Урок физики в 7 классе по теме ПЛАВАНИЕ СУДОВ. ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ.
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Чернорубашкина Татьяна Александровна

 

 Конспект и презентация урока в 7 классе по теме ПЛАВАНИЕ СУДОВ. ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ( Повторительно-обобщающий (урок-соревнование).)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

«Большелычакская средняя общеобразовательная школа» Фроловского  муниципального района

Волгоградской области.

Урок:     ПЛАВАНИЕ СУДОВ. ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ.

                                                                        «Мы обязаны Архимеду фундаментом

                                                                                        учения о равновесии жидкостей.»

Ж.Лагранж

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цель  урока: рассмотреть физические основы плавания  тел, судов, воздухоплавания.

Задачи урока:

1.Познакомить учащихся  с условиями плавания судов, воздухоплавания и с историей развития отраслей судостроения и воздухоплавания 

2.Прививать культуру умственного труда, развивать познавательный интерес к предмету.

3.Развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать; продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.

УМК:  Физика: Учебник для 7  класса /  Под ред. А.В. Перышкин – М. ДРОФА ,  2010

Оборудование:  мультимедийный  проектор ,   компьютер., воздушные шары с гелием , модель кораблика, набор тел разной плотности, сосуд с водой, с солёной водой, прибор «Мыльные пузыри», яйца, стаканы

Дидактический материал:  компьютерная презентация к уроку

приложение 1, презентации команд приложение 2,3,4;

карточки  к конкурсу « Морской бой.»

Демонстрация.

1.На примере воздушных шариков  ,  заполненных гелием, объяснить причину их поведения.

2.Демонстрируется опыт по плаванию модели  кораблика.

3 Демонстрация .  Плавание тел в жидкостях разной плотности.

4.Компьютерный эксперимент (анимации)1).Плавание тел  разной  плотности   2)Плавание подводной лодки,  3)Плавание  водолаза.4) Корабль без груза и с грузом.

Структура урока.

№        

Этапы урока        

Деятельность учителя        

Деятельность ученика        

Время (мин)

1

Введение.

Сообщение

Слайд №1

Запись темы урока в тетради.

2

2

 Конкурс «Презентации».  

Слайд№2

презентаций учащихся .

 Три представителя команд представляют защиту, свей работы  по заданной теме, (презентации) проводят эксперименты

-с воздушным шариком заполненным гелием

- плавание кораблика (детская игрушка) - плавание  тел разной плотности

15

3

 Конкурс «Эрудит».

Слайды №3-12 презентации к уроку

Выполняют задания.

Отвечает команда,  первая поднявшая руку.

5

4

Конкурс  «Экологический»

Даёт задание

Слайды№13-14 презентации к уроку

Отвечает представитель от каждой команды

4

5

Задачи на смекалку

Слайды №15-18

презентации к уроку

Решают качественные задачи . Отвечает представитель от каждой команды

4

6

Физкультминутка.

2

7

Конкурс   «Подумай!».

Слайды №19-22презентации к уроку

Обсуждают ,  высказывают своё мнение.

4

8

Конкурс   Морской бой  

Карточки с задачами раздаёт каждой команде Слайд№23

Решают  расчётные задачи  в тетрадях .

4

9

Домашнее задание

Запись на доске.

Записывают д./З.

1

10

Итоги урока

Подводит итоги

Слайд№24

3

                                                            Ход урока:

1.Введение  Урок проводится в форме  соревнования  между тремя командами: “Мореплаватели” ,  “Воздухоплаватели”   и «Учёные» ,

конкурсы оцениваются  жюри  (старшеклассники)   по 5-бальной шкале.

Физика, одна из самых древнейших наук  о природе и,  тем не менее  одна из самых молодых!

Здравствуй, физика, созданная великими учёными:

Архимедом, Ньютоном, Ампером!

Открой перед нами загадки физических явлений,

Веди нас по пути увлекательных открытий по дороге знаний. Покажи нам уже завоеванные наукой рубежи  и горизонты современных поисков, веди нас в секреты  своих неразгаданных тайн.

 2. Конкурс «Презентации»    каждая команда представляет свою презентацию.   Приложение 2,3,4

проводят эксперименты

-с воздушным шариком заполненным гелием

- плавание кораблика (детская игрушка)

 - плавание  тел разной плотности в воде

3.Конкурс «Эрудит».  Приложение 1(жюри оценивает по баллам)

  1. сосуд,  который помог Архимеду открыть свой знаменитый закон.  (Ванна)

1 балл

2) На какой из опущенных в воду шаров действует наибольшая выталкивающая сила?   (1 балл)

3)В сосуде с водой плавает брусок изо льда, на котором лежит деревянный шар. Плотность вещества шара меньше плотности воды. Изменится ли уровень воды в сосуде, если лед растает?

2 балла

4) Средняя плотность тела человека около 1 г/см3, т.е. как у воды. Следовательно, люди должны в воде плавать. Почему же некоторые люди тонут  в воде?  (5 баллов)

(Чтобы не утонуть, человек должен погрузиться в воду почти целиком. Для людей, не умеющих плавать, наиболее правильной будет вертикальная позиция идущего человека, причем голову следует откинуть и погрузить в воду так, чтобы над ней оставались, только рот и нос. Но такое равновесие очень хрупкое и достаточно вскинуть руку или поднять голову, чтобы оно нарушилось. Тогда рот и ноздри окажутся под водой, которая при попытке вздохнуть проникает в легкие и желудок.  Тело становится  тяжелее, и человек идет ко дну.)

5)За одну минуту приведите примеры  использования закона Архимеда в мире живой природы

( Например:  плавательный пузырь у рыб. Он обладает заметной сжимаемостью, поэтому рыба легко меняет объем своего тела и, тем самым, среднюю плотность. Так рыба  регулирует глубину своего погружения: пузырь надут – всплывает, сжат – уходит на глубину.)

кто больше наберёт слов -5 баллов

6) Взгляните, как плавает ягодка винограда в стакане с газированной водой. Что общего между этим явлением и подводной лодкой? (демонстрация опыта)

3балла

( У подводной лодки есть специальные цистерны. Называются они – балластные. Когда лодка должна всплыть – они должны быть пусты, при погружении – их заполняют забортной водой. В случае ягоды винограда роль таких цистерн выполняют пузырьки воздуха, которыми покрыта эта ягода.)

 

7)Черный ящик! В нем находится оригинальный индикатор, который поможет вам определить: в каком из стаканов налита пресная вода, а в  каком – соленая. Что находится в черном ящике? 

(4балла)

демонстрация два стакана с пресной  водой и солёной водой, варёные яйца

( В черном  ящике находится  яйцо. Его плотность больше, чем у пресной воды, но меньше, чем у соленой. Поэтому  яйцо будет  плавать в стакане с соленой водой.)

8)Почему мыльные пузыри поднимаются вверх? (действует архимедова сила)

1 балл (Демонстрация с мыльными пузырями)

4.Конкурс  «Экологический» приложение 1

1.  Охарактеризовать экологическую ситуацию, создаваемую в результате эксплуатации подводных, надводных и воздушных транспортных средств.

2. Предложить альтернативный транспорт.

Примерными ответами на эти задания могут быть следующие:

-1.Водные транспортные средства загрязняют воду. Нефть, попавшая в море из двигателей или из танкеров, всплывает и растекается по поверхности, в результате на воде образуется пленка, резко уменьшающая газообмен между водой и воздухом и тем самым нарушающая нормальную жизнь рыб и других обитателей моря. Таким образом, экологическая обстановка ухудшается. Экологически безвредными транспортными средствами являются плоты и парусные суда.

-2.Воздушный транспорт загрязняет воздух, создает шум, расходует кислород атмосферы и топливо. Тем самым экологическая обстановка также ухудшается. Экологически безвредными транспортными средствами являются аэростаты и дирижабли.

 5.Физминутка.

    Раз — мы встали . Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять.

№6.Задачи на смекалку приложение 1

Воздухоплаватели.

1.С какой целью воздухоплаватели  берут с собой мешки с песком (балласт)?

 Ответ  Выбрасывая  балласт, увеличивают подъёмную силу, действующую на воздушный шар.

    2.В каком случае подъёмная сила, действующая на воздушный шар, заполненный горячим воздухом больше : в  холодную погоду или в тёплый солнечный день?

         Ответ Чем больше разница в плотностях воздуха и газа, заполняющего шар, тем    больше подъёмная сила. Поэтому подъёмная сила больше в холодный день, когда воздух    менее прогрет.

Мореплаватели .

1.Как изменится осадка теплохода при переходе из реки в море?

 Ответ.  Уменьшается, так как увеличивается выталкивающая сила.

2.Подводная лодка всплыла на поверхность воды в Северном Ледовитом океане и обледенела.  Труднее или легче будет опускаться лодке под воду?

Ответ Ледяной покров создаёт дополнительную выталкивающую силу и затрудняет движение лодки

Учёные.

     1.С какой целью ботинки для водолаза делают с тяжёлыми свинцовыми подошвами?

Ответ Тяжёлые ботинки помогают преодолевать выталкивающую силу.

 2.Кит, очутившись на суше, не проживёт и часа. Почему?

         Ответ. На суше вес кита увеличивается, и он от этого погибает.

7.Конкурс   «Подумай!»   приложение 1

В воде плавают три тела шарообразной формы равного объема. Плотность, какого тела больше?

Проведение  виртуального  эксперимента с помощью флэш-ролика «Плавание тел».

В  атмосфере,  какой планеты будет подниматься воздушный шар, наполненный воздухом?

Ответ Атмосфера планеты  должна иметь плотность меньшую, чем плотность воздух  в шарике.

Почему подводной   лодке иногда трудно оторваться от глинистого дна.

Ответ. Архимедова сила  не возникает в том случае , когда вода не проникает между лодкой и дном

8.Конкурс   Морской бой   решение задач по группам

Если задача решена правильно, то сбивается корабль, на пересечении, цифр, полученных в ответе. НАПРИМЕР, ответ 24 – сбит корабль, находящийся по горизонтали в точке 2, а  по вертикале – в точке 4.

1. На какой глубине в пруду давление воды 200000 Па?  (20м)

2. Определить высоту  ёмкости для хранения, давление  на дно 80000 Па.

Плотность керосина 800 кг/м3 . (10м)

3.Чему равна сила тяжести тела, масса  которого 4,5кг? (45Н)

4. Определите вес парашюта, масса которого 9,4кг? (94Н)

5.Камень объёмом  0,0051 м3   находится в воде. Определите выталкивающую силу, действующую на него.  (51Н)

6.Вычислите выталкивающую силу, действующую на предмет объёмом 0,0027 м3  находящийся в воде. (27Н)

7. Какую силу надо приложить, чтобы удержать под водой камень, масса которого 7,2 кг? (плотность камня 2400 кг/м3  ,плотность воды 1000 кг/м3) (42Н)

8. Какую силу надо приложить, чтобы удержать под водой алюминиевый шар массой  5,4кг? (плотность алюминия 2700 кг/м3, плотность воды - 1000 кг/м3) (34Н)

                 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

нечётные                                                                                    чётные

9.Д. З.  § 51, 52, упр. 26 (1, 2).

мини сочинение: “ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ БУДУЩЕГО”

10.Итоги урока

Жидкости на тело давят,

Вверх его все поднимают,

При этом силу создают,

Что Архимедовой зовут!

Ее считать умеем мы:

Надо знать лишь вес воды,

Что-то тело вытесняет -

Все закон нам объясняет -

Открыл его великий грек

Ему имя - Архимед!

( жюри подводи итоги  после каждого конкурса, команда победителей получает  грамоту ), оценки выставляются всем .

Используемые ресурсы и литература:

1.Газета «Первое сентября», «Физика»2008-2010 годы.

2.Книга для чтения по физике 7 – 8 классы/составитель И.Г.КирилловМ.; Просвещение ,1983.

3.Сборник задач по физике 7-9кл/В.И.Лукашик; М.; Просвещение ,2003.

4.Сборник качественных задач по физике /А.Е.Марон М.; Просвещение 2006.

5.Интернет-ресурсы. 

http://ru.wikipedia.org


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-соревнование. 1 Тема урока: Плавание тел. Воздухоплавание . Мы обязаны Архимеду фундаментом учения о равновесии жидкостей. Ж.Лагранж

Слайд 2

1 . Конкурс «Презентации» . 2

Слайд 3

2 . Конкурс «Эрудит». 3

Слайд 4

На какой из опущенных в воду шаров действует наибольшая выталкивающая сила ? 1 балл 4

Слайд 5

C осуд , который помог Архимеду открыть свой знаменитый закон. 1 балл (Ванна) 5

Слайд 6

В сосуде с водой плавает брусок из льда, на котором лежит деревянный шар. Плотность вещества шара меньше плотности воды. Изменится ли уровень воды в сосуде, если лед растает? 2 балла 6

Слайд 7

Средняя плотность тела человека около 1 г/см 3 , т.е. как у воды. Следовательно, люди должны в воде плавать. Почему же некоторые люди тонут в воде? 3 балла 7

Слайд 8

За одну минуту приведите примеры использования закона Архимеда в мире живой природы. кто больше наберёт слов 5 баллов 8

Слайд 9

Как плавает ягодка винограда в стакане с газированной водой. Что общего между этим явлением и подводной лодкой? 3балла 9

Слайд 10

Черный ящик! В нем находится оригинальный индикатор, который поможет вам определить: в каком из стаканов налита пресная вода, а в каком – соленая. Что находится в черном ящике? ( 4балла 10

Слайд 11

«Белый айсберг плывет по волне, в океан погруженный для верности. На три четверти он в глубине и на четверть всего на поверхности», - такие строчки написал поэт М. Матусовский . Какую ошибку допустил поэт с точки зрения физики? 11

Слайд 12

12 Почему мыльные пузыри поднимаются вверх? ( 1 балл )

Слайд 13

3.Конкурс «Экологический» 13

Слайд 14

Задания. 1. Охарактеризовать экологическую ситуацию, создаваемую в результате эксплуатации подводных , надводных и воздушных транспортных средств. 2. Предложить альтернативный транспорт. 14

Слайд 15

№4.Задачи на смекалку 15

Слайд 16

Воздухоплаватели. 1.С какой целью воздухоплаватели берут с собой мешки с песком (балласт)? Ответ Выбрасывая балласт, увеличивают подъёмную силу, действующую на воздушный шар. 2.В каком случае подъёмная сила, действующая на воздушный шар , заполненный горячим воздухом больше в холодную погоду или в тёплый солнечный день? Ответ Чем больше разница в плотностях воздуха и газа , заполняющего шар, тем больше подъёмная сила. Поэтому подъёмная сила больше в холодный день, когда воздух менее прогрет. 16

Слайд 17

Мореплаватели . 1.Как изменится осадка теплохода при переходе из реки в море? Ответ Уменьшается, так как увеличивается выталкивающая сила. 2.Подводная лодка всплыла на поверхность воды в Северном Ледовитом океане и обледенела. Труднее или легче будет опускаться лодке под воду? Ответ Ледяной покров создаёт дополнительную выталкивающую силу и затрудняет движение лодки 17

Слайд 18

Учёные. 1.С какой целью ботинки для водолаза делают с тяжёлыми свинцовыми подошвами? Ответ Тяжёлые ботинки помогают преодолевать выталкивающую силу. 2.Кит , очутившись на суше, не проживёт и часа. Почему? Ответ На суше вес кита увеличивается, и он от этого погибает. 18

Слайд 19

5. Конкурс «Подумай!». 19

Слайд 20

В воде плавают три тела шарообразной формы равного объема. Плотность какого тела больше? A B C Парафин Медь Сосна Масло машинное ПОДУМАЙ ! 20

Слайд 21

В атмосфере какой планеты будет подниматься воздушный шар, наполненный воздухом? Ответ Атмосфера планеты должна иметь плотность меньшую, чем плотность воздуха в шарике. ПОДУМАЙ ! 21

Слайд 22

ПОДУМАЙ ! Почему подводной лодке иногда трудно оторваться от глинистого дна. Ответ . Архимедова сила не возникает в том случае ,когда вода не проникает между лодкой и дном. 22

Слайд 23

Конкурс 5 Морской бой 1 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2  3 4   5  6 7 8 9 0 23

Слайд 24

Жидкости на тело давят, Вверх его все поднимают, При этом силу создают, Что Архимедовой зовут! Ее считать умеем мы: Надо знать лишь вес воды, Что-то тело вытесняет - Все закон нам объясняет - Открыл его великий грек Ему имя - Архимед! Итог урока. 24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 7 классе по теме "Плавание тел"

Урок изучения нового материала с использованием групповой экспериментальной работы....

презентация к уроку в 7 классе по теме"плавание тел"

презентация выполнена в виде сказки в стихах....

Конспект урока физика 8 класс "Выяснение условия плавания тел"

Формирование практических умений определять вес и выталкивающую силу; экспериментально исследовать условия плавания тел, совершенствовать умения учащихся наблюдать и анализировать явления; находить не...

Материалы к уроку на тему:"Плавание судов. Воздухоплавание." (7 класс).

Данный материал содержит конспект по теме «Плавание судов. Воздухоплавание»,вопросы по данному материалу, а также комментарии и объяснения опорного конспекта..Конспект может быть использован на уроках...

Конспект урока физики 11 класса по теме "Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков по теме «Оптика»".

Цель урока: повторение и закрепление знаний учащихся по теме «Геометрическая оптика. Линзы. Волновая оптика».Задачи: 1.Обучающая- обобщить знания учащихся по теме, используя реальные задания из тестов...

Урок в 7 классе по теме "Плавание тел"

Интегрированный урок по физике в 7 классе на тему "Все ли тела плавают?". Цель урока: Экспериментально вывести условия плавания тел...

Урок физики в 7 классе на тему: "Плавание судов. Воздухоплавание"

Урок, представленный в методической разработке, спроектирован в технологии Lesson Study с применением методов смыслового чтения. Целью данного урока поставлено создание условий для формирования предст...


 

Комментарии

Калашникова Любовь Михайловна

Очень хорошая работа! Интересный урок.