Урок в 7 классе по теме "Условия плавания тел"
план-конспект урока по физике (7 класс)
Урок позволяет:
1.Добиться усвоения учащимися условий плавания тел на основе изученного понятия об архимедовой силе.
2.Развивать наблюдательность, логическое мышление, творческую активность.
3. Воспитывать чувство коллективизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 37.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок физики в 7 классе
на тему
«Плавание тел»
Цели урока: Цель урока: систематизировать и закрепить знания, полученные на прошлом уроке; подготовить учащихся к восприятию нового материала, организовать деятельность учащихся по выяснению условий плавания тел в зависимости от плотности жидкости и тела, развивать умения делать выводы по результатам экспериментальных заданий, развивать творческую активность, творческие способности учащихся. Показать использование условий плавания тел в технике и народном хозяйстве. Содействовать развитию памяти, познавательных интересов; содействовать воспитанию положительного отношения к знаниям и процессу учения, воспитывать уважительное отношение друг к другу.
- Добиться усвоения учащимися условий плавания тел на основе изученного понятия об архимедовой силе.
- Развивать наблюдательность, логическое мышление, творческую активность.
- Воспитывать чувство коллективизма.
Методы обучения: Беседа. Фронтальные опыты. Логические выводы и интуитивные догадки школьников. Записи на доске, в тетрадях и дневниках.
Оборудование: проектор, презентация.
Лабораторное:
- Три одинаковых по объему тела, но из разного материала.
- Наборы оборудования: - сосуд с водой и набор тел: стальной гвоздь, фарфоровый ролик, кусочки свинца, алюминия, органического стекла, пенопласта, пробки, парафина ( тела находятся в коробке с перегородками, в каждой ячейке указано название вещества).
- два сосуда (с водой и с маслом), деревянный и пенопластовый кубики.
- мензурка, динамометр, две пробирки с песком (пробирки с песком должны плавать в воде, погрузившись на разную глубину).
- сосуд с водой, пробирка с поваренной солью, ложка, картофелина средней величины.
- сосуд с водой и кусок пластилина.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Я надеюсь, вы будете сегодня проявлять познавательную и творческую активность. Согласно восточной мудрости, если человек готов учиться, то учитель всегда найдется. Хочу пожелать вам успехов сегодня на уроке.
(на слайде высказывания И. Канта и А.С. Пушкина)
- Девизом нашего урока будут служить слова известных людей
И. Канта и А.С. Пушкина:
«Без сомнения, все наше знание начинается с опыта»
«О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель».
2.Актуализация и повторение знаний (фронтальный опрос).
На прошлых уроках мы с вами познакомились с действием жидкости на тела, погруженные в неё. Давайте вспомним некоторые моменты, чтобы продолжить изучение темы далее. Предлагаю вам задание, в котором нужно вставить пропущенные слова или части предложения.
Сила, возникающая при ………….тела в ……и выталкивающая его на поверхность называется …….. силой.
Уч: Архимедова сила.
Архимедова (выталкивающая) сила направлена ……
Уч: Она направлена вертикально вверх.
Если тело погружено полностью в жидкость, то архимедова сила равна произведению ……
Уч: FА=ржgVТ,
Если тело не полностью погружено в жидкость, то архимедова сила равна произведению …..
Уч: Тогда для подсчета архимедовой силы надо использовать формулу FA = ж g V, где V – объем той части тела, которая погружена в жидкость.
Выталкивающая сила зависит от…., не зависит от ….. (уч-ся высказывают предположения).
Учит: Какими способами можно на опыте определить архимедову силу? Видео 1
- О каком способе идет речь?
Уч: Можно найти разность показаний динамометра при взвешивании тела в воздухе и в жидкости, эта разность тоже равна архимедовой силе.
Видео 2
- О каком способе идет речь?
Уч: можно взвесить жидкость, вытесненную телом, её вес и будет равен архимедовой силе.
3. Создание проблемной ситуации
Учитель: Ребята, перед вами большой стеклянный сосуд. В него я опускаю три шарика одинакового размера, но из разного вещества. Какие вопросы у вас возникают, глядя на этот сосуд.
Вот на эти вопросы мы сегодня и будем искать ответы. Попробуйте сами сформулировать тему сегодняшнего урока.
«Почему тело плавает», «Когда тело тонет», «Плавание тел», «Условие плавания тел» и т.п.
4. Постановка учебной задачи
Учитель: Да, ребята, вы правильно понимаете, о чём мы с вами будем сегодня говорить. Мы знаем, что на всякое тело, погруженное в жидкость, действует архимедова сила. Но одни тела плавают в жидкости, другие тонут, а третьи всплывают на поверхность. Почему? Сегодня мы выясним это.
- Запишите в тетради тему урока – «Плавание тел”.
5. Решение учебной задачи
- Попробуем все сведения об условиях плавания тел получить из опыта. Каждая группа получит своё задание. После выполнения заданий мы обсудим полученные результаты и выясним условия плавания тел. На выполнение задания вам даётся 3 минуты. Все результаты записывайте в тетрадь. Если возникнут вопросы, поднимите руку.
(Ребята получают карточки с заданиями и оборудование для их выполнения - 5 вариантов)
Первый вариант: сравнить архимедову силу, действующую на каждую из пробирок, с силой тяжести каждой пробирки; сделать вывод на основании результатов опытов.
При выполнении этого задания используются мензурка, динамометр, две пробирки с песком (пробирки с песком должны плавать в воде, погрузившись на разную глубину).
Второй вариант: понаблюдать, какие из предложенных тел тонут и какие плавают в воде; найти в таблице учебника плотности, соответствующих веществ и сравнить с плотностью воды. Результаты оформить в виде таблицы.
Плотность жидкости | Плотность вещества | Тонет или нет |
|
|
|
Для выполнения этого задания нужен сосуд с водой и набор тел: стальной гвоздь, фарфоровый ролик, кусочки свинца, алюминия, органического стекла, пенопласта, пробки, парафина. Тела находятся в коробке с перегородками, в каждой ячейке указано название вещества.
Третий вариант: сравнить глубину погружения в воде деревянного и пенопластового кубиков одинаковых размеров; выяснить, отличается ли глубина погружения деревянного кубика в жидкости разной плотности. Результат опыта представить на рисунке.
Для проведения опыта нужны два сосуда (с водой и с маслом), деревянный и пенопластовый кубики.
Четвертый вариант: заставить картофелину плавать в воде. Объяснить результаты опыта. Для выполнения задания используется сосуд с водой, пробирка с поваренной солью, ложка, картофелина средней величины.
Пятый вариант: добиться, чтобы кусок пластилина плавал в воде. Пояснить результаты опыта.
Для выполнения задания потребуются сосуд с водой и кусок пластилина.
(Пока учащиеся выполняют задания, наблюдаю за их работой, оказываю необходимую помощь. Поскольку ответы ребят будут использоваться при изложении нового материала, намечаю, в какой последовательности они будут отчитываться.)
Учит: Заканчиваем работу, приборы отодвиньте на край стола. Переходим к обсуждению результатов.
- (1 группа). Первая группа сравнивала силу тяжести и архимедову силу. Какие результаты были получены? Продемонстрируйте нам.
Уч: Мы погружали в воду две пробирки с песком – одна легче, другая тяжелее, - и обе они плавали в воде. Мы определили, что архимедова сила в том и другом случае примерно равна силе тяжести.
Учит: Молодцы. Значит, если тело плавает, то FA = Fтяж. Запишем вывод в тетрадях и на доске. (ученик записывает на доске).
Учит: А если тело тонет в жидкости?
Уч: Тогда сила тяжести больше архимедовой силы.
Учит: А если тело всплывает?
Уч: Значит, архимедова сила больше силы тяжести.
- (2 группа). А теперь выясним, какие тела плавают в жидкости, а какие – тонут. Это нам поможет узнать вторая группа. Продемонстрируйте нам.
(Отвечают в основном ребята, выполнявшие задания первого варианта. Один из них называет те тела, который тонут в воде, другой – тела, которые плавают, третий сравнивает плотности тел каждой группы с плотностью воды. После этого все вместе делают вывод.)
- Уч-к: Если плотность вещества, из которого изготовлено тело больше плотности жидкости, то тело тонет. А если плотность вещества меньше плотности жидкости, то тело плавает.
(Выводы записываются на доске и в тетрадях.)
- Если плотности жидкости и вещества будут равны?
- Уч: То тело будет плавать.
- (3 группа). Посмотрим, как ведут себя тела, плавающие на поверхности жидкости. Некоторые ребята рассматривали, как ведут себя тела, изготовленные из дерева и пенопласта в одной и той же жидкости. Что они заметили? Продемонстрируйте нам.
- Уч: Глубина погружений тел разная. Пенопласт плавает почти на поверхности, а дерево немного погрузилось в воду.
- Учит: Что можно сказать о глубине погружения деревянного бруска, плавающего на поверхности воды, масла?
- Уч: В масле брусок погружался глубже, чем в воде.
- Учит: Таким образом, глубина погружения тела в жидкость зависит от плотности жидкости и самого тела. Запишем этот вывод.
- (4 группа). Теперь выясним, можно ли заставить плавать тела, которые в обычных условиях тонут в воде, например вареное яйцо или пластилин. Посмотрим опыт. Бросим эти тела в воду (проводится демонстрация). Что вы наблюдаете?
Уч: Они тонут в воде.
Учит: А у ребят 4-й группы яйцо в воде плавает. В чем же дело?
Уч: Чтобы заставить картофелину плавать, я насыпал в воду больше соли.
Учит: Что же произошло?
Уч: У соленой воды увеличилась плотность и она стала сильнее выталкивать картофелину. Плотность воды возросла и архимедова сила стала больше.
- (5 группа). Правильно. А у ребят, выполнявших задание с пластилином, соли не было. Каким образом вам удалось добиться, чтобы пластилин плавал в воде?
Уч: Я сделал из пластилина лодочку. Она имеет большой объем и поэтому плавает.
Учит: Наверно не просто большой, а больший, чем у куска пластилина.
Уч: А мы сделали из пластилина коробочку, она тоже плавает.
Учит: А она почему плавает?
Уч: У нее тоже больше объем, чем у куска пластилина.
6. Физминутка.
Устали? Давайте немножко отдохнем. (Все встали, руки на пояс):
Посмотрели вправо (повернуться направо), Влево (повернуться налево),
Руки сжали у груди (сжать ладони очень сильно у груди),
А теперь их отведи (вытянуть руки вперёд и потянуться),
Дотянись до потолка, (поднять руки вверх и потянуться),
Сбрось усталость всю с себя! (сделать выдох, и сесть за стол).
7. Обобщение (слайд с таблицей).
- Итак, мы ответили на все вопросы, которые возникли у вас в начале урока. Мы выяснили условие плавания тел: то FA = Fтяж. Узнали, что его можно записать еще через плотность тела и плотность жидкости, т. к. обе силы зависят от них. Значит, условия тел можно сформулировать двумя способами: сравнивая архимедову силу и силу тяжести или сравнивая плотности жидкости и находящегося в ней вещества (смотрим слайд с таблицей)
- Теперь, зная условия плавания тел, вы сможете объяснить смысл некоторых пословиц и поговорок народов мира. (Слайд)
8. Применение (слайды).
- Ребята, что является самым главным примером использования условий плавания тел? (плавание судов)
- При постройке кораблей. Раньше делали деревянные корабли и лодки. Плотность дерева меньше плотности воды, и корабли плавали в воде.
- Современные металлические корабли тоже плавают, а ведь куски стали тонут в воде. Как вы думаете, почему? (…..)
С ними поступают так, как мы поступили с пластилином: увеличивают объем, архимедова сила становится больше, и они плавают. Еще делают понтоны и подводные лодки.
- Итак, в судостроении используется тот факт, что путем изменения объема можно придать плавучесть практически любому телу. А зависимость условий плавания тел с изменением плотности жидкости используется при переходе из моря в реку судов, т.к. меняется глубина погружения.
- Где в природе мы можем наблюдать применение условий плавания тел? (плавание рыб) Кто знает, как плавают рыбы?
- Плотность живых организмов, населяющих водную среду, мало отличается от плотности воды, то их вес уравновешивается архимедовой силой. Поэтому водные животные не нуждаются в прочных массивных скелетах, а стволы водных растений эластичны. Рыбы имеют плавательный пузырь. Рыба с помощью мышц опускается на дно, давление воды увеличивается, пузырь сжимается, объём тела рыбы уменьшается и она плавает на глубине.
- А где еще можно плавать?
- Плавать так же можно не только в жидкости, но и в воздухе, потому что в воздухе тоже действует выталкивающая сила. На этом основано воздухоплавание. Но об этих вопросах мы поговорим с вами более подробно на следующем уроке.
(Слайд)
9. Закрепление (если останется время).
1.Задача: сила тяжести, действующая на закрытый металлический контейнер с грузом, равна 10 000 Н, объём контейнера 1,5 м3. Всплывёт он или утонет, если его опустить в воду?
(задачу у доски решает уч-ся
Дано: Решение:
pв=1000кг/м3 FА=pж g Vт
Fт=10 000 Н FА=1000кг/м3*9,8 Н/кг*1,5 м3=15000 Н
V=1,5 м3 т.к. FА больше Fт, то
FА-? тело всплывет
2.Задача: закрытая пластиковая бутылка объёмом 1,6 л с некоторым количеством воды весит 12 Н. Всплывёт она или утонет, если её полностью погрузить а) в воду, б) в керосин?
(задачу у доски решает уч-ся
Дано: Решение:
V=1,6*10-3 м3 а)pж=1000кг/м3
Р=12 Н Fт=Р=12 Н; FА=пж g Vт
FА-? FА=1000кг/м3*9,8 Н/кг* 1,6*10-3 м3=16 Н
Т.к. FА>Fт , то бутылка всплывёт
б)pж=800кг/м3
FА=800кг/м3*9,8Н/кг*1,6*10-3м3=12,8 Н
(всплывёт))
Учитель: Используя полученную таблицу и таблицу плотностей (стр 26), выполните задания. (Листы для самоконтроля)
1) медный груз в воде ____________________________(тонет)
2) кирпич в воде ___________________________________(тонет)
3) кирпич в серной кислоте___________________________ (плавает)
4) кирпич в ртути _________________(всплывает и плавает на поверхности)
5) деревянный кубик в воде ________(всплывает и плавает на поверхности)
6) Тело плавает в пресной воде, полностью погрузившись в нее. Тогда
а) в керосине это тело ____________________________(тонет)
б) в соленой воде это тело __________________(всплывает)
7) В сосуд налили три несмешивающиеся жидкости: воду, спирт и растительное масло. Покажите, как жидкости расположатся в сосуде.
______________________________спирт
___________________________ масло растительное
__________________________________ вода
10. Рефлексия 1. В качестве итога урока я предлагаю вам оценить свою деятельность на сегодняшнем уроке, закончив предложения.
На уроке я узнал(а) ……………………….
Тело тонет, если …………………………
Мяч всплывает, потому что………………..
Оказывается ……………………………….
11. Домашнее задание.
Учит: Интересный факт! Большое Соленое озеро, расположенное в США, в западном штате Юта, 120 км в длину и 80 км в ширину. Это самое большое озеро Запада Америки. Но катание на лодке здесь не радует. На водных лыжах кататься тоже рискованно: падение грозит... переломом костей! То же самое относится к нырянию. Был случай, когда подросток, отмахнувшись от советов, разбежался и нырнул. Вытащили его со сломанной шеей. Ударился он не об дно, а о... воду. И не удивительно: анализ показывает, что в ней содержится до 25 % твердых веществ, главным образом, окаменевшей соли. Плыть в такой воде нелегко.
- Есть ли на Земле ещё похожие водоёмы? Осуществить поиск таких интересных фактов, я предлагаю вам в качестве домашнего задания.
§ 50, 51, творческое задание (интересные сообщения, факты).
Рефлексия 2.
В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке каждый из вас, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались.
При выходе из кабинета на наш сосуд с водой прикрепите смайлик, пожалуйста, на ту глубину, которая соответствовала бы глубине вашего погружения в сегодняшний урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики в 7 классе по теме ПЛАВАНИЕ СУДОВ. ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ.
Конспект и презентация урока в 7 классе по теме ПЛАВАНИЕ СУДОВ. ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ( Повторительно-обобщающий (урок-соревнование).)...
Урок и презентация по теме "Плавание тел" 7 класс
Работа содержит план-конспект урока и презентацию.Цель: Выяснить условия плавания тел в жидкости, усвоить их на уровне понимания и применения, с использованием логики научного познания....
Урок-исследование по физике в 7 классе Тема: «Условия плавания тел»
Урок - исследование по физике в 7 классе. Тема "Условия плавания тел"...
Конспект урока по плаванию в 5 классе "Совершенствование техники плавания брассом"
Конспект урока для учащихся 5-х классов, умеющих плавать и освоивших технику плавания кролем на груди, кролем на спине, основы техники плавания брассом....
Урок в 7 классе по теме "Плавание тел"
Урок изучения нового материала с использованием групповой экспериментальной работы....
презентация к уроку в 7 классе по теме"плавание тел"
презентация выполнена в виде сказки в стихах....
Мастер-класс. Формирование УУД на уроке физики при изучении темы " Плавание тел. Условия плавания тел."
В соответствии с ФГОС основного общего образования современному обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения. «Человек образованный ...