Конспект урока "Плотность вещества"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Ксения Николаевна Овчинникова

а) образовательные: сформировать общие сведения о плотности вещества, ознакомить учащихся с экспериментом, результат которого позволяет сделать вывод.

б) формирование умений обобщать опытные данные, сравнить их и делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plotnost_veshchestva.docx34.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока 7 класс. «Плотность вещества»

Урок изучения нового материала

Цели урока:

а) образовательные: сформировать общие сведения о плотности вещества, ознакомить учащихся с экспериментом, результат которого позволяет сделать вывод.

б) формирование умений обобщать опытные данные, сравнить их и делать выводы.

Задачи урока:

  1. Сформировать представление о плотности вещества как о величине, численно равной массе единицы объема.
  2. Продолжить формирование ключевых компетенций учащихся: анализировать, обобщать, делать выводы.
  3. Проверить усвоение материалы (контроль).

Этапы урока.

  1. Организационный этап. Психологический настрой .

-Здравствуйте ребята. Садитесь. Скажите мне пожалуйста, кого сегодня нет?

-(ученики отвечают)

- А теперь откройте тетради и запишите тему урока «Плотность вещества». (ученики записывают).

  1. Повторение ранее усвоенных материалов

- Сегодня на уроке Вы познакомитесь с новой физической величиной – плотность вещества, научитесь рассчитывать плотность вещества, массу и объем тела в процессе решения задач. Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, вспомним ранее изученный материал:

  1. Из чего состоят физические тела? (из молекул, частиц)
  2. Какие агрегатные состояния вещества вы знаете??(твердое, жидкое, газообразное)
  3. Как определить массу тела??(можно взвесить тело на весах)
  4. Единицы измерения массы в системе СИ?(кг)
  5. Какими способами можно определить массу?(Можно определить путем взвешивания, Также определить при взаимодействии двух тел, зная их скорости)
  6. Вспомним внутреннее строение вещества.(Вещество состоит из молекул (атомов) с промежутками между ними. Молекулы движутся … Молекулы взаимодействуют…)

  1. Демонстрация опытов

Проведем небольшие и простые опыты (Демонстрация опыта по взвешиванию тел одинакового объема, но разной массы).

У меня есть два кубика, один деревянный, другой металлический.

Что можно сказать о объёме этих тел? Он одинаковый.

Как это можно проверить?

Можно сравнить высоту, длину и ширину кубиков.

(Один из учеников у доски сравнивает объемы кубиков).
В это врем вопрос всему классу:
- По какой формуле можно найти объем прямоугольного параллелепипеда?

-V=a*b*c – ответ ученика

- Правильно.

Прежде чем проводить взвешивание нужно уравновесить весы.

Давайте взвесим 2 кубика. Как Вы думаете, масса какого кубика больше? (Дети высказывают предположения)

Давайте проверим.

Теперь я поставлю на весы эти кубики, металлический кубик тяжелее, чем деревянный.

Какой вывод можно сделать?

При одинаковом объеме кубиков их массы различаются.

Масса металлического кубика больше, чем деревянного.

Какова цель 2 опыта, если вывод один и тот же, что у первого?

Теперь мы возьмем два цилиндра, с одинаковым объемом, но сделанные из разных материалов.
Поставим их на весы. Что мы при этом видим на весах?
Ученики: Что их массы различаются.
-Действительно так.

Следующий опыт. Возьмем две мензурки. В одну я сейчас наливаю воду (150 мл), а во вторую подсолнечное масло (150мл). Объемы этих жидкостей одинаковы??

Сравним теперь их массы.

Что можно заметить?

Ученики: Мы видим, что масса воды и масса масла различны.
-Правильно. Какой можно сделать вывод, из приведенных опытов. От чего зависит масса вещества?
ученики: мы можем сделать вывод, что масса вещества зависит не только от объем, но и от вещества, из которого оно сделано. Тела, имеющие равные объемы, но изготовленные из разные веществ имеют различную массу.

А почему так происходит?
Ученики: мы знаем, что разные вещества имеют разное строение. У кого-то молекула более плотнее прилегают друг к другу, а у кого-то нет.

- Правильно. Значит, масса распределяется по объему по-разному.

  1. Изложение нового материала.

-Вот мы и подошли к нашей новой теме.

-Физическая величина, которая показывает, чему равна масса вещества в единице объема, называется плотностью вещества.

Давайте запишем в тетрадь это определение.

(Продиктовать еще раз, чтоб дети успели записать)

-Чтобы определить плотность вещества, надо массу тела разделить на его объем.

(следующие обозначения записывать на доске, и чтобы дети записывали в тетрадь)
введем обозначения:
m- масса тела;

V- объем тела;

p-плотность вещества(греческая буква)

мы получаемся следующую формулу

p=m/V

(проговорить еще раз, что такое плотность вещества по формуле. Плотность вещества равна отношению массы вещества к его объему)

-В Чем измеряется масса вещества? ( в кг)
-А объем вещества?( м3)(метры кубические)
-Тогда мы можем сделать вывод, в чем измеряется плотность вещества??
(Единицей плотности в системе СИ является килограмм разделить на кубический метр(1кг/м3))

Привести перевод из 1кг/м3 в 1 г/см3

Достаточно часто плотность измеряют в граммах на кубический сантиметр(г/см3). В 1г/см3 равен 1000кг/м3.

-Как вы думаете, плотность одного и того же вещества в различных агрегатных состояниях одинакова??
-Ученики: Нет, потому что при различных агрегатных состояниях вещество имеет разное строение.

  1. Закрепление пройденного материала

-Плотность является табличной величиной. Это значит, что плотность жидкостей, твердых тел и газообразных веществ уже рассчитаны и занесены в таблицу.  Примеры таких таблиц представлены на страницах 45-46 вашего учебника. Давайте, внимательно посмотрим на эти таблицы. Мы видим, что для каждого агрегатного состояния вещества есть своя таблица.

(Объяснение принципа работы с таблицей)

-Представлена таблица с тремя столбцами. В первом отмечено вещество, плотность которого рассматривается. Во втором и третьем его непосредственно его плотность. Только во втором столбце в системе СИ (кг/м3) а в третьем- в г/см3.
-И так, Чему равна плотность свинца в системе СИ?(11300 кг/м3)

Что это значит? Что показывает эта величина?

-Чему равна плотность ацетона?(790)
-И чему равна плотность олова?( кто-то ответит 7300, А кто-то 6800)
-Так какой же ответ будет верен?(Оба, так как в первом случае – это твердое тело, а во втором жидкое олово)

-Плотность фарфора 2300 кг/м3 выразите через г/см3? (2.3)

Задача.

Картофелина массой 59 г. Имеет объем 50 см3. Определите плотность картофелины.
Кто-то из учеников выходит к доске и решает задачу, совместно с классом. Записывает дано. Объем переводит в систему СИ. Вспоминаем формулу плотности.
(Ответ задачи: 1180 кг/м3)

  1. Поведение итогов

Мы сегодня узнали много нового. Давайте теперь все вспомним.

  1. От каких величин зависит масса тела?(объем, плотность)
  2. Что такое плотность вещества?( Физическая величина, показывающая , чему равно масса вещества в единице объема)
  3. Как можно вычислить плотность? (массу разделить на объем)

Домашнее задание :стр 46 упражнение 13.  Стр 48 4.3( написать домашнее задание на доске.
Спасибо за урок, ребята. До свидания.

Работа с учебником за 7 класс «физика» А.В. Перышкин, Н.А. Родина. 1991г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока в 7 классе по теме "Строение вещества" (надомное обучение)

Конспект урока "Строение вещества"с детьми, обучающихся на дому....

Конспект урока по физике " Плотность вещества. Лабораторная работа"

Конспект урока-лабораторной работы в 7 классе составлен не в традиционной форме.Позволяет разнообразить деятельность учащихся на уроках , сделать лабораторную работу интересной и увлекательной. К...

Конспект заключительного урока физики в 8 классе школы глухих по теме “Первоначальные сведе-ния о строении вещества”

Основным методом данного урока систематизации знаний является обобщающая беседа, сопровождающаяся различными видами деятельности учащихся. Особенностью урока является использование обучающих заданий н...

конспект "Строение вещества" 7 класс.

Цель урока: повторить, расширить и закрепить знания учащихся по теме «Строение вещества».   Задачи урока:1.Образовательные: расширить, систематизировать и закрепить знания учащихся по...

« Классификация веществ по составу на простые и сложные. Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметаллов, их характеристика как химических элементов и простых веществ».

Модульный урок по химии в 8 классе по теме « Классификация веществ по составу на простые и сложные.Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметал...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Вещества и явления в окружающем мире». Введение в биологию. 5 класс УМК Сонин Н.И.

План-конспект урока по теме «Вещества и явления в окружающем мире» Урок № 1 "Тело и вещество"....

Конспект модульного урока по теме "Биологически активные органические вещества Тема. Лекарства. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика".10 класс.

Тема " Биологически активные органические соединения".Данный урок разработан к программе О.С. Габриеляна .Химия 10, базовый уровень. 2010г. На уроке развиваются умения учащихся организовыват...