Урок в 7 классе по теме "Плавание тел"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме
Урок изучения нового материала с использованием групповой экспериментальной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plavanie_tel.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок. 13. 03. 2007. Суховеенко Н. Н., МОУ Лебединская СОШ.
Тема урока: «Плавание тел»
Цель урока:
- Усвоение условий плавания тел.
- Развитие исследовательских умений учащихся.
Ход урока.
- Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать тему «Архимедова сила».
? Где легче поднимать ведро с водой, в воде или воздухе? Почему?
Ученик. В воде, потому что на ведро действует выталкивающая сила.
? Верно, а что вам уже известно о выталкивающей силе?
Ученики.
- Нам известна причина выталкивающей силы.
- Мы знаем, что сила Архимеда направлена вверх.
- Нам известна формула силы Архимеда.
- Мы умеем измерять выталкивающую силу.
Давайте повторим формулу архимедовой силы (слайд №1):
Прочитайте формулу. Назовите величины, входящие в формулу.
? От чего зависит сила Архимеда?
Решение задач – рисунков (слайды №2, №3)
- Мотивационный этап.
Демонстрация опыта: Если взять два равных тела,
В жидкость опустить одну,
Видно, что одно всплывает,
А другое вмиг ко дну.
Жидкость таж, сомненья нет,
Ну, а в чем же тут секрет?
? Одинаковая ли выталкивающая сила действует на цилиндры?
Ученик. Объемы цилиндров одинаковы, жидкость одна и та же, значит, выталкивающие силы одинаковы.
? Почему же тогда один цилиндр тонет, а другой всплывает? Сегодня на уроке мы попробуем ответить на этот вопрос.
Запишите в тетрадях тему урока «Плавание тел».
3. Изучение нового материала.
? Какая еще сила действует на тело, погруженное в жидкость?
Ученики. Сила тяжести, направленная вниз.
? Какие возможны соотношения между этими силами?
Ученики. Эти силы могут быть равными, или одна больше другой.
Давайте изобразим на доске и в тетрадях возможные варианты.
Выполняется рисунок с изображение сил тяжести и Архимеда. Делаются выводы: если Fт> FА, то тело тонет;
если Fт = FА, то тело плавает внутри жидкости;
если Fт< FА, то тело всплывает.
? А теперь попробуем выяснить: нельзя ли без вычисления сил тяжести и Архимеда определить поведение тела в жидкости? Для этого каждая из групп получит экспериментальное задание.
Задание № 1
Цель: выяснить, при каких условиях тело тонет.
1. Опускайте в воду поочередно тела: железный гвоздь, фарфоровый ролик,
алюминиевый цилиндр. Выясните, какие из них тонут, какие плавают.
2. Результаты наблюдения занесите в таблицу:
Плотность воды, кг/м3 | Плотность вещества, кг/м3 | Тонет или плавает |
1000 | 7800(железо) 2300(фарфор) 2700(алюминий) |
3. Изучив таблицу, сделайте вывод: при каком условии тела в воде тонут?
Задание № 2
Цель: выяснить, при каких условиях тело всплывает.
1. Опускайте в воду поочередно тела: деревянный брусочек, кусочек парафина,
пробка. Выясните, какие из них тонут, какие плавают.
2. Результаты наблюдения занесите в таблицу:
Плотность воды, кг/м3 | Плотность вещества, кг/м3 | Тонет или плавает |
1000 | 400(дерево) 900(парафин) 240(пробка) |
3. Изучив таблицу, сделайте вывод: при каком условии тела в воде плавают?
Задание № 3
Цель: выяснить, от чего зависит глубина погружения плавающих тел.
- Возьмите два одинаковых по объему тела – из парафина () и из пробки ().
- Опустите их в воду и наблюдайте, какой из них глубже погрузится.
- Сделайте вывод о глубине погружения тела в зависимости от его плотности.
Задание № 4
Заставьте картофелину плавать в воде. Объясните результаты своего опыта
После окончания исследовательской работы проводим обсуждение результатов сначала первых двух заданий.
Давайте докажем выводы, сделанные группами, теоретически:
Сравним формулы ; . В чем отличие?
Запишем в тетрадях и на доске выводы:
если , то тело тонет;
если , то тело плавает внутри;
если , то тело всплывает.
? Что произойдет с пробковым и пенопластовым телами, если их погрузить в воду? (демонстрация опыта)
Ученик. Они всплывут, потому что их плотность меньше плотности воды.
? Верно. Но одинакова ли будет глубина погружения этих тел? Послушаем отчет третьей группы.
Рассмотрим этот случай более подробно.
? До каких пор будет всплывать тело?
Ученик. Пока FА не станет равной Fт.
Запишем это условие Fт = FА
Вывод: Глубина погружения тела зависит от плотности тела и плотности жидкости.
Для айсберга: !
? Почему тонет картошка в воде? (демонстрация опыта)
Ученик. Потому что плотность картофеля больше плотности воды.
А вот у ребят из 4 группы картошка плавает. Объясните, как вы это сделали.
Слушаем отчет 4 группы. Делаем выводы.
? Как заставит тело плавать?
- Увеличить FА ()
- Уменьшить Fт( m )
Демонстрация опыта с картезианским водолазом. Ученики объясняют опыт.
? Что общего в погружении между картезианским водолазом и подводной лодкой?
- Закрепление
? Почему жир в супе плавает на поверхности?
? Что имеет большую плотность: молоко или сливки?
? 3адача (слайд №3)
? Почему нельзя тушить керосин водой?
- Подведение итогов
Формулировка условий плавания тел (слайд №4, №5)
Запись д/з: § 50, Упр. 25( 2,3,5)
Тест (слайды №6 - №12). Взаимопроверка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...
План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)
Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...