Промежуточная аттестация по физике 10 класс
методическая разработка по физике (10 класс)
Промежуточная аттестация по физике 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
promezhutochnaya_attestatsiya_fizika_10_klass.docx | 168.81 КБ |
klyuchi.docx | 251.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Промежуточная аттестация физика 10 класс
1. Велосипедист, двигаясь под уклон, проехал расстояние между двумя пунктами со скоростью, равной 15 км/ч. Обратно он ехал вдвое медленнее. Какова средняя путевая скорость на всем пути? (Ответ дайте в километрах в час.)
2. Материальная точка массой 2 кг движется вдоль горизонтальной оси Ox под действием горизонтальной силы F. В начальный момент времени тело покоилось. График зависимости силы F от времени t изображён на рисунке. Чему равен импульс материальной точки в конце второй секунды? (Ответ дайте в кг·м/с.)
3. По гладкой горизонтальной плоскости по осям x и y движутся две шайбы с импульсами, равными по модулю p1 = 1,5 кг·м/с и p2 = 3,5 кг·м/с, как показано на рисунке. После соударения вторая шайба продолжает двигаться по оси y в прежнем направлении с импульсом, равным по модулю p3 = 1,5 кг·м/с. Определите модуль импульса первой шайбы после удара. Ответ приведите в кг·м/с.
4.Точечное тело совершает гармонические колебания, двигаясь вдоль прямой линии. Школьник построил график зависимости координаты x этого тела от времени t (показан на рисунке). Чему равна максимальная скорость движения тела? Ответ выразите в м/с.
5. Из начала декартовой системы координат в момент времени t = 0 тело (материальная точка) брошено под углом к горизонту. В таблице приведены результаты измерения координат тела x и y в зависимости от времени наблюдения. Выберите два верных утверждения на основании данных, приведённых в таблице.
1) В момент времени t = 0,4 с скорость тела равна 3 м/с.
2) Проекция скорости Vy в момент времени t = 0,2 с равна 2 м/с.
3) Тело бросили со скоростью 6 м/с.
4) Тело бросили под углом 45°.
5) Тело поднялось на максимальную высоту, равную 1,2 м.
6. Подвешенный на пружине груз совершает вынужденные гармонические колебания под действием внешней силы, изменяющейся с частотой Установите соответствие между физическими величинами, характеризующего этот процесс, и частотами их изменения.
К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ |
| ЧАСТОТА ИЗМЕНЕНИЯ ВЕЛИЧИН |
А) Кинетическая энергия груза Б) Ускорение груза В) Потенциальная энергия груза |
| 1) 2) 3) |
A | Б | В |
|
|
|
7. Лёгкая рейка может вращаться вокруг неподвижной горизонтальной оси, проходящей через точку О. Рейка уравновешена при помощи двух грузов, которые прикреплены к рейке лёгкими нитями, перекинутыми через идеальные блоки так, как показано на рисунке. Груз 1 имеет массу 4 кг.
Установите соответствие между физическими величинами и их значениями в единицах СИ. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА |
| ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ (В СИ) |
А) масса груза 2 Б) момент силы натяжения нити, прикреплённой в точке B, относительно оси, проходящей через точку О |
| 1) 0,5 2) 4 3) 32 4) 160 |
8. При построении температурной шкалы Реомюра принимается, что при нормальном атмосферном давлении лёд тает при температуре 0 градусов Реомюра (°R), а вода кипит при температуре 80 °R. Найдите, чему равна средняя кинетическая энергия поступательного теплового движения частицы идеального газа при температуре 91 °R. Ответ выразите в эВ и округлите до сотых долей.
9. Один моль идеального одноатомного газа, находящегося при температуре +27 °С, изобарически нагревают. При этом абсолютная температура этого газа увеличивается в 3 раза. Определите, чему равно количество теплоты, сообщённое этому газу. Ответ выразите в Дж.
10. В цилиндрический сосуд, герметично закрытый подвижным поршнем, впрыснули некоторое количество воды, после чего сдвинули поршень и дождались установления в сосуде теплового равновесия — получилось состояние 1. Затем поршень передвинули ещё раз, увеличив объём пространства под поршнем в 3 раза при постоянной температуре. Оказалось, что в результате этого давление водяного пара в сосуде уменьшилось в 2 раза (по сравнению с состоянием 1). Какая была относительная влажность (в процентах) в сосуде в состоянии 1?
11. На графике представлены результаты измерения количества теплоты Q, затраченного на нагревание 1 кг вещества 1 и 1 кг вещества 2, при различных значениях температуры t этих веществ. Выберите два утверждения, соответствующие результатам этих измерений.
1) Теплоёмкости двух веществ одинаковы. 2) Теплоёмкость первого вещества больше теплоёмкости второго вещества. 3) Для изменения температуры 1 кг вещества 1 на 20° необходимо количество теплоты 6000 Дж. 4) Для изменения температуры 1 кг вещества 2 на 10° необходимо количество теплоты 3750 Дж. 5) Начальные температуры обоих веществ равны 0 °С. |
12. Водяной пар находится в сосуде объёмом 10 литров при давлении 60 кПа (точка A на графике). Используя график зависимости давления p насыщенных паров воды от температуры T, приведённый на рисунке, определите, как будут изменяться масса пара и его внутренняя энергия при изотермическом уменьшении объёма, занимаемого паром, на 10%.
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится;
2) уменьшится;
3) не изменится.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Масса пара | Внутренняя энергия пара |
|
|
13. Два точечных заряда — отрицательный, равный по модулю 3 мкКл, и положительный, равный по модулю 4 мкКл, расположены на расстоянии 1 м друг от друга. На расстоянии 1 метр от каждого из этих зарядов помещают положительный заряд Q, модуль которого равен 2 мкКл. Определите модуль силы, действующей на заряд Q со стороны двух других зарядов. Ответ выразите в мН и округлите до целого числа.
16. Два незаряженных стеклянных кубика 1 и 2 сблизили вплотную и поместили в электрическое поле, напряженность которого направлена горизонтально вправо, как показано в верхней части рисунка. Затем кубики раздвинули и уже потом убрали электрическое поле (нижняя часть рисунка). Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведенных экспериментальных исследований, и укажите их номера.
1) После того, как кубики раздвинули, заряд первого кубика оказался отрицателен, заряд второго — положителен.
2) После помещения в электрическое поле электроны из первого кубика стали переходить во второй.
3) После того, как кубики раздвинули, заряды обоих кубиков остались равными нулю.
4) До разделения кубиков в электрическом поле левая поверхность 1-го кубика была заряжена отрицательно.
5) До разделения кубиков в электрическом поле правая поверхность 2-го кубика была заряжена отрицательно.
18. Две прозрачные плоскопараллельные пластинки плотно прижаты друг к другу. Из воздуха на поверхность первой пластинки падает луч света (см. рисунок). Известно, что синус угла преломления луча при переходе границы 2−3 между пластинками равен 0,4327. Установите соответствие между физическими величинами и их значениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА |
| ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ |
А) Синус угла преломления луча при переходе границы 3−1 Б) Показатель преломления n3 нижней пластинки
|
| 1) 2) 3) 4) |
19. Ядро может испытывать двойной бета-распад, при котором образуются два электрона, два антинейтрино и дочернее ядро (продукт распада). Сколько протонов и сколько нейтронов содержится в дочернем ядре?
Число протонов | Число нейтронов |
|
|
В ответе запишите число протонов и нейтронов слитно без пробела.
17. Чтобы оценить, с какой скоростью упадет на землю мяч с балкона 6-го этажа, используем для вычислений на калькуляторе формулу По оценке «на глазок» балкон находится на высоте над землей. Калькулятор показывает на экране число 17,320508. Чему равна, с учетом погрешности оценки высоты балкона, скорость мяча при падении на землю? (Ответ дайте в м/с, значение и погрешность запишите слитно без пробела.)
18. В закрытом сосуде под поршнем находится 4 г насыщенного водяного пара. Двигая поршень, занимаемый паром объем уменьшили в 2 раза, поддерживая температуру сосуда и его содержимого постоянной и равной 100 °С. Какое количество теплоты было при этом отведено от сосуда?
Справочные данные: удельная теплота парообразования воды Ответ округлите до целого числа кДж.
19. Если кольцо диаметром 3—4 см, согнутое из тонкой проволоки, окунуть в раствор мыла или стирального порошка, то, вынув его из раствора, можно обнаружить радужную пленку, затягивающую отверстие кольца. Если держать кольцо так, чтобы его плоскость была вертикальна, и рассматривать пленку в отраженном свете на темном фоне, то в верхней части пленки через некоторое время будет видно растущее темное пятно, окольцованное разноцветными полосами. Как чередуется цвет полос в направлении от темного пятна к нижней части кольца? Ответ поясните, используя физические закономерности.
20. Тело, свободно падающее с некоторой высоты, первый участок пути проходит за время а такой же последний — за время Найдите полное время падения тела t, если его начальная скорость равна нулю.
21. В камере, заполненной азотом, при температуре T0 = 300 К находится открытый цилиндрический сосуд (рис. 1). Высота сосуда L = 50 см. Сосуд плотно закрывают цилиндрической пробкой и охлаждают до температуры T1. В результате расстояние от дна сосуда до низа пробки становится h = 40 см (рис. 2). Затем сосуд нагревают до первоначальной температуры T0. Расстояние от дна сосуда до низа пробки при этой температуре становится H = 46 см (рис. 3). Чему равна температура T1? Величину силы трения между пробкой и стенками сосуда считать одинаковой при движении пробки вниз и вверх. Массой пробки пренебречь. Давление азота в камере во время эксперимента поддерживается постоянным.
22. Однородный стержень АВ массой m = 100 г покоится, упираясь в стык дна и стенки банки концом В и опираясь на край банки в точке С (см. рисунок). Модуль силы, с которой стержень давит на стенку сосуда в точке С, равен 0,5 Н. Чему равен модуль вертикальной составляющей силы, с которой стержень давит на сосуд в точке В, если модуль горизонтальной составляющей этой силы равен 0,3 Н? Трением пренебречь. Ответ укажите в ньютонах с точностью до одного знака после запятой.
Предварительный просмотр:
Ключи
7 класс | |||
N | Баллы | 1 вариант | 2 вариант |
1 | 2 | 315 | 532 |
2 | 1 | 23 | 23 |
3 | 1 | 3 | 1 |
4 | 2 | 2568 | 3175 |
5 | 1 | 3 | 2 |
6 | 2 | 22 | 22 |
7 | 2 | 12, 21 | 12, 21 |
8 | 1 | 3 | 1 |
9 | 2 | 13, 31 | 14, 41 |
10 | 2 | 23 | 24 |
11 | 1 | 2 | 2 |
12 | 1 | 3 | 3 |
13. (2 балла)
Решение.
Ответ: можно.
Объяснение: необходимо подобрать такую жидкость, которая смачивает пустую породу, но не смачивает крупинки руды и не растворяется в воде. Тогда пузырьки воздуха будут прилипать к крупицам пустой породы и вместе с ними подниматься вверх.
14. (2 балла)
1 вариант. Решение.
Ответ: более сильные тормоза должен иметь грузовой автомобиль.
Обоснование: масса грузового автомобиля больше, чем масса легкового автомобиля, следовательно, при одинаковых значениях скорости грузовой автомобиль обладает большей кинетической энергией, чем легковой, и для его остановки должна быть совершена большая работа. Соответственно, при одинаковом тормозном пути сила, вызывающая торможение, для грузового автомобиля должна быть больше, чем для легкового.
2 вариант. Решение.
Ответ: выталкивающая сила уменьшится.
Объяснение: выталкивающая сила, действующая на брусок в воде, уравновешивает силу тяжести. Деревянный брусок, плавающий при полном погружении в воде, утонет в керосине, так как плотность керосина меньше плотности воды. В керосине выталкивающая сила будет меньше силы тяжести и, следовательно, меньше выталкивающей силы в воде.
15. (3 балла)
8-11 баллов – «3»
12-19 баллов – «4»
20-25 баллов – «5»
8 класс | |||
N | Баллы | 1 вариант | 2 вариант |
1 | 2 | 321 | 513 |
2 | 1 | 14 | 42 |
3 | 1 | 4 | 2 |
4 | 2 | 1375 | 5726 |
5 | 1 | 3 | 3 |
6 | 1 | 5104 | 128 |
7 | 1 | -5q | -5q |
8 | 1 | 230 | 12 |
9 | 1 | 13 | 32 |
10 | 2 | 21 | 12 |
11 | 2 | 34, 43 | 15, 51 |
12 | 2 | 34, 43 | 34, 43 |
13 | 1 | 4 | 4 |
14 | 1 | 13, 31 | 14, 41 |
15 | 2 | 24 | 14 |
16 | 1 | 1 | 1 |
17 | 1 | 1 | 2 |
18 (2 балла)
Решение. 1 вариант
Как следует из текста, растворение большинства кристаллических веществ — эндотермическая реакция, т. е. такая, которая требует определённое количество теплоты для протекания. Таким образом, для наилучшего охлаждения стоит использовать смесь льда и соли.
Решение. 2 вариант
Ответ: нет.
Объяснение: не может, поскольку заряд шаров одинаковый, как и их форма, необходимой для разряда разности потенциалов не возникнет.
19 (2 балла)
Решение. 1 вариант
Ответ: водяной пар обжигает сильнее.
Объяснение: поверхность кожи при кратковременном контакте с водой получает энергию только за счёт охлаждения тонкого слоя воды в зоне контакта. Если же на кожу попадет пар, то энергия выделяется как при конденсации пара, так и при охлаждении образовавшейся на коже воды. И хотя масса образовавшейся воды может быть невелика, процесс конденсации сопровождается выделением большого количества теплоты, что и вызывает более сильный ожог.
Решение. 2 вариант
Ответ: из керамической.
Объяснение: поскольку теплопроводность металла намного больше теплопроводности керамики, кружка из керамики будет нагреваться гораздо медленнее и медленнее будет отдавать тепло губам. Из неё легче пить горячий чай.
20 (3 балла)
Решение.
При нагревании тела на температуру тело получает количество теплоты При сгорании тела выделяется энергия Учитывая, что КПД спиртовки равен 20%, получаем:
Ответ: 33,6 г.
21 (3 балла)
Решение.
Чтобы закипела вода на плитке, необходимо нагреть и кастрюлю и воду до температуры кипения воды.
где Q1 — количество теплоты на нагревание воды, Q2 — количество воды на нагревание кастрюли.
Энергию на нагревание даёт электроплитка, и вычислить эту энергию можно по закону Джоуля — Ленца:
Имеем:
Ответ: 148 с.
10-15 баллов – «3»
16-26 баллов – «4»
27-33 баллов – «5»
10 класс | |||
N | Баллы | Ответы | |
1 | 1 | 10 | |
2 | 1 | 1 | |
3 | 1 | 2,5 | |
4 | 1 | 0,6 | |
5 | 2 | 12, 21 | |
6 | 2 | 322 | |
7 | 2 | 12 | |
8 | 1 | 0,05 | |
9 | 1 | 12465 | |
10 | 1 | 100 | |
11 | 2 | 24, 42 | |
12 | 2 | 33 | |
13 | 1 | 65 | |
14 | 2 | 34, 43 | |
15 | 2 | 13 | |
16 | 1 | 5474 | |
17 | 1 | 17,30,6 | |
18 | 1 | 5 |
19. (3 балла) Если кольцо диаметром 3—4 см, согнутое из тонкой проволоки, окунуть в раствор мыла или стирального порошка, то, вынув его из раствора, можно обнаружить радужную пленку, затягивающую отверстие кольца. Если держать кольцо так, чтобы его плоскость была вертикальна, и рассматривать пленку в отраженном свете на темном фоне, то в верхней части пленки через некоторое время будет видно растущее темное пятно, окольцованное разноцветными полосами. Как чередуется цвет полос в направлении от темного пятна к нижней части кольца? Ответ поясните, используя физические закономерности.
Решение.
1. Окраска пленки обусловлена интерференцией света, отраженного от передней и задней поверхностей пленки.
2. Темное пятно на пленке появляется, когда из-за стекания мыльного раствора вниз толщина пленки становится слишком малой и не наблюдается интерференционный максимум ни для одной из длин волн в видимом диапазоне.
3. По направлению от темного пятна к нижней части кольца толщина пленки постепенно увеличивается, поэтому условие наблюдения первого интерференционного максимума при переходе от темного пятна к нижней части кольца выполняется сначала для света с наименьшей длиной волны (фиолетового), а затем по очереди для света всех цветов радуги, заканчивая светом с наибольшей длиной волны (красным). Затем наблюдаются максимумы следующих порядков. В результате под темным пятном пленка окрашена в фиолетовый цвет, затем в синий и т. д. до красного. Затем чередование цветов повторяется, но цвета начинают смешиваться, т. к. возможно наложение друг на друга максимумов разных порядков для разных длин волн.
20. (3 балла)Тело, свободно падающее с некоторой высоты, первый участок пути проходит за время а такой же последний — за время Найдите полное время падения тела t, если его начальная скорость равна нулю.
Решение.
Нарисуем схематично рисунок (в принципе, он не обязателен)
Если t — полное время падения с высоты H, то
Ответ:
Примечание: поскольку общее время получилось меньше, чем сумма времен на участках и (), заключаем, что эти участки «перекрывались». Таким образом, рисунок, в большей степени соответствующий реальности, должен выглядеть следующим образом:
Однако, как и отмечается в самом начале, конкретный вид рисунка не имеет никакого значения, он только помогает написать правильное уравнение.
21 (3 балла). В камере, заполненной азотом, при температуре T0 = 300 К находится открытый цилиндрический сосуд (рис. 1). Высота сосуда L = 50 см. Сосуд плотно закрывают цилиндрической пробкой и охлаждают до температуры T1. В результате расстояние от дна сосуда до низа пробки становится h = 40 см (рис. 2). Затем сосуд нагревают до первоначальной температуры T0. Расстояние от дна сосуда до низа пробки при этой температуре становится H = 46 см (рис. 3). Чему равна температура T1? Величину силы трения между пробкой и стенками сосуда считать одинаковой при движении пробки вниз и вверх. Массой пробки пренебречь. Давление азота в камере во время эксперимента поддерживается постоянным.
Решение.
Пусть — давление азота в камере; — давление в сосуде в ситуации на рис. 2; — давление в сосуде при температуре в конце опыта; — площадь горизонтального сечения сосуда.
Параметры азота в сосуде в первоначальном состоянии и при температуре связаны равенством, следующим из уравнения Клапейрона — Менделеева: откуда
Условие равновесия пробки при температуре откуда
Параметры азота в сосуде в первоначальном и конечном состояниях также связаны равенством, следующим из уравнения Клапейрона — Менделеева: откуда Условие равновесия пробки в конечном состоянии: откуда
Приравнивая друг другу два выражения для получаем равенство
Отсюда
Ответ: 219 К.
22 (3 балла). Однородный стержень АВ массой m = 100 г покоится, упираясь в стык дна и стенки банки концом В и опираясь на край банки в точке С (см. рисунок). Модуль силы, с которой стержень давит на стенку сосуда в точке С, равен 0,5 Н. Чему равен модуль вертикальной составляющей силы, с которой стержень давит на сосуд в точке В, если модуль горизонтальной составляющей этой силы равен 0,3 Н? Трением пренебречь. Ответ укажите в ньютонах с точностью до одного знака после запятой.
Решение.
По третьему закону Ньютона сила, с которой стержень давит на сосуд в точке B, равна силе, с которой сосуд действует на стержень в этой же точке. Найдём эту силу.
Поскольку стержень покоится, согласно второму закону Ньютона, равнодействующая всех сил, действующих на него, должна быть равна нулю. На стержень действует три силы: сила тяжести и силы со стороны стакана в точках С и В. Сила тяжести имеет только вертикальную составляющую, а значит, горизонтальные проекции сил в точках С и В должны компенсировать друг друга. Следовательно, величина проекции силы в точке С равна Из теоремы Пифагора найдём величину вертикальной проекции силы в точке С:
Рассмотрим теперь второй закон Ньютона для стержня в проекции на вертикальную ось: Отсюда получаем, что модуль вертикальной составляющей силы в точке B равен
Ответ: 0,6 Н.
Ответ: 0,6
11-17 баллов – «3»
18-29 баллов – «4»
30-37 баллов – «5»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для промежуточной аттестации учащихся 7 классов по физике
СпецификацияЦель работы: определить уровень образовательных достижений учащихся по физике за курс 7 класса основной школы:- по основным содержательным линиям;- по уровням сложности;- по видам деятельн...
Материалы для промежуточной аттестации по физике 7 класс
Цель работы: определить уровень образовательных достижений учащихся по физике за курс 7 класса основной школы:- по основным содержательным линиям;- по уровням сложности;- по видам деятельности.Условия...
Промежуточная аттестация по физике 10 класс
Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации -проведения экспертизы соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по ФИЗИКЕ в 10 классеФорма проведения оц...
Промежуточная аттестация по физике 7 класс
Материалы для промежуточной аттестации по физике для учащихся 7 класса...
Промежуточная аттестация по физике 8 класс
Материалы для проведения промежуточной аттестации по физике в 8 классе...
Промежуточная аттестация по физике 9 класс
Материалы для проведения промежуточной аттестации по физике в 9 классе...
Промежуточная аттестация по физике 10 класс
Материалы для проведения промежуточной аттестации по физике в 10 классе...