Сценарий урока "Механические колебания"
план-конспект урока по физике (9 класс)

Бурлакова Ольга Геннадьевна

Сценарий урока по теме "Механические колебания" Физика. 9 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_uroka_kolebanie_9_klass.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока физики в 9 классе

«Механические колебания.»

 Цели урока::

Общеобразовательная.  Закрепление знаний о механических колебаниях, периоде, частоте колебаний, приобретение умений и навыков использования этих знаний на практике.

Развивающая.  Развивать  познавательные возможности самостоятельно изучать новую литературу, ориентироваться в потоке научно-технической информации, учиться логически мыслить, делать выводы из эксеприменов.

Воспитывающая. Подготавливать базу  для формирования научного мировоззрения,   которое реализуется при раскрытии таких аспектов, как человек и труд, человек и машина

Оборудование: 1. Портреты ученых (Галилео Галилея, Христиана  Гюйгенса);

                           2. Таблицы 1-3.                      

                           3. Раздаточный материал; 

                            4.Оборудование к экспериментам: груз на нити,   на пружине, измерительная лента, часы (секундомер), штатив с муфтой.

Ход урока.

Организационный момент.

Тема нашего урока «Механические колебания. Изучение колебаний нитяного маятника». На этом уроке мы с вами повторим  полученные знания о механических колебаниях, о величинах, их характеризующих. И самое главное, будем использовать эти знания на практике. Думаю, на уроке нам будет интересно узнать и что-то новое.

Проверочная работа.

Даю вам первое задание: на листах заданий укажите, какие виды механического движения  представлены в предложенных  вам примерах. ( работа имеет три варианта – А, Б, В.)

А. Троллейбус идет по улице две остановки.

     Парашютист приземляется на парашюте.

      Первоклассница роняет пенал

      Спринтер пробегает 100м.

      Паром переправляется через реку.

Б.  На крутом повороте машину м»бросило « в кювет.

      Фигурное катание на льду.

      Горнолыжник проходит дистанцию слалома.

      Солнце восходит на востоке, поднимается вверх и заходит на западе.

      Человек переводит стрелки часов на 1 час вперед.

В. «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?»

    Действие заводной игрушки: фигурка непрерывно кланяется.

    Движение качелей.

    Полет теннисного мяча: « мячик налево, мячик направо…»

Перемещение маятника.

Подвожу итог. Вы, наверное догадались, что в группе

А представлены прямолинейные движения,

 Б криволинейные движения,

В– колебательные движения.

  

Историческая пауза.

 ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ ( 1564-1642) –великийитальянский ученый  - один из создателей точного естествознания , всю свою жизнь посвятил физике и астрономии, сделав ряд важных открытий. Родился в городе Пизе, известной своей наклонной башней. Учился сначала  в монастырской школе, а затем в университете. Уже в студенческие годы Галилей увлекался изучением колебаний. Он обнаружил, что колебания маятника не зависят от его массы, а определяются длиной подвеса. Сохранилось предание о том, как молодой студент медицинского факультета Галилео Галилей в одно из воскресений 1583 года с интересом следил за качаниями зажженных лампад в церкви. По ударам пульса он определил время, необходимое для полного размаха лампад. С этого времени медицину пришлось ему оставить и сосредоточиться на физике.

Сообщение обучающегося «Маятник ФУКО»

 Предлагаю вам на практике проверить зависимость механических колебаний от длины нити подвеса.(1 группа), от жесткости пружины и массы груза (2 группа), сравнить колебательное движение и движение по окружности, используя дополнительную информацию (группа 3).  

У вас на столах лежит оборудование, задание к эксперименту. Сейчас внимательно просмотрим ход работы  и начнем проводить эксперимент.

 Работа в группах.

Группа 3.

ЗАДАНИЕ:

  1. Составить  сравнительную таблицу:

Движение по окружности

Колебательное движение

Сходство:

Различия:

  1. Привести примеры проявления движения по окружности:

  1. Определить период обращения окружности за 30 с. Описать (устно) ваш способ определения периода обращения.

Движение по окружности – частный случай криволинейного движения.

В прямолинейном равномерном движении: за равные промежутки времени  тело проходится равное расстояние. В нашем случае движения по окружности равные расстояния проходятся по окружности.

Но по окружности можно двигаться совершенно по-разному: быстро или медленно; двигаться по большой окружности или по маленькой

Движение по окружности характеризуется несколькими величинами. Если посмотреть на приведенные выше рисунки, то можно предположить, что полностью описать движение по окружности можно, если сказать, по насколько большой окружности происходит движение, и сказать о том, как быстро это движение происходит. Насколько большая окружность — это ее размер, например радиус окружности R.  Насколько быстро — например, время одного полного оборота.

Итак, некоторые предположения мы сделали, а теперь подробнее. Начнем.

 Радиус окружности R, по которой происходит движение. Ну, тут ничего сложного — радиус он и есть радиус — это расстояние между центром окружности и любой точкой окружности =1 метр.

Период обращения T — это время, за которое тело совершает полный оборот. Вполне логично, что время полного оборота T.  Чем больше это время — тем медленнее, "неохотнее" тело проходит свой круг. Чем меньше это время — тем быстрее происходит вращение.

Частота вращения — это характеристика, которая показывает, как "часто" обращается тело, как быстро оно это делает, а если быть точнее — то она показывает, сколько оборотов совершает тело за одну секунду.

=1 Гц.

Линейная (мгновенная) скорость - Это наша "обычная" привычная нам скорость. при равномерном движении скорость  — это путь, прошедший  телом на время: 

Выступления руководителя группы с отчетом и выводом о проведённой работе.

Закрепление

В предлагаемых вам примерах выделите колебательные движения,  и разделите их на 2 группы: свободные и вынужденные. При выполнении задания запишите номера примеров в таблицу.

    Примеры

  • Ребята качаются на каруселях.
  • Акробат прыгает на батуте.
  • Футболист бьет пенальти.
  • Бабочка машет крыльями.
  • Движение поршня в работающем двигателе внутреннего сгорания.
  • Ветка дерева колышется при ветреной погоде.
  • Шарик, подвешенный на нити, после того, как его вывели из равновесия.
  • Биение сердца.
  • Движение иглы в швейной машине.
  • Движение груза, подвешенного на пружине.
  • Тряска автомобиля, движущегося по неровной дороге.

Рефлексия

Домашнее задание: предположите, что бы произошло, если бы исчезли все колебания на земле.

                             

                       

                   

                   

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Механические колебания.Изучение колебания нитяного маятника"

Фрагмены урока физики «Механические колебания. Изучение колебаний нитяного                 маятника».Цели урока.Общеобра...

Разработка сценария урока по теме "Звук. Звуковые колебания" 9 класс

Разработка сценария урока по физике по теме "Звук. Звуковые колебания" 9 класс...

сценарий урока "Вынужденные колебания. Резонанс" 9 класс

Предмет: физикаКласс: 9Тема урока: Вынужденные колебания. Резонанс.Тип урока: урок открытия нового знания.Цель  урока:Деятельностная: формирование у учащихся способностей к самостоятельному постр...