Силы трения.
план-конспект урока по физике (10 класс)
познакомить учащихся с явлением трения, сформировать понятие сила трения, рассмотреть виды трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила, выяснить причины возникновения силы трения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obr.docx | 166.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Силы трения.
Цели урока: познакомить учащихся с явлением трения, сформировать понятие сила трения, рассмотреть виды трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила, выяснить причины возникновения силы трения.
Словарь: трение, сила трения покоя, сила трения скольжения, сила трения качения, коэффициент трения скольжения.
Ход урока
- Организационный момент. Актуализация знаний
- При каком условии появляются силы упругости?
- Аким образом возникают деформации тел?
- При каких условиях выполняется закон Гука?
- Назовите формулу закона Гука?
- Новый материал
Трение – явление, возникающее при движении (или его возможности) одного тела по поверхности другого. Различают трение покоя, скольжения, качения.
Трение покоя возникает, когда к телу прикладывают силу, пытающуюся сдвинуть это тело.
Сила трения покоя всегда равна по модулю и противоположна по направлению внешней действующей силе.
Сила трения скольжения – сила, возникающая между поверхностями соприкасающихся тел при скольжении одного тела относительно другого. Сила трения скольжения направлена параллельно соприкасающимся поверхностям в сторону, противоположную относительному движению. Модуль силы трения скольжения определяется по формуле:
Fтр = μN, |
где N – сила реакции опоры, μ – коэффициент пропорциональности, называемый коэффициентом трения скольжения.
Коэффициент трения скольжения зависит:
1) | от рода вещества поверхностей тел; |
2) | наличия смазки между ними; |
3) | шероховатости поверхностей. |
Если коэффициент трения скольжения равен нулю, то поверхность называют гладкой.
Силу трения качения в школьном курсе физики считают пренебрежимо малой.
Причинами возникновения силы трения являются: неровность соприкасающихся поверхностей и взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.
- Проверка знаний
Вопрос 1. Сила как физическая величина характеризуется…
A. | направлением, модулем и точкой приложения |
B. | направлением и модулем |
C. | модулем и точкой приложения |
D. | направлением и точкой приложения |
Вопрос 2. Какая сила заставляет падать все тела на поверхность Земли?
A. | сила трения |
B. | cила упругости |
C. | cила тяготения (сила тяжести) |
D. | вес тела |
Вопрос 3. На рисунке изображен демонстрационный динамометр с грузом. Какова масса груза, стоящего на столике динамометра?
A. | 500 г |
B. | 6 г |
C. | 5 г |
D. | 12 г |
Вопрос 4. Если динамометр расположен на полюсе Земли в точке 1, то указатель устанавливается у деления 10. Где установится указатель динамометра, если его поместить в точку 2, расположенную на высоте, равной радиусу Земли?
A. | 5 |
B. | 20 |
C. | 2,5 |
D. | 10 |
Вопрос 5. Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах?
A. | сила тяготения (сила тяжести) |
B. | сила упругости |
C. | сила Архимеда |
D. | вес тела |
E. | сила трения |
Вопрос 6. Стальной шар перенесли с поверхности стола в стакан с водой. Изменилась ли при этом сила тяжести, действующая на шар?
A. | сила тяжести уменьшилась |
B. | не изменилась |
C. | сила тяжести увеличилась |
Вопрос 7. На столике в вагоне поезда лежат коробка конфет и яблоко. Почему в начале движения яблоко покатилось назад (относительно вагона), а коробка конфет осталась на месте?
A. | так как сила трения яблока имеет большее значение |
B. | сила трения коробки конфет имеет большее значение |
C. | так как коробка конфет тяжелее |
D. | так как яблоко тяжелее |
E. | так как яблоко круглое |
Вопрос 8. Тело брошено вертикально вверх. В каком из перечисленных ниже случаев тело находится в состоянии невесомости:
A. | только при движении вниз |
B. | все время полета |
C. | только в верхней точке полета |
Вопрос 9. Автомобиль движется равномерно. Используя рисунок, определите силу трения, действующую на автомобиль
A. | 0 |
B. | 600 Н |
C. | 100 Н |
D. | 500 Н |
Вопрос 10. На брусок действует горизонтальная сила, равная 1,5 Н, при этом он движется равномерно. Чему равна сила трения скольжения?
A. | 1,5 Н |
B. | 0,5 Н |
C. | 1 Н |
D. | 0 |
Домашнее задание
§ 38 – 39, с. 91 -95
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».
Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».Цели урока:1. Обучающая- познакомить учащихся с силой трения, выяснить какие виды силы трения существуют; в...
Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Явление трения. Сила трения».
Конспект содержит экспериментальное задание по определению силы трения....
Урок в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения. Трение в природе и технике»
Цель: ознакомить учащихся с явлением трения, сформулировать понятие сила трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила.Задачи урока: Познавательные: формировать умений систематизироват...
Конспект урока в 7 классе "Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя."
Цель: сила трения, причины возникновения силы трения, трение скольжения, трение качения, зависимость силы трения от веса тела, сравнение сил трения скольжения и трения качения....
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ «СКАЗКА О ТРЕХ СИЛАХ:СИЛЕ ТЯЖЕСТИ, СИЛЕ УПРУГОСТИ, СИЛЕ ТРЕНИЯ».
Мероприятие театрализованное, ребята готовятся заранее, разучивают роли, готовят костюмы, глубже проникают в смысл физических явлений, учатся видеть в повседневной жизни проявления природных сил....
Элементы ТКМ урока «Сила трения. Виды силы трения»
Элементы ТКМ «Сила трения. Виды силы трения»...