Нестандартный урок, как метод развития творческих способностей и интереса учащихся.
статья по физике (7, 8, 9, 10 класс)
В статье раскрывается роль нестандартного урока в развитии творческих способностей школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нестандартный урок | 19.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Нестандартный урок, как метод развития творческих
способностей и интереса учащихся к физике.
Наше будущее - наши дети: оно будет таковым, каким захотят видеть его наши потомки. Поэтому формированию личности уделяется большое внимание. И особую роль играет школа, поскольку процесс воспитания и обучения охватывает всех без исключения детей ежедневно.
При организации процесса обучения, педагог выступает как организатор мыслительной деятельности учащихся, а учащиеся как активные участники процесса познания. В этой ситуации учитель должен владеть психолого-методологической основой, быть творческой личностью.
В основе современной системы образования лежит обучение мышлению. Для этого нужно систематически и целенаправленно формировать познавательный интерес учащихся.
С точки зрения психологии выделяются следующие уровни развития интереса.
Интерес-любознательность, соответствует рефлексу «Что такое?». Он связан с эмоциями удивления, любопытства, проявляется ярко, но неустойчив.
Аффективный интерес, сильное эмоциональное состояние, тоже нестабилен.
Интеллектуальный интерес, отличается большой осознанностью, устойчивостью, но если будут трудности, может ослабнуть, даже исчезнуть.
Творчески-волевой интерес, высшая стадия развития, на этом этапе интерес становится чертой характера.
Реальной задачей учителя в условиях массового классно-урочного обучения, является формирование познавательного интереса, как минимум до третьего уровня.
С физиологической точки зрения: «Интерес связан с возникновением в коре головного мозга очага оптимальной возбудимости, и поэтому всё, воспринимаемое человеком, усваивается им быстро и прочно»
Интерес также оказывает положительное влияние на работоспособность учащихся, учение без интереса - одна из главных причин утомляемости, составляет 60%.
Источники стимулирования интереса.
Во-первых, содержание материала. Новизна темы, показ практической значимости получаемых знаний.
Во – вторых, правильная организация учебно-познавательной деятельности, разнообразие форм работы, методов и приёмов.
В-третьих, личность учителя: эмоциональность, увлечённость своим предметом, профессионализм.
Но какие бы уникальные методики учитель не использовал, если не будет сформирован положительный эмоциональный фон по отношению к познавательной деятельности и к самому учителю, он не проявит результативности. А этот фон создаётся из урока в урок, пока не станет устойчивым.
Нужно ещё учитывать и возрастные особенности школьников.
У учащихся среднего школьного возраста интерес избирателен. Подростки критически относятся ко всему процессу обучения. Здесь нужно расширить объём их самостоятельной деятельности, используя методы самоконтроля и самооценки.
У старшеклассников проявляется склонность к той или иной деятельности. Здесь интерес эффективнее стимулировать методом показа практической значимости, оригинальностью и разнообразием содержания образования.
Работая над проблемой «Активизация познавательной деятельности, как средство повышения качества обучения», я пришла к выводу, что одним из способов является нестандартный урок физики. Без сомнения можно утверждать - нестандартные формы проведения уроков значительно повышают познавательную активность учащихся, поддерживают стабильный интерес к учебной деятельности и способствуют лучшему усвоению программного материала.
Мною разработана серия таких уроков.
Обобщающие уроки идут во всех классах, как «Уроки знаний, творчества и фантазии».
На таких уроках успеваем заслушать защиту мини-проектов, составить кластеры по основным формулам и понятиям, сочинить стишки, разыграть сценку. Показать упражнение из комплекса ОФП и объяснить с точки зрения физики, делаем фоторепортаж и т.д. Нет границ фантазии учителя и школьников.
Один из таких уроков по теме «Давление в жидкостях и газах». Всем детям предлагается самостоятельно найти познавательную информацию, интересные факты, связанные с этой темой в области других наук (предметов), попробовать поставить опыты. В результате - неожиданно яркий урок: «присутствует» скелет человека (биология и медицина). Кружки «Напейся не облейся», шприцы, насосы, атрибуты альпинистского снаряжения (связали с географией).
Даже придумали и разыграли что-то подобное выпуску «Ералаш» под названием «Флюс». Конечно же такие уроки детей интересом к предмету, что способствует эффективности дальнейших уроков.
Снова внедряю когда-то популярную форму «Общественный смотр знаний». Это стало возможным в наше время, благодаря активности большей части родителей. Они хотят видеть успехи своих детей. Живое общение, совместное творчество, практическая направленность –это далеко не все плюсы такого урока.
Уроки-конференции приобрели другую «окраску»: школьники используют электронные ресурсы и выступления яркие, презентабельные. Совместные проекты, исследования: это даёт возможность проявить своё «Я», «Мы». На таких занятиях учащиеся принимают активное участие в ходе урока, вместе с учителем пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся опытов, газет, презентаций вместе основной материал урока. Темы наиболее ярких совместных проектов: «Ядерная энергия - за и против» 11 класс, «Боль планеты», «Глаз и световые ощущения»-8 класс, «Солнце», «Время и мы» астрономия 11 класс.
Уроки в виде деловой игры по темам: «Сила трения», «Сила Архимеда», «Плавание тел» в 7 классе, способствуют возрастанию интереса к физике и ощутимо.
«Круглый стол» - эта форма урока приемлема в каждом классе. Я использую при изучении тем «Тепловые явления», «Электрические явления» в 8 классе, «Электрический ток в различных средах» в 10 классе.
Подготовка таких уроков требует кропотливой работы школьников, умелого ненавязчивого руководства со стороны учителя. И когда результат но «хорошо» или «отлично», можно с облегчением вздохнуть: ещё один этап по активизации познавательной деятельности, развитию интереса к предмету пройден.
Нестандартный урок свою функцию выполнил!
Список литературы:
1.http://u4isna5.ru/pedagogika/4-pedfizika/736-organizatsiya-urokov-fiziki-novykh-tipov
2.https://www.kazedu.kz/referat/129156/1
3.http://schooled.ru/lesson/physics/alternative/index.htm
4.Конспекты разработанных уроков физики из личной методической копилки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Использование национально-регионального компонента, как метод развития творческих способностей учащихся при обучении иностранному языку"
В материале рассмотрен проблема развития творческих способностей учащихся на уроках английского языка...
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей и мышления учащихся, интересующихся определённой сферой науки или деятельности».
"Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению. Ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, если учитель сможет развить в детях ин...
Нестандартные задачи как средство развития творческих способностей учащихся 5 классов
Развитие творческих способностей дает новые и объективно значимые для человечества результаты, достижения, ценный в общественном отношении продукт. Мы знаем, что исследование творческих способностей у...
Проектная деятельность как метод развития творческих способностей учащихся в детском объединении « Творчество природа».
Проектная деятельность как метод развития творческих способностей учащихся в детском объединении « Творчество природа»....
«Драматизация как метод развития творческих способностей учащихся на уроке английского языка»
Выступление на заседании МО учителей иностранного языка...
Проектная технология как эффективный метод развития творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС ООО.
Для меня как учителя истории и обществознания в моей работе самое главное это, как ученик размышляет, сопоставляет, анализирует, критически относится к историческим, социальным фактам и событиям. Для ...
Использование метода проектов на уроках технологии, способствующее развитию творческих способностей учащихся
Под творческой деятельностью в нашем исследовании понимается учебная творческая деятельность с исследовательским компонентом как многогранное, объемное понятие, включающее мотивационные, интеллектуаль...