Организация самостоятельной работы на уроках физики
статья по физике

Тюлькина Лариса Александровна

В данной статье рассказываю о организации самостоятельной работы учащихся на уроках физики в  ГКОУ «Школа для детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях Костромской области»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_samostoyatelnoy_raboty_na_urokah_fiziki.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках физики.

Специфика работы в ГКОУ «Школа для детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях Костромской области» побуждает учителя к поиску оптимальных методов обучения. В школу приходят дети с разным уровнем знаний по физике, с разным уровнем сформированности учебных умений и навыков, с разными учебниками (по структуре и содержанию учебного материала), с разным темпом работы. Поэтому возникает необходимость индивидуального подхода к учащимся при обучении физике, с учетом их индивидуальных особенностей и состояния здоровья. Основными методами обучения в данном случае являются: организация самостоятельной работы учащихся под руководством учителя и самостоятельная работа учащихся по выполнению индивидуальных заданий.

Знания, полученные самостоятельно, имеют большую ценность и значимость для ребенка. Ценны: каждое желание учащихся понять учебный материал и их творческая активность.

Понятие «самостоятельная работа» трактуется учителями неоднозначно. Для одних — это форма и метод организации обучения, для других - специальные задания, предназначенные для самостоятельного выполнения, для третьих - только деятельность учащихся, которая протекает без непосредственного участия учителя.

Однако большинство сходится на следующих признаках в определении понятия «самостоятельная работа»:

  • наличие задания учителя;
  • руководство деятельностью учащегося учителем;
  • самостоятельность учащихся;
  • выполнение заданий без непосредственного участия учителя;
  • активность и усилия учащихся;
  • специальное время для выполнения заданий.

В таком случае самостоятельная работа - активный метод, стимулирующий положительные мотивы, самоуправление, инициативу учащихся.

Своеобразие самостоятельной работы как активного метода заключается в том, что его основу составляют действия, которые ученик выполняет без помощи учителя. Он сам выбирает способы выполнения этих действий, совершает множество операций, контролирует их связи с поставленной задачей.

Еще одна особенность самостоятельных действий заключается в том, что по способам выполнения они могут быть репродуктивными или творческими (дают возможность что-то для себя открыть, то есть установить новый факт, явление, найти новые способы решения учебной задачи).

Практическая направленность самостоятельности ученика достигается наиболее успешно, если задания выполняются в процессе исследовательской деятельности на предметах или их изображениях.

Для самостоятельной деятельности характерным является действие самоконтроля: необходимость обращаться к таблицам, справочникам, мысленно формулировать ответ.

С действиями самоконтроля тесно связаны оценочные действия. Самостоятельная работа всегда завершается каким-либо результатом: выполненные упражнения, решенные задачи, заполненная таблица, построенный график, подготовленные ответы и т.д.

В результате работы определяется не только уровень знаний, но и самостоятельность ученика, индивидуальный стиль его деятельности, творческий или стандартный подход. Поэтому оценивать необходимо не только знания, но и саму деятельность, ее качества.

Организация самостоятельной работы требует соблюдения ряда правил:

  • осознание учителем важности роли самостоятельной работы в процессе обучения;
  • знание учителем основных видов самостоятельной работы учащихся;
  • планирование самостоятельной работы;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • консультационная помощь учителя в процессе выполнения учащимися работы;
  • знакомство учащихся с работой своих одноклассников;
  • проверка, оценка и обсуждение результатов работы учащихся.

В условиях ГКОУ «Школа для детей, нуждающихся в длительном лечении» организация самостоятельной работы учащихся широко используется на уроках, но практикуются и внеурочные задания по самостоятельно прочитанному материалу учебника. Самостоятельная работа используется с целью организации изучения нового материала, повторения, систематизации и проверки знаний.

В соответствии с диалектической целью можно выделить следующие виды самостоятельной работы учащихся:

  • предварительные работы, подготавливающие к получению новых знаний;
  • работы, организуемые с целью изучения нового материала;
  • работы, нацеленные на повторение, закрепление полученных знаний;
  • работы, организуемые с целью применения знаний и формирования умений;
  • обобщающие самостоятельные работы;
  • проверочные самостоятельные работы.

Виды самостоятельных работ, которые применяю в профессиональной деятельности:

  • работа с учебником (изучение параграфа учебника, иллюстраций, таблиц);
  • работа с дополнительной литературой (использование справочников, текстов периодических изданий);
  • работа с раздаточным материалом (карточками, таблицами);
  • работа по решению задач (учебники, сборники задач, раздаточный материал с различным уровнем сложности);
  • работа с видеоматериалами;
  • исследовательская работа.

Такой подход к проблеме организации самостоятельной работы учащихся позволяет мне учитывать уровень подготовки ученика, его познавательные возможности, намечать усложнение деятельности учащихся в дальнейшем процессе обучения.

При разработке практической реализации разных видов самостоятельной деятельности намечаю их дидактические, развивающие и воспитательные цели, проектирую использование разнообразных источников получения знаний. Задания должны предусматривать различные уровни познавательной деятельности.

Трудоемкие творческие виды самостоятельной работы планирую в начале или конце учебного года. В начале урока оправданы непродолжительные работы - 5-10 минут, чтобы включить весь класс в активную деятельность. На этом этапе применяю фронтальные физические диктанты для выявления и актуализации опорных знаний и умений учащихся. Создается единый ритм деятельности, атмосфера порядка и дисциплины. Это очень важно в условиях школы при больнице, где дети проходят курс лечения. Если новый материал не труден для учеников, они могут проработать его сами. Здесь возможны различные сочетания устного изложения и самостоятельной работы.

Самостоятельно ученик может работать один, в паре, в составе группы.

В своей профессиональной деятельности применяю работу учащихся по парам (для совместной проработки материала учебника, таблицы, выполнения практических работ, взаимной проверки тестовых работ).

Чаще других форм использую организацию индивидуальной самостоятельной работы. Такая работа требует большой ответственности учителя. Необходимо работать с каждым учащимся индивидуально, помогая ему понять место нового материала в курсе, цели изучаемого материала, объяснять сложный материал и давать задание для самостоятельной работы. Учащимся предоставляется возможность проявить свою индивидуальность, свое видение явлений, свое решение проблемы.

Поступающие в ГКОУ «Школа для детей, нуждающихся в длительном лечении» учащиеся различаются по успеваемости и программам обучения. Конечно бывает, что учащиеся занимаются по одинаковым программам обучения и одной теме, но это происходит нечасто. Индивидуальный план работы необходим учащимся классов с углубленным изучением физики. Кроме того, в нашу школу поступают дети, долгое время болевшие и не имевшие возможности заниматься. Для них так же необходимо создавать индивидуальный маршрут обучения, включающий изучение и освоение пропущенных в школе тем. Таким образом, большинство учащихся в ГКОУ «Школа для детей, нуждающихся в длительном лечении», можно считать учениками с индивидуальными (особыми) потребностями, требующими индивидуального учебного маршрута. Он ведется на основании данных индивидуальных карт. Поэтому планирую занятие с каждым учеником с учетом уровня его знаний, умений и навыков, и рекомендаций лечащего врача. Для эффективности урока и получения результата каждым учеником я составляю индивидуальный план для учащегося. Этот план включает в себя:

1) Цели, которые должен достичь ученик на уроке. (учитывая способности учеников, пункт может быть пропущен, тогда на уроке учащиеся сами формулируют цели и в конце урока сообщают достигнута ли она.)

2) План урока, где обозначен маршрут работы ученика на каждом этапе урока. В плане сообщаю временные рамки каждого этапа урока.

Для лабораторной или исследовательской работы на уроке выдаю необходимое оборудование. При проведении работ учащиеся получают устные или письменные рекомендации.

В уроки решения задач включаю:

  • алгоритм выполнения того или иного задания;
  • задания с самопроверкой, а если предусмотрена работа в паре, то взаимопроверкой.

При организации работы с теоретическим материалом по учебнику в плане фиксирую алгоритм этой работы.

3) Критерии оценивания работы на уроке.

4) Домашнее задание. Может включать: обязательную часть и задания по выбору, задания с рекомендациями учителя.

Такая организация учебной работы учащихся на уроке дает возможность каждому ученику в силу своих возможностей, способностей, собранности постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные и получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании. Многие учащиеся по итогам обучения улучшают свои результаты.

В своей профессиональной деятельности использую самостоятельную работу с целью применения знаний и развития умений - решение задач, анализ учащимися опытов, проводимых во время исследовательской деятельности.

Подводя итоги можно сделать следующие выводы:

  • в условиях ГКОУ «Школа для детей, нуждающихся в длительном лечении» наиболее эффективной формой является самостоятельная работа;
  • организация самостоятельной работы предполагает соблюдение определенных требований и основательную подготовку учителя;
  • эффективность зависит и от знаний ученика, и от контакта учителя и ученика, и от учета возрастных особенностей учащегося.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация самостоятельной работы на уроках физики»

Курс физики в средней школе подразумевает освоение учащимися определенного объема знаний, умений и навыков, что невозможно без самостоятельной работы. Речь идет не только о самостоятельном выполнении ...

Организация самостоятельной работы на уроках физики.

В презентации представлено краткое описание организации самостоятельной работы с указанием технологий, применяемых на уроках физики....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для студентов по организации самостоятельной работы по дисциплине "Физика"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  для студентов по организации самостоятельной работы по дисциплине "Физика"...

Организация самостоятельной работы на уроках физики.

Текст выступления на школьном методическом объединении " Роль самостоятельной работы на уроках физики"...

Организация самостоятельной работы на уроках физики, как способ подготовки к ВПР

Статья содержит материал о формах самостоятельной работы на уроках физики по подготовке к ВПР...

Презентация "Организация самостоятельной работы на уроке истории",Методические указания по выполнению самостоятельных работ

Материал предназначен для использования при организации самостоятельной работы студентов во время урока и во внеурочной деятельности...