"Составление задач прикладного характера"
план-конспект урока по физике (11 класс)
Урок закрепления: способов решения задач прикладного характера, развития умения составлять текстовые задачи на местном материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок "Составление задач прикладного характера" | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока физики и математики в 11 классе по теме «Составление задач прикладного характера»
(на примере инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии»).
Составитель: учитель физики МБОУ СОШ №20 с.Хатыстыр Алданского района Республики Саха (Якутия)
Марфусалова Майя Дмитриевна.
Тип урока: урок закрепления способов решения задач прикладного характера, развития умения составлять текстовые задачи на местном материале.
Цели урока:
- Образовательная (формирование предметной компенентности): научить составлять задачи прикладного характера на материале инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии» и мегапроекта «Нефтепровод «Восточная Сибирь-Тихий океан».
- Воспитательная (развитие ценностно-смысловых компетентностей): понимание необходимости личностного роста для успешного самоопределения в будущем; содействие осознанному выбору профессии; развитие умения адекватно оценивать свои способности и возможности.
- Развивающая : умение работать с информацией, умение работать в группе, умение презентовать образовательный продукт.
По итогам учебного занятия:
- Обучающиеся должны знать: промышленные объекты, расположенные на территории Алданкого района; формулы, используемые при решении задач прикладного характера.
- Обучающиеся должные уметь: анализировать и должным образом обрабатывать полученную информацию; составлять текстовые задачи с использованием местного материала.
Образовательный продукт: текстовые задачи прикладного характера, составленные с использованием местного материала.
Оборудование урока: видеопроектор, медиапрезентация, конверты с заданиями, листы ватмана, магниты.
Оформление доски: разметка «Эльконский комбинат», «Канкунская ГЭС», «Железные дороги», «Нефтепровод ВСТО».
Ход урока
Этап урока и задача | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | ||
познавательная | коммуникативная | регулятивная | ||
Этап самоопределения в учебной деятельности. Цель этапа: Фиксация новой учебной задачи. Создание проблемной ситуации. | Привествие учителя. Название темы урока. На территории Алданского района сегодня реализуеся инвестиционный проект «Комплексное развитие Южной Якутии». Для работы на объектах этого проекта – Канкунской ГЭС, Эльконском горно-металлургическом комбинате, заводе моторных масел и других – потребуется много новых специалистов. А чтобы мосты не падали, не было чрезвычайных ситуаций на заводах, дороги выдержали вечную мерзлоту, нужны грамотные специалисты. Без знаний физики и математики здесь не обойтись. Сегодня мы с вами научимся составлять текстовые задачи на примере объектов Южной Якутии. Одновременно- это будет повторение способов решения задания В12 из КИМов ЕГЭ по математике. | Осмысливают проблему | Слушают учителя | Принимают и сохраняют учебную цель |
Этап совместного конструирования нового способа действия. Цель: показать на конкретном примере, как организовать работу по алгоритму. | Ребята , возьмите конверты, которые лежат у вас на столах. В каждой группе есть краткая характеристика объекта. У меня на руках информационная карта «Железные дороги» (лист №1). В каждой группе своя информационная карта – вот «Канкунская ГЭС»- далее «Эльконский комбинат»,здесь «Нефтепровод «ВСТО», и «Автомобильные дороги». Отложите в сторону информационные карты и возьмите лист №2, где приведены примеры прикладных задач из КИМов ЕГЭ. Они вам пригодятся в качестве образца при составлении авторских задач. Найдите лист №3 – на нем вы видите формулы, которые можете использовать при составлении задач. Теперь берем лист№4 «Алгоритм работы по составлению задачи». 1.(Пункт 1) Выбери отрасль. (Отрасли мы с вами уже выбрали. У вас какая отрасль? А у вас какая?) 2. (Пункт 2) Выбери реальный процесс. (обратимся к моей отрасли «Железнодорожный транспорт», определим, на какие процессы можно составить задачи?). Какие же процессы здесь есть? Я вам подскажу: движение по окружности, давление на мост, тепловое расширение рельсов и т.д. 3.Составьте условие задачи. Мы с вами взяли объект «Железные дороги», выбрали процесс теплового расширения рельса (слайд). Теперь составляем условие задачи. Я составила вот такую задачу «При температуре 0 градусов по Цельсию рельс имеет начальную длину 10 м. При возрастании температуры происходит тепловое расширение рельса. При какой температуре рельс удлинится на 3 мм? Ответ выразите в градусах Цельсия. 4.Выберите формулу, которую вы будете использовать при решении задачи. (слайд, где записаны формулы). Вы видите несколько формул на движение. Какая формула подойдет для решения этой задачи? 5.Решение задачи. ( показывает решение задачи с ответом). Вот на моем примере мы увидели, как можно работать, а теперь вы начинаете работать со своими объектами, но прежде чем приступить к групповой работе напомним Правило работы в группе (лист 5) - выберите руководителя группы -используя алгоритм решения задач, каждый член группы составляет свою задачу и решает ее по нужной формуле. - Руководитель группы организует обсуждение с целью выбора лучшей задачи. - лучшая задача оформляется на ватмане. -руководитель группы закрепляет задачу на классной доске. - после того, как все задачи групп размещены на доске , руководитель группы дает краткую характеристику объекта и проводит обсуждение решения задачи. Приступаем к составлению авторских задач, используя данные информационных карт. | Знакомятся с алгоритмом составления текстовых задач на примере промышленных объектов Алданского района | Участвуют в беседе. Осознанно строят речевые высказывания. | Коллективно исследуют условия учебной задачи, обсуждают способы решения. |
Этап работы в группах. Цель: применение общего способа действия для решения частных задач. | Учитель наблюдает за работой обучающихся, за ходом их мыслей, оказывает своевременную поддержку, проводит коррекцию. | Конструируют новый способ действия- каждый индивидуально составляет задачу. | Выбирают руководителя группы. Обсуждают составленные задачи. Выбирают лучшую задачу. Учатся формулировать собственное мнение и позицию. | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль. |
Этап презентации образовательного продукта. Цель: фиксация нового содержание изученного на уроке. | Учитель выступает в роли эксперта. Идет контроль усвоение материала, фиксация внимания учащихся на допущенные ошибки и их коррекция. | Учащиеся презентую составленные задачи. Анализируют, котролируют и оценивают результат. | Строят рассуждения, понятные для класса. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. | Осуществляют пошаговый контроль по результату. |
Этап рефлекции. Цель: организация самооценки и рефлекции обучающихся. | Чему научились? Что нового извлекли для себя? Возьмите листы самоценивания и оцените свою работу на уроке. Все записи, которые вы делали на уроке, ваши задачи, листы самоценивания вложите в конверты и оставьте на столах. | Осмысление результатов учебного занятия. | Осуществляют рефлекцию своих действий | Заполняют листы самооценки |
Домашнее задание | Составить задачи прикладного характера на примере других промышленных объектов. | |||
Итог урока | На этом урок окончен. Всем спасибо за выполненную работу. До следующего урока. |
Приложения:
- Лист самоценки работы в группе
Фамилия, имя члена группы_________________________________________
Критерии самоценки | баллы | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Все время работал над заданием, не отврекался сам и не отвелека других членов группы | |||||
Выполнял справедливую (не меньшую, чем другие) часть работы | |||||
Сотрудничал с другими членами группы | |||||
Был вежлив со всеми членами группы | |||||
Помогал улучшать работу группы |
- Краткая характеристика объектов инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии»
Эльконский горно-металлургический комбинат | Канкунская ГЭС | Автомобильные дороги | Нефтепровод «ВСТО» |
Программа развития атомной энергетики России предусматривает увеличение выработки электроэнергии на атомных электростанциях в 1,5 раза к 2016 году, что увеличит с учетом экспортных поставок ежегодные протребности России в уране до 36 тыс.тонн к 2020 году при текущем собственном производстве в 3,3 тыс.тонн в год. В этом смысле Южная Якутия, на которой расположен Эльконский ураново-рудный район, является единственным регионом России, который имеет перспективы развития крупномасштабного производства уранового сырья. Планируемый промышленный комплекс на месте будет осуществлять всю совокупность работ, связанных с добычей урановой руды: ее обогащением, переработкойи выпуском концентрации природного урана в форме закиси-окиси. Проектирование и строительство предприятия будет вестись с 2008 по 2024 г.г. Ядерное топливо обладает очень высокой теплоспособностью (1 кг урана 235 заменяет 2900 т. угля и 2500 т. нефти. | Мощность Канкунской ГЭС, которую планируется возвести на р.Тимптон, составит 1300 МВт,среднем многолетняя выработка электроэнергии –до 7,5 млрд.вКт*ч. Зона водохранилища Канкунской ГЭС будет располгаться в Алданском и частично Нерюнгринском районах Южной Якутии в узкой речной долине каньонного типа. По предварительным оценкам, соотношение площади водохранилища на единицу установленной мощности будет в 45 раз меньше, чем у типовой ГЭС такой же мощности. Срок строительства с 2011-2019 г.г. В рамках проекта должны быть построены около 1200 км высовольтных линий электропередач (ВЛ) и семь подстанций. Схема выдачи мощности Канкунской ГЭС: -ВЛ 500 кВ Канкунская ГЭС-Нерюнгри (246 км), подстанция «Нерюнгри». -ВЛ 500 кВ Канкунская ГЭС-Алдан (220 км), постанция «Алдан» | Инвестиционный проект «Комплексное разаитие Южной Якутии» отвечает основным требованиям Транспортной стратегии РФ на период до 2020 г. Реализация проекта позволит создать транспортные коммуникации, необходимые для освоения природных ресурсов и создания новых производств. Обеспечить надежное транспортное сообщение для целого ряда населенных пунктов, сократив тем самым остатавание Южной Якутии по обеспеченности транспортной инфрасруктуры от других регионов. Важное место в реализации проекта займет проектирование и строительство автомобильных дорог -Томмот-Эльконский горно-металлургический комбинат (53 км) -Малый Нимныр-створ Канкунский ГЭС (97 км). Эти дороги призваны соединить федеральную трассу «Лена» с объектами федерального значения. | Трубопроводный транспорт на территории Якутии представлен трубопроводами федерального и локального республиканского значения. Федерального значения: нефтепроводом Восточная Сибирь- Тихий океан. В Якутии он проходит через Талаканское нефтяное месторождение, Ленск,Олекминск, Алдан, Нерюнгри и имеет семь нефтеперекачивающихся станций на ее территории. Республиканского: системой газопроводов из Лено-Вилюйской газоносной провинции в центральную Якутию. Восточный нефтепровод должен соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с нефтеналивным портом Козьмино в заливе Находка и нефтеперерабатывющим заводом под Находкой, что позволит России выйти на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Планируемая общая протяженность трубопровода – 4188 км. Сорт нефти, поставляемый на мировой рынок посредством ВСТО, получил название ESPO. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник задач прикладного характера по химии с решением.
Сборник содержит более 60 задач прикладного характера, что поможет развитию деятельностного подхода в обучении химии. Это соответствует новому стандарту образования и помогает развитию УУД при изучени...
Решение задач прикладного характера, 11 класс
Разработка открытого урока по математике в 11 классе....
Программа элективного курса для учащихся 9 класса "Практикум решения задач прикладного характера"
Программа элективного курса для учащихся 9 класса полезна начинающим учителям математики для подготовки учащихся к ОГЭ....
Задачи прикладного характера. Химия. 9 класс.
Задачи прикладного характера. Химия. 9 класс....
Рабочая программа по курсу «Практикум решения задач прикладного характера» 9 класс математика
Рабочая программа по курсу «Практикум решения задач прикладного характера» в рамках оказания платных дополнительных образовательных услуг разработана для 9 класса....
Решение текстовых задач прикладного характера. Задачи на движение
Необходимость рассмотрения техники решения текстовых задач прикладного характера обусловлена тем, что умение решать задачу является высшим этапом в познании математики и развитии учащихся. С помощью т...
ЕГЭ по математике профильного уровня. Приемы решения экономических задач и задач прикладного характера.
В предлагаемой работе сделана попытка обзора экономических задач этого экзамена. Можно наблюдать использование короткого набора стандартных приемов решения таких задач, а значит у выпускников есть над...