Активизация познавательной деятельности на уроках физики
статья по физике (7, 8, 9 класс)

Остроухов Владимир Васильевич

В материале рассмотрены приемы работы , способствующие активизациии и развитию познавательной деятельности учащихся на уроках физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivizatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Одной из форм развития познавательной деятельности учащихся в VII классах является работа с учебником на уроках. Это способствует усилению их внимания. Учащиеся больше вникают в смысл читаемого и учатся выделять главное из прочитанного. Предварительно демонстрируется опыт, объяснение которого учащиеся находят в учебнике.

Иногда самостоятельному изучению материала предшествует просмотр видеофильма.

В этом случае на доске записываем вопросы, на которые ученики должны ответить после просмотра видеофильма и чтения параграфа.

Так, мы проводим уроки по темам: «Сообщающиеся сосуды», «Сила давления, давление» (7 класс). При закреплении материала рекомендуем учащимся прочитать наиболее трудную часть параграфа.

При изучении трудных тем пользуемся другим приемом: после объяснения части материала предлагаем составить план. Так поступаем в течение всего объяснения. Затем, после чтения параграфа, учащиеся находят ответы на вопросы плана.

Используем учебник при решении задач — учащиеся находят табличные данные, пользуются рисунками, выписывают нужные формулы.

В развитии познавательной деятельности учащихся большое значение имеет проведение наблюдений. Так, во время изучения атмосферного давления предлагаем учащимся измерять давление в течение недели, месяца и результаты записывать в тетрадь. Перед началом урока дежурные пишут на доске рядом с числом величину давления и поясняют, что оно означает. Эта работа оценивается отметкой в журнале,

В развитии, познавательной деятельности учащихся большое значение имеет сообщение сведений из окружающей нас жизни и техники.  Необходимый материал мы находим в справочниках, журнальных статьях, газетном материале и другой научно-технической литературе.

Большой интерес вызывают у школьников мировые спортивные рекорды, значения скоростей новых марок транспортных и гоночных машин, цифровые данные, характеризующие развитие нашей промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других важных отраслей народного хозяйства. Весь этот материал мы используем на уроках.

Например, учащимся VII класса раздаем иллюстративный материал из научно-популярных журналов  и после ознакомления с ним просим составить задачи на определение величины пути, работы, мощности, по техническим характеристикам транспортных машин, станков рассчитать величины давления и силы давления.

При повторении с учащимися IX классов вопросов о движении тел с ускорением, свободного падения используем материал, связанный с космическими полетами и физическими условиями на других планетах. Решаем задачи на вычисление высот, времени подъема и возвращения тел на Землю и на другие планеты.

Развитию познавательной деятельности учащихся способствует внесение в преподавание элементов историзма и занимательности.

Например, в VII классе при изучении архимедовой силы учащимся рассказываем легенду об Архимеде. После этого всегда находятся желающие решить задачу на определение плотности вещества короны царя Гиерона.

Мы поручаем некоторым ученикам приготовить сообщения о физическом открытии, изобретении, жизни и деятельности ученого-физика, которые они делают на уроках и школьных вечерах. Так, в VII классе при изучении темы «Давление жидкостей и газов» учащиеся делали доклады об Архимеде, Г. Галилее, Б. Паскале, Торричелли. Закрепление этого материала и проверка его усвоения осуществлялись путем решения занимательных задач, кроссвордов и викторин. Приведем текст использованной викторины.

«Природа пустоты боится»,—

Какой ученый некогда сказал?

А кто решился в этом усомниться

И пустоту на опыте создал?

Кто современникам на удивленье

Измерил атмосферное давление?

Сумел кто вскоре догадаться,

Что если на гору подняться,

Давленье будет уменьшаться?

Кто сделал первый в самом деле

Известный опыт Торричелли?

Чей опыт изумил людей,

Потребовав шестнадцать лошадей?

Когда и где он сделан был

И в чем людей он убедил?

В IX классе при изучении реактивного движения учащиеся сделали ряд сообщений по истории развития реактивной техники: они рассказали о К. Э. Циолковском, об успехах советских ученых в исследованиях космического пространства, о работах С. П. Королева, об ученом-революционере Н. Кибальчиче. Итоговый урок был завершен просмотром фильмов «Дорога в космос», «Реактивные двигатели».

Активизации обучения способствует постановка проблемных вопросов.

Например, изучение давления внутри жидкости в VII классе можно начать так: «Люди, занимающиеся рыбным промыслом, наблюдают, как иногда «взрываются» глубоководные рыбы, будучи доставленными на поверхность океана. Чем можно объяснить это явление? Какая сила «разрывает» рыбу? Ответить на эти вопросы поможет нам новый материал, изучение которого мы начинаем сегодня на уроке», а изучение плавания тел вопросом: «Могут ли утонуть водоплавающие утки?» Вопрос обычно вызывает недоумение. После же чтения рассказа «Как утонули утки», где ребята узнают, что причиной трагедии явилась разница в плотности воды и тела птиц (когда с их перьев смыли жир), они с большим интересом слушают новый материал.

Пробуждение у учащихся интереса к изучаемому материалу вызывает фронтальный эксперимент, решение экспериментальных задач, постановка лабораторных работ творческого характера, решение задач с производственным содержанием на материале экскурсий. Например, при изучении правила моментов и коэффициента трения (в VII классе) учащиеся экспериментально определяют условие равновесия тел, имеющих ось вращения, устанавливают, от чего зависит и от чего не зависит коэффициент трения и сила трения.

Развитию познавательной способности учащихся способствует решение задач с недостающими данными, которые полезно разбирать при закреплении материала, перед контрольными работами, при повторении.

Приведем примеры таких задач.

  1. Цилиндрический бак заполнен керосином до высоты 0,8 м. Площадь основания бака 10 м2. Какие физические величины можно найти в этой задаче? Определите их.
  2. Определите массу стеклянной пластинки с помощью мензурки.
  3. Хватит ли у вас силы, чтобы поднять 1 м3 пробки?
  4. Можно ли на плоту, сделанном из 15 сосновых бревен объемом 3 каждое, переправить через реку автомобиль весом 30 ООО Н?

Особенно увлекают учащихся VII—VIII классов элементы занимательности. К ним можно отнести занимательные сообщения, решение задач типа загадок, решение кроссвордов, расшифровывание ребусов и криптограмм, проведение игры «Догадайтесь!».

Так, в VII классе при опросе по теме «Давление и сила давления» учащимся, например, предлагают догадаться, как можно создать давление в 100 кН/см2, пользуясь тем, что есть в каждой квартире.

При ознакомлении с физическими приборами отгадать загадку:

Две сестры качались,

Правды добивалась,

А когда добились,

То остановились . . . {Весы.)

Назвать прибор, если из букв, входящих в название этого физического прибора, можно составить слова «мир», «тема», «дно». (Динамометр.)

Расположить названия нижеперечисленных городов так, чтобы из последних букв можно было составить фамилию французского ученого, открывшего многие свойства жидкостей и газов: Майкоп, Москва, Энгельс, Вольск, Анапа, Орел,  Пермь (Паскаль).

Обобщением основных тем, изученных в VII классе, может быть итоговый вечер, проведенный в занимательной форме на тему «В мире давлений».

Вечер надо начать сообщением ведущего: «Бывают ли чудеса на свете?», эпиграфом к которому подходят слова М. Горького: «Я очень крепко верю в чудеса, творимые разумом и воображением человека. Иных чудес я не знаю».

В программу вечера полезно включить сообщения по данной теме, отгадывание тематических загадок, расшифровывание ребусов, объяснение и постановку опытов, викторину.

В заключение провести игру с физико-техническим содержанием, например «Знаешь ли ты физико-техническую терминологию?». А закончить его можно такими словами ведущего: «Если вы любите отвечать на занимательные вопросы, объяснять занимательные опыты, будьте более внимательными на уроках, активнее включайтесь в работу во внеурочное время. Рядом с нами лежит огромное количество неизученных или неиспользованных явлений, а мы проходим мимо них. Виной тому привычка. Привычка — это своего рода темные очки, скрывающие от наших глаз любопытное, порой неожиданное явление. Но стоит человеку быть немного наблюдательнее, как очки перестанут действовать, и вы с удивлением обнаружите новый мир, в котором все необычно, непривычно и интересно. Знайте: «Кто хочет - тот добьется, кто ищет — тот всегда найдет!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизации познавательной деятельности на уроке физики.

Внедрение компьютерных уроков в физике позволяет задействовать одновременно  физический опыт, рисунок, модель, эксперимент, исследования и т.п., что способствует развитию творческих способностей,...

Активизация познавательной деятельности на уроках химии и внеурочной деятельности.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках хими и внеурочной деятельности....

" Использование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и внеурочной деятельности" Обобщение опыта.

Обобщен опыт многолетней работы учителем биологии в 5-9 классах по теме : " Исппользование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности  на уроках биологии и ...

Активизация познавательной деятельности на уроках физики

Как пробудить у учащихся тягу к знаниям? Как оживить процесс обучения? Как сделать учебную деятельность жизнерадостной, увлекательной и интересной. Поможет решить эти вопросы при обучении физики ...