ТК урока "Движение и жизнь"
учебно-методический материал по физике (7 класс)

Братушка Алла Даниловна

Интегрированный урок физики и биологии. 7 класс. Урок обобщения и закрепления материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта урока.673.99 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ средняя общеобразовательная школа №530 с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

Адрес: СПб, г. Пушкин, бульвар А. Толстого, 42 А, E- mail : school530@spb.edu.ru

Братушка Алла Даниловна, Аничина Елена Борисовна

E-mail: a.bratushka@mail.ru

Технологическая карта урока

Интегрированный урок (урок закрепления и обобщения знаний)  «Жизнь и движение» по биологии и физике в 7 классе

Учебники: А.В. Перышкин, Физика 7 класс, Москва, «Дрофа», 2018г.

Цели урока:

Образовательные: формирование знаний обучающихся о разнообразии способов передвижения, видов механического  движения как особенностях адаптации к условиям окружающей среды и образу жизни, о взаимосвязи организма с окружающей средой, на примере обитателей Александровского парка;

Развивающие: развивать умения оперировать информацией, сопоставлять, выявлять взаимодействия между фактами, совершенствовать навыки устного общения, умения работать в парах, овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, посредством «делания»;

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению биологии и физики, ответственность, инициативность, бережное отношение к животным, убедить в жизненной важности физических знаний

Характер деятельности учащихся: репродуктивный, поисково-исследовательский,

Приемы деятельности учителя:

работа с компьютерной презентацией, эвристическая беседа, обобщение высказываний учеников, подведение итогов.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учащихся и учителя: сотрудничество, соучастие.

Формируемые компетенции:

учебно-познавательные,  информационные,  коммуникативные,  личностного  самосовершенствования.

     Использованные педагогические технологии – проектная (исследовательская),  фронтальная беседа, работа в группах

УУД.  Предметные- биология /физика :

Систематизировать знания о разнообразии способов передвижения животных.

По теме «Механическое движение» - обобщить знания по основным понятиям темы ОПТ «Механическое движение»,  закрепить знания по переводу в систему СИ, умению формулировать, оформлять и решать задачи по теме.

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину, формирование познавательного мотива на основе интереса к проведению простейших наблюдений.

Формирование научного мировоззрения на основе выделения признаков животных

Регулятивные: умение организованно выполнять  задания учителя.

Коммуникативные:

Умение воспринимать информацию на слух, по инструктивной карточке, по учебнику, отвечать на вопросы  одноклассника и учителя. Умение работать в парах.

Метапредметные:

Развитие умений сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать выводы.

Развитие навыков проведения простейших биологических опытов по изучению процессов жизнедеятельности при движении, умение анализировать и объяснять результаты.

Формирование умения проверять полученный ответ при решении задачи, сравнивать с реальной жизнью.

Научить оформлять использованную  научную литературу  при  оформлении сообщений, рефератов.

Оборудование:

1.Аквариумы с рыбками и моллюсками, простейшие;

2.Атлас Александровского парка;

3.Выставка «Проектно-исследовательское  домашнее задание  «Жизнь и движение обитателей Александровского парка»;

4.Видеопрезентации к уроку «Исследование движения рыбки и  моллюска»,  «Жизнь и движение обитателей Александровского парка» ;

5. Документ-камера;

6. Выставка литературы;

7.Колесо-лототрон для фронтального опроса.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Баллы

1.Организационный

Постановка цели урока, определение темы урока в результате проблемно-поисковой деятельности

Приветствие учеников.

Учителя физики и биологии ставят проблему перед учениками – определить тему урока?

Тему урока определяют ученики поэтапно с учителем биологии.

На доске высвечивается изображение стихотворения:

Без движения - беда!

Станешь пищей без труда.

И на солнышке сгоришь,

От врагов не убежишь.

Вывод прост -

Движенье - жизни появленье

И тема урока -?

Учитель физики синхронно открывает листы А 4, закрепленные на доске магнитами с  темой урока  «Движение и жизнь».

Обьясняются правила и порядок работы с оценочным листом.

Приветствуют учителей. Проверяют готовность своего рабочего места - учебник, дневник, пенал, рабочий  лист урока

Определяется тема урока:            « Жизнь и движение».

Просмотр этапов урока на рабочих оценочных  листах. Слушают учителя. Просматривают презентацию.

2.

БИОЛОГИЯ Изучение и повторение материала

А) Атлас Александровского парка

СЛАЙДЫ  презентации

Слайд №1. Исследования и наблюдения учеников предыдущих лет выявили, что в парке встречаются земноводные- лягушки и жабы,  

обитают представители класса рептилии ?- ящерица,

 класс млекопитающие? - белка, бурозубка, выхухоль, полевка, ласка, крыса, летучая мышь

Их среда обитания ?

Класс рептилии (пресмыкающиеся),

Класс млекопитающие

Наземно - водная

Водная

Воздушная среды

(по 1 б. за полный ответ)

Слайд №2. Представители воздушной среды обитания- ….

Относятся к классу?

Представители воробьинообразных:

Дятлов:

Ночной хищник:

Класс Птицы

Воробьинообразные:

воробей, ворона, грач, скворец, лазоревка

Дятлы: черный и малый пестрый дятлы.

Ночной хищник: обыковенная неясыть

(по 1 б. за полный ответ)

Слайд №3.Здесь представлены обитатели другого организма, пня

Это представители каких типов?

Перечислите представителей Беспозвоночных:?

Позвоночные:?- отряд и вид

Беспозвоночные и Хордовые

Беспозвоночные: кольчатые черви, ракообразные, паукообразные, насекомые и их личинки, моллюски

Позвоночные: бурозубка обыкновенная,  отряд Насекомоядные

(по 1 б. за полный ответ)

Б) Анализ лабораторной работы «Способы передвижения животных»

Типы движения?

Документ-камера: аквариум с рыбами и чашки Петри моллюсками.

Остановимся на способе «Движение с помощью мышц».

Ошибки:

Недочеты:

Выводы:

Тетради на столах учеников 

Уч-ся.  Движение: амебоидное, с помощью жгутиков и ресничек, мышечное

В) Повторение и закрепление изученного материала на прошлом уроке по БИОЛОГИИ

Работа в оценочном листе

Слайд № 4.    1.Вставить слово:

Самопроверка

Устная работа

2. В какой среде обитания  животные роют? Какие приспособления у них для этого есть? примет

3.В какой среде обитания  животные плавают? Какие приспособления у них для этого есть? Какие движения?

4. . В какой среде обитания  животные прыгают, ползают, ходят, бегают? Какие приспособления у них для этого есть

5. В какой среде обитания  животные летают? Какие приспособления у них для этого есть?

https://fs00.infourok.ru/images/doc/177/203084/640/img4.jpg

1.Роют, вращаются, реактивное движение

1.Роют

2. Почвенная, лопатообразные конечности, крот тоже живет в парке,

кольцевые и продольные мышцы, щетинки- червь

3. Водной - хвостовой плавник, обтекаемая форма, слизь- рыбы, ласты- морж. Волнообразные

4. Наземно-воздушной, 2 пары конечностей

5. Воздушная- перьевой покров, подъемная сила крыла, полые кости, воздушные мешки.

 

1 балл

(по 1 б. за полный ответ)

В рабочем листе подпишите

Слайд № 5. Название вида животного и способ его передвижения.

Взаимопроверка

Слайд №6. Ответы.

Дождевой червь-2,

Пиявка-3,

Кальмар-1,

Амеба- 6,

Эвглена зеленая-7,

Инфузория туфелька-7, Аскарида-4.          

 Нет 5)

Итог-    7 баллов

Слайд №6. Закончи предложения.

Взаимопроверка

Закончи предложения.

У рыб движение происходит за счет мышц _________________________, у земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих – за счет мышц _______________________. У них мышцы _______________________ осуществляют разные виды движения.

Хвоста и туловища

Конечностей

Поперечно -полосатые скелетные

1 б.

1 б.

1 б.

Физика

Задается вопрос классу.

1.Почему скорость движения обитателей Александровского парка в наземно - воздушной среде выше, чем в водной?

Ученики  вспоминают  физические явления, характеристики, сопоставляют знания по физике и биологии.

Ответы: 1.Плотность среды различная – у воды 1000кг/м3, а у воздуха =1.29 кг/м3.

2. Сила сопротивления (трения) среды различная.

2.Учитель проверяет индивидуальное задание –ученик  составляет ОПТ по теме «Механическое движение».

Ученик читает подготовленные вопросы,  относящиеся к ОПТ «Механическое движение», выбираемые лототроном.  Ученики отвечают (фронтальный опрос), контролируют, чтобы все вопросы были по теме. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

За каждое задание правильное  1б.

3.Учитель дает задание  -  перевести скорости обитателей Александровского парка  в систему СИ. Округлять до целых.

Дополнительное задание – узнать скорость  (не обитателя !) человека при ходьбе.

Ученики в оценочных листах проводят вычисления. Работая в парах, проверяют, сверяют с ответами.

V утки  = 110 км/ч =110000м/3600с=30,6м/с=31м/с

V карася =  120 см/с=1,2м/с=1м/с

Vвыдры = 150 м/мин=150м/60с= 2,5м/с=3 м/с

         под водой

*V человека при ходьбе =  4 км/ч=1,1м/с=1м/с

За каждое задание правильное 1б.

4. Анализ творческого домашнего задания. Учитель еще раз напоминает из каких частей должно было состоять домашнее задание, критерии.

Решить задачу про УЛИТКУ (выбирается на выбор из стенда «Творческое домашнее задание «Обитатели Александровского парка»). Задача: 

Определить среднюю скорость улитки, если она за 1миуту проползает 7см, а затем за 3 мин 18см? Решить ее в системе СИ, оценить ответ в мм/с.

 Решение задачи будет выведено на экран, осуществляется взаимопроерка.

Ученики вспоминают какие основные разделы должны быть в домашнем  задании:

1.Сообщение об обитателе Александровского парка;

2.Указан источник научной информации;

3.Составить задачу по уровню сложности по физике «3», «4», «5». Решить ее в системе СИ, оценить ответ.

Ученики решают задачу из домашнего задания, предложенную учителем ( выбиралась задача из предложенных вами).

Решение задачи.

Vср=?

t1=1мин=60с

t2=3мин=180с

S1=7cм=0,07м

S2=18см=0,18м

Решение:

Vср= S1+ S2/ t1+ t2

Vср= 0,07м+0,18м/60с+180с=0,08м/с=0,001м/с=1мм/с

Ответ:0,001м/с=1мм/с

За правильное решение 5 баллов

Биология

3. Итоги посещения Александровского парка (2-3 мин)

Итог урока

Природа, парковая зона- это дом, в котором мы живем

Вопросы

1.В чем заключается бережное отношение к природе, к животным парка?

2. Какое наше действие побуждает птиц прилететь к кормушке или взять корм с руки?

3. Как пригласить белку съесть орех?

4. Как вести себя в парке? Почему?

Слайды №

Фото обучающихся 7 класса в Александровском парке.

Уч-ся выполняют движения

Стоя: Воробушки, синицы- будто крылышками подвигали, плечами –вверх, вниз.

Сидя- свист птичкам???

Сидя: щелкают языком для привлечения белок

1. Беречь животных

Не пугать криками, не включать музыку, не сорить, а забирать с собой мусор, т.к. животные из урн растаскивают бумаги и т.д.

2.Мелких птиц мы зовем свистом, и протягиваем им руку с семечками. Голуби прилетают сами

3. Белку мы зовем, щелкая языком.

4. Парк нужно изучать для того, чтобы видеть динамику старения деревьев, изменение видового состава животных.

По 1 б.

Сколько у вас всего баллов? Какую оценку вы получили?

Итоговый балл_____________

Отметка_________________

Биология 

16- 14 б.-  «5»

13-11 б.- «4», кроссворд из 6-8 вопросов

11- 9 б. - «3», повт. § 37-38

8 б.

Физика

10 баллов  и больше –«5»

8-9 баллов – «4»

7 и меньше –«3»

РЕФЛЕКСИЯ

1 мин.

Рабочий лист.

А все ли у меня получилось на уроке?

ПОДЧЕРКНИТЕ нужное.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/4/105/184/105184324_smaylik.jpghttps://cdn.pixabay.com/photo/2013/04/01/09/07/plain-98456_1280.pnghttp://f4.mylove.ru/OO1pZzCfzc.jpg

Сдаем рабочие листы

Спасибо всем за работу.

Домашнее задание.

Подготовить тезисы – отзывы об уроке на отдельных листах А4 для составления стенгазеты «Обитатели Александровского парка глазами биологии и физики».

Источники информации

Для ученика

1. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные. Учебник  7 класс. Дрофа. 2015

2. .В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2015 г.

3. Атлас Александровского парка.

Для учителя

1. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г.

 2. Атлас Александровского парка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Про дети как дети, ученики как ученики, про школу как школу и жизнь как жизнь

Прочитала статью Бикеевой  на одном дыхании. На душе стало легко и светло. Много умных мыслей и рекомендаций. Взгляд на нашу профессию изнутри. Очень поучительная статья.Про трудности и лёгкости ...

Мое отношение к жизни определяет мою жизнь.

Эпиграф: «Нам денег не надо, работы давай!» (Слова народные).         Вопрос к социологам и психологам: какой процент учителей ощущает себя счастливыми и является реально...

Урок по литературе"Воротничковая жизнь Олечки Розовой".Рассказ Тэффи"Жизнь и воротник".

Воротничковая жизнь Олечки Розовой. Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»   Предварительная подготовка к уроку К уроку учащиеся получают задание прочитать рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»...

Классный час по здоровому образу жизни: "Кто кого? или проблемы подростка?"+презентация о вреде курения " Мы против....". Самопрезентация на конкурс классных руководителей: "Образ жизни...."

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстник...

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.

В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....