«Тепловые явления»- повторительно-обобщающий урок
учебно-методический материал по физике (8 класс)
Повторение, обобщение и углубление материала, развитие познавательных и творческих способностей, проверить умения и навыки при решении задач, продолжить развитие творчества учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.teplovye_yavleniya.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Тепловые явления»- повторительно-обобщающий урок
8 класс
Цель урока: повторение, обобщение и углубление материала, развитие познавательных и творческих способностей, проверить умения и навыки при решении задач, продолжить развитие творчества учащихся.
Задачи урока:
Образовательные: учить учащихся грамотно излагать свои мысли;
выявить уровень сформированности умений учащихся решать качественные задачи на тепловые процессы.
Воспитательные: повысить познавательный интерес учащихся к данной теме и предмету в целом, создать условия для практического применения знаний, умений, навыков по изученным темам. Развивать интерес к изучению окружающего мира через уроки физики.
Развивающие: Развивать самостоятельность мышления, воспитывать чувство ответственности, воспитывать культуру умственного труда. Продолжить развивать умения анализировать условия заданий, обобщать изученный материал.
Оборудование: презентация к уроку, компьютер, экран, видеопроектор, картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели», картина И.И. Шишкина «Зима», презентация к уроку (в презентации к уроку эти картины есть в электронном виде), «Путевые листки» (для учащихся)
Этапы урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Повторение:
- 1 станция «Разминка»
- 2 станция «Экспериментальная»
- 3 станция «За чашкой чая»
- 4 станция «Интеллектуальная»
- 5 станция «Почемучка»
- Рефлексия
- Домашнее задание
Ход урока.
Учитель: Взгляните на картину А.К. Саврасова «Грачи прилетели», на картину И.И. Шишкина «Зима».
Как вы думаете, почему именно эти репродукции нам понадобились на уроке?»
Ученики: (возможные варианты ответов)
1-ый: «Я думаю, мы сегодня будем повторять тепловые явления»
2-ой: « … На картине «Грачи прилетели» около деревьев изображены лужи чистой воды, которые образуются в результате таяния снега, то есть плавления»
3-ий: «На картине «Зима» деревья покрыты хлопьями пушистого снега. Снежинка–это кристалл, а образование снега - процесс кристаллизации.
Учитель: «Почему мы выбрали эту тему? Роль тепловых явлений в природе очень велика. Тепловые явления обуславливают жизнь на планете. Ребята, тепловые явления о которых мы с вами говорим сегодня, очень часто встречаются в природе.
Источники тепловых явлений:
- природные: звёзды, Солнце, молния и гейзеры;
- искусственные: выделение теплоты за счёт химических реакций, в результате протекания электрического тока по проводнику.
Тепловые явления - это очень красивые явления. Поэты и художники часто описывают их в своих произведениях.
Учитель: Сегодня мы отправимся в путешествие на экспресс поезде «Тепловые явления». «На каждой станции к нашему поезду будет прикрепляться вагон знаний, который поможет вам повторить и закрепить ранее изученный материал, и чем больше мы успеем сегодня с вами вспомнить, тем длиннее будет поезд знаний «Тепловые явления»
Учитель: «Сейчас мы находимся на станции «Разминка». Я буду зачитывать вопрос, а вы в быстром темпе даете разъяснения, кто знает, тот сразу начинает отвечать, остальные молча, не перебивая, слушают.
1 вопрос: Каково назначение пробкового слоя на стволах многолетних деревьев?
2 вопрос: Что приносит вред растениям, особенно злаковым: обильный снег или белоснежная зима?
3 вопрос: Почему иногда в снежные зимы озимые посевы выпревают?
4 вопрос: Почему на морозе вспотевшую лошадь покрывают одеялом или шубой?
5 вопрос: Листья большинства растений пустыни покрыты густыми серебристыми волосками? Как это влияет на скорость испарения воды растениями?
6 вопрос: Отчего даже в пасмурные, но не дождливые дни трава, скошенная на лугу, высыхает быстрее, чем трава, скошенная в лесу?
7 вопрос: Почему в бане нам кажется жарче, чем в комнате, где воздух нагрет до такой же температуры?
8 вопрос: Для чего разрезают на части картофель, яблоки и другие овощи и фрукты, предназначенные для сушки?
9 вопрос: Как известно, после дождя цветы начинают пахнуть сильнее. Чем это объяснить?
10 вопрос: Почему свежесрубленное дерево меньше трещит в огне, чем сухое?
Учитель: Молодцы! Наш экспресс поезд стал длиннее ещё на один вагон - это значит, что мир ваших знаний расширился и укрепился. Сейчас объявляется станция «Экспериментальная».
Опыт 1: Кипячение воды в бумажной коробке. Возьмём небольшую коробочку из плотной бумаги, нальём в неё воды и поставим на электрическую плитку (можно подвесить над спиртовкой). Вода нагревается и, наконец, закипает, а коробка остаётся целой. (Учитель предлагает ребятам убедиться в этом, и объясняет суть опыта, предварительно спросив их мнение)
Опыт 2: Несгораемый платок. Носовой платок предварительно смачивают водой (незаметно от присутствующих), затем обливают спиртом и поджигают. Через некоторое время пламя тухнет. (Учитель объясняет, почему платок остаётся целым, предварительно заслушав мнение ребят)
Опыт 3: Теплопроводность. Стержень, гвоздики, источник тепла.
Опыт 4: Конвекция. Змейка, плитка.
Опыт 5: Манометр, плитка, коробка с разными поверхностями.
Учитель: Мы устали и самое время отдохнуть. Станция «За чашкой чая»
Дополнительные вопросы:
1. Перед вами электрический чайник. Как вы думаете, почему, ставя его, кипятится, чайник закрывают крышкой?
2.Почему почти все чайники имеют блестящие поверхности?
3. А почему чайник ставим на горячую поверхность так, чтобы эта поверхность была снизу.
4. Итак, чайник закипел, из носика вырвалась наружу струя пара… Но ведь пар считается невидимым! Что же мы видим в действительности?
5. Какую температуру имеет кипящая вода в чайнике?
6. Всегда ли вода кипит при 1000С?
7. А что такое кипение?
Учитель: Отдохнули, теперь приближаемся к станции «Интеллектуальная».
Онлайн - тест
Учитель: Теперь мы с вами станции «Почемучка» (ребята по очереди задают вопросы друг другу).
1 ученик: Почему пар обжигает сильнее, чем вода той же температуры?
( При конденсации пара выделяется значительно больше количества теплоты, чем при охлаждении горячей воды.)
2 ученик: Почему советуют не разводить сады в низинах?
(Холодный воздух более плотный, поэтому он скапливается в низу, в низких местах чаще бывают заморозки)
3 ученик: В каком доме теплее, в деревянном или кирпичном?
( В деревянном доме теплее, так как дерево имеет меньшую теплопроводность)
4 ученик: Почему яблочный пирог долго остается горячим?
( В яблоках остается много влаги, а жидкость имеет большую теплоемкость)
5 ученик: Почему до нагреваемого конца стержня невозможно дотронуться, а за противоположный конец держать легко. Что будет при продолжительном нагревании?.
6 ученик: Почему горбат верблюд?
(Если бы жировые запасы верблюда были бы распределены равномерно, то вследствие плохой теплопроводности жира, в пустыне верблюд бы погиб от перегрева)
8 ученик: Как влияет ветер на показания термометра в морозный день?
(Влияние ветер не оказывает. Мороз в ветреную погоду переносится труднее, т.к. ветер сгоняет слои воздуха, нагреваемые телом, заменяя их холодными. Это вызывает усиленный расход тепла, резкое ощущение холода) и т. д.
Учитель: «Ребята, мы совершили круговое путешествие на поезде «Тепловые явлении» и теперь сделаем выводы, насколько было комфортно нам в этом поезде, всем ли хватило знаний, чтобы перейти к следующей теме по курсу физики. Если кто-то почувствовал слабинку, дома обязательно постарайтесь вернуться на ту станцию, где вам было не очень комфортно и исправьте ситуацию. Сегодня вы очень хорошо и дружно поработали. На наших уроках мы учимся наблюдать, анализировать, логически мыслить. Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых познаний. Подпишите «Путевые листки», на которых вы работали и сдайте на проверку. Наиболее активные ребята получают за урок отличные оценки. Большое спасибо всем за совместную работу. До встречи!»
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
- Повторить формулы.
- Творческое: нарисовать рисунок, в котором весело, с юмором образно будут отражены тепловые явления или механизм их протекания. Рисунок может содержать вопрос или задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно - обобщающий урок по теме "Тепловые явления"
Повторительно - обобщающий урок по физике в 8 классе по теме "Тепловые явления" в игровой форме....
Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области
ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....
План - конспект повторительно-обобщающего урока физики в 8 классе по теме «Электрические явления».
Тип урока: обобщение и систематизация учебного материалаЦель урока: Закрепить, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Электрические явления», научиться применять полученные знания, умения,...
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока "Электрические явления"
Данный урок предназначен для учащихся 8 класса, предполагает повторение, обоб-щение и систематизацию знаний по теме: «Электрические явления». К разработке урока прилагается мультимедийную презентация ...
Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.
За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...
повторительно-обобщающий урок "Тепловые явления"
Повторительно-обобщающий урок "Тепловые явления"....
8кл. / Открытый урок по Физике / Повторительно-обобщающий урок для обучающихся 8-класса с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) по теме: «Электрические явления»
Данный повторительно-обобщающий урок по физике составлен на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями...