Открытый урок по теме "Архимедова сила"
методическая разработка по физике (7 класс)
Интернет технологии совместно с ЦОРами позволяют провести урок – дискуссию эмоционально, помогают сделать урок живым, увлекательным, интерактивным. В процессе такого урока учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний, коллективно обсуждают результаты своей работы. Эта форма проведения урока способствует также активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умений самостоятельной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10
г. Лениногорска» муниципального района
«Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
«Закон Архимеда и Архимедова сила»
(7 класс)
Учитель физики
I квалификационной категории: Габидуллина Эльвира Равилевна.
Тема урока: «Закон Архимеда и архимедова сила».
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Цель урока: создать условия для формирования понятия о выталкивающей силе, действующей на погруженное в жидкость или газ тело.
Задачи:
- обучающие: сформировать понятие Архимедовой силы, выяснить на конкретном материале, как надо правильно рассчитывать величину Архимедовой силы, когда тело находится в различных жидкостях;
продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщать и сравнивать результаты эксперимента.
- развивающие: сформировать элементы творческого поиска на основе приёма обобщения, продолжить работу по формированию умений составлять, анализировать, делать выводы; развивать умение анализировать учебный материал; развивать интерес учащихся к физике, используя экспериментальные задания.
- воспитательные: воспитать умения и навыки коллективной работы, содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
Методы урока: проблемно – поисковый.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку; рабочие листы и оборудование для исследовательской работы; оборудование для фронтального эксперимента (стакан с водой, динамометр, мензурка, алюминиевый цилиндр, пластмассовый шарик, ведерко Архимеда); цветные самоклеящиеся листки для рефлексии.
Ожидаемый результат урока.
- Учащиеся должны знать смысл понятий масса, вес, сила тяжести.
- Учащиеся должны разграничивать эти понятия.
- Учащиеся должны уметь отстаивать свою точку зрения, корректно относится к чужому мнению, воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию.
План урока.
- Организационный момент (1 мин.)
- Актуализация знаний. (5 мин.)
- Изучение нового материала. (20 мин)
- Закрепление изученного материала. (14 мин.)
- Первичная проверка знаний учащихся (2 мин)
- Подведение итогов урока. (1 мин.)
- Домашнее задание. (1 мин.)
- Рефлексия. (1 мин.)
Ход урока
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята. Прежде чем мы приступим к уроку, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад. Просто расслабьтесь и скажите себе: «Я нахожусь сейчас на уроке физики. А обо всём остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом». Настроились? Прекрасно! А теперь давайте приступим к работе
Учитель: Ребята, я думаю, вы согласитесь с высказыванием английского ученого Эдварда Роджерса «Физика – это наука понимать природу». Все происходящее вокруг подчиняется определенным законам. И мы сегодня на уроке продолжим знакомство с физическими законами, а значит, продолжим разгадывать тайны природы. /слайд 1/
Актуализация знаний.
Опыт № 1
Погрузить пластмассовый шарик в воду. Тело «выпрыгивает» из воды.
Учитель: Почему тело всплывает?
Ответы детей: Действует выталкивающая сила
Учитель: Куда направлена выталкивающая сила? /ответы детей/
Опыт № 2
Погрузить алюминиевый цилиндр в воду. Тело тонет в воде.
Учитель: Действует ли выталкивающая сила в этом случае? /ответы детей/
Учитель: С помощью какого опыта можно показать, что выталкивающая сила действует и в этом случае? /ответы детей/
Опыт № 3 Видеоролик - анимация "Закон Архимеда". /слайд 2/
Учитель: Что мы наблюдаем?
Ответы детей: Жидкость, налитая обратно в ведёрко, привело динамометр в первоначальное положение.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Ответы детей: Сила, действующая на погружённое в жидкость тело, уравновесилась с массой воды в ведерке, равной по объёму телу.
Изучение нового материала.
Учитель: Тему нашего урока вы узнаете, если внимательно просмотрите мультфильм: /слайд 3/
– Моря и пустыни. Земля и луна.
Свет Солнца и снега лавины…
Природа сложна, но Природа одна.
Законы Природы едины.
Вот плот и корабль, поплавок рыбака плывут,
Как по небу плывут облака.
Но камень в воде не плывет как бревно,
И камнем бревно не уходит на дно.
В чем сущность явлений?
На это ответ,
Искал сиракузский мудрец Архимед.
http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=kmWLebc71XM /слайд 4/
Учитель: О чем это мультфильм? Что придумал Архимед? /ответы детей/
Учитель: Итак, тема нашего урока «Архимедова сила». Записываем дату и тему урока. Это § 49 на странице 117. /слайд 5/
/Учитель открывает доску, где написана тема урока «Закон Архимеда и архимедова сила»/
Учитель: Давайте, рассмотрим следующий опыт. Внимание на экран!
/просмотр опыта Видеоролик "Измерение Архимедовой силы"./ /слайд 6/
Учитель: Почему сократилась пружина при погружении цилиндра в воду? Что нужно сделать, чтобы пружина заняла первоначальное положение? /ответы детей/
Вывод: выталкивающая сила, действующая на целиком погруженное в жидкость тело, равна весу жидкости в объеме этого тела.
Учитель: Запишем в тетрадь определение. Определение "Архимедова сила" /слайд 7/
Учитель: А как вы думаете, откуда появляется сила Архимеда? /ответы детей/
Анимация со звуком "Откуда появляется архимедова сила" /слайд 8/
Учитель: Выведем формулу для нахождения значения Архимедовой силы. (Один ученик работает у доски)
FА = Рж
Рж= mжg
mж = ρжVж
Vж= Vт
Учитель: Сила, выталкивающая целиком погружённое в жидкость тело, равна весу жидкости в объёме этого тела
Формула "Сила Архимеда" /слайд 10/
Учитель: Попробуйте привести примеры проявления выталкивающей силы в быту, в технике, в природе.
Учитель: Ребята, а как определить архимедову силу, действующую на цилиндр, погруженный в воду, без помощи динамометра? /ответы детей: Определить по формуле/
Решим задачу и сверим ответ с результатом эксперимента. /Решает учитель у доски/
Учитель: Наши расчеты совпали с данными эксперимента. Значит, мы с вами нашли еще один способ определения архимедовой силы.
Физкультминутка /слайд 11-12/
Инструктаж по технике безопасности при работе с приборами. /слайд 13/
Класс делится на 6 групп, и каждая группа получает свое задание. /Группам выдается соответствующее оборудование/
Задание первой группе
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и стальной бруски одинакового объема, нить.
Определите архимедову силу, действующую на первое и второе тело.
Сравните плотность тел и Архимедовы силы, действующие на тела.
Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от плотности тела.
Задание второй группе
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема, динамометр, нить.
Определите Архимедову силу, действующую на каждое из тел. Сравните эти силы.
Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от объема тела.
Задание третьей группе
Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой, раствором соли, алюминиевый цилиндр.
Определите, архимедовы силы, действующие на тело в воде, растворе соли.
Чем отличаются эти жидкости?
Что можно сказать об Архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?
Установите зависимость Архимедовой силы от плотности жидкости.
Задание четвертой группе
Оборудование: тела одинакового объёма и разной формы сосуд с водой, нить, динамометр.
Поочередно опуская каждое тело в воду, с помощью динамометра определите Архимедову силу, действующую на нее.
Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от формы тела.
Задание пятой группе
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый брусок, нить
Определите Архимедову силу, действующую на тело, при погружении на разную глубину
Сравните Архимедову силу, действующую на тело при погружении на разную глубину
Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от глубины погружения тела.
Задание шестой группе
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый цилиндр.
Определите архимедову силу, действующую на тело, сначала погрузив в воду его часть, а потом полностью всё тело.
Сравните объем погруженной части тела и архимедову силу, действующую на тело.
Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от объема погруженной части тела.
Выводы по результатам исследовательской работы
Выступления представителей групп (защита результатов проведенного исследования)
Вывод: Архимедова сила не зависит от плотности вещества, из которого изготовлено тело, от формы тела, погруженного в жидкость и от глубины погружения тела.
Вывод: Архимедова сила зависит от объема тела. Чем больше объем тела погруженного в жидкость, тем больше архимедова сила.
Вывод: Архимедова сила зависит от плотности жидкости. Чем больше плотность жидкости, тем больше архимедова сила. /Учащиеся в тетрадях заполняют таблицу/
/слайд 14/
Архимедова сила | |
зависит | не зависит |
объема тела плотности жидкости объема погруженной части тела | плотности тела формы тела глубины погружения |
Закрепление изученного материала.
Интерактивная задача "Вычисление выталкивающей силы" /слайд 15/
Интерактивная задача "Полет воздушного шара" /слайд 16/
Тест к уроку "Закон Архимеда" /слайд 17/
Первичная проверка знаний учащихся
Выполнение теста с последующей самопроверкой. /слайд 18/
Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с Архимедовой силой. Мне очень интересно было работать с вами. Вы показали отличный уровень подготовки к уроку. Решали самостоятельно поставленные перед вами проблемы. Делали правильные выводы.
Теперь вы знаете, что на любое тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила. Я надеюсь, что полученные вами знания об архимедовой силе вы будете использовать не только на уроках по различным предметам, но и будете применять их в повседневной жизни. Всем спасибо за работу.
Записываем домашнее задание. § 47; вопросы к параграфу;
Общеобразовательный уровень:
Сделать сообщения ««Вечный» водяной двигатель» или «Закон Архимеда в воздухе и
сыпучих веществах».
Повышенный уровень: Придумать задачу по рисунку.
/слайд 19/
Рефлексия.
Учитель: Мне важно знать ваше мнение об уроке и полученных на нем знаниях. Выберите соответствующее высказывание: /слайд 20/
- Урок интересный, и я все понял.
- Урок интересный, но не все было понятно.
- Урок неинтересный, и я мало что понял.
Молодцы, за урок СПАСИБО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/19/picture-100783.jpg)
Открытый урок по теме "Сила упругости. Закон Гука"
Цели урока:углубить и систематизировать знания о деформации твердых тел, сформулировать закон Гука, показать на...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/17/picture-952788-1547703371.jpg)
Конспект открытого урока по теме "Сила Архимеда"
Данный конспект подойдет для желающих провести открытый урок физики в 7 классе по теме "Сила Архимеда"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/26/picture-1016263-1519655020.jpg)
Открытый урок по теме "Сила. Явление тяготения. Сила тяжести" 7 класс
Открытый урок по теме "Сила. Явление тяготения. Сила тяжести" 7 класс...
Открытый урок на тему: "Сила тяжести.Явление тяготения"
урок раскрывает роль всемирного тяготения в жизни...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/07/picture-954958-1507378413.jpg)
Презентация для открытого урока по физике "Сила трения"
Презентация "Сила трения" разработана и использовалась совместно с "Технологической картой "Сила трения"для проведения открытого урока в 10 классе. УМК:...