"Цифровые технологии на уроках физики"
статья по физике (8 класс)

В основе федерального государственного стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_fizike_titova_o.a.docx14.85 КБ

Предварительный просмотр:

Цифровые технологии на уроках физики

Автор: Титова О.А., учитель физики

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала нового образовательного стандарта. В основе федерального государственного стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.

Законы физики основаны на фактах, установленных опытным путем. Причем нередко истолкование одних и тех же фактов меняется в ходе исторического развития физики. Факты накапливаются в результате наблюдений. Но при этом только ими ограничиваться нельзя. Это только первый шаг к познанию. Дальше идет эксперимент, выработка понятий, допускающих качественные характеристики. Чтобы из наблюдений сделать общие выводы, выяснить причины явлений, надо установить количественные зависимости между величинами. Если такая зависимость получается, то найден физический закон. Если найден физический закон, то нет необходимости ставить в каждом отдельном случае опыт, достаточно выполнить соответствующие вычисления. Изучив экспериментально количественные связи между величинами, можно выявить закономерности. На основе этих закономерностей развивается общая теория явлений.

Следовательно, без эксперимента не может быть рационального обучения физике. Изучение физики предполагает широкое использование эксперимента, обсуждение особенностей его постановки и наблюдаемых результатов.

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность. Углубить и расширить знания учащихся по физике, способствовать развитию логического мышления, прививать интерес к предмету с помощью занимательных опытов.

Физические опыты в занимательной форме знакомят учащихся с разнообразными применениями законов физики. Опыты можно использовать на уроках для привлечения внимания учащихся к изучаемому явлению, при повторении и закреплении учебного материала, на физических вечерах. Занимательные опыты углубляют и расширяют знания учащихся, способствуют развитию логического мышления, прививают интерес к предмету.

Деятельностные задания по физике, с помощью которых формируются УУД. Требования к заданию: – должно учитывать личностные интересы учащегося в содержании задания, – должно быть посвящено актуальной, значимой теме, – должно опираться на опыт деятельности учащегося с реальными объектами, в реальных ситуациях, – включение ребенка в собственную разработческую деятельность; – в результате учащиеся создают собственный образовательный продукт.

При выполнении практических работ по физике, для представления хода проведения эксперимента и предоставления результатов эксперимента, используется фотоколлаж. Цель использования фотоколлажа на уроке и во внеурочной деятельности: наглядно, информативно и красочно представить ход проведения эксперимента и интерпретацию результатов.

Практика использования видеоматериалов, видеороликов показывает, что они могут быть хорошим дополнением к проводимому на уроке эксперименту. Ими можно дополнить натурные демонстрации. Это дает целый ряд преимуществ: 1. Во-первых, мелкие детали установок и небольшие размеры некоторых значимых явлений, которые плохо различимы с рабочих мест учеников, можно при необходимости показать на весь экран. 2. Во-вторых, на видеозаписи можно манипулировать временем, т.е. растянуть быстротекущий процесс (вспышка огнива, падение тел), или значительно сократить растянутые во времени процессы (диффузия в жидкостях). 3. В-третьих, в случае сложной электрической схемы установки удобно сначала показать и разъяснить принципиальную схему, а затем соотнести её с монтажной схемой. 4. В-четвёртых, можно продемонстрировать природные явления, недоступные непосредственному наблюдению на уроке: разряд молнии, приливы и отливы, падение тел и т. д. Видеодемонстрация является не заменой живого эксперимента, а новой составной частью средств наглядности и дополнением к системе учебного эксперимента. Как бы ни был интересен видеоролик с точки зрения яркости, эффектности, выразительности демонстрируемого явления, он будет не более чем развлекательным, если не войдет органически в контекст изложения учебного материала.

Для разработки задания воспользуйтесь следующими рекомендациями и алгоритмом: 1. Из образовательных стандартов по учебному курсу отбираются такие образовательные объекты, которые становятся основой задания. 2. Выделяются основные виды деятельности учащихся в учебном курсе, по которому проводится урок. Каждый из видов деятельности включает в себя отдельные действия-элементы, которые могут стать основой задания. Выбираются те из них, которые имеют наибольшее отношение к обозначенным образовательным объектам. 3. Фиксируется форма возможного образовательного продукта, который будет создан учениками при выполнении эвристического задания. 4. Определяются методы, с помощью которых предполагается выполнение учеником задания.

5. Деятельностное эвристическое задание записывается в общем структурном виде. 6. Текст задания формулируется и шлифуется с учетом его занимательности, увлекательности, зажигательности, доступности для учащихся. 7. Определяется название задания. В названии может быть отражен как объект, так и вид деятельности. 8. При разработке задания продумываются критерии оценки его выполнения, то есть определяется, какие параметры созданного учеником продукта будут оцениваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Цифровые технологии на уроках музыки" (из опыта работы)

Данная работа содержит  описание опыта использования цифровых технологий в работе учителя музыки при подготовке и проведении уроков и различных мероприятий. Материал может быть интересен всем пед...

"Использование цифровой технологии на уроках физики"

Сообщение на районном МО учителей физике. 2018 год...

Статья "Использование цифровых технологий на уроках русского языка и литературы"

Наступила эра смешанного обучения. Учителей призывают использовать цифровые ресурсы.Электронные упражнения не дадут должного эффекта, если преподаватель не понимает, что и зачем он использует....

Цифровые технологии на уроках башкирского языка

Бөгөн дистанцион белем биреү һәр уҡытыусының үҙ уҡыусылары өсөн майҙансыҡ ойоштороу мәсьәләһе киҫкен тора. Үҙ уҡыусылары өсөн булдырылған майҙансыҡ платформаларын өс төркөмгә бүлергә була: социаль сел...

Использование цифровых лабораторий на уроках физики

Использование цифровых лабораторий на уроках физики...

"Использование цифровых технологий на уроках физики".

Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета представляет собой благоприятную сферу для применения информационно-коммуникационных технологий ...

Использование цифрового оборудования на уроках физики и во внеурочной деятельности в рамках проекта «Точка роста»

Моя статья - обмен опытом работы по организации внеурочной деятельности в первичных центрах «Точка роста»  на базе общеобразовательных школ. Обсуждение вариантов работы с комплектом о...