Урок по теме "Взаимодействие. Масса"
методическая разработка по физике (7 класс) на тему
Урок по теме с использованием элементов исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_vzaimodeystvie.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по физике в 7 классе
Тема «Взаимодействие. Масса»
Цель: Ввести понятия взаимодействие, инертность, масса. Дать характеристику массе как физической величине.
Задачи:
- Повторить и обобщить посредствам теста и решения качественных задач понятие «инерция».
- Опытным путём доказать, что при действии одного тела на другое происходит взаимодействие.
- Продолжать отрабатывать навыки самостоятельной работы с учебником.
- Повышать мотивацию изучения физики через исследовательскую деятельность и решение качественных задач.
- Развивать познавательные интересы, повышать общекультурный уровень учащихся, используя фрагменты литературных произведений.
Ход урока.
- Орг. момент. ( 5 минут)
Эпиграф:
Инерция жизни, инерция скуки,
Инерция мысли и бытия.
И если б не это,
В какой части света,
Не помня разлуки,
Мог нынче быть я.
Вопросы к эпиграфу:
- Почему, на ваш взгляд, эпиграфом нашего сегодняшнего урока я взяла именно эти литературные строки?
- Кроме физических терминов, в этом отрывке заложен глубокий философский смысл. Может, кто-то его заметил? Если нет, то я очень надеюсь, что к концу урока или к следующему уроку вы найдёте его.
- Проверка знаний. (25 минут).
Темой прошлого нашего урока, действительно была «Инерция». Именно поэтому нам необходимо вспомнить основные понятия этой темы.
- Фронтальный опрос. (5 минут).
- В результате чего происходит изменения скорости тела?
- Приведете примеры, иллюстрирующие то, что скорость дела может меняться только при действии на него другого тела.
- Что происходит, если на тело не действуют другие тела?
- Что такое инерция?
- Кто первым указал на существование инерции?
- Что такое движение по инерции?
- Приведете примеры движения по инерции.
- Тест (5 минут).
Я вижу, что вы готовы к выполнению теста на оценку по этой теме.
Тест по теме «Инерция».
- Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называют…
а) механическим движением.
б) инерцией.
в) движением тела.
- Если на тело не действуют никакие другие тела, то оно…
а) движется.
б) находится в покое.
в) находится в покое или движется равномерно и прямолинейно.
- В каком направлении упадёт человек, выпрыгнув на ходу из трамвая?
а) по ходу движения трамвая.
б) против хода движения трамвая.
в) перпендикулярно направлению движения трамвая.
- Куда наклоняются пассажиры относительно автобуса, когда он поворачивает налево?
а) прямо по ходу движения автобуса.
б) налево.
в) направо.
- Изменится ли скорость движения тела, если действие других тел на него прекратилось?
а) не изменится.
б) увеличится.
в) уменьшится.
- Может ли тело само по себе без воздействия других тел изменить скорость движения.
а) может.
б) не может.
Взаимопроверка и оценивание: 6 –«5»; 5 – «4»; 3,4 – «3»; менее 3 – «2».
- Решение качественных задач. (задачи у каждого на листочках) (10 минут).
Явление инерции очень распространено в окружающем нас мире. Очень многие действия мы выполняем, учитывая это явление, причём, часто просто автоматически. Рассмотрим некоторые качественные задачи и попробуем объяснить описанные в них явления, используя вновь полученные знания.
Качественные задачи по теме «Инерция»
- Почему при резком увеличении скорости автобуса пассажиры отклоняются назад, а при внезапной останове – вперёд?
- Мяч, спокойно лежавший на столе вагона при равномерном движении поезда, покатился вперёд по направлению движения поезда. Какое изменение произошло в движении поезда?
- Почему нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом?
- Почему запрещается буксировать автомобиль с неисправными тормозами с помощью гибкого троса.
- Для чего перед взлётом, а так же посадкой самолёта пассажир обязан пристегнуться ремнём безопасности?
- Зачем должен включаться на автомобиле задний красный свет, когда водитель автомобиля нажимает на тормозную педаль?
- С летящего самолёта сбрасывают груз. Упадёт ли он на землю под местом бросания? Если нет, то куда сместится относительно этого места и почему?
- Всадник быстро скачет на лошади. Что будет со всадником, если лошадь споткнётся?
- На полу вагона стоит ящик. В какую сторону его легче тянуть во время:
а) отхода поезда;
б) его остановки?
10. Существует два способа колки дров. В первом случае по полену сильно ударяют топором. Во втором – слабым ударом загоняют топор в полено, а затем, взмахнув топором с насаженным поленом, бьют обухом о колодку. Объясните их.
- Объяснение экспериментов (5 минут).
Рассмотрим 2 опыта (на диске) и попытаемся их объяснить.
- Новый материал. (30 минут).
1. Вводим понятие «Взаимодействие» (10 минут).
1) Опыт №1 с тележками.
Мы уже не раз сегодня говорили с вами о том, что для того, чтобы изменить скорость тела, надо подействовать на него другим телом.
(Два ученика одинаковой массы становятся на легкоподвижные тележки. Вначале один легко толкает второго, затем наоборот, а потом они одновременно толкают друг друга.)
Выводы:
- Принципиальной разницы между тремя опытами нет. Несмотря на то, что в первых двух случаях только одно тело действовало на другое, а в третьем случае они оба действовали друг на друга, скорости меняли оба тела.
- Действие одного тела на другое не может быть односторонним, оба тела всегда одновременно действуют друг на друга, то есть происходит взаимодействие.
2) Ударяем кулаком по столу. Чувствуем боль, несмотря на то, что бил не стол нас, а мы его. В данном случае тоже наблюдается взаимодействие: мы подействовали на стол, и он подействовал на нас.
3) Приведите примеры, где вы наблюдали взаимодействие.
2.Вводим понятие «Инертность» (10 минут).
1) Опыт №2 с тележками.
(Два ученика разной массы становятся на легкоподвижные тележки и легко толкают друг друга. Вначале по очереди, а потом одновременно).
Выводы:
- Во всех опытах одна из тележек меньше меняла скорость, чем другая.
- Чем отличаются эти тележки?
- Все тела обладают свойством, которое называется «Инертность». Это свойство заключается в том, что тела способны изменять скорость под действием другого тела. То тело, которое быстрее или больше изменяет свою скорость под действием другого тела, является мене инертным. А то, которое медленнее или меньше меняет скорость под действием того же тела, является более инертным. (Выясняем, какое тело в нашем опыте было более инертным, а какое – менее инертным).
- (Даём строгое определение инертности)
Инертность – это способность тела изменять свою скорость при взаимодействии.
- Чем еще, кроме инертности, отличаются тела в последнем опыте? (подводим учеников к понятию «масса»).
- Вводим понятие «Масса» (10 минут).
- Самостоятельная работа с учебником. По плану нужно охарактеризовать массу как физическую величину.
- Опыты показывают, что при взаимодействии тел разной массы, они меняют скорость по разному. Причём, во сколько раз масса одного тела больше, во столько раз, скорость, которую приобретает это тело после взаимодействия, меньше. (Пример в учебнике на стр. 45 самостоятельно).
- Как связанным между собой понятия инертности и массы?
- Итоги:
- Масса – это мера инертности тел.
- Тело с большей массой – более инертно, значит ему необходимо больше времени, чтобы изменить скорость.
- Тело с меньшей массой – менее инертно, значит ему необходимо меньше времени, чтобы изменить скорость при таком же действии другого тела.
- Исследовательская работа (20 минут).
1. Группы получают инструктивные карточки и выполняют задания.
Попробуем исследовать свойство инертности тел на опытах и объяснить полученные результаты.
(Инструктивные карточки прилагаются).
2. Выступление групп по результатам опытов.
- Закрепление (7 минут).
1. Краткое повторение по опорному конспекту.
2. Возвращаемся к эпиграфу.
3. Качественные задачи по теме.
Качественные задачи по теме «Взаимодействие».
- Почему при выстреле из орудия снаряд и орудие приобретают разные скорости? Скорость какого тела больше?
- У какого автомобиля – грузового иди легкового – больше тормозной путь при одинаковой скорости движения?
- Какая лодка, массой 100кг или 200кг, при прыжке человека из неё двигается назад с большей скоростью и во сколько раз? В каком случае лодка и человек двигались бы при взаимодействии с одинаковыми скоростями?
- Человек, находясь в неподвижной лодке, толкает бревно. Почему при этом лодка тоже приходит в движение?
- Легкоподвижная тележка массой 2кг, с которой совершен прыжок, приобрела скорость 3м/с. Какую при этом скорость получит прыгун, если его масса 60 кг?
- Мальчик прыгает с нагруженной баржи на берег. Почему движение баржи в сторону, противоположную прыжку, незаметно?
- На одинаковом расстоянии от берега находятся лодка с грузом и такая же лодка без груза. С какой лодки легче спрыгнуть на берег? Почему?
- Если плотно прижать ружьё к плечу, то скорость движения ружья при отдаче уменьшится. Почему?
- Почему пожарному трудно удерживать брандспойт, из которого бьёт вода?
- Почему вылетевшая из ружья пуля не открывает дверь, а пробивает в ней отверстие, когда как давлением пальца дверь отворить можно, а проделать отверстие нельзя?
- Подведение итогов урока (3 минуты).
1. Оценки за урок с комментариями.
2. Домашнее задание:
1) &18, 19.
2) Качественные задачи.
3) Вспомнить случаи, когда приходилось учитывать свойство инертности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Закон сохранения массы веществ"
Разработка содержит презентацию урока и технологическую карту...
Урок по теме: "Масса тела"
Урок изучения нового материала в 7 классе.Данный урок сопровождается компьютерной презентацией....
Презентация к уроку "Относительная молекулярная масса"
Данные интерактивные презентации могут быть использованы как на интерактивной доске, так и в режиме мультимедиа. Задача этих презентаций заключается в визуализации такой, казалося бы простой темы как...
конспект урока 7 класс "Масса тела. Единицы массы"
В помощь аттестующимся преподавателям...
Самоанализ урока по теме : "Масса и сила".
Когда мы готовимся к аттестации , то пишем самоанализ урока , вот и я это сделала , может кому интересно почитать....
План конспект урока на тему: Масса тела.Единицы массы
Физическое понятие массы...
Технологическая карта проблемно-диалогического урока химии в 8 классе. Тема урока "Закон сохранения массы веществ. Уравнения химических реакций"
Содержание урока позволяет сформировать понятие закона сохранения масс, научить составлять уравнения реакций. Использование проблемно-диалогического метода, обеспечивает творческое усвоение знаний уча...