Конспект урока на тему плотность вещества, 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс)

Агеева Наталья Валерьевна

Урок изучения нового материала проводится с целью ознакомления обучающихся с понятием "плотность вещества", позволяет выяснить физический смысл данной величины и закрепить полученные знания при работе с таблицами плотностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект урока в 7 классе

по теме «Плотность вещества»

Автор: Агеева Наталья Валерьевна,

учитель физики, астрономии

МАОУ Бутурлинская средняя

общеобразовательная школа

имени В.И. Казакова

Бутурлино


Тема урока: Плотность вещества

Предмет: Физика

Класс: 7

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний

Цель урока: Создание условий для понимания и применения учащимися понятия «плотность вещества»

Планируемые результаты:

Предметные:

 - выяснить от чего зависит плотность вещества и ее физический смысл;

 - научиться характеризовать плотность вещества как физическую величину;

 - определить различия плотности вещества, находящегося в разных агрегатных состояниях;

Метапредметные:

познавательные (уметь экспериментировать, наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы);

 регулятивные (самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, определять последовательность промежуточных целей, осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности);

коммуникативные (грамотно выражать речью свои мысли, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками);

Личностные: осознание личностного значения изучения темы, развитие ответственности.

Технологии: здоровьесберегающие, информационно – коммуникационные, дифференцированные.

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, экран, измерительные цилиндры, тела разной массы, объема и плотности, электронные весы, ареометры.


Ход урока:

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

№ слайда

Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта.

Настраиваются на учебную деятельность.

1

Мотивация учебной деятельности

Сегодня вам представиться возможность вместе со мной исследовать новую физическую величину. В своей жизни вы будете обращаться к ней постоянно. А начать урок, я хочу с легенды об Архимеде. (Зачитывает легенду, представленную на слайде).

Ответьте на вопрос: «Каким способом можно определить, из чего сделана корона?»

Выслушав все ваши гипотезы, я не услышала правильного ответа. Как вы думаете, хватает ли вам знаний для ответа на вопрос?

Чтобы вы ответили правильно, нам необходимо сначала вспомнить, что мы уже знаем.

Слушают, анализируют.

Предлагают различные способы, выдвигают гипотезы.

Нет

2,3

4

Актуализация знаний

Ответьте на вопросы:

1. Из чего состоят все вещества?

2. В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?

3. Чем отличаются агрегатные состояния одного и того же вещества друг от друга?

4. Какими способами можно определить массу тела?

5. Как определить объем тела правильной формы? Неправильной формы?

Отвечают на вопросы, контролируют друг друга

5

Первичное усвоение новых знаний

Учитель разбивает класс на группы по 3 – 4 человека и предлагает провести небольшие опыты. Перед вами находятся различные тела. Подумайте и ответьте на следующие вопросы: что общего у этих тел, а в чем отличие?

Почему такое различие возможно?

Давайте заглянем во внутреннее строение тел. Рассмотрите рисунок и скажите, чем отличаются эти тела?

А если они отличаются размером молекул, то одинаковое ли число молекул помещается в данном объеме?

Отчего зависят различия веществ?

Как вы думаете, какую физическую величину нужно ввести для учета выше изложенных выводов?

Запишем тему урока: «Плотность вещества».

Сегодня на уроке мы с вами будем изучать плотность вещества.

Какие цели необходимо поставить? Какие задачи нам необходимо осуществить? Представьте эти задачи в виде плана изучения данной темы и запишите его себе в тетрадь.

Постараемся выполнить его.

Давайте для начала запишем физический смысл понятия:

Плотность показывает, какая масса  вещества приходится на единицу объёма тела.

Теперь вы поработаете в парах по данному плану и найдете нужную информацию в учебнике.

Если я возьму одно и то же вещество массой 100 г и массой 50 кг, будет ли отличаться его плотность?

Будет меняться плотность вещества, из которого состоит тело, если тело я буду перемещать то влево, то вверх или вниз?

Значит, что специфично для плотности вещества?

Теперь,  выясним,  каким способом можно определить плотность вещества. Существует прибор, с помощью которого можно измерять плотность жидкости. Этот прибор лежит на парте. Достаньте из чехла и рассмотрите его. Этот прибор называется ареометр.  Давайте измерим плотность воды. Измерьте плотность воды и сравните ее с табличными данными и сделайте вывод.

1 группа: тела одинакового объема, но разной массы

2 группа: тела разного объема, но одинаковой массы

Дети делают выводы в группах и записывают свои выводы на доске.

Размером молекул, взаимным расположением

Нет

Зависят от массы молекул и от того как плотно расположены между собой молекулы

Обсуждают, выдвигают гипотезы, с помощью учителя называют ее «плотность вещества».

Формулируют цель изучения темы. Составляют план:

1. Определение

2. Обозначение

3. Формула

4. Единицы измерения

5. Способы измерения.

Записывают.

Разыскивают информацию в учебнике, делают записи в тетради.

Отвечают на вопросы:

- Плотность будет одинаковая.

- Не будет, плотность не зависит от того куда движется тело.

- Плотность постоянна для одного и того же вещества, является скалярной величиной, т.к. не зависит от направления движения. Делают записи в тетради.

Выполняют опыт, делают вывод.

6

7

8

9

9

10

11

Первичная проверка понимания

Вернемся к легенде об Архимеде. Каким способом можно определить,  из чего сделана корона?

Давайте подведем итоги урока. Ответьте на вопросы:

1. Что показывает плотность вещества?

2. От чего зависит плотность вещества?

3. Какими способами можно определить плотность вещества?
4. Какие единицы плотности вы знаете? Как они соотносятся друг с другом?

Взвесить корону, определить ее объем и найти плотность вещества, из которого сделана корона, и сравнить получившее значение с табличным данным.

12

Первичное закрепление

Откройте стр. 63-64 учебника и обратите свое внимание на таблицы плотностей. Почему даны три таблицы, а не одна?

Что означает плотность ртути 13 600 кг/м3?

Зависит ли плотность воды от её объёма?

Обратимся к рисунку 52. Какое тело имеет наибольшую массу; наименьшую массу? Почему?

Таблицы составлены с учетом агрегатных состояний.

Это число означает, что в 1 м3 содержится 13 600 кг ртути.

Не зависит, т.к. она зависит от массы молекул и их взаимного расположения

Отвечают на поставленный вопрос.

13, 14

15

Рефлексия

Заполните кроссворд, определите ключевое слово

Вставьте пропущенные слова:

«Чтобы …(плотность) получить,

На … (объем)

Надо … (массу) разделить».

Оцените свою деятельность на уроке, используя слова:

«Я…»

«Мы…»

«Дело…»

Разгадывают кроссворд, отвечают на вопрос, оценивают свою работу и работу одноклассников.

16

17

Информация о домашнем задании

Домашнее задание разделено на 2 вида. Выбор типа д/з остается за учеником.

§ 22, ответы на вопросы в конце параграфа. Упр.7 (1,2,3)

§ 22, ответы на вопросы в конце параграфа. Эссе на тему «Нужен ли в быту ареометр»

Выбирают и записывают домашнее задание

17


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимодействие тел

Слайд 2

Легенда об Архимеде Жил в Сиракузах мудрец Архимед. Был другом царя Гиерона. Какой для царя самый важный предмет? Вы все догадались – корона! Захотелось Гиерону Сделать новую корону. Золота отмерил строго. Взял не мало и не много – Сколько нужно – в самый раз. Ювелиру дал заказ. Через месяц Гиерону Ювелир принес корону. Взял корону Гиерон, Оглядел со всех сторон: Чистым золотом сверкает…

Слайд 3

Но ведь всякое бывает, И добавить серебро Можно к золоту хитро, А того и хуже – медь (Если совесть не иметь)… И царю узнать охота: Честно ль сделана работа? Не желал терпеть урон Сиракузец Гиерон. И позвал он Архимеда… Началась у них беседа. Гиерон : Вот корона, Архимед. Золотая или нет? Архимед : Чистым золотом сверкает. Гиерон : Но ты знаешь, все бывает! И добавить серебро Можно к золоту хитро. А того и хуже – медь, Если совесть не иметь. Сомневаться стал я что–то: Честно ль сделана работа? Можно ль это, ты скажи, определить? Но корону не царапать, не пилить…

Слайд 4

Каким способом можно определить, из чего сделана корона

Слайд 5

Актуализация Из чего состоят все вещества? В каких агрегатных состояниях может находиться вещество? Чем отличаются агрегатные состояния одного и того же вещества друг от друга? Какими способами можно определить массу тела? Как определить объем тела правильной формы? Неправильной формы?

Слайд 6

Первичное усвоение новых знаний Исследовательская работа в группах: 1 группа: 2 группа Что общего у данных тел? В чем отличия?

Слайд 7

Внутреннее строение тел Чем отличаются эти тела? От чего зависят различия веществ?

Слайд 8

Плотность вещества

Слайд 9

План: Определение Обозначение Формула Единицы измерения Способы измерения Плотность показывает, какая масса вещества приходится на единицу объёма тела (например, в 1 м 3 или в 1 см 3 ).

Слайд 10

Ответьте на вопросы: Если я возьму одно и то же вещество массой 100 г и массой 50 кг, будет ли отличаться его плотность? Будет меняться плотность вещества, из которого состоит тело, если тело я буду перемещать в различных направлениях? Что специфично для плотности вещества?

Слайд 11

Каким способом можно определить плотность вещества?

Слайд 12

Первичная проверка понимания Что показывает плотность вещества? От чего зависит плотность вещества? Какими способами можно определить плотность вещества? Какие единицы плотности вы знаете? Как они соотносятся друг с другом? Подведем итог

Слайд 13

Первичное закрепление

Слайд 14

Первичное закрепление

Слайд 15

Первичное закрепление

Слайд 16

Заполните кроссворд, определите ключевое слово 8 1 2 3 4 5 6 7 Рефлексия «Маленькая масса» Быстрота движения Единица пути Явление сохранения скорости тела Величина, измеряемая мензуркой 6. Величина, измеряемая в фунтах, каратах, центнерах 7. Прибор для измерения температуры 8. Величина, численно равная массе единицы объема

Слайд 17

Заполните кроссворд, определите ключевое слово 8 1 м и л л и г р а м м 2 3 4 5 6 7 Рефлексия «Маленькая масса» Быстрота движения Единица пути Явление сохранения скорости тела Величина, измеряемая мензуркой 6. Величина, измеряемая в фунтах, каратах, центнерах 7. Прибор для измерения температуры 8. Величина, численно равная массе единицы объема

Слайд 18

Заполните кроссворд, определите ключевое слово 8 1 м и л л и г р а м м 2 с к о р о с т ь 3 4 5 6 7 Рефлексия «Маленькая масса» Быстрота движения Единица пути Явление сохранения скорости тела Величина, измеряемая мензуркой 6. Величина, измеряемая в фунтах, каратах, центнерах 7. Прибор для измерения температуры 8. Величина, численно равная массе единицы объема

Слайд 19

Заполните кроссворд, определите ключевое слово 8 1 м и л л и г р а м м 2 с к о р о с т ь 3 м е т р 4 5 6 7 Рефлексия «Маленькая масса» Быстрота движения Единица пути Явление сохранения скорости тела Величина, измеряемая мензуркой 6. Величина, измеряемая в фунтах, каратах, центнерах 7. Прибор для измерения температуры 8. Величина, численно равная массе единицы объема

Слайд 20

Заполните кроссворд, определите ключевое слово 8 1 м и л л и г р а м м 2 с к о р о с т ь 3 м е т р 4 и н е р ц и я 5 6 7 Рефлексия «Маленькая масса» Быстрота движения Единица пути Явление сохранения скорости тела Величина, измеряемая мензуркой 6. Величина, измеряемая в фунтах, каратах, центнерах 7. Прибор для измерения температуры 8. Величина, численно равная массе единицы объема

Слайд 21

Заполните кроссворд, определите ключевое слово 8 1 м и л л и г р а м м 2 с к о р о с т ь 3 м е т р 4 и н е р ц и я 5 о б ъ е м 6 7 Рефлексия «Маленькая масса» Быстрота движения Единица пути Явление сохранения скорости тела Величина, измеряемая мензуркой 6. Величина, измеряемая в фунтах, каратах, центнерах 7. Прибор для измерения температуры 8. Величина, численно равная массе единицы объема

Слайд 22

Заполните кроссворд, определите ключевое слово 8 1 м и л л и г р а м м 2 с к о р о с т ь 3 м е т р 4 и н е р ц и я 5 о б ъ е м 6 м а с с а 7 Рефлексия «Маленькая масса» Быстрота движения Единица пути Явление сохранения скорости тела Величина, измеряемая мензуркой 6. Величина, измеряемая в фунтах, каратах, центнерах 7. Прибор для измерения температуры 8. Величина, численно равная массе единицы объема

Слайд 23

Заполните кроссворд, определите ключевое слово 8 1 м и л л и г р а м м 2 с к о р о с т ь 3 м е т р 4 и н е р ц и я 5 о б ъ е м 6 м а с с а 7 т е р м о м е т р Рефлексия «Маленькая масса» Быстрота движения Единица пути Явление сохранения скорости тела Величина, измеряемая мензуркой 6. Величина, измеряемая в фунтах, каратах, центнерах 7. Прибор для измерения температуры 8. Величина, численно равная массе единицы объема

Слайд 24

Заполните кроссворд, определите ключевое слово 8 п 1 м и л л и г р а м м 2 с к о р о с т ь 3 м е т р 4 и н е р ц и я 5 о б ъ е м 6 м а с с а 7 т е р м о м е т р ь Рефлексия «Маленькая масса» Быстрота движения Единица пути Явление сохранения скорости тела Величина, измеряемая мензуркой 6. Величина, измеряемая в фунтах, каратах, центнерах 7. Прибор для измерения температуры 8. Величина, численно равная массе единицы объема

Слайд 25

Информация о домашнем задании § 22, ответы на вопросы в конце параграфа. Упр. 7 (1, 2, 3) или § 22, ответы на вопросы в конце параграфа. Эссе на тему «Нужен ли в быту ареометр» Рефлексия «Чтобы … получить, На … Надо … разделить». «Я …» «Мы …» «Дело …» …Плотность… …Массу… …Объем…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Плотность вещества"

Это урок введения нового понятия  плотности вещества. Н этом уроке учащиеся: 1) узнают что такое плотность, как она обозначается, какие единицы измерения имеет; 2) научатся  решать задачи, и...

Конспект урока по теме: "Плотность вещества"

Конспект урока по физике, 7 класс....

Конспект урока по теме "Плотность вещества"

Данная разработка урока включает презентацию и подробный конспект урока для 7 класса....

Конспект урока на тему: «Плотность вещества» 7 класс

Цель урока: способствовать формированию ключевых компетенций обучающихся по теме «Плотность вещества»Тип урока: урок усвоения новых знаний на деятельностной основе.Формы работы обучающихся : фронтальн...

Конспект урока на тему: «Плотность вещества» 7 класс

Цель урока: способствовать формированию ключевых компетенций обучающихся по теме «Плотность вещества»Тип урока: урок усвоения новых знаний на деятельностной основе.Формы работы обучающихся : фронтальн...

конспект урока на тему "Плотность" 7 класс

Урок по теме "Плотность", разработан для 7 класса. Данный урок разработан соглассно новым ФГОС....

Конспект урока по теме "Плотность вещества"

Конспект урока на тему: «Плотность вещества»Цель урока: способствовать формированию ключевых компетенций обучающихся по теме «Плотность вещества»...