Сценарий урока "Строение вещества. Молекулы"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Бурлакова Ольга Геннадьевна

Обобщающий урок по теме «Строение вещества. Молекулы» Физика. 7 класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zagadka_7_kl.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока 7 класс

Обобщающий урок по теме «Строение вещества. Молекулы»

Образовательные: вызвать объективную необходимость изучения нового материала; обобщить знаниями по теме «Строение вещества. Молекулы.»

Развивающие: содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.

Воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.

Тип урока: Урок обобщения  пройденного материала.

Форма проведения: Исследовательская работа.

Оборудование: акварельные краски, лист бумаги, стакан с водой,  стеклянные пластинки, мел, пластилин, воздушный шарик, раствор марганца, мензурка с водой, пипетка.

План занятия:

1. Организационный этап. 1 мин.

2. Этап постановки целей и задач урока. 4 мин.

3. Этап повторения знаний. 8 мин.

4. Этап исследовательской работы учащихся. 15 мин.

5. Этап обобщения и закрепления изученного материала. (представления выполненных  работ обучающимися) 13 мин.

6. Рефлексия. 2 мин.

7. Заключительный этап. 2 мин.

Ход урока:

                                                                                               «Загадка – дело мудреное, но занятное!

                                                                                             Это испытание мудрости и смекалки,

                                                                                             интуиции и плюс ко всему это тайна,

                                                                                            постичь которую дано не каждому!»

Е.Яшина

Сегодня на уроке мы  будем разгадывать загадки природы, будем стремиться с помощью наших знаний определять верные пути познания неизведанного, а с помощью мудрости - пытаться достойно выйти  из нестандартной ситуации.  

ГОТОВЫ?

1 загадка   «Из чего сделан дом?

                     Из чего сделан стол?

                     Из чего сделано море,

                     Облако и поле»

(ВСЕ ТЕЛА СОСТОЯТ ИЗ ВЕЩЕСТВА)

-Правильно! Тема нашего урока – «СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА»

        Запишите в тетради!

Цели нашего урока:  1. Закрепить основные физические понятия .

                                    2. Знать из чего состоит вещество.

                                    3. Уметь проводить и объяснять физический опыт.

Ваша задача: Быть внимательными, отвечать на вопросы четко, грамотно, в полном объеме, успешно выполнять экспериментальные задания.

За нашей работой будет следить пресс-центр, в состав которого входят: Гусева Анна и Климов Иван, за каждый полный и правильный ответ они будут ставить 2 балла, за неполный  - 1 балл. Ученики, набравшие наибольшее количество баллов, получат максимальную оценку.

  • Какие Вы знаете существуют в природе состояния?

(В ПРИРОДЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ ТРИ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА: ТВЕРДОЕ, ЖИДКОЕ, ГАЗООБРАЗНОЕ).

  • Какие общие свойства Вы знаете у этих  состояний?

(ВСЕ ВЕЩЕСТВА СОСТОЯТ ИЗ МЕЛЬЧАЙШИХ ЧАСТИЦ – МОЛЕКУЛ И АТОМОВ)

  • Назовите  свойства молекул.

( МОЛЕКУЛЫ МАЛЫ и СОСТОЯТ ИЗ АТОМОВ

ДВИЖУТСЯ ХАОТИЧЕСКИ

ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ ДРУГ С ДРУГОМ

МЕЖДУ НИМИ ЕСТЬ ПРОМЕЖУТКИ)

Да, говорили Вы очень хорошо и красиво, но я не верю ни одному Вашему слову!

  • Как Вы сможете доказать свою правоту?

(УЧЕНИКИ ПОКАЗЫВАЮТ ОПЫТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ СВОЙСТВА АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ).

- латунный шарик, который в ненагретом состоянии проходит сквозь кольцо. Если шарик нагреть, то расширившись, он уже сквозь кольцо не пройдет.

- растворение небольшого количества марганцевого раствора в воде и разбавление в семи стаканах….

- диффузия в холодной и горячей воде

- целостность тел (деревянный брусок, мел), переливание воды ( У КАЖДОГО СОСТОЯНИЯ     ВЕЩЕСТВА   РАЗНОЕ    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: У ГАЗОВ БОЛЬШЕ СИЛЫ ОТТАЛКИВАНИЯ…… )

- воздушный шарик (ЕГО МОЖНО СЖАТЬ , Т.Е УМЕНЬШИТЬ РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ МОЛЕКУЛАМИ)

2  загадка   «Из трех атомов она

                      Состоит всего одна.

                      Тут есть пара водорода

                      И один атом кислорода».

(МОЛЕКУЛА  ВОДЫ)

  • На столе у Вас лежат карточки с символами О, Н, С, N.  

Покажите атомы кислорода,  водорода, азота, углерода; молекулы Воды, Кислорода,

  1. загадка  «Отгадайте спрятанный термин

                       и сформулируйте его определение».

  • …….(молекулы)
  • …….(диффузия)
  • С а о д в е т в е м з и й и (ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ)

 Изучив строения вещества, можно назвать основные положения молекулярно – кинетической теории……..

НАЗВАВАЮТСЯ  ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МОЛЕКУЛЯРНО – КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.

4  загадка   «Сколько нужно взять предметов,

                      Чтобы сделать только это?»

  • На каждом столе у Вас стоит оборудование, и лежит бланк отчета по работе. Вам не предлагается инструкция по выполнению работы, но необходимо выбрать из предложенного перечня то оборудование, с помощью которого можно продемонстрировать проявление одного из основных положение молекулярно – кинетической теории.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. акварельные краски
  2. лист бумаги
  3. стакан с водой
  4. 2 стеклянные пластинки
  5. мел
  6. пластилин
  7. воздушный шарик
  8. раствор марганца
  9. мензурка с водой
  10. пипетка.

Бланк отчета:

Что хочу узнать?

Что использую?

Что делаю?

Что узнал?

1

2

ИТОГ:  Пока пресс-центр подводит итоги, отгадаем загадки:

1. Маленький, кругленький в веществе живет

    А с соседями своими молекулу создает.

(атом)

2. Она бывает очень разной:

    Жидкой, твердой газообразной.

(вода)

3. Всем молекулам не спиться

    Им на месте не сидится

    Не считая трудности

    Вечно………. они.

(движутся)

Рефлексия:.

Что вас удивило….

Что получилось….

Что вызвало затрудения….

Попробуйте дома самостоятельно придумать загадку про молекулы.

Подведение итога, выставление оценок.

Кроссворд

  • сокращенная запись одной доли метра – 0,01 метра. (1)
  • наука, изучающая общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы её дви ж ения (3)
  • мельчайшая частица данного вещества. (4)
  • единица измерения температуры. (9)
  • объясняется тем, что молекулы жидкости сильнее притягиваются друг к другу, чем к молекулам твердого тела. (6)
  • самое удивительное на Земле вещество. (2)
  • физическое явление сцепления молекул жидкости и твердого тела. (5)
  • один из методов исследования – источник физических знаний. (7)
  • частицы, из которых состоят молекулы. (10)
  • сокращенная запись 0,001 метра. (11)
  • взаимное проникновение соприкасающихся веществ друг друга, происходящее вследствие беспорядочного движения частиц вещества. (8)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год) 1.Строение вещества. Молекула. (Урок изучения нового материала)

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год)  1.Строение  вещества. Молекула. (Урок изучения...

Строение вещества. Молекулы

Презентация к уроку по физике в 7 классе по теме "Строение вещества. Молекулы"...

Тест "Строение вещества. Молекулы", 7 класс

Тест составлен в программе Mytest для проверки уровня знаний учащихся 7 класса по теме "Строение вещества. Молекулы"...

Урок по теме "Строение вещества. Молекулы и атомы"

   Одно из главных отличий современного урока от традиционного  состоит в том, что в основе ФГОС второго поколения лежит системно - деятельностный подход. В связ...

Конспект урока "Строение вещества. Молекулы."

Конспект урока физики "Строение вещества. Молекулы" в 7 классе....

Зачет №1. «Измерение физических величин», «Точность и погрешность измерений», «Строение вещества. Молекулы», «Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах», «Агрегатные состояния вещества»

Зачет по физике в 7 классе по темам «Измерение физических величин», «Точность и погрешность измерений», «Строение вещества. Молекулы», «Диффузия в ж...