Сообщающиеся сосуды
план-конспект урока по физике (7 класс)
разработка уррока по учебнику А.В. Перышкина для 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchayushchiesya_sosudy.docx | 33.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по физике в 7 классе на тему:
Сообщающиеся сосуды.
Подготовила Монгуш Маргарита Николаевна, учитель информатики и физики МБОУ СОШ с.Бай-Хаак.
Цель урока: сформировать понятие о сообщающихся сосудах и их свойствах.
Задачи урока:
Образовательная: продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на природе однородных и разнородных жидкостей.
Развивающая: развивать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в природе и технике.
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету через сравнение физических процессов, происходящих в окружающем нас мире.
Оборудование: ноутбук (Microsoft PowerPoint 2010, проигрыватель Windows Мedia), презентация «Сообщающиеся сосуды» (PowerPoint) и видеоролики применения сообщающиеся сосудов.
Технологическая карта урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
Организационный момент | 1 мин. | ||
Повторение изученного материала (разминка). | Сообщение задания. | Работа на доске. | 5мин. |
Постановка учебных проблем. | Наводящие вопросы, демонстрации. | Ответы на вопросы, формулировка цели урока. | 3 мин. |
Изучение нового материала. | Беседа, эксперимент, демонстрации. Просмотр видеоролика. | Записи в тетрадях, исследование зависимости уровня жидкости в сообщающихся сосудах. | 10 мин. |
Применение сообщающихся сосудов в быту, технике, природе. | Беседа. | Ответы на вопросы, беседа. | 3 мин. |
Развитие и закрепление знаний. | Групповое задание. Качественные задачи. Контрольный тест. Обобщение ответов учащихся | Решают поставленные учителем задания, делают записи в тетрадях. | 15 мин. |
Итоги урока. Рефлексия. | Подведение итогов урока, оценивание результатов работы учащихся на уроке, запись домашнего задания на доске. | Обсуждение и оценивание своих результатов работы на уроке, запись домашнего задания в дневниках. Голосование смайлами. | 3 мин. |
Ход урока
- Организация начала урока.
- Повторение ранее изученного материала.
- Мы продолжаем сегодня с вами увлекательное путешествие в замечательную страну под названием «Физика». Вот уже несколько уроков мы занимаемся изучением очередного её уголка под названием «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов». И прежде, чем наше путешествие продолжится, давайте немножко вспомним, а что же мы изучали ранее, чему научились, выполнив ряд заданий. (1 слайд) – повторение.
Внимание на доску. Первое задание – разгадать анаграммы: Давление –Ниеледав, Сила-Алси, Высота-Тавысо, Плотность-Ностьплот, Ньютон-Нотнью, Паскаль-Кальсап, Площадь-Щадьпло.( 2 слайд)
Второе задание – соединить звенья цепи. Указав физическую величину, её обозначение и основную единицу измерения. (2 ученика, по очереди). (3 слайд)
Физическая величина | Обозначение | Основная единица измерения |
Сила | m | |
Давление | F | кг |
Площадь | ρ | Н |
Масса | p | |
Объем | V | Па |
Плотность | S |
Третье задание – выразить данные единицы измерения физических величин в единицы измерения СИ. (2 ученика). (4 слайд)
4,5 гПа=450Па 0,65 кПа=650 Па
37,5 кН=37500Па 19 гПа= 1900 Па
237 мм=0,237 м 6,7 см = 0, 067 м
Четвертое задание – допиши формулы. (Это задание с проверкой, верные ответы скрыты). (2 ученика). (5 слайд)
Молодцы! Вполне неплохо справились с поставленной задачей. (аплодисменты – за хорошую работу).
- Постановка проблемной ситуации.
- Ну что ж, продолжим наше путешествие.
Я ещё не устала удивляться чудесам, что есть на Земле:
Телевизору, голосу рации, калькулятору на столе.
Самолёты летят сквозь тучи, мчатся по морю корабли.
Как до этих вещей могучих домечтаться люди могли?
Как придумать могли такое: кнопку тронешь - день настаёт.
Только кран откроешь рукою - и вода по трубам течёт.
Ток по проволоке струится, спутник мчится по небесам,
Человеку стоит дивиться человеческим чудесам.
Учащимся предлагается разгадать кроссворд и записать слово, которое выделено. (Слайд 3)
Кроссворд
1 Ч | А | Й | К | А | |||||||
2 А | Т | О | М | ||||||||
3 Г | Е | Р | О | Й | |||||||
4 Л | О | М | О | Н | О | С | О | В | |||
5 А | Р | И | С | Т | О | Т | Е | Л | Ь | ||
6 Ф | И | З | И | К | А |
Вопросы кроссворда:
1. Морская птица.
2. Частица, входящая в состав молекулы.
3. Человек, совершивший подвиг.
4. Выдающийся русский учёный, основатель Московского университета, наука о природе.
5. Древнегреческий учёный, который ввёл слово «физика».
6. Наука о природе.
Искусство чаепития возникло и развивалось в древнем Китае. Первые китайские керамические чайники изготовлялись из особой красной иссинской глины, которая считалась лучшей для заваривания чая. Иссинской называют глину, которую на протяжении веков добывают в городке Иссин. Этот город находится в Цзянсу, провинции Китая. Чайники из иссинской глины особенно ценятся. (Слайд 4)
В начале XVIв. чай впервые попал в Европу, да не один, а со своим верным другом заварочным чайником. Европейский чайник обязан своим видом турецкому кофейнику и испанским винным сосудам. (Слайд 5)
На рисунках изображены чайники разной формы. Но у всех чайников есть одна особенность, которая делает их похожими друг на друга. Какая именно? (Эта особенность заключается в том, что отдельные части этих чайников имеют соединение, заполненное жидкостью.)
Итак, сегодня мы будем говорить о сообщающихся сосудах. Запишите, пожалуйста, тему урока. (Слайд 6)
- Объяснение нового материала.
Начнём с главного слова в теме урока сообщающиеся, как вы понимаете это слово. Что оно для вас обозначает? Хорошо. Совершенно верно. Записываем в тетрадь определение сообщающихся сосудов. (7 слайд).
(8 слайд).- стихотворение.
- Что же интересного преподносят нам сообщающиеся сосуды?
1 опыт. Возьмём две стеклянные трубки, соединённые резиновой трубкой и заполним однородной жидкостью. Что видим? – вывод (поверхности воды в обеих трубках устанавливаются на одном уровне). (9 слайд).
Это можно обосновать следующим образом. Жидкость покоится, не перемещаясь из одного сосуда в другой. Значит, давление в обеих сосудах на любом уровне одинаковы. Жидкость в обеих сосудах одна и та же, т.е. имеют одинаковую плотность. Следовательно, должны быть одинаковы и ее высоты. (10 слайд)
Доказательство: по закону Паскаля , где , . Следовательно, , где .
2 опыт. Сообщающиеся сосуды разной формы и размеров заполним однородной жидкостью. Вывод (поверхности воды в сосудах устанавливаются на одном уровне). (11 слайд)
3 опыт. Что произойдет, если в сообщающиеся сосуды налить две несмешивающиеся жидкости разной плотности? Вывод (при равновесии уровни этих жидкостей не будут одинаковы). Объяснение: В этом случае плотности жидкостей различны, поэтому высоты столбов этих жидкостей различны. (12 слайд)
Доказательства: по закону Паскаля , где , . Следовательно, , где .
(13 слайд) Итог: выводы в тетрадь.
- Применение и использование сообщающихся сосудов.
(14 слайд) стихотворение.
Закон сообщающихся сосудов люди используют в быту, разных технических устройствах и технике.
Историческая справка: Научное открытие свойства сообщающихся сосудов датируется 1586 г. (голландский ученый Стевин). Но оно было известно еще жрецам древней Греции. Археологи обнаружили в Грузии водопровод (XIII в), работающий по принципу сообщающихся сосудов.
Что касается быта, то в нашей непосредственной жизни, мы применяем сообщающиеся сосуды каждый день. Кто назовёт примеры сообщающихся сосудов? верно. (15 слайд). Свойства сообщающихся сосудов, в которых вода стремится занять положение с одинаковым уровнем в разных частях сосуда, издревле используются человеком. Каждый день мы пользуемся тем, что вода в чайнике и его носике находится на одном горизонтальном уровне. При медленном наклоне чайника этот уровень не меняется, в результате вода из носика начинает выливаться. Примерно так же устроена и лейка для полива цветов. Однако за счет того, что отверстия в носике лейки маленькие, ее можно наклонить так, что уровень воды в центральной части лейки окажется выше. При этом вода через отверстия устремляется наружу, и струи при небольшой скорости истечения могут вылетать почти на высоту, которой они бы достигли в сообщающихся сосудах, то есть до уровня воды в центральной части лейки.
Действие артезианских колодцев и гейзеров основано на законе сообщающихся сосудов. Горячий фонтан в местечке Гейзер в Исландии. От названия этого местечка возник термин «гейзер». (16 слайд)
Шлюзы рек и каналов также работают по принципу сообщающихся сосудов. (17 слайд)
(18 слайд) – принцип работы шлюза. В смежных шлюзовых камерах, отделенных друг от друга шлюзовыми воротами, вода стоит на одном уровне. Под воротами проходит подводный канал, соединяющий обе камеры; его можно открывать и закрывать. При открывании подводного канала обе камеры превращаются в сообщающиеся сосуды, и вода, перетекая из камеры с более высоким уровнем в камеру с более низким уровнем, устанавливается на одном уровне. Тогда и открываются шлюзовые ворота, и судно переводится из одной камеры в другую. В случае большой разницы в уровнях устанавливают целый ряд шлюзовых камер.
Устройство водопровода. Давайте посмотрим видеоролик принципа работы водопровода. На башне устанавливается большой бак с водой (водонапорная башня). От бака идут трубы с целым рядом ответвлений, вводимых в дома. Концы труб закрываются кранами. У крана давление воды, заполняющей трубы, равно давлению столба воды, имеющего высоту, равную разности высот между краном и свободной поверхностью воды в баке. Так как бак устанавливается на высоте десятков метров, то давление у крана может достигать нескольких атмосфер. Очевидно, что давление воды на верхних этажах меньше давления на нижних этажах. Вода в бак водонапорной башни подается насосами. (19 слайд)
Фонтаны. Насосы используются и для создания давления на входе в трубы большинства современных фонтанов. Однако до сих пор функционирует великолепный фонтанный комплекс, созданный по распоряжению Петра I в г. Петергофе, который работает по принципу сообщающихся сосудов. (20-22 слайды).
- Развитие и закрепление знаний.
Артезианские колодцы и водомерная трубка работают также по принципу сообщающихся сосудов. (23-25 слайды).
- Давайте разделимся на две команды. Первая команда объясняет принцип действия артезианского колодца (учебник, , упражнение 16 (2)), а вторая команда – принцип действие водомерного стекла парового котла (учебник, , упражнение 16 (1)). (26 слайд)
- Решение качественных задач (27 слайд)
- Тест «Сообщающиеся сосуды»
- Подведение итогов. Рефлексия.
Сегодня на уроке мы познакомились с сообщающимися сосудами, в которых жидкость устанавливается на одном уровне. Мне очень интересно было работать с вами. Вы показали отличный уровень подготовки к уроку. Теперь вы знаете, что закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах: водопроводах с водонапорной башней; водомерных стеклах; гидравлическом прессе; фонтанах; шлюзах; сифонах под раковиной, «водяных затворах» в системе канализации. (28 слайд)
Ученикам выдаются листки бумаги с изображением лестницы (лестницу можно также изобразить на доске). Их задача проанализировать то, как они усвоили материал и поставить отметку на нужной ступени. (Лестница содержит три ступени: материал усвоил, остались вопросы, материал не усвоил.) (29 слайд)
(Слайд 30) Постановка домашнего задания: § 39, вопросы , упр.16 (1,4).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку физики по теме "Сообщающиеся сосуды", 7 класс
Презентация к уроку изучения нового материала по учебнику Перышкина А.В. Рассмотрены вопросы: 1. Демонстрация опыта с двумя трубками. 2. Демонстрация опыта с сосудами разной формы. 3. Определение сооб...
сообщающиеся сосуды
урок физики в 7 классе по теме "Сообщающиеся сосуды", позволяющий доказать какие сосуды являются сообщающимися...
Презентация к уроку "Сообщающиеся сосуды"
Презентация к уроку физики 7класс по учебнику А.В. Перышкина по теме: "Сообщающиеся сосуды"...
Урок сообщающиеся сосуды по физике 7 класса
Разработка урока физики в 7 классе "Сообщающиеся сосуды"...
Урок "Сообщающиеся сосуды"
Тема «Сообщающиеся сосуды» имеет важное значение в жизни каждого человека. Ежедневно в повседневной жизни всем приходиться сталкиваться с устройством сообщающихся сосудов (например, чайник). Фор...
сообщающиеся сосуды
Тема:Сообщающиеся сосудыЦели:Обосновать расположение поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне. Показать примеры применения сообщающихся сосудов в быту и технике.Зад...
Сообщающиеся сосуды
Цель урока: -понятие сообщающихся сосудов-законов сообщающихся сосудов-развитие мышления-умения делать выводы и обобщать Ход урока::На демонстрационном столе представлены чайник, лейка, сооб...