Конспект урока "Плотность вещества"
план-конспект урока по физике (7 класс)
а) образовательные: сформировать общие сведения о плотности вещества, ознакомить учащихся с экспериментом, результат которого позволяет сделать вывод.
б) формирование умений обобщать опытные данные, сравнить их и делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plotnost_veshchestva.docx | 34.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока 7 класс. «Плотность вещества»
Урок изучения нового материала
Цели урока:
а) образовательные: сформировать общие сведения о плотности вещества, ознакомить учащихся с экспериментом, результат которого позволяет сделать вывод.
б) формирование умений обобщать опытные данные, сравнить их и делать выводы.
Задачи урока:
- Сформировать представление о плотности вещества как о величине, численно равной массе единицы объема.
- Продолжить формирование ключевых компетенций учащихся: анализировать, обобщать, делать выводы.
- Проверить усвоение материалы (контроль).
Этапы урока.
- Организационный этап. Психологический настрой .
-Здравствуйте ребята. Садитесь. Скажите мне пожалуйста, кого сегодня нет?
-(ученики отвечают)
- А теперь откройте тетради и запишите тему урока «Плотность вещества». (ученики записывают).
- Повторение ранее усвоенных материалов
- Сегодня на уроке Вы познакомитесь с новой физической величиной – плотность вещества, научитесь рассчитывать плотность вещества, массу и объем тела в процессе решения задач. Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, вспомним ранее изученный материал:
- Из чего состоят физические тела? (из молекул, частиц)
- Какие агрегатные состояния вещества вы знаете??(твердое, жидкое, газообразное)
- Как определить массу тела??(можно взвесить тело на весах)
- Единицы измерения массы в системе СИ?(кг)
- Какими способами можно определить массу?(Можно определить путем взвешивания, Также определить при взаимодействии двух тел, зная их скорости)
- Вспомним внутреннее строение вещества.(Вещество состоит из молекул (атомов) с промежутками между ними. Молекулы движутся … Молекулы взаимодействуют…)
- Демонстрация опытов
Проведем небольшие и простые опыты (Демонстрация опыта по взвешиванию тел одинакового объема, но разной массы).
У меня есть два кубика, один деревянный, другой металлический.
Что можно сказать о объёме этих тел? Он одинаковый.
Как это можно проверить?
Можно сравнить высоту, длину и ширину кубиков.
(Один из учеников у доски сравнивает объемы кубиков).
В это врем вопрос всему классу:
- По какой формуле можно найти объем прямоугольного параллелепипеда?
-V=a*b*c – ответ ученика
- Правильно.
Прежде чем проводить взвешивание нужно уравновесить весы.
Давайте взвесим 2 кубика. Как Вы думаете, масса какого кубика больше? (Дети высказывают предположения)
Давайте проверим.
Теперь я поставлю на весы эти кубики, металлический кубик тяжелее, чем деревянный.
Какой вывод можно сделать?
При одинаковом объеме кубиков их массы различаются.
Масса металлического кубика больше, чем деревянного.
Какова цель 2 опыта, если вывод один и тот же, что у первого?
Теперь мы возьмем два цилиндра, с одинаковым объемом, но сделанные из разных материалов.
Поставим их на весы. Что мы при этом видим на весах?
Ученики: Что их массы различаются.
-Действительно так.
Следующий опыт. Возьмем две мензурки. В одну я сейчас наливаю воду (150 мл), а во вторую подсолнечное масло (150мл). Объемы этих жидкостей одинаковы??
Сравним теперь их массы.
Что можно заметить?
Ученики: Мы видим, что масса воды и масса масла различны.
-Правильно. Какой можно сделать вывод, из приведенных опытов. От чего зависит масса вещества?
ученики: мы можем сделать вывод, что масса вещества зависит не только от объем, но и от вещества, из которого оно сделано. Тела, имеющие равные объемы, но изготовленные из разные веществ имеют различную массу.
А почему так происходит?
Ученики: мы знаем, что разные вещества имеют разное строение. У кого-то молекула более плотнее прилегают друг к другу, а у кого-то нет.
- Правильно. Значит, масса распределяется по объему по-разному.
- Изложение нового материала.
-Вот мы и подошли к нашей новой теме.
-Физическая величина, которая показывает, чему равна масса вещества в единице объема, называется плотностью вещества.
Давайте запишем в тетрадь это определение.
(Продиктовать еще раз, чтоб дети успели записать)
-Чтобы определить плотность вещества, надо массу тела разделить на его объем.
(следующие обозначения записывать на доске, и чтобы дети записывали в тетрадь)
введем обозначения:
m- масса тела;
V- объем тела;
p-плотность вещества(греческая буква)
мы получаемся следующую формулу
p=m/V
(проговорить еще раз, что такое плотность вещества по формуле. Плотность вещества равна отношению массы вещества к его объему)
-В Чем измеряется масса вещества? ( в кг)
-А объем вещества?( м3)(метры кубические)
-Тогда мы можем сделать вывод, в чем измеряется плотность вещества??
(Единицей плотности в системе СИ является килограмм разделить на кубический метр(1кг/м3))
Привести перевод из 1кг/м3 в 1 г/см3
Достаточно часто плотность измеряют в граммах на кубический сантиметр(г/см3). В 1г/см3 равен 1000кг/м3.
-Как вы думаете, плотность одного и того же вещества в различных агрегатных состояниях одинакова??
-Ученики: Нет, потому что при различных агрегатных состояниях вещество имеет разное строение.
- Закрепление пройденного материала
-Плотность является табличной величиной. Это значит, что плотность жидкостей, твердых тел и газообразных веществ уже рассчитаны и занесены в таблицу. Примеры таких таблиц представлены на страницах 45-46 вашего учебника. Давайте, внимательно посмотрим на эти таблицы. Мы видим, что для каждого агрегатного состояния вещества есть своя таблица.
(Объяснение принципа работы с таблицей)
-Представлена таблица с тремя столбцами. В первом отмечено вещество, плотность которого рассматривается. Во втором и третьем его непосредственно его плотность. Только во втором столбце в системе СИ (кг/м3) а в третьем- в г/см3.
-И так, Чему равна плотность свинца в системе СИ?(11300 кг/м3)
Что это значит? Что показывает эта величина?
-Чему равна плотность ацетона?(790)
-И чему равна плотность олова?( кто-то ответит 7300, А кто-то 6800)
-Так какой же ответ будет верен?(Оба, так как в первом случае – это твердое тело, а во втором жидкое олово)
-Плотность фарфора 2300 кг/м3 выразите через г/см3? (2.3)
Задача.
Картофелина массой 59 г. Имеет объем 50 см3. Определите плотность картофелины.
Кто-то из учеников выходит к доске и решает задачу, совместно с классом. Записывает дано. Объем переводит в систему СИ. Вспоминаем формулу плотности.
(Ответ задачи: 1180 кг/м3)
- Поведение итогов
Мы сегодня узнали много нового. Давайте теперь все вспомним.
- От каких величин зависит масса тела?(объем, плотность)
- Что такое плотность вещества?( Физическая величина, показывающая , чему равно масса вещества в единице объема)
- Как можно вычислить плотность? (массу разделить на объем)
Домашнее задание :стр 46 упражнение 13. Стр 48 4.3( написать домашнее задание на доске.
Спасибо за урок, ребята. До свидания.
Работа с учебником за 7 класс «физика» А.В. Перышкин, Н.А. Родина. 1991г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока в 7 классе по теме "Строение вещества" (надомное обучение)
Конспект урока "Строение вещества"с детьми, обучающихся на дому....
Конспект урока по физике " Плотность вещества. Лабораторная работа"
Конспект урока-лабораторной работы в 7 классе составлен не в традиционной форме.Позволяет разнообразить деятельность учащихся на уроках , сделать лабораторную работу интересной и увлекательной. К...
Конспект заключительного урока физики в 8 классе школы глухих по теме “Первоначальные сведе-ния о строении вещества”
Основным методом данного урока систематизации знаний является обобщающая беседа, сопровождающаяся различными видами деятельности учащихся. Особенностью урока является использование обучающих заданий н...
конспект "Строение вещества" 7 класс.
Цель урока: повторить, расширить и закрепить знания учащихся по теме «Строение вещества». Задачи урока:1.Образовательные: расширить, систематизировать и закрепить знания учащихся по...
« Классификация веществ по составу на простые и сложные. Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметаллов, их характеристика как химических элементов и простых веществ».
Модульный урок по химии в 8 классе по теме « Классификация веществ по составу на простые и сложные.Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметал...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Вещества и явления в окружающем мире». Введение в биологию. 5 класс УМК Сонин Н.И.
План-конспект урока по теме «Вещества и явления в окружающем мире» Урок № 1 "Тело и вещество"....
Конспект модульного урока по теме "Биологически активные органические вещества Тема. Лекарства. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика".10 класс.
Тема " Биологически активные органические соединения".Данный урок разработан к программе О.С. Габриеляна .Химия 10, базовый уровень. 2010г. На уроке развиваются умения учащихся организовыват...