Дидактический пакет по проектированию образовательного процесса курса физики в 10 классе по разделу "Молекулярная физика. Термодинамика"
презентация к уроку по физике (10 класс)

Совзиханова Надежда Михайловна

Дидактический пакет по проектированию образовательного процесса курса физики в 10 классе по разделу "Молекулярная физика. Термодинамика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_didakticheskiy_paket.ppt2.13 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКОУ «СОШ №7» п. Полевой Кирсановского района Тамбовской области Дидактический пакет по проектированию образовательного процесса по физике в 10 классе на примере раздела « Молекулярная физика. Термодинамика » . (К учебнику Физика-10. С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский) Автор : учитель физики и математики Совзиханова Н.М. 2018 г.

Слайд 2

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА. 1662 г., 1676 г. — английский ученый Роберт Бойль (1627-1691) и французский физик Эдм Марио́тт (1620-1684) изучая экспериментально изотермический процесс независимо друг от друга установили закон, впоследствии называемый законом Бойля-Мариотта. 1724 г. — шкала Фаренгейта в честь Даниеля Габриеля Фаренгейта (1686-1736 ) — немецкий физик 1742 г. — шкала Цельсия в честь Андерса Цельсия(1701-1744 гг) шведского учёного 1787 г. — французский ученый Жак Алекса́ндр Сеза́р Шарль (1746 -1823)установил, что при неизменном объеме давление газа данной массы при изменении температуры изменяется линейно, закон Шарля. 1802 г. — французский физик Жозе́ф Луи́ Гей-Люссак (1778 — 1850) установил закон, связывающий объем газа и его температуру, закон Гей-Люссака 1811 г. — Амедео Авогадро (1776 — 1856) — итальянский ученый, физик и химик, член Туринской АН (1819). Выдвинул молекулярную гипотезу строения вещества, установил один из газовых законов, названный его именем. Согласно этому закону в одинаковых объемах газов при одинаковых значениях температуры и давления содержится одинаковое количество молекул. Исходя из этого, ученый разработал метод определения молекулярного и атомного веса Именем Авогадро названа универсальная постоянная — число молекул в одном моле идеального газа, число Авогадро . 1827 г. — Ро́берт Бро́ун (1773 — 1858)- английский ботаник, наблюдавший в микроскоп движение цветочной пыльцы, взвешенной в воде, в последствии называемое броуновским движением . 1834 г. — уравнение состояния идеального газа или уравнение Бенуа Поль Эмиль Клапейрона ( 1799 г - 1864 г. ) Середина XIX в . — Джеймс Джоулем (1818-1889), Робертом Майером (1814-1878) и Германом Гельмгольцем (1821-1894) был сформулирован и доказан закон сохранения и превращения энергии. 1841 – 1845 гг. — Р. Майер сформулировал общую идею превращения и количественного сохранения различных « сил » природы. 1843 г. — Дж. Джоуль доказал эквивалентность теплоты и работы 1847 г . — Г. Гельмгольц публикует работу « О сохранении сил » , где доказал, что рассматриваемый закон не только « не противоречит ни одному из известных явлений в области естествознания, но и имеет большую эвристическую важность » т.к. позволяет объяснять и предсказывать новые явления. 1848 г. – шкала Кельвина в честь Ульяма Томсона(1824 - 1907 гг.) - британского физика, одного из основателей термодинамики, получивший в 1892 году за научные заслуги титул лорда Кельвина 1874 г. — уравнение Менденеева-Клапейрона 1904–1906 гг. — разработка количественной теории броуновского движения (А. Эйнштейн, М. Смолуховский) 1906 г. — экспериментальное подтверждение броуновского движения (Ж. Перрен, Т. Сведберг)

Слайд 3

Соотнесите даты и события: 1) 1662 г., 1676 г А. Шкала Цельсия 2) 1787 г. Б. Закон сохранения и превращения энергии 3) 1802 г. В. Уравнение Менделеева-Клапейрона 4) 1811 Г. Броуновское движение 5) 1827 г. Д. Число Авогадро 6) 1874 г. Е. Закон Гей-Люссака 7) Середина XIX в. Ж. Закон Шарля 8) 1742 г. З. Законом Бойля-Мариотта. Соотнесите события и ученых: 1. Закон, связывающий объем газа и его температуру А. Жак Шарль 2. Закон сохранения и превращения энергии Б. Роберт Бойль, Эдм Марио́тт 3. Шкала Кельвина В.Амедео Авогадро 4 . Уравнение состояния идеального газа Г. Гей-Люссака 5. Наблюдение в микроскоп движения цветочной пыльцы, Д. Ульяма Томсона взвешенной в воде 6. Универсальная постоянная — число молекул в одном Е. Клапейрон моле идеального газа 7. Закон, устанавливающий зависимость давления и объема Ж. Ро́берт Бро́ун при постоянной температуре (изотермический процесс) 8. Закон, устанавливающий, что при неизменном объеме З. Джеймс Джоуль, давление газа данной массы при изменении температуры Роберт Майер, изменяется линейно Герман Гельмгольц Составить кроссворд: Составить кроссворд так, и отгадать ключевое слово. Все вопросы по горизонтали: 1. Переход вещества из твердого состояния в жидкое. 2. Физическая величина измеряемая в джоулях. 3. Переход вещества из жидкого состояния в твердое. 4. Переход молекул из пара в жидкость. 5.Распространенная в природе разновидность воды в твердом состоянии. 6. Переход молекулы из жидкость в пар. 7. Процесс, сопровождающийся быстрым образованием и ростом пузырьков пара, прорывающихся через поверхность жидкости наружу. 8. Ящик с формовочной землей, применяемый в литейном деле. 9. Топливо получаемое из нефти, кипящее при невысокой температуре.

Слайд 4

Контрольные вопросы к главам: 1. Основы МКТ 1. Сформулируйте основные положения МКТ. Дайте определение моля, количества вещества, молярной массы. 2.Как вычислить массу вещества через его количество или число структурных единиц в нем? 3.Что называют броуновским движением, каково его объяснение? 4. Какой газ называется идеальным? 5. Напишите основное уравнение МКТ идеального газа в двух вариантах. Дайте определение и раскройте физическую суть каждой величины в этих записях. 2. Свойства газов 1. Дайте определение изопроцесса. Какой процесс в термодинамике называется изотермическим? Записать для него формулу и график. 2. Какой процесс в термодинамической системе называется изобарическим (изобарным)? Записать для него формулу и график. 3. Какой процесс в термодинамической системе называется изохорическим (изохорным)? Записать для него формулу и график. 4. Запишите уравнение Клапейрона. Какие макропараметры оно связывает? 5.Запишите уравнение Менделева-Клапейрона. Получите из него: а) закон Бойля-Мариотта; б) закон Гей-Люссака; в)закон Шарля. 3. Основы термодинамики 1. Какое состояние системы называют тепловым равновесием? Что характеризует температура? 2.Дайте определение абсолютного нуля температуры. Каково его значение по шкале Цельсия? 3. Что включает в себя внутренняя энергия идеального газа? Записать формулу внутренней энергии идеального газа. 4. Сформулируйте первый закон термодинамики. Почему невозможен вечный двигатель? 5. Что такое КПД тепловых машин и как его рассчитать? Укажите пути повышения КПД тепловых машин. 4. Свойство твердых тел 1. Сравните свойства кристаллических и аморфных твердых тел. 2. Что называют изотропией? Анизотропией? 3. Какой процесс называется сублимацией? 4. Что значит, расплавить вещество? 5. Как называется процесс перехода вещества из жидкого состояния в твердое? Дать полное определение. 5. Свойство жидкостей 1. Дайте определение процесса: а) парообразования, б) испарения, в) конденсации. Какой пар называется насыщенным? 2. Почему зависимость давления насыщенного пара от температуры носит нелинейных характер? Какой процесс называют кипением? И каково условие начала кипения жидкости? 3. Что такое динамическое равновесие? И как ведут себя процесс испарения и конденсации при динамическом равновесии? 4. Дайте определение: а) абсолютная влажность, б)относительная влажность, в) точка росы. Напишите выражение для расчета относительной влажности воздуха.

Слайд 5

Физика в сказках 1. « Чудесная береза » (финская сказка) « Получила девушка от матери в подарок платье расшитое и горячего коня, у которого один волос в гриве золотой, другой серебренный, а третьему и названья нет. Вскочила девушка на коня и помчалась в королевский замок, только искры из-под копыт жеребца высыпались » . В о п р о с: Что представляют собой искры, вылетающие « из-под копыт жеребца » ? 2. « Зимовье зверей » (русская сказка) « Тут пришли к быку гусь и петух: - Пусти, брат к себе погреется. - Нет, не пущу! У вас по два крыла: одно постелешь, другим оденешься, так и прозимуете! - А не пустишь, - говорит гусь, - так я весь мох из твоих стен повыщиплю, тебе же холоднее будет. - Не пустишь? – говорит петух. – Так я взлечу на чердак и всю землю с потолка сгребу, тебе же холоднее будет » . В о п р о с: Почему потолки жилых домов, скотных дворов засыпают сухой землей или шлаком? Для чего между бревнами стен домов закладывают войлок, мох? 3. « Дедал и Икар » (легенда Древней Греции) « Дедал забыл наставление отца, он не летит уже следом за ним. Сильно взмахнув крыльями, взлетел Дедал в небо, ближе к лучезарному солнцу. Палящие лучи растопили воск, скреплявший перья, выпали они и разлетелись далеко по воздуху, гонимые ветром. Взмахнул Дедал руками , но нет на них уже крыльев » . В о п р о с: Каким веществом является воск – аморфным или кристаллическим? 4. « Сказка о Синдбаде-мореходе » (арабская сказка). « Оказался Синдбад в долине и стал ходить по ней. Он увидел, что земля в ней из камня алмаза, которым сверлят металлы и драгоценные камни и просверливают фарфор и оникс. Этот камень крепкий и сухой, которого не берет ни железо, ни кремень и никто не может отсечь от него кусочек …» . В о п р о с: Каким уникальным физическим свойством обладает алмаз?

Слайд 6

Физика в загадках Предлагается учащимся отгадать загадки и ответить на следующие вопросы: 1. Какое физическое явление (объект) отражено в загадке? 2. Какие свойства загадываемого явления, объекта отражены в загадке и какие нет? 3. С каким объектом или явлением сравнивается загадываемое? З а г а д к и : 1. Вокруг носа вьется, а в руки не дается. 2. Чего в избе не видно? 3. В камне спал, по железу стал, По дереву пошел, как сокол полетел. (огонь высекают) 4. Зимой греет, весной тлеет, Летом умирает, осенью оживает. 5. Видно, нет у ней ума: Ест она себя сама. (свеча). 6.Белая морковка зимой растет. 7.На дворе горой, а в избе водой. 8. Вечером наземь слетает, Ночь на земле пребывает, Утром опять улетает. 9. Рассыпался горох На семьдесят дорог, Никто его не подберет: Ни царь, ни царица, ни красная девица. 10. Сердита матка, да прикрыла деток до красного дня пуховым одеялом. 11. В печь положить - вымокнет, В воду положить – высохнет. 12. По синему небу белые гуси плывут. 13. Летит орлица по синему небу, Крылья распластала, Солнышко застлала. 14. Пятьдесят поросят в один голос голосят.(вода кипит) 15. Внутри горит, кругом бурлит. Вода кипит, пить чай велит, Вверх пар валит. 16. Как можно пронести воду в решете? 17. До чего народ доходит: Самовар по речке ходит. 18. В избе мерзнут, а с улицы нет.

Слайд 7

Итоговое тестирование по разделу « Молекулярная физика. Термодинамика » 1. Определите относительную влажность воздуха φ(%) при температуре 33°С, если точка росы равна 11°С. Давления насыщенных паров при точке росы и данной температуре соответственно равны 1,33 кПа и 5,02 кПа. 1) 29 2) 40 3) 34 4) 26 2.В каких единицах измеряется коэффициент поверхностного натяжения: 1) Н/м; 2) Н/м 2 ; 3) Дж/м; 4) Дж/м 2 ; 5) Вт/м 2 ? 1) 2 и 3 2) 1 и 4 3) 1 и 5 4) только 5 3.Определите коэффициент поверхностного натяжения жидкости (мН/м) плотностью 0,8 г/см 3 , если она поднимается по капилляру диаметром 2 мм на высоту 7,5 мм. 1) 73 2) 24 3) 40 4) 30 4.Число Авогадро … 1) равно 6,02 • 10 23 моль -1 ; 2) это число атомов в 12 г углерода; 3) равно числу молекул в одном моле любого вещества; 4) равно числу молекул в 22,4 л любого газа, находящегося при нормальных условиях. 1) 1, 2 и 3 2) 1, 2, 3 и 4 3) 1 и 4 4) 1 и 2 5. Три газа: водород, азот и кислород заключены в сосуды одинакового объёма, причём давления газов и их температура одинаковы. В каком из сосудов содержится больше всего молекул? 1 ) во всех сосудах содержится одинаковое число молекул 2) в сосуде с азотом 3) в сосуде с кислородом 4) в сосуде с водородом

Слайд 8

6. Укажите все верные утверждения. Броуновское движение – это … 1) хаотическое тепловое движение молекул вещества; 2) беспорядочное движение микроорганизмов; 3 ) движение взвешенных частиц микронных размеров под ударами молекул; 4) химическая реакция, если её наблюдать в микроскоп; 5) тоже самое, что и диффузия; 6) проникновение молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого вещества 7. Укажите все верные утверждения. Молекулярно-кинетическая теория строения вещества объясняет … 1) все газовые законы; 2) не все газовые законы; 3) все механические свойства твердых тел; 4) не все механические свойства твердых тел; 5 ) все тепловые свойства жидкостей ; 6) не все тепловые свойства жидкостей. 8. Какому значению по шкале Кельвина соответствует температура 300°С? 1) +573 2) -27 3) +27 4) -573 9. Среди приведённых ниже математических выражений укажите все записи основного уравнения молекулярно-кинетической теории идеального газа: 1) pV = (m/M)RT; 2) Е = (3/2)kТ; 3) р = nkT; 4) р = (1/3)рv 2 1) 3 и 2 2) 3 и 4 3) 2 и 4 4) 1 и 3

Слайд 9

10. На рисунке приведены три изобары для одной и той же массы газа. Какая изобара соответствует наибольшему давлению? 1) все изображения соответствуют одному и тому же давлению 2) 2 3) 3 4) 1 11. Укажите все верные утверждения. Диффузия – это … 1 ) самопроизвольное перемещение разных веществ, приведенных в соприкосновение; 2) тоже что и броуновское движение; 3) хаотическое тепловое движение молекул вещества; 4) химическая реакция, если её наблюдать в микроскоп; 12. Укажите все соотношения, справедливые для изобарного процесса 1) V/T = cons 2) V Т = cons 3) V/V 0 = T/T 0 , 4) P/P 0 = T/T 0 , 5) V 1 /T 2 = V 2 /T 1 13. На рисунке приведены три изотермы для одной и той же массы газа. Какая изотерма соответствует наибольшей температуре? 1) 2 2) все изотермы соответствуют одной и той же температуре 3) 1 4) 3

Слайд 10

14. Какие из приведённых ниже газовых законов можно объяснить, исходя из молекулярно-кинетической теории идеального газа: 1) Бойля-Мариотта; 2) Гей-Люссака; 3) Шарля; 4) Дальтона; 5) объединённый газовый закон; 6) уравнение Менделеева-Клапейрона. 1) 1, 2, 3, 5 2) 1, 3, 4 3) 1,2, 3 4) все 15. В идеальном газе пренебрегают: 1) размерами молекул; 2) массой молекул; 3) хаотическим движением молекул; 4) столкновениями молекул; 5) взаимодействием молекул на расстоянии. 1) 1и 2 2) 1 и 5 3) 2 и 3 4) 3 и 4 16. Укажите все соотношения, справедливые для изотермического процесса: 1) p 1 /p 2 = V 2 /V 1 , 2) p 1 /p 2 = V 1 /V 2 , 3) p 1 V 1 = p 2 V 2 , 4) p 1 V 2 = p 2 V 1 , 5) p 1 /V 1 = p 2 /V 2 1) 2 и 5 2) 1 и 3 3) 2 и 4 4) 1 и 4 17. Газ сжимают в соответствии с уравнением pV 2 =const. Как изменяется при этом температура газа? 1) понижается 2) не изменяется 3) ответ зависит от значения константы 4) повышается 18. Газ расширяется в соответствии с уравнением pV 2 =const. Как изменяется при этом температура? 1 ) понижается 2) повышается 3) не изменяется 4) ответ зависит от значени

Слайд 11

19. Укажите все верные утверждения: 1) кристаллы изотропны; 2) кристаллы анизотропны; 3) аморфные тела изотропны; 4) аморфные тела анизотропные. 1) 1 и 3 2) 2 и 4 3) 2 и 3 4) 1 и 4 20. Укажите все верные утверждения: 1) расположение молекул жидкости полностью хаотическое; 2) в расположении молекул жидкости есть ближний порядок, но нет дальнего порядка; 3) в расположении молекул жидкости есть и ближний, и дальний порядок; 4) поверхностный слой жидкости находится в натянутом состоянии. 1) 2 и 4 2) 1 и 4 3) 3 и 4 4) только 4 21. В каких единицах измеряется количество теплоты: 1) Дж/кг; 2) Н/кг; 3) Дж/кг 0 С; 4) Дж; 5) кВт/час? 1) только 5 2) 1 и 3 3) 2 и 4 4) только 4 22. Укажите все верные утверждения, относящиеся к плавлению и кристаллизации. 1) в процессе плавления кристаллического тела температура остаётся постоянной; 2) в процессе плавления кристаллического тела температура постепенно увеличивается; 3) в процессе нагревания аморфное тело постепенно размягчается; 4) аморфные тела не имеют определённой температуры плавления; 5) у кристаллического тела температура плавления равна температуре кристаллизации. 1) 1, 3, 4, 5 2) 2, 3 и 4 3) 2, 4 и 5 4) 1, 4 и 5 23. Может ли ртуть вытекать из тонкого стеклянного капилляра каплями и почему? 1) нет, так как ртуть не смачивает стекло, она вытечет струей 2) нет, так как ртуть смачивает стекло 3) да, так как ртуть не смачивает стекло 4) да, так как ртуть смачивает стек

Слайд 12

24. Средняя кинетическая энергия теплового движения молекул: 1 ) зависит от температуры; 2) не зависит от температуры; 3) зависит от массы молекул; 4) не зависит от массы молекул; 5) зависит от агрегатного состояния вещества; 6) не зависит от агрегатного состояния вещества . 25. Какой процесс изображен на графике? Как изменится плотность газа при переходе из состояния 1 в состояние 2? 1) изохорный; увеличится 2) изохорный; уменьшится 3) изотермический; не изменится 4) изохорный; не изменится 26. Идеальный газ перешел из одного состояния в другое по закону P 1 /T 1 = P 2 /T 2 . На каких рисунках правильно показан этот процесс? 1) 3 и 5 2) 3 и 4 3) 2 и 4 4) 2 и 3

Слайд 13

27. Идеальный газ перешел из состояния 1 в состояние 2. Сопоставьте давление газа в состояниях 1 и 2. 1) возможно Р 1 > P 2 или 2) Р 2 > P 1 3) Р 1 = P 2 4) Р 1 > P 2 28. Как называется единица количества вещества? 1) кубический метр 2) моль 3) килограмм 4) атомная единица массы 5) 6,02 · 10 23 структурных единиц. (2 и 5) 29. Укажите все соотношения справедливые для изохорного процесса 1) V/T = const, 2) р / Т = const, 3) рТ = const, 4) V Т = const, 5) р / р 0 = Т/Т 0 . 1) 3 и 4 2) 1 и 3 3) 2 и 5 4) 1 и 2 30. Какое количество теплоты выделилось при замерзании воды массой 5 кг, если первоначальная ее температура 12 0 С? (удельная теплоемкость воды 4200 Дж) 1) 60 Дж 2) 4200 Дж 3) 252 кДЖ 4) 1902 кДж

Слайд 14

С.В. Боброва . Нестандартные уроки. Физика 7-10. Издательство «Учитель». Волгоград В.А. Шевцов. Тренажеры -Тесты-Самоучители. Физика 7-11 классы. Издательство «Учитель» Волгоград С.В. Тихомирова . Физика в пословицах и поговорках, стихах и прозе, сказках и анекдотах. Пособие для учителей. Издательство «Новая школа». Москва 2002. http://kratkoe.com/dmitriy-mendeleev-kratkaya-biografiya/ https://yandex.ru/search/?text https://yandex.ru/search/?lr=213&msid http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Persones/Clapeyron.html https://infourok.ru/proekt-tyutorskogo-soprovozhdeniya-uchaschegosya-1731776.html http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bsearch...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование образовательного процесса направленного на формирование ключевых компетенций у учащихся непрофильных классов при изучении физики.

Известно, что результаты обучения зависят не столько от качества программы или учебника. Они зависят от организации процесса обучения, от того, как работает сам учитель. В непрофильных классах при изу...

Проектирование образовательного процесса по информатике и физики в контексте ФГОС

Образовательные стандарты, вошедшие в систему нормативно-правового обеспечения развития школьного образования на основе Закона Российской Федерации об образовании, рассматриваются сегодня как средство...

Проектирование образовательного процесса на основе образовательной модели «перевернутое обучение».

Сегодня активно обсуждают проблему внедрения различных моделей смешанного обучения в российских школах. Смешанное обучение – это система построения образовательного процесса, основной отлич...

Дидактический пакет по проектированию образовательного процесса по физике в 10 классе на примере раздела «Молекулярная физика. Термодинамика».

Дидактический пакет по проектированию образовательного процесса по физике в 10 классе на примере раздела «Молекулярная физика. Термодинамика»....

Модель образовательного процесса под названием «перевернутый класс» на уроках физики

Агалец Светлана Генриховна, учитель физики и астрономии. МБОУ СОШ № 3, г. Сургут. Модель образовательного процесса под названием «перевернутый класс» на уроках физики.С каждым годом россий...

Методическая разработка на тему: «Проектирование образовательного процесса, как необходимое условие достижения образовательных результатов обучающихся на уроках технологии»

В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критичес...