ЛИНЗА. ПОСТРОЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ, ДАВАЕМЫХ ЛИНЗАМИ
план-конспект урока по физике (11 класс) по теме

Щербакова Светлана Николаевна

ЛИНЗА. ПОСТРОЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ, ДАВАЕМЫХ ЛИНЗАМИ

Конспект урока по физике 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_6.docx39.59 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИНЗА. ПОСТРОЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ, ДАВАЕМЫХ ЛИНЗАМИ

Цели урока: изучить действия собирающей и рассеивающей линз; ознакомить учащихся с получением изображений при помощи линз.

Ход урока

  1.  Тест  (5-7 мин.).

Вариант I

1.        В каком случае угол преломления равен углу падения?

A. Только тогда, когда показатели преломления двух сред одинаковы.

Б. Только тогда, когда падающий луч перпендикулярен к поверхности раздела двух сред.

B. Когда показатели преломления двух сред одинаковы; па дающий луч перпендикулярен к поверхности раздела сред.

2.        Если рассматривать дно водоема на глубине 2,66 м, то будет казаться, что глубина равна:

А. 2 м.

Б. 1,33 м.

В. 2,66 м.

3.        Если угол падения луча на поверхность раздела двух сред увеличивается, то относительный показатель преломления этих сред:

А. Увеличивается.

Б. Уменьшается.

В. Не изменится.

4.        Возможно ли полное отражение, если световой луч падает из воздуха в воду?

А. Нет.

Б. Да.

В. Может произойти полное отражение, если угол падения больше предельного угла преломления.

5.        При переходе светового луча из воды в воздух полное отражение будет наблюдаться, если:

A.        Угол падения меньше предельного угла отражения.

Б. Угол падения больше предельного угла отражения.

B.        При переходе светового луча из воды в воздух полного отражения не будет ни при каком угле.

6.        При переходе луча в оптически более плотную среду угол падения:

A.        Меньше угла преломления.

Б. Больше угла преломления.

B.        Равен углу преломления.

7.        Показатели преломления относительно воздуха для воды, стекла и алмаза соответственно равны 1,33; 1,5; 2,42. В каком из этих веществ предельный угол полного отражения при выходе в воздух имеет максимальное значение?

А. В воде.

Б. В стекле.

В. В алмазе.

Вариант II

1.        Как меняются кажущиеся размеры предмета в воде?

А. Увеличиваются.

Б. Уменьшаются.

В. Не изменяются.

2.        Для нахождения предельного угла при падении луча на границу стекло - вода нужно использовать формулу:

A.

Б.  

В.

3.        Как меняется предельный угол отражения на границе раздела двух сред «вода - воздух» с увеличением угла падения?

А. Не изменится.

Б. Увеличивается.

В. Уменьшается.

4.        При переходе луча в оптически менее плотную среду угол преломления:

А. Меньше угла падения.

Б. Равен углу падения.

В. Больше угла падения.

5.        При некотором значении α угла падения луча света на границу раздела двух сред отношение синуса угла падения к синусу угла преломления равно n. Чему равно это отношение при увеличении угла падения в 2 раза?

А. .

Б. n.

В. 2n.

6.        Как изменяется скорость распространения света при пере ходе из вакуума в прозрачную среду с абсолютным показателем преломления n = 2?

А. Увеличится в 2 раза.

Б. Остается неизменной.

В. Уменьшится в 2 раза.

7. Водолаз рассматривает из воды светящуюся лампу, подвешенную от поверхности воды на высоте 1 м. Ему будет казаться, что высота:

А. Больше 1 м.

Б. Меньше 1 м.

В. Равна 1 м.

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

I

В

А

В

А

Б

Б

А

II

А

В

А

В

Б

В

А

II.        Изучение нового материала.

1.        Виды линз. Оптический центр линзы и ее оптические оси. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы, которая определяется кривизной ее поверхности, а также показатели преломления ее вещества относительно окружающей среды:

 где R1 и R2 - радиусы сферических поверхностей линзы; п - относительный показатель преломления.

Вывод формулы тонкой линзы. Линейное увеличение.

2.        Построение изображений в линзе.

III.        Закрепление знаний, умений, навыков.

Решение задач.

1. Построить изображение светящейся точки, расположенной на главной оптической оси линзы.

2. На рисунке показаны главная оптическая ось линзы и ход одного из лучей. Найдите построением фокус линзы:

3. Постройте изображение данного предмета в линзе. Какое это изображение?

4. Можно ли линзу применять в одной среде как рассеивающую, а в другой - как собирающую? Ответ объяснить.

Домашнее задание: § 14 (Л.Э. Генденштейн)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Линзы. Построение изображения в линзах. 9 и 11 класс

Урок. Линза. Построение изображения в тонкой линзе.  Учебная лекция (в основном новый материал излагает преподаватель, но учащиеся ведут конспект и по ходу изложения материала отвечают на в...

Формула тонкой линзы. Построение изображения,даваемого собирающей линзой.

Самостоятельная работа для учащихся 11 класса. В работу включены задания на построение изображения, даваемого собирающей линзой и на применение формулы тонкой линзы, увеличение линзы. ( УМК О.И. Громц...

Линзы. Правила построения изображений, даваемых линзой.

Презентация для проведения занятия по теме: "Линзы. Правила построения изображений, даваемых линзой."...

Линзы. Построение изображений, даваемых линзой.

Презентация к уроку физики в 8 классе по разделу "Световые явления" по учебнику А.В. Перышкина....

урок "Линза. Построение изображений, даваемых линзой"

Линза. Построение изображений, даваемых линзойЦель урока: создание условий для изучения знаний о линзах, их физических свойствах и характеристик и ввести понятие оптическая сила линзы. Задачи: - ...

Линза. Построение изображений в линзе. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы

Начало урока – это залог всего урока. «Всякое познание начинается с удивления» - говорил Аристотель. Увидев   на столах  смайлики и зерно чечевицы,  обучающиеся в...

Тема: "Линза. Построение изображений в линзе. Формула тонкой линзы"

middot;   Урок по теме  "Линзы. Построение изображений в линзе. Формула тонкой линзы" расширяет знания о линзах, практическое использование различных видов линз. На уроке рас...