Открытый урок "Механические колебания.Изучение колебания нитяного маятника"
методическая разработка по физике по теме
Фрагмены урока физики
«Механические колебания. Изучение колебаний нитяного маятника».
Цели урока.
Общеобразовательная. Получение знаний о механических колебаниях, периоде, частоте колебаний, приобретение умений и навыков использования этих знаний на практике.
Развивающая. Развивать познавательные возможности самостоятельно изучать новую литературу, ориентироваться в потоке научно-технической информации, учиться логически мыслить и переходить от логического мышления к творческому.
Воспитывающая.Подготавливать базу для формирования научного мировоззрения, которое реализуется при раскрытии таких аспектов, как человек и труд, человек и машина
Оборудование: 1. Портреты ученых (Галилео Галилея, Христиана Гюйгенса);
2. Таблицы 1-3.
3. Раздаточный материал;
4.Оборудование к лабораторной работе: груз на нити, измерительная лента, часы (секундомер), штатив с муфтой.
Ход урока.
- Организационный момент.
Тема нашего урока «Механические колебания. Изучение колебаний нитяного маятника». На этом уроке мы с вами повторим полученные знания о механических колебаниях, о величинах, их характеризующих. И самое главное, будем использовать эти знания на практике. Думаю, на уроке нам будет интересно узнать и что-то новое.
- Проверочная работа.
Даю вам первое задание: на листах заданий укажите, какие виды механического движения представлены в предложенных вам примерах. ( работа имеет три варианта – А, Б, В.)
А. Троллейбус идет по улице две остановки.
Парашютист приземляется на парашюте.
Первоклассница роняет пенал
Спринтер пробегает 100м.
Паром переправляется через реку.
Б. На крутом повороте машину м»бросило « в кювет.
Фигурное катание на льду.
Горнолыжник проходит дистанцию слалома.
Солнце восходит на востоке, поднимается вверх и заходит на западе.
Человек переводит стрелки часов на 1 час вперед.
В. «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?»
Действие заводной игрушки: фигурка непрерывно кланяется.
Движение качелей.
Полет теннисного мяча: « мячик налево, мячик направо…»
Перемещение маятника.
Подвожу итог. Вы, наверное догадались, что в группе
А представлены прямолинейные движения,
Б – криволинейные движения,
В– колебательные движения.
|
Историческая пауза.
ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ ( 1564-1642) –великийитальянский ученый - один из создателей точного естествознания , всю свою жизнь посвятил физике и астрономии, сделав ряд важных открытий. Родился в городе Пизе, известной своей наклонной башней. Учился сначала в монастырской школе, а затем в университете. Уже в студенческие годы Галилей увлекался изучением колебаний. Он обнаружил, что колебания маятника не зависят от его массы, а определяются длиной подвеса. Сохранилось предание о том, как молодой студент медицинского факультета Галилео Галилей в одно из воскресений 1583 года с интересом следил за качаниями зажженных лампад в церкви. По ударам пульса он определил время, необходимое для полного размаха лампад. С этого времени медицину пришлось ему оставить и сосредоточиться на физике.
Предлагаю вам на практике проверить зависимость механических колебаний от длины нити подвеса. Мы сделаем сейчас то, что было сделано Галилео Галилеем примерно 420 лет назад.
У вас на столах лежит оборудование, задание к эксперименту. Сейчас внимательно просмотрим ход работы и начнем проводить эксперимент.
Лабораторный эксперимент « Изучение колебаний нитяного маятника»
Цели: рассчитать с помощью нитяного маятника период и частоту колебаний, проанализировать зависимость периода и частоты от длины нити.
Оборудование: груз на нити измерительная лента, часы (секундомер).
- Решение физических задач.
Ребята, все вы любите читать сказки. И наше следующее задание, связано со сказками. Я вам раздам карточки с заданиями. Прочтите свои задания и ответьте на предложенные вам вопросы.
- Из французской сказки «Волк и лиса»
« Тут лис привязал веревку от колоколов к хвосту волка, раскачал хорошенько колокола, а потом бросил все и ушел. Несчастный волк, привязанный за хвост к колоколам , то взлетал, на пятнадцать фунтов вверх, то падал вниз и больно ушибался о землю. Так качался он пять минут».
ВОПРОСЫ.
- Как в физике называется движение, которое совершал «несчастный волк »?
- Почему качания волка прекратились?
- Из русской сказки «Про глупого змея и умного солдата»
«Змей так свистнул – деревья закачались, все листья с них осыпались».
ВОПРОС. Какие физические явления вы узнаете в этом эпизоде?
- Из итальянской сказки «Петрушечка»
« Видит Моргана – девочка убегает со шкатулкой, и кричит в окно:
- Эй, кухарка, держи девчонку!
- Очень надо! Столько лет я выгребала золу руками, а девчонка пришла и подарила мне метелку…
- Эй, ворота , держите девчонку!
- Очень надо! Наши ржавые петли скрипели , а девчонка пришла и смазала их салом!
Так Петрушечка и убежала».
Вопросы.
- Назовите тела, упомянутые в этом отрывке, которые могут совершать колебания?
- Почему ржавые петли скрипели и почему они перестали скрипеть , когда их смазали салом?
VI. Теперь еще один этап урока – Суперигра.
Суперигра
В предлагаемых вам примерах выделите колебательные движения, и разделите их на 2 группы: свободные и вынужденные. При выполнении задания запишите номера примеров в таблицу.
Примеры
- Ребята качаются на каруселях.
- Акробат прыгает на батуте.
- Футболист бьет пенальти.
- Бабочка машет крыльями.
- Движение поршня в работающем двигателе внутреннего сгорания.
- Ветка дерева колышется при ветреной погоде.
- Шарик, подвешенный на нити, после того, как его вывели из равновесия.
- Биение сердца.
- Движение иглы в швейной машине.
- Движение груза, подвешенного на пружине.
- Тряска автомобиля, движущегося по неровной дороге.
ВИД ДВИЖЕНИЙ
|
НОМЕР ПРИМЕРА |
Свободные колебания
| 7 и 10 |
Вынужденные колебания
| 1,2,4,5,6,8,9, 11 |
Не колебания
| 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Период колебания нитяного и пружинного маятников
Открытый урок по теме включает объяснение учителем нового материала....
Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины
Это урок закрепления знаний о характеристиках колебательного движения, проводимый в виде интерактивной лабораторной работы. Выполняя работу, учащиеся достаточно легко (почти в игровой форме) делают вы...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Исследование зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от его длины»
Данный материал поможет провести урок физики в 9 классе по теме "Математический маятник" с использованием ЭОРов. Тип урока - комбинированный. Формы работы учащихся: индивидуальная, группо...
Лабораторная работа №3 "Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины"
Конспект урока, презентация и приложение...
План - конспект урока Лабораторная работа «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»
ФИО (полностью) Виноградова Вера ВасильевнаМесто работы МКОУ «Денисовская ...
Лабораторная работа № 3 "Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины" для 9 класса
Презентация лабораторной работы позволяет выделить главное в данной работе и сократить время на изучение инструции, приведенной в учебнике....
Технологическая карта урока по учебному предмету «Физика» в 9 классе «Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины».
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений учащихся.Форма проведения: лабораторная работа. Цель урока: демонстрация практического значения характеристик механических колебаний - пери...