13.)

  1. Водитель микроавтобуса, увидев стоящий на дороге автомобиль, нажал на тормоза, но не избежал столкновения. Объясните, почему?
  2. Почему при торможении автомобиля обязательно включается задний красный свет?
  3. Почему необходимо закреплять грузы в кузове грузовика?
  4. Объясните назначение ремней безопасности в автомобиле.
  5. Что произойдёт с наездником, если лошадь, прыгая через препятствие, споткнётся?
  6. Что произойдёт, если человек поскользнётся?
  7. Почему при землетрясении разрушаются здания и мосты? (Основной причиной разрушений при землетрясении являются сильные подземные толчки и сотрясания земли, достигающие земной  поверхности. Вследствие инерции и жесткости конструкции наземных сооружений они разрушаются.)
  8. Почему лиса делает резкие прыжки в сторону, если её догоняет волк?

в). Решение тестовых заданий (интерактивный тест из 5 вопросов).

Тест (Слайд 15.)

Впишите в таблицу ответов  буквы, соответствующие верному ответу на каждый вопрос.

            1. Что такое инерция?

Г. Свойство тел сохранять скорость.

У. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.

В. Изменение скорости тела под действием других тел.

2.  Что произойдет с бруском, если резко его дёрнуть вперёд за нить?

С. Упадёт назад.

Д. Упадёт вперед.

Е. Останется неподвижным.

3. В каком случае наблюдается проявление инерции?

А. Камень падает на дно ущелья.

П. Пыль выбивают из ковра.

Н. Мяч отскочил от стенки после удара.

4. Какое изменение произошло в движении автобуса, если пассажиры отклонились  

влево?

       И. Автобус остановился.

       Е. Автобус повернул направо.

        Ч. Автобус повернул налево.

           5. Для чего делают разбег при прыжках в длину?

           К. Чтобы выше подпрыгнуть.

           Л. Чтобы увеличить длину траектории движения тела.

           Х. Чтобы набрать скорость для толчка.

Таблица ответов

Вопросы

1

2

3

4

5

Ответы

Учитель. Проверим ответы. Кто получил в таблице кодовое слово «успех»?

Вы достигли успеха в усвоении явления инерция.

Формула успеха - Удивляться! Действовать! Думать!

  1. Домашнее задание. Подведение итогов урока. (Слайд 21.)

  Прочитайте § 18. Составить таблицу: инерция в быту, технике,  спорте,  природе. Спасибо вам за урок! Желаю успехов!

Учитель. В завершение нашего урока помогите мне сочинить стихотворение. Я начинаю, а вы продолжаете:

Если ты снежок (бросаешь),
Или в тире ты (
стреляешь),
Или в мячик (
ударяешь),
Или сам ядро (
толкаешь),                                                                                                    Почему же, почему же
Те предметы вдаль летят?
Отчего же, отчего же
Сразу падать не хотят?
Эти разные предметы
Потому вперед (
летят),
Что (
инерцию) имеют,
Скорость (
сохранить) хотят.
Галилей был самым (
первым),
Кто инерцию (
открыл),
И прошло три с лишним века


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ

Использование современных образовательных технологий. Методическая разработка урока №1  в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ  ПО БИОЛОГИИ  Тема «Расы человека, их пр...

Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ

Использование современных образовательных технологий. Методическая разработка урока №1  в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ  ПО БИОЛОГИИ  Тема «Расы человека, их пр...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Методическая разработка урока английского языка в 7 классе Тема урока «Известные люди России и англоязычных стран». Форма проведения: урок - дискуссия.

Данная методическая разработка может быть использована при проведении уроков английского языка в 7 классе....

Методическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений» Урок математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»

Тип урока: введение новых знаний. Цели:Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение ясно и точно излагать свои мысли.Метапредметные: умение понимать и испол...