Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа по физике (6 класс)
Занимательная физика повышает интерес к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_7_2.docx | 30.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Занимательная физика»
Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класса автор-составительТовпинец В.Н., учитель физики
Пояснительная записка
Программа составлена с использованием разработки пропедевтического курса Е.В.Алексеевой «Занимательная физикас», 5–6 кл., Журнал «Физика – Первое сентября», №12/2013) и нацелена на мотивацию учащихся к дальнейшему изучению физики в 7–9 классах средней общеобразовательной школы.
Курс интегрирован с материалом по истории науки, географии, биологии, астрономии, что предусматривается проектом ФГОС нового поколения. Материал, превышающий уровень обязательных требований, позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению, расширить кругозор учащихся, познакомить их с интересными фактами и явлениями окружающего мира.
Курс рассчитан на учащихся 5 – 6 класса. Выбор содержания, уровень его сложности и методика преподавания связаны с возрастными особенностями развития учащихся.
Курс не предполагает проведения уроков, все занятия проходят в игровой форме, основа деятельности учащихся – поиск, наблюдение, выдвижение гипотез, эксперимент, решение проблем, исследовательская деятельность.
Курс рассчитан на 68часа.
Цели курса:
- вызвать интерес и стойкую мотивацию изучения физики в основной и старшей школе;
- ознакомить с элементарной терминологией и научить использовать физические термины в устной речи;
- усвоить знания об окружающем мире;
- развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать. Задачи курса:
- формировать целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
- развивать логичность и самостоятельность мышления;
- воспитывать научную культуру: показать, что мир познаваем, что физические явления могут быть объяснены с помощью известных физических законов.
Требования к уровню подготовки учащихся. Обучающиеся должны знать:
−элементарную физическую терминологию;
−основные понятия физики;
−строение и свойства вещества;
−виды сил в природе;
−элементарные понятия о свете, звуке, движении, температуре, давлении, фазовых переходах;
−особенности некоторых представителей животного и растительного мира с точки зрения физики.
Обучающиеся должны уметь:
−объяснять происходящие явления;
−видеть связь между причиной и следствием явления;
−характеризовать свойства тела, особенности сил;
−различать источники света, световые явления, характеристики звука, агрегатные состояния вещества и их изменения;
−оценивать расстояния в макро- и микроскопических масштабах;
−приводить примеры ко всем изученным понятиям.
УУД, формируемые в процессе проведения курса:
- личностные: убежденность в познании природы, проявление интереса к физике как элементу общечеловеческой культуры
- регулятивные: целеполагание, планирование действий, прогноз, коррекция и оценка результата
- познавательные: формирование умений воспринимать, перерабатывать, анализировать и предъявлять информацию в связи с поставленными задачами
- коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении темы, работать в парах (группах).Учебно-методические средства обучения:
- Мультимедийный материал, подобранный педагогом.
- Презентации с мультимедийным материалом.
- Научно-познавательные фильмы.
- Подборка опытов (видеоверсии или описания).
Описание прохождения курса
Длительность занятия и выбор класса
Занятия кружковые, проводятся раз в неделю, во второй половине дня в течение 30-40 мин.
Календарно-тематическое планирование
Тема 1. Введение. Мир, в котором мы живем . | |
1-2. | Занятие 1/1. Явления окружающего мира. Как познать мир? Практическая работа №1 «Проверка зависимости расстояния, пройденного шариком (машинкой, платформой) от высоты горки и «веса» шарика (машинки, платформы)».Нужны ли человеку знания о природе? Презентация с мультимедийным материалом, текстовое сопровождение на Яндекс-диске http://yadi.sk/d/sxHJW66067lri пароль: физика11 |
3/4 | Занятие 2/2. Физические величины. Шкала расстояний. Измерение времени. Мультфильм «На задней парте» выпуск №2. Презентация с мультимедийным материалом, текстовое сопровождение на Яндекс-диске http://yadi.sk/d/P7vIWbug60GgD пароль: физика12 |
5/6 | Занятие 3/3. Тела и вещества. Можно ли доверять своим органам чувств? Измерения и измерительные приборы. Измерение линейных размеров тела. Практическая работа №2 «Измерение линейных размеров тела при помощи линейки». Презентация с мультимедийным материалом, текстовое сопровождение на Яндекс-диске http://yadi.sk/d/cnKu5QRO5rtc0 пароль: физика13 |
7/8 | Занятие 4/4. Микро- и наномир. Что я знаю о нанотехнологиях? Презентация (CD РГПУ им.Герцена). |
9/10 | Занятие 5/5. Инертность. Масса. Шкала масс. Интерактивная лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах». Презентация с мультимедийным материалом, текстовое сопровождение на Яндекс-диске http://yadi.sk/d/1jFpKhRf5xikK пароль: физика14 |
11/12 | Занятие 6/6. Объем тела. Видеосюжет из мультфильма «Коля, Оля и Архимед»www.youtube.com/watch?v=wskMOb70Gfg . Как измеряют объемы тел в физике? Интерактивная лабораторная работа «Измерение объема твердого тела» | |
13/14 | Занятие 7/7. Игра по материалам темы №1. Презентация с мультимедийным материалом, текстовое сопровождение на Яндекс-диске http://yadi.sk/d/9fPKvh4i7w0yk пароль: физика17 | |
Тема 2. Движение и взаимодействие тел. Силы в природе . | ||
15/16 | Занятие 1/8. Движение. Скорость. Скорость в природе. Механические явления в замедленной съемке. Научно-популярный фильм «TimeWarp» | |
17/18 | Занятие 2/9. Силы в природе. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. Перегрузки. Презентация с мультимедийным материалом, текстовое сопровождение на Яндекс-диске http://yadi.sk/d/nql9wtuf9jHvd пароль: физика21 | |
19/20. | Занятие 3/10. Деформация и ее виды. Зависимость силы упругости от степени деформации. Презентация с мультимедийным материалом, текстовое сопровождение на Яндекс-диске http://yadi.sk/d/1zDIA7Z89nQGa пароль: физика22 | |
21/22 | Занятие 4/11. Трение и мы. Виды трения. Сила сопротивления среды. Обтекаемая форма. Презентация с мультимедийным материалом, текстовое сопровождение на Яндекс-диске http://yadi.sk/d/s2layo8r9jJGp пароль: физика23 | |
23/24 | Занятие 5/12. Сила Архимеда. Мультфильм «На задней парте», выпуск №3. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Презентация с мультимедийным материалом, текстовое сопровождение на Яндекс-диске http://yadi.sk/d/_gD5I-J8A7LRf пароль: физика24 | |
25/26. | Занятие 6/13. Физика в ванне. Сила поверхностного натяжения. Мыльные пузыри. Смачивание и несмачивание. Капиляры. Видеоопыты (simplescience.ru/video/about:surface/, www.youtube.com/watch?v=M4ZATwHfheQ). | |
27/28. | Занятие 7/14. Реактивное движение. Применение реактивного движения в природе и технике.http://yadi.sk/d/CXbkfdOWC7UWa | |
29/30 | Занятие 8/15. Явление резонанса. Примеры резонанса. Применение в технике. Акустический резонанс http://yadi.sk/d/qY-xVS8tCBf5W | |
31/32 | Занятие 9/16. Игра по материалам темы №2. http://yadi.sk/d/VoIHaDHHC9HgT | |
Тема 3. Тепловые явления в природе и их значение в жизни человека. | ||
33/34. | Занятие 1/17. Тепловые явления и их наблюдение. Температура и тепловое равновесие. Температурные шкалы. Практическая работа №3 «Изучение устройства термометра и измерение им температуры жидкости». | |
35/36. | Занятие 2/18. Как можно нагреть тело? Способы передачи тепла в природе и деятельности человека. Тепловое расширение и его применение. Практическая работа №4 «Наблюдение процесса нагревания и охлаждения воды». | |
37/38 | Занятие 3/19. Как человек учитывает тепловое расширение тел? Практическая работа№5 «Наблюдение теплового расширения жидкостей и газов». | |
39/40. | Занятие 4/20. До каких пор можно нагревать тело? Практическая работа №6 «Наблюдение плавления и отвердевания парафина».Особенности теплового расширения воды. | |
41/42 | Занятие 5/21. Свойства воды (http://festival.1september.ru/articles/574831/, http://www.hemi.nsu.ru/ucheb175.htm или фрагменты документального фильма «Вода. Великая тайна воды») Фотографии кристаллов воды (http://www.wateroflive.ru/fotov.php). | |
43/44. | Занятие 6/22. Возможные причины « конца света». Земля без человека.( http://konetc-sveta.narod.ru/index/0-2) | |
Тема 4. Давление. Давление жидкостей и газов. | ||
45/46 | Занятие 1/23. Давление. Как изменить величину давления и зачем это нужно? Зависимость давления газа от объёма и температуры. Гидростатическое давление. Сообщающиеся сосуды. Мультфильм «На задней парте», выпуск 1. | |
47/48 | Занятие 2/24. Атмосфера Земли. Опыты, доказывающие наличие атмосферного давления. Как мы дышим? Как мы пьём? Атмосфера на других планетах. http://www.youtube.com/watch?v=IYWdX-paM8w (съемка Земли с МКС) http://vsellennaya.ru/uncategorized/merkuriy.html | |
Тема 5. Световые и звуковые явления . | ||
49/50 | Занятие 1/25. Солнце – источник жизни на Земле. Источники света. Затмения. Практическая работа №7 «Изготовление камеры-обскура». | |
51/52 | Занятие 2/26. Отражение света в плоском зеркале. Практическое использование отражения света. Многократное изображение предмета в нескольких зеркалах. Практическая работа №8 «Изготовление перископа или калейдоскопа». | |
53/54 | Занятие 3/27. Изображение предметов в вогнутых зеркалах. Мультфильм «Ну, погоди!», выпуск №2. Практическое использование вогнутых зеркал. | |
55/56 | Занятие 4/28. Отражение света. Полное отражение света. Волоконная оптика. «Шапка-невидимка» (http://www.youtube.com/watch?v=6EJGfKHXrLA). | |
57/58. | Занятие 5/29. Распространение света в оптически неоднородной среде. Миражи. | |
59/60 | Занятие 6/30. Каждый охотник желает знать…Сложение спектральных цветов. Дополнительные цвета. | |
61/62 | Занятие 7/31. Глаз как живой оптический аппарат. Некоторые свойства зрения. Зрение одним и двумя глазами. Инерция зрения. Цветовое зрение. Зрительные иллюзии | |
63/64 | Занятие 8/32. Звуковые явления. Громкость и высота тона. Энергия звука. Эхо. Инфра- и ультразвуки. Голосовой и слуховой аппараты человека. | |
65/68 | Занятие 9/33. Занимательные опыты: выполнение, просмотр и объяснение. Итоговое занятие. Игра по изученному материалу. Рефлексия. |
Содержание программы
Тема 1. Введение. Мир, в котором мы живем ).
Занятие 1/1. Явления окружающего мира. Как познать мир? Практическая работа №1 «Проверка зависимости расстояния, пройденного шариком (машинкой, платформой) от высоты горки и «веса» шарика (машинки, платформы)».Нужны ли человеку знания о природе?
Занятие 2/2. Физические величины. Шкала расстояний. Измерение времени. Мультфильм «На задней парте» выпуск №2.
Занятие 3/3. Тела и вещества. Можно ли доверять своим органам чувств? Измерения и измерительные приборы. Измерение линейных размеров тела. Практическая работа №2 «Измерение линейных размеров тела при помощи линейки».
Занятие 4/4. Микро- и наномир. Что я знаю о нанотехнологиях?
Презентация (CD РГПУ им.Герцена).
Занятие 5/5. Инертность. Масса. Шкала масс. Интерактивная лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах».
Занятие 6/6. Объем тела. Видеосюжет из мультфильма «Коля, Оля и Архимед»www.youtube.com/watch?v=wskMOb70Gfg . Как измеряют объемы тел в физике?
Интерактивная лабораторная работа «Измерение объема твердого тела» Занятие 7/7. Игра по материалам темы №1.
Тема 2. Движение и взаимодействие тел. Силы в природе .
Занятие 1/8. Движение. Скорость. Скорость в природе.
Механические явления в замедленной съемке. Научно-популярный фильм «TimeWarp» Занятие 2/9. Силы в природе. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. Перегрузки.
Занятие 3/10. Деформация и ее виды. Зависимость силы упругости от степени деформации.
Занятие 4/11. Трение и мы. Виды трения. Сила сопротивления среды. Обтекаемая форма. Занятие 5/12. Сила Архимеда. Мультфильм «На задней парте», выпуск №3. Условия плавания тел. Воздухоплавание.
Занятие 6/13. Физика в ванне. Сила поверхностного натяжения. Мыльные пузыри. Смачивание и несмачивание. Капиляры. Видеоопыты (simplescience.ru/video/about:surface/, www.youtube.com/watch?v=M4ZATwHfheQ).
Занятие 7/14. Реактивное движение. Применение реактивного движения в природе и технике.
Занятие 8/15. Явление резонанса. Примеры резонанса. Применение в технике. Акустический резонанс
Занятие 9/16. Игра по материалам темы №2.
Тема 3. Тепловые явления в природе и их значение в жизни человека
Занятие 1/17. Тепловые явления и их наблюдение. Температура и тепловое равновесие. Температурные шкалы. Практическая работа №3 «Изучение устройства термометра и измерение им температуры жидкости».
Занятие 2/18. Как можно нагреть тело? Способы передачи тепла в природе и деятельности человека. Тепловое расширение и его применение. Практическая работа №4 «Наблюдение процесса нагревания и охлаждения воды».
Занятие 3/19. Как человек учитывает тепловое расширение тел? Практическая работа№5 «Наблюдение теплового расширения жидкостей и газов».
Занятие 4/20. До каких пор можно нагревать тело? Практическая работа №6 «Наблюдение плавления и отвердевания парафина».Особенности теплового расширения воды.
Занятие 5/21. Свойства воды (http://festival.1september.ru/articles/574831/, http://www.hemi.nsu.ru/ucheb175.htm или фрагменты документального фильма «Вода. Великая тайна воды»)
Фотографии кристаллов воды (http://www.wateroflive.ru/fotov.php).
Занятие 6/22. Возможные причины « конца света». Земля без человека.(http://konetcsveta.narod.ru/index/0-2)
Тема 4. Давление. Давление жидкостей и газов.
Занятие 1/23. Давление. Как изменить величину давления и зачем это нужно? Зависимость давления газа от объёма и температуры. Гидростатическое давление. Сообщающиеся сосуды. Мультфильм «На задней парте», выпуск 1.
Занятие 2/24. Атмосфера Земли. Опыты, доказывающие наличие атмосферного давления.
Как мы дышим? Как мы пьём? Атмосфера на других планетах.
Тема 5. Световые и звуковые явления .
Занятие 1/25. Солнце – источник жизни на Земле. Источники света. Затмения. Практическая работа №7 «Изготовление камеры-обскура».
Занятие 2/26. Отражение света в плоском зеркале. Практическое использование отражения света. Многократное изображение предмета в нескольких зеркалах. Практическая работа №8 «Изготовление перископа или калейдоскопа».
Занятие 3/27. Изображение предметов в вогнутых зеркалах. Мультфильм «Ну, погоди!», выпуск №2. Практическое использование вогнутых зеркал.
Занятие 4/28. Отражение света. Полное отражение света. Волоконная оптика. «Шапканевидимка» (http://www.youtube.com/watch?v=6EJGfKHXrLA).
Занятие 5/29. Распространение света в оптически неоднородной среде. Миражи.
Занятие 6/30. Каждый охотник желает знать…Сложение спектральных цветов. Дополнительные цвета.
Занятие 7/31. Глаз как живой оптический аппарат. Некоторые свойства зрения. Зрение одним и двумя глазами. Инерция зрения. Цветовое зрение. Зрительные иллюзии
Занятие 8/32. Звуковые явления. Громкость и высота тона. Энергия звука. Эхо. Инфра- и ультразвуки. Голосовой и слуховой аппараты человека.
Занятие 9/33 - 34. Занимательные опыты: выполнение, просмотр и объяснение. Итоговое занятие. Игра по изученному материалу. Рефлексия.
Дополнение
Предложенное планирование достаточно гибкое, учитель может на своё усмотрение, с учётом ресурсов школы, вносить следующие изменения:
1)переставлять блоки местами без ущерба для целостного восприятия курса;
2)заменять отдельные темы в блоке или целые блоки;
3)добавлять новые занятия в блоке; 4)добавлять новые блоки.
Примеры тем новых блоков: «Электромагнитные явления: электризация, электрический заряд; электрический ток, его действия; ток в различных средах; магнетизм»; «Энергия: виды энергии, закон сохранения, виды источников энергии»; «Как это устроено? сделано?»; «Как это действует?»; «Физические процессы в замедленной съёмке», а также темы по астрономии и истории космонавтики.
5)на последних занятиях можно поговорить о физике игрушек. Занимательная физика (уроки дополнительного материала)
Желательно на первом занятии провести опрос учащихся – выяснить их интересы и при разработке занятий использовать предложенные ими темы. Конечно, дети не формулируют тему, а задают вопросы:•Почему волосы прилипают к расчёске?•Как возникает дождь из рыбы? •Как «расстреливают» облака? •Как спят космонавты в невесомости? •Каким может быть конец света? •Почему бывают цунами? •Почему охлаждённый азотом магнит летает? •Как видят рыбы?•Как делают непробиваемое стекло?•Как голосом разбивают стакан? И много-много других вопросов… Ответы на некоторые из них учащиеся получают на основных занятиях. Если материал объёмный и интересен большинству учеников, тема выносится на урок дополнительного материала.
В данном курсе указаны следующие дополнительные темы: «Механические явления в замедленной видеосъёмке»; «Явление резонанса»; «Возможные варианты конца света. Земля без человека», «Цветовое зрение».Презентация к уроку дополнительного материала по теме «Как видят животные?» см. на мультимедийном диске к журналу «Физика – Первое сентября», № 5/2013. К № 7_8/2013 на диске приведена как пример презентация «3D-рисунки»с послайдовым текстом.
Итоговая игра
Каждый блок заканчивается игрой, которая, по сути, является итоговым повторением и проверкой степени усвоения программного материала. Игра содержит вопросы по темам блока как репродуктивного, так и исследовательского характера. Включены видео-вопросы с заданием объяснить происходящее явление. Подробная методика изложена Е.В.Алексеевой в учебных материалах. Пример игры(«Физика+») см. на мультимедийном диске к журналу «Физика – Первое сентября», № 6/2013.
Литература:
- Е.В.Алексеева, «Физика вокруг нас». Пропедевтический курс физики для среднего звена общеобразовательной школы, 5–6 кл. Журнал «Физика – Первое сентября», №12/2013.
- Ландау Л.Д., Китайгородский А.И. Физика для всех: Физические тела. – 6-е изд., стер. –
М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1984.
- Я.И.Перельман «Занимательная физика. В 2-х книгах». Издательство «Наука», Москва, 1983.
- РачлисХ.Физика в ванне: Пер.с англ. – М.: Наука. Гл.ред.физ.-мат.лит., 1986 (Библиотечка «Квант», выпуск 51).
- Мария Рыбалкина. Нанотехнологии для всех. www/nanonewsnet.ru.
- Силин А.А. Трение и мы. – М.: Наука. Гл.ред.физ-мат.лит., 1987(Б-ка «Квант», вып.57)
7.Степанова Г.Н. Физика 5 класс: Учебник. – СПб: Специальная литература, 1998.
8. Степанова Г.Н. Физика 6 класс: Учебник. – СПб: ООО «Валери СПД», 2000.
9.Суорц Кл.Э. Необыкновенная физика обыкновенных явлений: Пер.с англ. В 2-х т. Т. 1. – М.: Наука, Гл.ред.физ.-мат.лит., 1986.
Т. 2. – М.: Наука, Гл.ред.физ.-мат.лит., 1987.
10.«Физика – Первое сентября», №9 - 12/2013.
11.CD «Виртуальные лабораторные работы. 7 – 9 класс».ЗАО «Новый диск», 2007. Интернет-ресурсы: 12.http://www.virtulab.net
13. http://all-fizika.com.
14.http://www.biblio.nhat-nam.ru/Zanimatelnaya_fizika_1.pdf
15.http://t-z-n.ru/archives/zanfiz2.pdf
16.Мультфильм «На задней парте», разные выпуски.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...