Урок в 7 классе по теме "Плавание тел"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Урок изучения нового материала с использованием групповой экспериментальной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plavanie_tel.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок. 13. 03. 2007. Суховеенко Н. Н., МОУ Лебединская СОШ.

Тема урока: «Плавание тел»

Цель урока:

  1. Усвоение условий плавания тел.
  2. Развитие исследовательских умений учащихся.

Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать тему «Архимедова сила».

? Где легче поднимать ведро с водой, в воде или воздухе? Почему?

Ученик. В воде, потому что на ведро действует выталкивающая сила.

? Верно, а что вам уже известно о выталкивающей силе?

Ученики.

  1. Нам известна причина выталкивающей силы.
  2. Мы знаем, что сила Архимеда направлена вверх.
  3. Нам известна формула силы Архимеда.
  4. Мы умеем измерять выталкивающую силу.

Давайте повторим формулу архимедовой силы (слайд №1):

Прочитайте формулу. Назовите величины, входящие в формулу.

? От чего зависит сила Архимеда?

Решение задач – рисунков (слайды №2, №3)

  1. Мотивационный этап.

Демонстрация опыта: Если взять два равных тела,

                                      В жидкость опустить одну,

                                      Видно, что одно всплывает,

                                      А другое вмиг ко дну.

                                      Жидкость таж, сомненья нет,

                                      Ну, а в чем же тут секрет?

? Одинаковая ли выталкивающая сила действует на цилиндры?

Ученик. Объемы цилиндров одинаковы, жидкость одна и та же, значит, выталкивающие силы одинаковы.

? Почему же тогда один цилиндр тонет, а другой всплывает? Сегодня на уроке мы  попробуем ответить на этот вопрос.

Запишите в тетрадях тему урока «Плавание тел».

       3. Изучение нового материала.

? Какая еще сила действует на тело, погруженное в жидкость?

Ученики. Сила тяжести, направленная вниз.

? Какие возможны соотношения между этими силами?

Ученики. Эти силы могут быть равными, или одна больше другой.

Давайте изобразим на доске и в тетрадях возможные варианты.

Выполняется рисунок с изображение сил тяжести и Архимеда.                   Делаются выводы: если Fт> FА, то тело тонет;

                                  если Fт = FА, то тело плавает внутри жидкости;

                                  если Fт< FА, то тело  всплывает.

? А теперь попробуем выяснить: нельзя ли без вычисления  сил тяжести и Архимеда определить поведение тела в жидкости? Для этого каждая из групп получит экспериментальное задание.

Задание № 1

Цель: выяснить, при каких условиях тело тонет.

1. Опускайте в воду поочередно тела: железный гвоздь, фарфоровый ролик,

алюминиевый цилиндр. Выясните, какие из них тонут, какие плавают.

2. Результаты наблюдения занесите в таблицу:

Плотность воды,

        кг/м3

Плотность вещества,

кг/м3

Тонет или плавает

1000

7800(железо)

2300(фарфор)

2700(алюминий)

3. Изучив таблицу, сделайте вывод: при каком условии тела в воде тонут?

Задание № 2

Цель: выяснить, при каких условиях тело всплывает.

1. Опускайте в воду поочередно тела: деревянный брусочек, кусочек парафина,

пробка. Выясните, какие из них тонут, какие плавают.

2. Результаты наблюдения занесите в таблицу:

Плотность воды,

        кг/м3

Плотность вещества,

кг/м3

Тонет или плавает

1000

400(дерево)

900(парафин)

240(пробка)

3. Изучив таблицу, сделайте вывод: при каком условии тела в воде плавают?

  Задание № 3

      Цель: выяснить, от чего зависит глубина погружения плавающих тел.

  1. Возьмите два одинаковых по объему тела – из парафина ()      и из пробки ().
  2. Опустите их в воду и наблюдайте, какой из них глубже погрузится.
  3. Сделайте вывод о глубине погружения тела  в зависимости от его плотности.

Задание № 4

Заставьте картофелину плавать в воде. Объясните результаты своего опыта

После окончания исследовательской работы проводим обсуждение результатов  сначала первых двух заданий.

Давайте докажем выводы, сделанные группами, теоретически:

Сравним формулы  ; . В чем отличие?

Запишем в тетрадях и на доске выводы:

если  , то тело тонет;

если  , то тело плавает внутри;

если  , то тело всплывает.

? Что произойдет с пробковым и пенопластовым телами, если их погрузить в воду? (демонстрация опыта)

Ученик. Они всплывут, потому что их плотность меньше плотности воды.

?  Верно. Но одинакова ли будет глубина погружения этих тел? Послушаем отчет третьей группы.

Рассмотрим этот случай более подробно.

? До каких пор  будет всплывать тело?

Ученик. Пока  FА не станет равной  Fт.

Запишем это условие Fт = FА

                                         

                                     

Вывод: Глубина погружения тела зависит от плотности тела и плотности жидкости.

                  Для айсберга: !

? Почему тонет картошка в воде? (демонстрация опыта)

Ученик. Потому что плотность картофеля больше плотности воды.

А вот у ребят из 4 группы картошка плавает. Объясните, как вы это сделали.

Слушаем отчет 4 группы. Делаем выводы.

? Как заставит тело плавать?

  1. Увеличить FА ()
  2. Уменьшить Fт( m )

Демонстрация опыта с картезианским водолазом. Ученики объясняют опыт.

? Что общего в погружении между картезианским водолазом и подводной лодкой?

  1. Закрепление

? Почему жир в супе плавает на поверхности?

? Что имеет большую плотность: молоко или сливки?

? 3адача (слайд №3)

? Почему нельзя тушить керосин водой?

  1. Подведение итогов

Формулировка условий плавания тел (слайд №4, №5)

Запись д/з: § 50, Упр. 25( 2,3,5)

Тест (слайды №6 - №12). Взаимопроверка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...