Урок физики в 7 классе "Механическое движение"
методическая разработка по физике (7 класс)

Жданова Галина Михайловна

Методическая разработка урока физики в 7 классе на тему "Механическое движение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mehanicheskoe_dvizhenie.doc45 КБ
Файл mehanicheskoe_dvizhenie.pptx675.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 7 классе

Тема: «Механическое движение»

Цели урока:

Учебная: определить  основные признаки механического движения, сформировать у учащихся представление об относительности механического движения , познакомить учащихся с характеристиками механического движения, сформировать понятие равномерного и неравномерного движения.

Развивающая: Развивать логическое мышление, умение анализировать физические процессы и делать соответствующие выводы.

Воспитательная: воспитывать умение работать в классном коллективе.

ОБОРУДОВАНИЕ: тележка, груз, несколько предметов.

ТИП УРОКА: постановка учебной задачи, поиск её решения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Предметные: научатся описывать механическое движение  тел, познакомятся с понятиями системы отсчета, траектории движения и пройденного пути

Метапредметные: познавательные - исследуют механическое движение, его характеристики, продолжат учиться работать с учебником

Личностные: развитие любознательности, интереса к познанию мира, готовность к развитию и саморазвитию

ПЛАН УРОКА

  1. Мотивация учебной деятельности (5 мин)
  2. Изучение нового учебного материала (20 мин)
  3. Рефлексия знаний (10 мин)
  4. Подведение итогов урока (5 мин)
  5. Домашнее задание (5 мин)

ЭТАПЫ УРОКА

  1. Мотивация учебной деятельности

«Движенья нет!»,- сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить». А.С.Пушкин

Механика - часть физики, в которой изучаются законы движения тел. Как часть науки о природе, механика возникла в связи с необходимостью  человечества применять различные механизмы на службе человечества.. Один из вопросов, которые рассматривает механика, - механическое движение. Что же такое механическое движение?

(Учитель предлагает обучающимся привести примеры различных движений из окружающего мира, вспомнить цитаты и выражения о движении).

2. Изучение нового учебного материала.

Учитель демонстрирует классу движение тележки по столу. После чего задает следующие вопросы.

-Движется тележка или покоится?

-Что нужно учесть определяя, двигается тело или нет?

-Что такое механическое движение?

(Рассматривается положение тележки относительно разных тел на столе. Выясняется, изменяется ли расстояние между выбранными телами? Происходит ли это изменение мгновенно или на это изменение требуется промежуток времени? Всегда ли изменение положения тела происходит в одном направлении?)

        После ответов на вопросы, учащиеся делают вывод:

А) Движение – это физическое явление. Движение - это  изменения в природе .

Б) Самый простой вид движения - механическое движение.

С) Механическое движение - это изменение положения тела в пространстве, относительно других тел,  с течением времени.

После вывода, учащиеся уточняют, что необходимо иметь в наличии для описания механического движения? ( Учащиеся анализируют определение механического движения и заполняют табличку).

Тело отсчета

Связанная с телом отсчета система координат

Часы

Вывод: Тело отсчета, связанная с ним система координат и  часы, называется системой отсчета

        Далее учитель просит учащихся, опираясь на определение механического движения, привести примеры механического движения.

Пример 1. Движение автомобиля относительно дерева у дороги.

Пример 2. Движение ракеты относительно Земли и т.д.

Далее, учитель обращает внимание учащихся на линии, по которым движутся тела.

Учитель предлагает учащимся изобразить несколько произвольных линий  в тетради и разбить их на группы.

Прямые

Кривые

Вывод:

1.Линия, по которой движется тело, называется траекторией движения.

2. Виды траекторий: прямолинейные, криволинейные.

 

Кроме формы, траектория характеризуется еще, и количественной мерой - путем.

        Путь - это физическая величина, которая равняется длине траектории, описанной телом за определенный интервал времени.

Для измерения пути используют приборы, предназначенные для измерения линейных величин. Это линейки, рулетки, мерные ленты, и т. д.

Основной единицей длины в СИ является метр (м).

Дольные

Кратные

1 мм=0,001 м ; 1см=0,01 м; 1дм=0,1 м

1км=1000 м

        Если какое-то тело за одинаковые промежутки времени проходит одинаковые пути, то его движение называют равномерным. Равномерное движение встречается в природе очень редко. Приблизительно одинаковый путь за одинаковое время проходит Земля, вращаясь вокруг Солнца, конец стрелки часов.

        Большинство движений не являются равномерными. Например, поезд, выходя от станции, проходит за одинаковые промежутки времени все большие и большие пути. Приближаясь к станции он, напротив, за одинаковые промежутки времени проходит каждый раз меньшие пути. Такое движение является примером неравномерного движения.

3. Рефлексия знаний

Работа в группах

Задание группы № 1

1. На столе в вагоне подвижного поезда лежит книга. В движении или в покое находится книга относительно стола, рельсов, Луны?

2. Какую форму имеет траектория движения детей, которые катаются на карусели?

3. Нарисуйте траекторию движения сидения велосипедиста относительно дороги.

Задание группы № 2

1. Укажите тело отсчета для автомобиля, который двигается.

2. Прямолинейным или криволинейным является движение: кабины лифта, карандаша когда им пишут, дождевых капель в безветренную погоду?

3. Нарисуйте траекторию движения звена цепи велосипеда относительно дороги.

Задание группы № 3

1. Укажите тело отсчета для самолета, который летит.

2.Приведите пример траекторий, не видимых глазом.

3.Нарисуйте траекторию движения педали велосипеда относительно дороги.

4. Итоги урока

Отчет творческих групп. Каждая группа рисует на доске траектории.

5. Домашнее задание.

*14, упр.2(1)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Жданова Галина Михайловна, у читель физики Механическое движение 7 класс

Слайд 2

«Движенья нет!»,-сказал мудрец брадатый . Другой смолчал и стал пред ним ходить… А.С.Пушкин

Слайд 3

Механика – часть физики, в которой изучаются общие законы движения тел Движение - это физическое явление . Движение - это изменения в природе.

Слайд 4

Механическое движение – это изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени .

Слайд 5

Траектория – это линия, по которой движется тело. Виды траектории : а) прямолинейные; б) криволинейные

Слайд 6

Подведем итоги На столе в вагоне подвижного поезда лежит книга. В движении или в покое находится книга относительно стола, рельсов, Луны? Какую форму имеет траектория движения детей, которые катаются на карусели? Нарисуйте траекторию движения сидения велосипедиста относительно дороги . Укажите тело отсчета для самолета, который летит. Приведите пример траекторий, не видимых глазом. Нарисуйте траекторию движения педали велосипеда относительно дороги.

Слайд 7

Планеты движутся по кругу, Спешат машины друг за другом, Летят по небу самолеты И нам подвигаться охота!... Всё это вечное движенье Мы наблюдаем с восхищеньем! 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку физики 10 класс "Движение по окружности"

Используется при объяснении движения тела по окружности....

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики»

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное  употребление причастных оборотов на уроке физики.»...

Методическая разработка урока по физике на тему "Движение частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул"

Конспект урока по теме: движение частиц вещества. Диффузия.Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Раскрывает понятия броуновского движения, диффузии (в чем различия), отражены примеры, где...

Тепловое движение частиц. Диффузия. Взаимное притяжение и отталкивания молекул. План-конспект урока физики 7 с использованием инновационного продукта «Интеллектуальная школа. Интер@ктивная физика».

Данная работа представляет собой план-конспект открытого урока физики 7 класса: "Тепловое движение  частиц. Диффузия. Взаимное притяжение и отталкивания молекул". В данном уроке использ...

Технологическая карта урока физики 9 класс "Движение тела по окружности"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА«Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью»с использованием электронной формы учебников в условиях реализации федерального государственного об...

Урок физики в 7 классе "Механическое движение" (использована технология системного усвоения знаний по физике)

Материал содержит подробное описание урока с использованием технологии системного усвоения знаний по физике (авторы технологии: Косихина О.С., Крутский А.Н.) и презентацию к теме....

Разработка урока физики 9 кл. "О физике, динамике и законах движения".

Урок проводится как обобщающий после изучения трех законов Ньютона.Урок разработан в интересной игровой форме, для обобщения и закрепления знаний, полученных по данной теме. Данная работа разбита на р...