урок "Линза. Построение изображений, даваемых линзой"
учебно-методический материал по физике (8 класс)
Линза. Построение изображений, даваемых линзой
Цель урока: создание условий для изучения знаний о линзах, их физических свойствах и характеристик и ввести понятие оптическая сила линзы.
Задачи: - формирование представлений о линзах, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся (предметный результат).
- развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника, использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование), использовать различные источники для получения информации.
(метапредметный результат).
- формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления; формирование умения управлять своей познавательной деятельностью (в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере) (личностный результат).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2.docx | 475.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Линза. Построение изображений, даваемых линзой
Цель урока: создание условий для изучения знаний о линзах, их физических свойствах и характеристик и ввести понятие оптическая сила линзы.
Задачи: - формирование представлений о линзах, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся (предметный результат).
- развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника, использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование), использовать различные источники для получения информации.
(метапредметный результат).
- формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления; формирование умения управлять своей познавательной деятельностью (в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере) (личностный результат).
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, демонстрационное оборудование по разделу
«Геометрическая оптика», набор линз на подставке, экран, диск «Открытая физика», компьютер, проектор, Интернет.
Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала
Формы работы учащихся: заполнение конспекта, выполнение виртуальных экспериментов, решение задач.
Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс с мультимедийной системой, презентация.
Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый; беседа, рассказ, эксперимент, работа с учебником, работа с карточками, использование ИКТ, наблюдение, решение задач.
Ход урока:
Этап урока | Задачи этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Реализуе мые УУД |
1. Моти вация . 3-4 мин. | Мотивировать обучающихся к изучению темы. | Зачитывается отрывок из романа Жюль Верна “Таинственный остров”, в котором инженер Сайрес Смит объясняет получение огня. Вопрос: что использовал инженер Сайрес Смит для получения огня? (Обратить внимание на употребление в тексте «зажигательная чечевица».) | Отвечают на вопросы учителя. | Психолог ическая готов- ность и эмоциона льная настроенн ость учащихся на работу. Регулятив ные: волевая саморегул яция. |
2. Актуа лизац ия знани й и фикса ция затру днени я в пробн ом учебн ом дейст вии 2-3 мин | Формулировка темы урока. Сформулировать цель урока | После правильного ответа обучающихся им предлагается история возникновения слова “Линза”. (“Линза - слово латинское и означает чечевица. Чечевица – растение, плоды которого похожи на горох, но горошины не круглые, а имеют вид пузатых лепешек. Поэтому все круглые стекла, имеющие такую форму, стали называть - линзами.”) Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке? Что каждый из вас хочет узнать сегодня на уроке? Вспомним основные понятия распространения света, законы преломления и отражения света. | Внимательно слушают рассказ учителя. Записывают тему урока в тетрадях. | Актуализ ированны е знания об опорных понятиях, необ- ходимых для освоения нового учебного материала . логически е: анализ, синтез, выбор основани й для сравнения . |
III Выяв ление места и прич ины затру днен ия 4-5 мин |
| Задание: Трое учащихся готовятся отвечать на вопросы карточек. Остальные учащиеся отвечают устно на вопросы:
| Обучающиеся отвечают на вопросы карточек. | Обнаруже ние ученикам и своей некомпет ентности в новой теме. УУД постанов ки и решения проблем: самостоят ельное создание способов решения проблем поисковог о характера |
3. Сформулируйте законы преломления света? | ||||
4. Перв ичное усвое ние матер иала. 7-8 мин | Ввести понятие давления, единицы измерения давления. Показать зависимость давления от силы давления и площади опоры. Выяснить способы увеличения и уменьшения давления. | «Откройте учебник на странице 164 и поработайте в парах сначала над ответами на вопросы после параграфа 66, затем на странице 167, после параграфа 67. Затем будем работать над этими вопросами по «Цепочка». Решение тестовых заданий из ЭОР: http://files.school- collection.edu.ru/dlrstore/0ef6876b- 7ff6-8dc3-5a2b- 46656f56edac/00119627335612199.ht collection.edu.ru/dlrstore/b1c780bd- c0ae-9a81-a86b- 1f3027edf18a/00119646817399855.htm | Воспринимают материал и делают записи в тетрадях (определение давления, формулы для его вычисления, единиц измерения) Вспоминают, что входит в характеристику физической величины. Ответ: определение. Читают определение. Записывают определение в тетрадь. | Учебные: сформиро вать понятие давление, определит ь способ его нахожден ия, ввести единицу измерени я давления. Развитие коммуник ативных способнос тей |
1 мин | Для разрядки | Физкультминутка Раз, два, три, четыре. Руки выше, руки шире. Поворот направо, влево – Все мы делаем умело. | Выполняют | У |
напряжения на | упражнения | учащихся | ||
уроке | проходит | |||
напряжен | ||||
ность |
5. Осозн ание и осмы слени е. 15 мин. | Развивать умения и навыки решения физических задач, применения полученных теоретических знаний на практике, в конкретной ситуации. Создавать взаимообучение | Для закрепления изученного материала решим несколько задач. Для этого разделимся на группы. Каждой группе дается задание, которое необходимо выполнить в течение 5 минут. 1группа Определите оптические силы линз, фокусные расстояния которых 25 и 50 см. 2группа Оптические силы линз равны 5 дптр и 8 дптр. Каковы их фокусные расстояния? 3группа Какое изменение оптической силы получили глаза мартышки, если она надела две пары очков по –3 дптр каждая и три пары очков с фокусным расстоянием 50 см? Во время работы учащихся в группах учитель выполняет роль консультанта по выполнению заданий. | Класс делится на 3 группы. Каждой группу дается отдельное задание на карточке. Делают расчеты на карточке с задачами; выбирают выступающего. | Творческ ое применен ие знаний, умений и навыков, усвоенны х учащимис я при изучении новой темы. Коммуни кативные: умение выражать свои мысли. Навыки работы с литератур ой, разными источник ами информац ии |
6. Систе матиз ация и обоб щени е. 3 мин | Проверить усвоение материала, выявить пробелы в понимании материала. | Молодцы! Отлично поработали! А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы
| Отвечают на вопрос учителя: с понятием линзы, основными характеристиками линз, построением изображения в линзах. Потому что капельки воды являются маленькими линзами и могут повредить растение. | Регулятив ные: самоконт роль; оцениван ие качества и уровня усвоения; коррекци я. |
7. Дома шнее задан ие. 2-3 мин | Объявить домашнее задание. Обеспечить самоопре- деление учащихся в выборе домашнего зада- ния | Обязательное домашнее задание §66-§67 , упр. 33(1), упр 34(3), –Дополнительное домашнее задание подготовить сообщение или презентацию (по желанию) по теме «Применение линз Организовать обсуждение и запись домашнего задания. | Записывают домашнее задание в дневник, тянут карточки с задачами | Самостоя тельный выбор и осмыслен ие учащимис я ха- рактера и содержан ия домашней |
работы | ||||
8. Рефле ксия. 3 мин | Подвести итоги урока. | Учитель раздает карточки для заполнения «ПМИ (плюсы, минусы, интерес)» Беседа по вопросам:
В заключении учитель обобщает ответы учащихся, оценивает работу на уроке и делает вывод о достижении цели урока всем классом. Предлагает следующее рефлексивное задание. "Разговор с родителями ".Сегодня, придя из школы домой, вы увидите своих родителей и, конечно же, обсудите с ними свои успехи и неудачи. Ваши родители тоже когда-то были учениками, сидели за школьной партой и изчали физику. Что интересного вы сможете рассказать им по теме сегодняшнего урока физики…Аргументируйте свой ответ | Обучающиеся рефлексируют и анализируют деятельность на уроке. | Ученики осмыслил и резуль- таты своей работы на уроке, оценили себя как субъектов деятельно сти. Коммуни кативные: умение выражать свои мысли. Регулятив ные: волевая саморегул яция; оценка – осознание того, усвоено и что еще подлежит усвоению |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формула тонкой линзы. Построение изображения,даваемого собирающей линзой.
Самостоятельная работа для учащихся 11 класса. В работу включены задания на построение изображения, даваемого собирающей линзой и на применение формулы тонкой линзы, увеличение линзы. ( УМК О.И. Громц...
Линзы. Правила построения изображений, даваемых линзой.
Презентация для проведения занятия по теме: "Линзы. Правила построения изображений, даваемых линзой."...
Урок физики в 8 классе "Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения даваемые линзой"
ФИО (полностью): Беденко Сергей Владимирович Место работы: МОУ «Харьковская СОШ» Ровеньского района Белгородской области Должность: учитель...
ЛИНЗА. ПОСТРОЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ, ДАВАЕМЫХ ЛИНЗАМИ
ЛИНЗА. ПОСТРОЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ, ДАВАЕМЫХ ЛИНЗАМИКонспект урока по физике 11 класс...
Линзы. Построение изображений, даваемых линзой.
Презентация к уроку физики в 8 классе по разделу "Световые явления" по учебнику А.В. Перышкина....
Урок физики в 8 классе по формированию познавательных УУД с использованием ИКТ по теме: «Построение изображения, даваемого тонкой линзой»
В целях реализации требований ФГОС: проектирование образовательного процесса с использованием средств ИКТ вашему вниманию представлена технологическая карта проектирования учебной ситуации. На примере...
Технологическая карта урока на тему "Построение изображения, даваемого тонкой линзой"
Формирование познавательных УУД с использованием ЦОР и Google-документов (на примере изучения темы "Построение изображения, даваемого тонкой линзой"....