Конспект урока. Сила трения
план-конспект урока по физике (7 класс)
Конспект урока физики
Тем. Сила трения
7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_issledovanie_sila_treniya._28.02_2020.docx | 225.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 с.Грабово
«Урок-исследование по теме "Сила трения"
учитель физики Кадыкова Светлана Викторовна
с. Грабово
Цели урока:
образовательные цели:
- организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению нового материала;
- совершенствовать навыки экспериментальной и самостоятельной деятельности;
развивающие цели:
- создать условия для развития логического мышления учащихся, коммуникативных умений, умений наблюдать, высказывать гипотезы, формулировать выводы;
- развитие познавательного интереса учащихся к предмету.
воспитательные цели:
- создать условия для обеспечения положительного эмоционального характера процесса обучения;
- создать обстановку коллективного сотрудничества, взаимопомощи;
- обеспечивать активную работу каждого, добиваясь ощущения совместного поиска, разделения успеха общего достижения.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: исследовательский, проблемно-поисковый.
Виды деятельности:
- беседа;
- практическая работа;
- отчёт о полученных результатах.
Средства обучения.
Оборудование для проведения фронтальных опытов:
- бруски;
- динамометры;
- наборы грузов;
- трибометры;
- лупы;
- кусочки наждачной бумаги;
- стёклышки
Оборудование для проведения практических работ в группах:
1 группа: динамометр, деревянный брусок, доска с разной обработкой поверхности.
2 группа: динамометр, деревянный брусок, три разные поверхности (трибометр, лист наждачной бумаги, лист гладкой бумаги).
3 группа: динамометр, деревянный брусок, трибометр, набор грузов.
4 группа: динамометр, деревянный брусок, трибометр, набор грузов.
5 группа: динамометр, деревянный брусок, трибометр, деревянный каток той же массы.
Ход урока
Слайд №1.
1. Мотивация
Отгадайте загадку
«Шершавое как тёрка на пальчике ведёрко». Что это такое? О каком ведерке идет речь?
А теперь ответьте на вопрос: Почему это ведёрко делают шершавым?
А теперь объясним смысл пословицы:
- Коси коса пока роса; роса долой и мы домой;
- Всё идёт как по маслу,
- Скрипит как несмазанная телега;
- Что кругло - легко катится;
- Из навощенной нити сеть не сплетешь;
- Колодезная веревка сруб перетирает;
Какое понятие объединяет эти пословицы?
Я думаю, каждый уже догадался, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.
(После обсуждения пословиц учащиеся приходят к выводу, что темой урока является сила трения).
Слайд №2.
Запишем тему урока: “Сила трения”.
На сегодняшнем уроке мы побываем в роли физиков-экспериментаторов.
Но, ни один учёный не сможет провести эксперимент, не владея хорошо теорией.
Поэтому давайте вначале выясним основные сведения о силе трения.
2. Объяснение нового материала
(Учащиеся оформляют опорный конспект в тетради в ходе изучения новой темы)
Исходя из жизненного опыта, попробуйте сформулировать определение этому явлению. Что такое трение? (выслушиваются варианты ответов)
Опыт №1: толкните брусок по столу. Почему он остановился?
Трение - это взаимодействие между трущимися поверхностями, препятствующее их относительному движению.
Как любая сила, сила трения должна иметь?.... (числовое значение, направление и точку приложения)
Слайд №3.
Как направлена сила трения?
Против движения бруска.
А почему сила трения направлена против движения бруска?
(так как скорость тела уменьшается).
Слайд №4.
Потрите руки друг о друга. Что чувствуете? (тепло). Да, при трении выделяется тепло. Люди еще в древности это заметили. Ученые установили, что остаткам первых костров около 400 тысяч лет. Сейчас мы пользуемся спичками, не задумываясь о том, что не будь трения, мы этого сделать не смогли бы. Первые спички появились на свет в первой половине 19 века, в 1830 году.
Слайд №5 кл.1.
Следующий вопрос не должен вызвать у вас затруднения: Какова причина возникновения силы трения?
Опыт №2:
1) Возьмите два кусочка наждачной бумаги и попробуйте перемещать их относительно друг друга. Почему это сделать трудно? Рассмотрите через лупу поверхности кусочков.
кл.2.
Вывод: причина трения заключается в шероховатости поверхностей.
Чем глаже поверхность, тем трение…. меньше.
Лед гладкий и трение… маленькое.
2) Посмотрите на стеклышки. Они гладкие?
Значит, трение должно быть каким?
Давайте посмотрим.
Прижмите друг к другу аккуратно два стёклышка и попробуйте перемещать одно относительно другого. Это сделать… трудно. Капните 2-3 капли воды на поверхность стёклышка и попробуйте повторить опыт. Перемещать стёклышки стало ещё труднее. Как вы думаете почему?
кл.3,4
Вывод: причина возникновения трения – притяжение молекул взаимодействующих тел.
Слайд №6.
Виды силы трения.
Опыт №3:
- соскальзывающий брусок с наклонной плоскости (трение скольжения)
Слайд №7.
2) автомобиль, скатывающийся с наклонной плоскости или просо катящийся по горизонтальной поверхности (трение качения)
Трение скольжения и трение качения – сухое трение.
Как вы думаете, а при движении в жидкости трение есть? Приведите примеры.
А в воздухе? Приведите примеры. Метеориты сгорают в атмосфере, лист бумаги медленно падает на землю.
Слайд №8.
3) вязкое (жидкое) трение – еще один вид трения.
Как вы думаете, какое трение больше: сухое или жидкое?
Запомним этот факт.
Слайд №9 кл.1.
Как вы думаете, есть ли трение, когда тело находится в покое?
Положим на наклонную плоскость брусок. Может ли он находится в покое? Почему?
4) покоящийся брусок на наклонной плоскости;
кл.2
Предмет находится в покое на наклонной плоскости благодаря силе трения. Предметы стоят на месте благодаря силе трения покоя.
Сила трения должна иметь числовое значение.
А можно ли измерить силу трения?
Как измерить силу трения?
Для измерения силы трения необходимо брусок двигать равномерно. Тогда динамометр покажет силу тяги, равную силе трения.
Почему при равномерном движении бруска сила тяги будет равна силе трения?
Слайд №1
А сейчас
ФИЗМИНУТКА
Чтобы нам не уставать
Надо телу отдых дать.
Быстро с вами разомнёмся
И на место вновь вернёмся.
Мышцы ног и рук потрём
Трение вспомним мы при том
Польза здесь от трения
От трения скольжения.
Мышцы плеч мы разминаем
Трение снова вспоминаем
Руки сцепим меж собою
Будет трение покоя.
Раз. Поднялись, потянулись.
Два. Согнулись, разогнулись.
Три. В ладошки три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре. Руки шире.
Пять, шесть. Тихо сесть.
Семь, восемь. Лень отбросим.
3. Исследовательская деятельность учащихся в группах
Слайд №11 кл.1.
А от чего же зависит сила трения? (ответы на вопрос)
Вы готовы к исследованию?
- Что мы можем сделать, чтобы решить эту проблему? Вспомните и скажите, как обычно в ученые - физики решаются такие проблемы.
- Ученые наблюдают, анализируют, проводят эксперименты.
Давайте и мы воспользуемся этими методами для решения нашей проблемы.
Класс делится на 5 группы, каждая группа получает задание.
Ребята формулируют гипотезу, которую проверяют в процессе исследования.
Группа №1
Гипотеза: зависит от рода трущихся поверхностей
Приборы и материалы: динамометр, деревянный брусок, три разные поверхности (трибометр, лист наждачной бумаги, лист гладкой бумаги).
Ход работы:
1) Вычислите цену деления шкалы динамометра.
2) Динамометром тяните равномерно брусок по поверхности доски (трибометра), измеряя силу трения.
3) Динамометром тяните равномерно брусок по гладкой бумаге, измеряя силу трения.
4) Динамометром тяните равномерно брусок по наждачной бумаге, измеряя силу трения.
5) Результаты измерений занесите в таблицу.
№ оп | вещество | FТР, Н |
1 | Деревянный брусок по поверхности стола. | |
2 | Деревянный брусок по гладкой бумаге | |
3 | Деревянный брусок по поверхности покрытой наждачной бумагой. |
Вывод:
Группа №2
Гипотеза: от величины прижимающей силы.
Приборы и материалы: динамометр, деревянный брусок, трибометр, набор грузов.
Ход работы:
1) Вычислите цену деления шкалы динамометра.
2) С помощью динамометра измерьте вес бруска.
3) Положите на линейку трибометра брусок , а на него - груз и измерьте силу трения скольжения бруска по линейке.
4) Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска по линейке.
5) Результаты измерений запишите в таблицу.
№ оп | m, кг | FТР, Н |
1 | Брусок без груза | |
2 | 1 груз | |
3 | 2 груза | |
4 | 3 груза |
Вывод:
Группа №3
Гипотеза: от площади поверхности.
Приборы и материалы: динамометр, деревянный брусок, трибометр, набор грузов.
Ход работы:
1) Вычислите цену деления шкалы динамометра.
2) Динамометром тяните равномерно брусок по линейке трибометра, измеряя силу трения.
3) Положите брусок на другую грань и повторите измерение силы трения.
4) Результаты измерений занесите в таблицу.
№ оп | грань | FТР, Н |
1 | Широкая (большая площадь поверхности) | |
2 | Узкая (малая площадь поверхности) |
Вывод:
Группа №4
Гипотеза: от вида трения.
Приборы и материалы: динамометр, деревянный брусок, трибометр, деревянный каток той же массы.
Ход работы:
1) Вычислите цену деления шкалы динамометра.
2) Динамометром тяните равномерно брусок по линейке трибометра, измеряя силу трения.
3) Замените брусок катком той же массы и повторите опыт.
4) Результаты измерений занесите в таблицу.
№ оп | FТР, Н | |
1 | Брусок скользит по поверхности | |
2 | Брусок катится по поверхности |
Вывод:
Группа №5
Гипотеза: зависит от обработки поверхностей
Приборы и материалы: динамометр, деревянный брусок, три разные поверхности (трибометр, лист наждачной бумаги, лист гладкой бумаги).
Ход работы:
1) Вычислите цену деления шкалы динамометра.
2) Динамометром тяните равномерно брусок по поверхности доски (трибометра), измеряя силу трения.
3) Динамометром тяните равномерно брусок по гладкой бумаге, измеряя силу трения.
4) Динамометром тяните равномерно брусок по наждачной бумаге, измеряя силу трения.
5) Результаты измерений занесите в таблицу.
№ оп | вещество | FТР, Н |
1 | Деревянный брусок по поверхности мелкой наждачной бумаги | |
2 | Деревянный брусок по поверхности средней наждачной бумагой. | |
3 | Деревянный брусок по поверхности крупной наждачной бумагой. |
Вывод:
Слайд №11 кл.2.
Итак:
1. От силы давления на поверхность
2. От рода (материала) трущихся поверхностей
3. От вида трения
А форма влияет на величину трения?
А какая бывает форма у тел? (плоская, шарообразная, каплеобразная (обтекаемая)).
Как вы думаете, какая форма должна быть у тела, чтобы сила трения была наименьшей?
Где это применяет человек? А матушка – природа?
А сейчас настал момент подвести итоги.
Изучив теорию и проведя самостоятельно эксперимент, зная виды трения, и от чего оно зависит, мы сможем ответить на вопрос: Трение – друг или враг.
Слайд №12.
А сейчас подведем итоги и посмотрим как можно использовать трение и как с ним бороться.
Слайд №13 - Слайд №24.
Слайд 25.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицу, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
А сейчас домашнее задание:
Сочинение:
1 вар. Мой день с трением. Трение – друг.
2 вар. Мой день с трением. Трение – враг.
3 вар. Путешествие по стране, в которой исчезло трение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
к уроку "Сила трения" 7 класс
Презентация к уроку "Сила трения". Трение покоя, качения, скольжения. Полезное и вредное трение, Пословицы и поговорки о трении.http://narod.ru/disk/29585080001/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0...
Урок "Сила трения"
Этот урок проводится с целью изучения возможностей применения таких форм работы с текстом, как комикс и иллюстрация....
Урок "Сила трения" 7 класс
Конспект урока "Сила трения" 7 класс...
Урок: "Силы трения. Лабораторная работа №3 „Измерение коэффициента трения”
Данная работа представляет собой разработку урока с использованиемтехнологи поэтапного обучения физике Даннаяметодика использует различные педагогические приемы. В частности предполагает обучение учащ...
Конспект урока "Сила трения"
конспект урока "Сила трения"...
План-конспект урока "Сила трения"
План-конспект урока физики в 7 классе на тему "Сила трения"....
Элементы ТКМ урока «Сила трения. Виды силы трения»
Элементы ТКМ «Сила трения. Виды силы трения»...