Конспект урока на тему: «Плотность вещества» 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Цель урока: способствовать формированию ключевых компетенций обучающихся по теме «Плотность вещества»
- Тип урока: урок усвоения новых знаний на деятельностной основе.
- Формы работы обучающихся : фронтальная , индивидуальная.
- Оборудование: рычажные весы, набор тел равного объема, но разной плотности, набор цилиндров.
- Экран, компьютер, мультимедийный проектор
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plotnost.zip | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока на тему: «Плотность вещества»
Цель урока: способствовать формированию ключевых компетенций обучающихся по теме «Плотность вещества»
Задачи:
- Обучающие:
- С помощью проблемно-поискового метода выяснить от чего зависит плотность вещества и ее физический смысл.
- Охарактеризовать плотность вещества как физическую величину по плану.
- Определить различия плотности вещества, находящегося в различных агрегатных состояниях.
- Формирование опыта практической деятельности.
- Развивающие:
- Способствовать развитию умения анализировать, предполагать, выдвигать гипотезы, делать выводы, наблюдать и экспериментировать
- Способствовать развитию умения грамотно выражать речью свои мысли.
- Воспитательные:
- Мотивировать на активную деятельность обучающихся на уроке.
- Мотивировать на познавательный интерес к предмету и окружающим явлениям.
- Формирование умений оценивать свои и чужие поступки и действия, умения работать в коллективе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний на деятельностной основе.
Формы работы обучающихся : фронтальная , индивидуальная.
Оборудование: рычажные весы, набор тел равного объема, но разной плотности, набор цилиндров.
Экран, компьютер, мультимедийный проектор. Приложение №1 . Приложение №2.
Структура урока.
- Организационный момент.
- Мотивационный.
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Закрепление знаний.
- Домашнее задание.
- Итоги урока.
1. Организационный
Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку.
2. Мотивационный
У. Сегодня вам предоставляется возможность вместе со мной исследовать новую физическую величину, а какую вы поможете мне определить чуть позже
А начать урок хочу с легенды о Архимеде, а точнее с ее частью.
У. Ответьте на вопрос .Каким способом можно определить , из чего сделана корона?
У. Выслушав ваши доводы, правильный ответ я не услышала. Хватают ли вам знания для ответа на вопрос? Давайте я вам помогу, но сначала вспомним, что мы уже знаем.
3. Актуализация знаний.
- Что такое масса?
- Какой буквой обозначается масса?
- В каких единицах измеряется в СИ?
- Какая физическая величина определяет размеры тела?
- Какой буквой обозначается объем?
- В каких единицах измеряется в СИ?
- Как можно определить массу тела?
- Как можно определить объем тела?
4. Изучение нового материала.
На первом уроке физике мы выяснили, что физика- наука о природе, т.е. она изучает свойства материи. Одна из форм существования материи- вещество. Мы знаем, что все физические тела состоят из веществ. Давайте вспомним, что мы знаем о веществе. (слайд №4)
Назовите агрегатные состояния вещества
Чем они отличаются друг от друга?
(слайды 5-7)
Вы знаете, что каждое тело имеет свои отличительные признаки, например свои размеры и массу – это утверждение ни у кого из вас не вызывает сомнения. Давайте экспериментальным путем выясним, от чего зависит масса тела.
Демонстрация эксперимента с телами разной массы.
Внимание учеников акцентируется на том, что вещества, в силу разного строения, в равных объемах имеют разные массы. (слайды 8-11)
Задание №1.
Поместим цилиндры, изготовленные из одного и того же материала, на чаши весов
и сравним их массы
Масса большого цилиндра больше массы маленького цилиндра.
Вывод:
Масса тела зависит от его объема
Задание 2
Поместим цилиндры, имеющие один и тот же объем, но изготовленные из разных материалов на чаши весов и сравним их массы.
Имея одинаковый объем, масса одного цилиндра больше массы другого цилиндра.
Чем это можно объяснить?
Вывод:
Масса тела зависит от вещества из которого оно состоит.
Запишите тему урока: «Плотность вещества»
(слайд14)
- Проблемная задача: Масса льда 1800 кг, а его объем 2м³. Чему равна масса 1м³ льда? (слайд 15)
Следовательно, масса 1м³ будет в 2 раза меньше.
Вводится физический смысл плотности: «Плотность показывает, чему равна масса вещества в единице объёма» (слайд 16)
Вводится определение: Плотностью называется физическая величина, равная отношению массы тела к его объему.
масса
Плотность =
объём
Введем обозначения:
m- масса тела
V- объем тела
ρ – плотность тела
Плотность - ρ (греч. буква «ро»)
Как любая физическая величина плотность имеет свою размерность. В системе СИ плотность измеряется (слайд 18)
[кг/м³]
Внесистемные единицы [ г/см³] Найдем правило перевода из одной размерности плотности в другую.
Т.к. 1г=0,001 кг, а 1 см³=0,000001м ³ , то
0,001 кг кг
1 г/см³ = = 1000
0,000001 м ³ м ³
Существует прибор для измерения плотности жидкости – ареометр (слайд 19)
5. Закрепление изученного материала
Ученые рассчитали плотности твердых, жидких и газообразных тел. Откройте учебник на стр. 50 . Работа с таблицей (слайд 20)
Очень важно заметить, что одно и тоже вещество в различных состояниях имеет различную плотность. (слайд 21)
Запись в тетрадь:
- Плотность вещества зависит от массы атомов, из которых оно состоит, и от плотности упаковки атомов и молекул в веществе.
СЛЕДОВАТЕЛЬНО:
Чем больше масса атомов и чем они ближе расположены друг к другу, тем больше плотность.
Решение качественной задачи:
Объёмы керосина и воды одинаковы. Масса, какой жидкости будет больше? Почему?
Как, зная плотность рассчитать массу и объем тела? (слайд 24)
Решение задач у доски (слайд 25)
№1 Масса алюминиевого чайника 0,54 кг. Какой объем алюминия пошел на изготовление чайника?
(слайд 26)
№2 Объем стальной детали 0,1м³. Найдите ее массу. (слайд 27-28)
Решение теста
1. Плотностью называют…
а) физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе.
б) физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму.
в) физическое явление.
г) физическое тело
2. В системе СИ плотность измеряется в…
а) г/см³.
б) г/л.
в) кг/м³.
г) м³/кг
3. Плотность данного вещества зависит …
а) от его массы.
б) от его объёма.
в) от его размеров.
г) нет правильных ответов
4. Стакан с подсолнечным маслом тяжелее…
а) такого же стакана со спиртом.
б) такого же стакана с молоком.
в) такого же стакана с чистой водой.
г) такого же стакана с мёдом
5. При замерзании воды плотность её вещества…
а) может и увеличиваться, и уменьшаться.
б) уменьшается.
в) увеличивается.
г) не меняется
Самопроверка теста
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
б | в | г | а | б |
- Домашнее задание
- §21,22, упр. 7(1, 2, 4)
Упр.7 (3,5)
Определить массу воздуха в комнате.
- Итоги урока
Мы узнали:
- Что такое плотность?
- Единица измерения плотности.
- Физический смысл плотности.
- Прибор для определения плотности.
- Формулы для расчета массы и объема.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему "Плотность вещества"
Это урок введения нового понятия плотности вещества. Н этом уроке учащиеся: 1) узнают что такое плотность, как она обозначается, какие единицы измерения имеет; 2) научатся решать задачи, и...
Конспект урока по теме: "Плотность вещества"
Конспект урока по физике, 7 класс....
Конспект урока по теме "Плотность вещества"
Данная разработка урока включает презентацию и подробный конспект урока для 7 класса....
Конспект урока на тему: «Плотность вещества» 7 класс
Цель урока: способствовать формированию ключевых компетенций обучающихся по теме «Плотность вещества»Тип урока: урок усвоения новых знаний на деятельностной основе.Формы работы обучающихся : фронтальн...
конспект урока на тему "Плотность" 7 класс
Урок по теме "Плотность", разработан для 7 класса. Данный урок разработан соглассно новым ФГОС....
Конспект урока на тему плотность вещества, 7 класс
Урок изучения нового материала проводится с целью ознакомления обучающихся с понятием "плотность вещества", позволяет выяснить физический смысл данной величины и закрепить полученные знания ...
Конспект урока по теме "Плотность вещества"
Конспект урока на тему: «Плотность вещества»Цель урока: способствовать формированию ключевых компетенций обучающихся по теме «Плотность вещества»...