Исследовательская деятельность на уроках физики в 7 - 8 классах
методическая разработка по физике
В данной публикации представляю физические исследовательские работы, которые можно использовать практически на каждом уроке физики в 7 – 8 классах. Применение исследовательских работ способствует развитию навыков самостоятельного экспериментирования и даёт возможность глубже проанализировать физические закономерности, понять сущность физических явлений и процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost_na_urokah_fiziki_v_7_-_8_klassah.docx | 58.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность на уроках физики в 7 – 8 классах.
ГКОУ «Школа для детей, нуждающихся в длительном лечении»
учитель физики Тюлькина Л.А.
«Не существует сколько-нибудь достоверных
тестов на одаренность, кроме тех, которые
проявляются в результате активного
участия хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе»
А.Н. Колмогоров
Физика — наука экспериментальная, большая часть открытий, установление законов, изучение явлений сделано экспериментальным путем.
В последние годы доля экспериментальных заданий в КИМ ОГЭ существенно возросла. Поэтому считаю, что физические эксперименты, выполненные самостоятельно учениками, целесообразно применять на уроках физики уже в 7 классе.
Учащиеся выполняют простые опыты, измерения, обращаются с приборами и материалами, наблюдают физические явления и анализируют результаты, делают обобщения и выводы, что приводит к улучшению качества знаний, умений и навыков. Простейшие исследования дают возможность глубже проанализировать физические закономерности, понять сущность физических явлений и процессов.
Систематическая и целенаправленная работа по формированию исследовательских умений учащихся дает возможность уже на начальном этапе изучения физики приобщить их к научному поиску, научить отстаивать собственные выводы, вести публичную дискуссию. Это сделает обучение более эффективным, отвечающим современным требованиям.
Мой опыт показывает, что решение экспериментальных задач, выполнение учащимися кратковременного физического эксперимента в несколько раз эффективнее, чем просто устные ответы учащихся на вопросы. В результате систематического выполнения экспериментальных заданий знания учащихся становится глубокими, прочными и тесно связанными с жизнью. Применение исследовательских работ способствуют развитию навыков самостоятельного экспериментирования и подготовке учащихся к выполнению фронтальных лабораторных работ.
Исследовательские работы учащиеся выполняют на типовом лабораторном оборудовании в течение 5 - 15 минут. Работают ученики в парах, группах или индивидуально. Результаты экспериментальных исследований, учащиеся записывают в таблицу в тетради, затем пишут вывод.
Исследовательские работы применяю на разных этапах урока в зависимости от цели, темы и методики проведения урока, а также подготовленности учащихся.
Задачи:
- познакомить учащихся с понятиями: физическая величина, измерительные приборы, методы измерения, погрешности измерения, экспериментальное исследование;
- обучить учащихся чёткому использованию измерительных приборов;
- дать представление о методах физического экспериментального исследования как важнейшей части методологии физики и ряда других наук, развить интерес к исследовательской деятельности;
- научить учащихся, анализируя результаты экспериментального исследования, делать вывод в соответствии со сформулированной задачей;
- повысить интерес учащихся к изучению физики и проведению физического эксперимента.
Ожидаемые результаты:
- 1) осознание практической значимости предмета физики;
- 2) расширение интеллектуального, творческого кругозора учащихся;
- 3) приобретение практических навыков и умений при проведении физического эксперимента;
- 4) совершенствование приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, т. е. умения «вскрывать новые связи, открывать новые приёмы, приходить к решению новых задач».
Оценивание исследовательской деятельности учащихся.
Оценивается:
- степень самостоятельности при выполнении различных этапов работы;
- степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
- степень осмысления полученной информации;
- формулирование цели исследования;
- способ решения задачи;
- четкость выводов, обобщающих исследования;
- грамотность оформления и защита результатов исследования.
В данной публикации представлю физические исследовательские работы, которые можно использовать практически на каждом уроке физики в 7 – 8 классах.
Исследовательская деятельность на уроках физики в 7 классе.
1. Предметы и явления. Наблюдения и опыты.
- Определение объема тела правильной формы.
Приборы и материалы: линейка, два-три тела правильной формы.
Задание: определите объемы параллелепипедов V= а b с,
а - длина, b - ширина, с - высота.
Номер тела | V, cм3 | V, м3 |
Вывод:
- Определение роста человека.
Приборы и материалы: линейки длиной 20 см, 50 см и 1 м, ростомер переносной.
Задание: измерьте свой рост или рост своего товарища, используя сначала линейки - длиной 20 см, 50 см и 1 м, а затем ростомер. Запишите результаты в таблицу и сравните их. Сделайте вывод.
Номер опыта | Рост, см, измеренный | |||
20-см линейкой | 50-см линейкой | 1-м линейкой | ростомером | |
Вывод:
2. Строение вещества. Молекулы.
Наблюдение за строением вещества.
Приборы и материалы: микроскоп, различные сыпучие вещества (мел, песок, сахарный песок, поваренная соль).
Задание: рассмотрите вещества под микроскопом и нарисуйте их строение. Сделайте вывод.
Вещества | Рисунок | Вещества | Рисунок |
Поваренная соль | Мел | ||
Сахарный песок | Песок |
Вывод:
3. Диффузия.
- Определение скорости диффузии в жидкости.
Приборы и материалы: три сосуда с водой разных температур (20 °С, 40 °С и 80 °С), крупинки марганцовки, пинцет.
Задание: разложите пинцетом крупинки марганцовки в сосудах с водой и пронаблюдайте за изменением окраски воды. Сделайте вывод.
Номер опыта | t воды, °С | Окраска раствора через | |
30 с | 5 мин | ||
Вывод:
4. Состояния вещества.
Наблюдение трех состояний вещества.
Приборы и материалы: сосуд с водой, спиртовка или свеча, лед.
Задание: пронаблюдайте три состояния воды и заполните таблицу.
Вопрос | Состояния воды | ||
газообразное | жидкое | твердое | |
Имеет ли форму? | |||
Имеет ли объем? | |||
Сохраняет ли объем? |
Вывод:
5. Плотность.
- Измерение плотности вещества с помощью весов и мензурки.
Приборы и материалы: мензурка, рычажные весы, разновесы, 3-4 тела разной плотности.
Задание: для вычисления плотности необходимо с помощью мензурки измерить объем тела V, а затем массу т.
Номер тела | V, см3 | m, г | ρ, г/см3 | ρ, кг/м3 |
Вывод:
- Измерение плотности жидкости с помощью ареометра.
Приборы и материалы: ареометр, 3-4 сосуда с различными жидкостями.
Задание: опуская по очереди ареометр в разные сосуды, определите плотности жидкостей.
Номер жидкости | ρ, г/см3 | ρ, кг/м3 |
1 | ||
2 | ||
3 |
Вывод:
- Измерение плотности твердых тел правильной формы.
Приборы и материалы: рычажные весы, разновесы, 3-4 тела правильной формы, линейка.
Задание: измерьте необходимые размеры твердого тела и вычислите его объем. Затем определите с помощью рычажных весов массу этого тела. По этим данным определите плотность.
Номер опыта | V, см3 | m, г | ρ, г/см3 |
1 | |||
2 | |||
3 |
Вывод:
6. Сила.
- Определение силы трения.
Приборы и материалы: динамометр, деревянный брусок, деревянная дощечка, оргстекло, полоска резины.
Задание: равномерно перемещая динамометр с деревянным брусочком по дереву, оргстеклу, резине, определите в каждом случае силу трения брусочка. Сделайте вывод.
Номер опыта | Сила трения, Н, деревянного бруска | ||
по дереву | по резине | по оргстеклу | |
Вывод:
- Определение силы мышц руки человека.
Прибор: силомер.
Задание: сожмите 3-4 раза силомер сначала левой рукой, а затем - правой. Определите средние значения силы ваших мышц левой и правой рук.
Номер опыта | Сила мышц левой руки, Н | Средняя сила мышц левой руки, Н | Сила мышц правой руки, Н | Средняя сила мышц правой руки, Н |
7. Сила тяжести.
- Определение силы тяжести, действующей на тело, с помощью динамометра.
Приборы и материалы: динамометр, 3-4 тела.
Задание: измерить силу тяжести (F), записать данные в таблицу, по этим данным определить массу тел (m).
Номер опыта | F, Н | m, кг |
Вывод:
- Определение силы тяжести, действующей на тело, с помощью рычажных весов.
Приборы и материалы: рычажные весы, разновесы, 3-4 тела.
Задание: измерить массу тела на рычажных весах, предварительно уравновесив весы. Вычислить силу тяжести.
Номер опыта | m, кг | F, Н |
Вывод:
- Определение силы тяжести, действующей на тело известной плотности (ρ), с использованием мензурки.
Приборы и материалы: мензурка, 3-4 тела.
Задание: измерить объемы (V) тел. Рассчитать массу тела, а затем силу тяжести.
Номер опыта | V, м3 | ρ, кг/м3 | m, кг | F, Н |
Вывод:
8. Сила трения.
- Исследовать зависимость силы трения от качества обработки поверхностей.
Приборы и материалы: динамометр, деревянный брусок, доска с разной обработкой поверхности.
Задание: измерить силу трения при движении по гладкой и шероховатой поверхности. Результаты измерений занесите в таблицу.
Вид поверхности | Сила трения, Н |
Гладкая |
|
Шероховатая |
|
Вывод:
- Исследовать зависимость силы трения от силы давления.
Приборы и материалы: динамометр, деревянный брусок, трибометр, набор грузов.
Задание: с помощью динамометра измерьте вес бруска с грузами и силу трения скольжения бруска по трибометру. Результаты измерений запишите в таблицу.
Количество грузов на бруске | Вес бруска с грузами, Н | Сила трения, Н |
|
|
|
|
|
|
Вывод:
- Исследовать зависимость силы трения от площади трущихся поверхностей.
Приборы и материалы: динамометр, деревянный брусок, трибометр, набор грузов.
Задание: измерьте силу трения при движении по трибометру разными по площади гранями бруска. Результаты измерений запишите в таблицу.
Грань бруска | Сила трения, Н |
Большая |
|
Малая |
|
Вывод:
9. Вес тела. Невесомость.
Изучение явления невесомости и перегрузки.
Приборы и материалы: динамометр, набор грузов.
Задание: исследуйте явления невесомости и перегрузки при движении динамометра вверх и вниз. Опишите, что вы заметили. (Если вы будете бросать динамометр, то на пол постелите что-нибудь мягкое.)
№ п/п | Опыт | Описание |
Движение динамометра вверх | ||
Движение динамометра вниз |
Вывод:
10. Давление.
Определение давления бруска.
Приборы и материалы: динамометр, линейка, брусок, кювета с песком.
Задание: измерьте размеры бруска (а, b, с), рассчитайте площадь одной из сторон и установите на нее брусок в песочную кювету, отметив глубину погружения. Вычислите силу тяжести и давление бруска. Повторите опыт для других граней бруска. Сделайте вывод.
Номер опыта | Площадь основания, м2 | Сила тяжести, Н | Давление, Па | Глубина погружения, см |
Вывод:
11. Давление в жидкости.
Измерение давления жидкости на дно сосуда.
Приборы и материалы: 3 сосуда с различными жидкостями (водой, молоком, подсолнечным маслом), линейка.
Задание: линейкой измерьте высоту столба жидкости и рассчитайте её давление на дно сосуда.
Номер опыта | h, м | ρ, кг/м3 | р, Па |
Вывод:
12. Сообщающиеся сосуды.
- Определение закона сообщающихся сосудов для однородной жидкости.
Приборы и материалы: 2 стеклянные трубки, резиновая трубочка, воронка, сосуд с водой, штатив.
Задание: изменяя положение трубок с водой определите высоту (h) воды в каждой трубке и сделайте вывод.
Номер опыта | h1, м | h2, м | рисунок |
Вывод:
- Определение закона сообщающихся сосудов для жидкостей с разными плотностями.
Приборы и материалы: 2 стеклянные трубки, резиновая трубочка, воронка, сосуд с водой, сосуд с подсолнечным маслом, штатив.
Задание: определить высоту воды и подсолнечного масла в каждой трубке. Сравнить и сделать вывод.
Номер опыта | h1, м | ρ1, кг/м3 | h2, м | ρ2, кг/м3 |
Сравнить произведения: ρ1*h1 и ρ2*h2.
Вывод:
13. Атмосферное давление.
Измерение атмосферного давления и силы атмосферного давления.
Приборы и материалы: барометр, линейка, 3-4 тела правильной формы (стол, учебник, пенал и т.д.).
Задание: измерьте с помощью барометра-анероида атмосферное давление. Затем измерьте необходимые размеры тела и вычислите площадь. Рассчитайте силу атмосферного давления.
Номер опыта | Атмосферное давление | Площадь тела, м2 | Сила атмосферного давления, Н | |
мм рт. ст. | Па | |||
Вывод:
14. Сила Архимеда.
- Определение силы Архимеда, действующей на тела неправильной формы.
Приборы и материалы: мензурка, 3-4 тела, таблица плотностей, 2-3 сосуда с разными жидкостями: водой, маслом, молоком.
Задание: определите объем тела, используя мензурку, и вычислите силу Архимеда. Проверьте расчеты, используя динамометр и необходимые материалы.
Номер опыта | Объем тела, м3 | Плотность жидкости, кг/м3 | Сила Архимеда, Н |
Вывод:
- Определение силы Архимеда с помощью динамометра.
Приборы и материалы: динамометр, 3-4 тела любой формы, 2-3 сосуда с разными жидкостями: водой, маслом, молоком.
Задание: измерьте силу тяжести, действующую на тело. Затем опустите тело в сосуд с жидкостью и измерьте равнодействующую силы тяжести и силы Архимеда. Рассчитайте силу Архимеда по этим значениям. Сделайте вывод.
Номер опыта | Тело | Жидкость | Сила тяжести, Н | Равнодействующая сил, Н | Сила Архимеда Fa = F-R, Н |
Брусок | Вода | ||||
Масло | |||||
Болтик | Вода | ||||
Масло | |||||
Камень | Вода | ||||
Масло |
Вывод:
- Определение силы Архимеда, для тел правильной формы известной плотности.
Приборы и материалы: линейка, 3-4 тела правильной формы, таблица плотностей.
Задание: измерьте размеры тел и вычислите их объем. По этим данным рассчитайте силу Архимеда, действующую на эти тела в воде и масле.
Номер опыта | Объем тела, м3 | Плотность жидкости, кг/м3 | Сила Архимеда, Н |
Вывод:
15. Плавание тел.
Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Приборы и материалы: весы рычажные, разновесы, мензурка, 3-4 тела разной плотности, тряпочка.
Задание: полностью погружая тела в мензурку, определите объем вытесненной ими жидкости и вычислите максимальную силу Архимеда. Затем протрите их сухой тряпочкой и измерьте массу тел, рассчитайте силу тяжести, действующую на каждое тело. Сравните эти силы и опишите поведение тел в мензурке (плавают или тонут).
Номер опыта | Объем вытесненной воды (V), м3 | Максимальная сила Архимеда (Fa), Н | Масса тела (m), кг | Сила тяжести (F), Н | Поведение тела |
Вывод:
16. Механическая работа.
- Определение работы силы тяжести при подъеме твердого тела.
Приборы и материалы: динамометр, 3-4- предмета, линейка.
Задание: поднимите (равномерно, без рывков) предметы с пола на парту, на стул, на высоту своего роста. Измерьте силу, действующую на них, и перемещение, которое они при этом проходят. Рассчитайте работу силы тяжести.
Номер опыта | Сила тяжести (F), Н | Перемещение (S), м | Работа силы тяжести (А), Дж |
- Определение работы силы трения.
Приборы и материалы: динамометр, линейка, деревянный брусочек, деревянная дощечка, резиновая полоса, кусок оргстекла.
Задание: равномерно перемещая деревянный брусок по разным горизонтальным поверхностям, измерьте силу трения и перемещение. Рассчитайте работу силы трения.
№ опыта | Сила трения (F), Н | Перемещение (S), м | Работа силы тяжести (А), Дж |
Вывод:
17. Мощность.
Определение развиваемой мощности при движении тела по горизонтальной поверхности.
Приборы и материалы: динамометр, линейка, деревянный брусок, часы.
Задание: равномерно перемещая брусок по столу, определите силу, действующую на него. Измерьте время и перемещение и рассчитайте скорость. По этим данным вычислите развиваемую вами мощность. Измените первоначальные условия и повторите опыты, перемещая брусок с разными скоростями.
№ опыта | Скорость (V), м/с | Сила (F), Н | Мощность (N), Вт |
Вывод:
18. Простые механизмы.
Определение выигрыша в силе при использовании подвижного блока.
Приборы и материалы: подвижный блок, динамометр, веревка, 3-4 груза, линейка.
Задание: равномерно поднимая груз на блоке, измерьте силу, действующую на веревку. Измерьте высоту, на которую поднят груз. Измерьте силу без блока. Рассчитайте работу, которую необходимо совершить при поднятии груза с помощью блока и без него. Сделайте вывод.
Опыт | Сила (F), Н | Перемещение динамометра (S), м | Работа, совершаемая при поднятии груза (А), Дж |
Вывод:
19. Энергия.
Измерение потенциальной энергии силы тяжести.
Приборы и материалы: рычажные весы, разновесы, линейка, 3-4 тела.
Задание: измерьте массу тела и высоту, на которой он находится от поверхности пола. По этим данным рассчитайте потенциальную энергию силы тяжести.
№ опыта | Масса, кг | Высота, м | Потенциальная энергия, Дж |
Вывод:
Исследовательская деятельность на уроках физики в 8 классе.
1. Виды теплопередачи.
- Исследование теплопроводности металлических образцов.
Приборы и материалы: спиртовка, 30-сантиметровые куски стальной, медной, алюминиевой, нихромовой проволоки, пластилин, гвоздики, штатив, часы.
Задание: закрепите проволоку горизонтально одним концом в штативе, на расстоянии 5 см от другого конца и через 5 см один от другого подвесьте к ней (на пластилине) четыре гвоздика. Нагревая проволоку со свободного конца, наблюдайте за падением гвоздиков. Сделайте вывод.
Проволока | Время до падения гвоздиков, с | |||
1-го 5 см | 2-го 10 см | 3-го - 15 см | 4-го - 20 см | |
Медная | ||||
Алюминиевая | ||||
Нихромовая | ||||
Стальная |
Вывод:
- Исследование конвекции в воде.
Приборы и материалы: прозрачный сосуд с водой, спиртовка, раствор марганца, стеклянная трубка.
Задание: укрепите сосуд над спиртовкой. Добавляйте понемногу раствор марганца, используя стеклянную трубку; наблюдайте движение жидкости при нагревании. Сделайте вывод.
Номер опыта | ||
Схематический чертеж |
Вывод:
2. Количество теплоты.
Сравнение теплоёмкости веществ.
Приборы и материалы: набор цилиндров одинаковой массы из стали, меди, алюминия, сосуд с горячей водой, пластинка из парафина.
Задание: опустите цилиндры в сосуд с горячей водой и подержите 3-4 минуты. Затем аккуратно поставьте их на парафиновую пластинку и понаблюдайте за плавлением парафина под каждым цилиндром.
Материал | Глубина погружения цилиндра в пластинку из парафина, мм |
Сталь | |
Алюминий | |
Медь |
Вывод:
3. Плавление и отвердевание.
Наблюдение за плавлением льда.
Приборы и материалы: сосуд со льдом (температура льда от -10 до -15 °С), термометр, спиртовка или электроплитка, секундомер.
Задание: измерьте через каждые 30 секунд температуру льда и образовавшейся воды. Постройте график. Почему при плавлении льда температура смеси не изменилась? Сделайте вывод.
Номер опыта | Время, с | ||||||||
30 | 60 | 90 | 120 | 150 | 180 | 210 | 240 | 270 | |
Вывод:
4. Испарение. Кипение. Конденсация.
- Наблюдение за скоростью испарения жидкостей.
Приборы и материалы: 3-4 различные жидкости (спирт, вода, масло), часы, фильтровальная бумага.
Задание: нанесите ровным слоем равные количества жидкостей на фильтровальную бумагу. Какие вещества испаряются быстрее? За какое время полностью испарились жидкости? Сделайте вывод.
Жидкость | Время испарения, с |
Спирт | |
Вода | |
Масло |
Вывод:
- Наблюдение за процессом кипения воды.
Приборы и материалы: прозрачный сосуд с водой, термометр, часы.
Задание: наблюдайте за поведением воды при её нагревании. Зарисуйте сосуд и происходящие изменения с жидкостью. Постройте график зависимости температуры жидкости от времени нагревания.
Этап наблюдения | Время наблюдения, с | Температура жидкости, °С | Схематический рисунок |
Вывод:
5. Строение атома. Электризация тел.
- Электризация диэлектриков и проводников.
Приборы и материалы: палочки - эбонитовая, из органического стекла и металлическая, кусочки меха, шелка, полиэтилена, резины, различные тела, подвешенные на нити.
Задание: электризуя трением палочки, наблюдайте за притяжением предметов.
Вывод:
- Взаимодействие наэлектризованных тел.
Приборы и материалы: палочки - эбонитовая, из органического стекла, металлическая; кусочки меха, шелка, полиэтилена, резины; различные тела, подвешенные на нити.
Задание: поместите на насадку наэлектризованную палочку, например, из органического стекла, и с помощью других наэлектризованных тел определите, притягивается тело или отталкивается.
Вещество 1 | Вещество 2 | Действие (притяжение или отталкивание) |
Оргстекло | Кусочки меха | |
Шелк | ||
Полиэтилен | ||
Эбонитовая палочка | Кусочки меха | |
Шелк | ||
Полиэтилен | ||
Полиэтилен | Кусочки меха | |
Шелк | ||
Полиэтилен |
Вывод:
- Устройство и действие электрометра.
Приборы и материалы: электрометры демонстрационные, палочки для электризации, кусочки резины и меха.
Задание: изучите строение электрометра. Наэлектризуйте палочки и поднесите к электрометрам. Определите какая палочка обладает большим зарядом.
Вывод:
6. Электрическая цепь. Действие электрического тока.
- Сборка электрических цепей.
Приборы и материалы: источник тока 4 В, кнопка, звонок, лампочка, сопротивление (резистор), соединительные провода.
Задание: 1). Соберите электрические цепи, состоящие: а) из источника тока, звонка, кнопки; б) из источника тока, лампочки, ключа. Зарисуйте схемы электрических цепей в тетрадь и укажите на схемах направление электрического тока.
2) Соберите электрическую цепь, состоящую из источника тока, звонка, лампочки, ключа. Преобразуйте цепь так, чтобы звонок и лампочку можно было включать по отдельности. Зарисуйте схему электрической цепи и укажите на схеме направление электрического тока.
Вывод:
- Наблюдение химического действия электрического тока.
Приборы и материалы: сосуд с водой, растворы поваренной соли и медного купороса, источник тока, ключ, лампочка, соединительные провода, два медных электрода.
Задание: соберите электрическую незамкнутую цепь из лампочки, источника тока, ключа и двух электродов. Опустите электроды в сосуд с водой. Вливая в сосуд раствор поваренной соли наблюдайте за лампочкой. Что происходит с электролитом вблизи электродов? Проделайте опыт с раствором медного купороса.
Номер опыта | Наличие тока | Наблюдение | |
за электродами | за лампочками | ||
| |||
| |||
|
Вывод:
7. Сопротивление. Закон Ома.
- Исследование последовательного соединения проводников.
Приборы и материалы: источник тока, амперметр, два резистора, соединительные провода.
Задание: соедините последовательно источник тока, амперметр, два резистора. Измеряя напряжение и силу тока на каждом резисторе, проверьте правильность формул для последовательного соединения. Сделайте вывод.
Номер опыта | I1, A | I2, A | U1, B | U2, B |
Вывод:
- Исследование параллельного соединения проводников.
Приборы и материалы: источник тока, амперметр, два резистора, соединительные провода.
Задание: Соедините последовательно источник тока, амперметр и параллельно два резистора. Измеряя напряжение и силу тока на каждом резисторе, проверьте правильность формул для параллельного соединения. Сделайте вывод.
Номер опыта | I1, A | I2, A | U1, B | U2, B |
Вывод:
8. Работа и мощность электрического тока.
Определение мощности прибора.
Приборы и материалы: источник тока, амперметр, вольтметр, соединительные провода, две-три лампочки разной мощности, звонок, ключ.
Задание: соберите цепь, соединив последовательно источник тока, амперметр, лампочку, ключ и соединив параллельно лампочке вольтметр. Измерьте силу тока и напряжение и рассчитайте мощность. Заменив лампочку на другую, а потом на звонок, повторите измерения и вычисления.
Номер опыта | I, A | U, B | N, Вт |
Вывод:
9. Постоянные магниты.
Изучение свойств постоянных магнитов.
Приборы и материалы: магнит, компас, разные тела (резина, проволока, гвозди, деревянные брусочки и т. д.).
Задание: исследуйте свойства магнита и ответьте на вопросы:
- Какие тела притягивает магнит, а какие нет?
- Какие места магнита сильнее притягивают гвоздики?
- Как располагается магнитная стрелка компаса, если его помещать в разные места вблизи магнита?
Вывод:
10.Отражение света.
Изучение отражения света.
Приборы и материалы: зеркало на подставке, лазерная указка, транспортир, штатив с лапкой, картон, экран.
Задание: закрепите указку в лапке штатива. Получите отраженный луч на экране. Мысленно проведите перпендикуляр к зеркалу и измерьте угол падения и угол отражения. Измените угол падения луча и повторите измерения. Сделайте вывод.
Номер опыта | Угол паления | Угол отражения |
Вывод:
11. Плоское зеркало.
Изучение свойств плоского зеркала.
Приборы и материалы: зеркало, свеча, линейка, спички.
Задание: установите зеркало напротив горящей свечи так, чтобы получить в нем изображение свечи. Измерьте расстояние от свечи до зеркала, а также размеры свечи и изображения. Измените расстояние от зеркала до свечи и проделайте вновь измерения изображения. Сделайте рисунок и вывод.
Номер опыта | Расстояние от свечи до зеркала, м | Размеры, м | |
предмета | изображения | ||
Вывод:
12. Преломление света.
Наблюдение преломления света на границе воздух – вода.
Приборы и материалы: прозрачный стакан, сосуд с водой, стеклянная палочка, тела разной формы.
Задание: опустите стеклянную палочку в сосуд с водой и посмотрите на стакан сбоку и сверху. Что происходит при этом со стеклянной палочкой? Зарисуйте увиденное.
Опустите на дно сосуда какое-нибудь тело и посмотрите на него сверху. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.
Номер опыта | Наблюдение сбоку | Наблюдение сверху |
Вывод:
13. Линзы.
- Определение фокусного расстояния и оптической силы линзы.
Приборы и материалы: две-три собирающие линзы; экран.
Задание: используя удаленный источник света (Солнце, свечу, лампочку в классе), с помощью линзы получите на экране четкое изображение. Измерьте фокусное расстояние и вычислите оптическую силу линзы.
Номер опыта | Фокусное расстояние, м | Оптическая сила линзы, дптр |
Вывод:
- Получение изображения при помощи линзы.
Приборы и материалы: две-три собирающие линзы; экран; свеча (или источник тока и лампочка).
Задание: с помощью линзы получите изображения, когда предмет находится за двойным фокусом линзы, на двойном фокусном расстоянии, между фокусом и линзой. Опишите получившиеся изображения в таблице. Повторите опыты с другой линзой.
Номер опыта | Фокусное расстояние, м | Расстояние от предмета до линзы, м | Вид изображения |
Вывод:
Список литературы:
- Исследовательская и проектная работа школьников. – А. В. Леонтович, А. С. Саввичев, М. «Вако» 2014 г.
- Развитие исследовательской деятельности учащихся Обухов А.С., М.: Национальный книжный центр, 2015 г.
- Занимательные материалы к урокам. 7 кл. / Авт. –сост. А.И. Сёмке – М. Изд-во НЦ ЭНАС, 2006
- Занимательные материалы к урокам. 8 кл. / Авт. –сост. А.И. Сёмке – М. Изд-во НЦ ЭНАС, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность на уроках физики в 7 классе.
Методическая разработка исследовательской работы по физике в 7 классе по теме "Давление твердых тел". Учащииеся на практике исследуют зависимость давления твердого тела от площади опоры и от силы давл...
Исследовательская работа "Исследовательская деятельность на уроках физики и химии"
Как средство повышения качества знания у обучающихся по предметам физики и химии...
Из опыта работы Семеновой Галины Андреевны, учителя физики ГБОУ СОШ с. Ольгино. Исследовательская деятельность на уроках физики.
Физика – это экспериментальная наука и организация исследовательской деятельности учащихся при ее изучении – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательн...
Обобщение педагогического опыта учителя физики Хандожко Галины Валентиновны по теме: «Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»
Обобщение педагогического опыта учителя физики Хандожко Галины Валентиновны по теме:«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики...
Урок по физике с использованием ИКТ и исследовательской деятельности на уроке физике в 8 классе
Урок по физике с использование ИКТ и исследовательской деятельности...
"Исследовательская деятельность на уроках физики и во внеурочной деятельности"
Предлагаю познакомится с исследовательскими работами моих учащихся....
Урок по физике с использованием ИКТ и исследовательской деятельности на уроке физике в 8 классе
Урок по физике с использованием ИКТ и исследовательской деятельности на уроке физике в 8 классе...