Урок "Сила трения" 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Митрофанова Надежда Михайловна

Конспект урока "Сила трения" 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_temu_sila_treniya.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему «Сила трения», 7 кл  (урок 27 в теме)

Автор: Митрофанова Надежда Михайловна. учитель физики, первая квалификационная категория, МКОУ «СОШ №2 г. Суздаля».

Цель: создать условия для изучения силы трения, выявления её характерных особенностей.

Задачи:

Образовательные: 

совместно с учащимися дать определение силы трения;

указать точку приложения и направление;

путём анализа сформулировать гипотезу о зависимости величины силы от других физических величин и экспериментально проверить эти зависимости.

Воспитательные:  развитие коммуникативной компетентности

Развивающие:  развитие навыков  самоконтроля и взаимоконтроля, воспитание культуры проведения эксперимента и оформления результата, отработка умения составлять и представлять отчёт о результатах эксперимента.

Техническое обеспечение: динамометры, трибометры лабораторные, наборы грузов, деревянные цилиндры.

Тип урока: урок изучение нового и первичного закрепления знания.

План-конспект урока:

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

Мотивация

Организует постановку и обсуждение проблемного опыта .

Предложить покатить деревянный цилиндр. Почему он останавливается?

П редложить одному ученику сдвинуть учительский стол. Почему не получается?

Вопросы для обсуждения:

Почему останавливается цилиндр?

С какими телами он взимодействует?

Что мешает сдвинуть стол?

С какими телами он взаимодействует?

Наблюдают, анализируют ситуацию

Отвечают на вопросы:

Мешает двигаться поверхность тел, по которым он двигается.

Земля,парта,воздух.

Сила со стороны пола.

Земля,пол,ученик,воздух.

2 мин

Выделение проблемного поля

Направляет рассуждения учеников на выяснение причин, препятствующих движению тел.

Возможные вопросы для обсуждения:

Куда направлена сила, действующая на тело со стороны поверхности по которой происходит движение?

Со стороны чего, какого тела действует эта сила?

Как называется эта сила?.

 

Каким прибором измеряется сила?

Как измерить силу трения , действующую на брусок, находящийся на деревянной линейке.

 Как должен двигаться брусок?

Почему именно так?

Организует проведение фронтального эксперимента по измерению силы трения.

Проводят анализ.

В сторону, противоположную движению тела или попытке вызвать движение.

Со стороны поверхности на которой находится тело.

Сила трения

Динамометром

Равномерно, прямолинейно.

Потому что сила трения будет равна силе со стороны динамометра.

Проводят эксперимент.

4 мин

Постановка целей

Совместно с учащимися формулирует тему и цель урока

Тема урока: Сила трения.

Цель: установить, от чего зависит сила трения, указать её  характеристики.

Организует фронтальную беседу

Каковы характеристики силы?

Точка приложения: вдоль поверхности соприкасающихся тел.

Направление: против движенияили попытки вызвать движение.

Показывает как сила трения изображается на рисунках

Сила трения- это сила,возникающая присоприкосновении поверхностей двух тел и препятствующая их движению.

Существует три вида сил трения:

1)силы трения покоя,

2)силы трения скольжения;

3)силы трения качения.

Предлагает их изобразить на рисунках.

Осталось указать величину силы, т.е. записать формулу расчёта. А для этого нам необходимо выяснить, от каких величин зависит сила трения.

Формулируют и записывают тему и цель урока

установить, от чего зависит сила трения, указать её характеристики

Записывают определение.

Точка приложения, направление и величина 

Делают рисунок.

Записывают определение.

Записывают и рисуют.

5 мин

Поиск путей решения проблемы, фронтальная экспериментальная работа.

Организует выработку целей серии экспериментов с трибометрами и наборов грузов.

Предлагает выдвинуть гипотезы и проверить их с помощью экспериментов.

Направляет работу учащихся. Помогает сделать выоды:

  1. Сила трения не зависит от площади поверхности;
  2. Сила трения зависит от  состояния поверхностей;
  3. Сила трения зависит от силы реакции опоры(с пояснением);

        4)Сила трения зависит от     скорости (с пояснением).

Учитель вводит формулу

Fтр.= MN

Учитель вводит понятие коэффициент трения.  

-Можем ли мы определить коэффициент трения дерева по дерева? Как?

Помогает спланировать эксперимент.

Объясняет, как построить график зависимости Fтр.(N)   как по графику определить коэффициент трения.

Анализируют объекты и аспекты анализа, формулируют гипотезу, цель для каждого опыта.

Выдвигают гипотезы:

1)Сила трения зависит от площади поверхности;

2)Сила трения зависит от  состояния поверхностей;

3)Сила трения зависит от веса тела;

4)Сила трения зависит от скорости.

Записывают выводы.

Записывают и анализируют формулу.

Ученики формулируют цель и планируют эксперимент.

Проводят эксперимент с трибометром и набором грузов, строят график, определяют коэффициент трения, делают вывод.

20 мин.

Закрепление

Предлагает привести примеры ,подтверждающие справедливость выводов.

Приводят примеры.

2 мин

Эвристическая беседа

Предлагает учащимся ответить на вопросы :

Полезно или вредно трение?

Как можно увеличить трение?

Как можно уменьшить трение?

Как изменилась наша жизнь. если бы трения не было?

Участвуют в дискуссии, приводят примеры.

5 мин

Рефлексия и домашнее задание

Организует проведение рефлексии. Предлагает на полях тетради изобразить смайлик, выражающий отношение к уроку.

Предлагает учащимся ответить на вопросы:

-Что нового узнали на уроке?

-Чему научились на уроке?

-Что понравилось на уроке?

Организует проведение рефлексии. Предлагает на полях тетради изобразить смайлик, выражающий отношение к уроку.

Организует запись домашнего задания

Домашнее задание: параграф из учебника и задания в тетради с печатной основой.

Анализируют изученный материал и способы получения знаний на уроке

Работа в группах на листах 2 мин и демонстрация облака слов.

Записывают домашнее задание

2 мин


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

Уроксем хыççăн ачасене тĕрлĕ енлĕ аталантарасси

XXI ĕмĕрте пирĕн пурнăç çав тери улшăнчĕ, нумай çĕнĕлĕх кĕчĕ. Уйрăмах техника тĕлĕшĕнчен. Çакă вĕрентў ĕçне те пысăк улшăнусем кĕртрĕ. Паян шкулта ачана пĕлў пани çеç çителĕксĕр –ăна хăй т...