Урок физики в 7 классе по теме ПЛАВАНИЕ СУДОВ. ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ.
методическая разработка по физике (7 класс) по теме
Конспект и презентация урока в 7 классе по теме ПЛАВАНИЕ СУДОВ. ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ( Повторительно-обобщающий (урок-соревнование).)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme.plavane_tel.vozduhoalavanie.docx | 26.88 КБ |
1prilozhenieprezentaciya_k_uroku.pptx | 2.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Большелычакская средняя общеобразовательная школа» Фроловского муниципального района
Волгоградской области.
Урок: ПЛАВАНИЕ СУДОВ. ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ.
«Мы обязаны Архимеду фундаментом
учения о равновесии жидкостей.»
Ж.Лагранж
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цель урока: рассмотреть физические основы плавания тел, судов, воздухоплавания.
Задачи урока:
1.Познакомить учащихся с условиями плавания судов, воздухоплавания и с историей развития отраслей судостроения и воздухоплавания
2.Прививать культуру умственного труда, развивать познавательный интерес к предмету.
3.Развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать; продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.
УМК: Физика: Учебник для 7 класса / Под ред. А.В. Перышкин – М. ДРОФА , 2010
Оборудование: мультимедийный проектор , компьютер., воздушные шары с гелием , модель кораблика, набор тел разной плотности, сосуд с водой, с солёной водой, прибор «Мыльные пузыри», яйца, стаканы
Дидактический материал: компьютерная презентация к уроку
приложение 1, презентации команд приложение 2,3,4;
карточки к конкурсу « Морской бой.»
Демонстрация.
1.На примере воздушных шариков , заполненных гелием, объяснить причину их поведения.
2.Демонстрируется опыт по плаванию модели кораблика.
3 Демонстрация . Плавание тел в жидкостях разной плотности.
4.Компьютерный эксперимент (анимации)1).Плавание тел разной плотности 2)Плавание подводной лодки, 3)Плавание водолаза.4) Корабль без груза и с грузом.
Структура урока.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (мин) |
1 | Введение. | Сообщение Слайд №1 | Запись темы урока в тетради. | 2 |
2 | Конкурс «Презентации». | Слайд№2 презентаций учащихся . | Три представителя команд представляют защиту, свей работы по заданной теме, (презентации) проводят эксперименты -с воздушным шариком заполненным гелием - плавание кораблика (детская игрушка) - плавание тел разной плотности | 15 |
3 | Конкурс «Эрудит». | Слайды №3-12 презентации к уроку | Выполняют задания. Отвечает команда, первая поднявшая руку. | 5 |
4 | Конкурс «Экологический» | Даёт задание Слайды№13-14 презентации к уроку | Отвечает представитель от каждой команды | 4 |
5 | Задачи на смекалку | Слайды №15-18 презентации к уроку | Решают качественные задачи . Отвечает представитель от каждой команды | 4 |
6 | Физкультминутка. | 2 | ||
7 | Конкурс «Подумай!». | Слайды №19-22презентации к уроку | Обсуждают , высказывают своё мнение. | 4 |
8 | Конкурс Морской бой | Карточки с задачами раздаёт каждой команде Слайд№23 | Решают расчётные задачи в тетрадях . | 4 |
9 | Домашнее задание | Запись на доске. | Записывают д./З. | 1 |
10 | Итоги урока | Подводит итоги Слайд№24 | 3 |
Ход урока:
1.Введение Урок проводится в форме соревнования между тремя командами: “Мореплаватели” , “Воздухоплаватели” и «Учёные» ,
конкурсы оцениваются жюри (старшеклассники) по 5-бальной шкале.
Физика, одна из самых древнейших наук о природе и, тем не менее одна из самых молодых!
Здравствуй, физика, созданная великими учёными:
Архимедом, Ньютоном, Ампером!
Открой перед нами загадки физических явлений,
Веди нас по пути увлекательных открытий по дороге знаний. Покажи нам уже завоеванные наукой рубежи и горизонты современных поисков, веди нас в секреты своих неразгаданных тайн.
2. Конкурс «Презентации» каждая команда представляет свою презентацию. Приложение 2,3,4
проводят эксперименты
-с воздушным шариком заполненным гелием
- плавание кораблика (детская игрушка)
- плавание тел разной плотности в воде
3.Конкурс «Эрудит». Приложение 1(жюри оценивает по баллам)
- сосуд, который помог Архимеду открыть свой знаменитый закон. (Ванна)
1 балл
2) На какой из опущенных в воду шаров действует наибольшая выталкивающая сила? (1 балл)
3)В сосуде с водой плавает брусок изо льда, на котором лежит деревянный шар. Плотность вещества шара меньше плотности воды. Изменится ли уровень воды в сосуде, если лед растает?
2 балла
4) Средняя плотность тела человека около 1 г/см3, т.е. как у воды. Следовательно, люди должны в воде плавать. Почему же некоторые люди тонут в воде? (5 баллов)
(Чтобы не утонуть, человек должен погрузиться в воду почти целиком. Для людей, не умеющих плавать, наиболее правильной будет вертикальная позиция идущего человека, причем голову следует откинуть и погрузить в воду так, чтобы над ней оставались, только рот и нос. Но такое равновесие очень хрупкое и достаточно вскинуть руку или поднять голову, чтобы оно нарушилось. Тогда рот и ноздри окажутся под водой, которая при попытке вздохнуть проникает в легкие и желудок. Тело становится тяжелее, и человек идет ко дну.)
5)За одну минуту приведите примеры использования закона Архимеда в мире живой природы
( Например: плавательный пузырь у рыб. Он обладает заметной сжимаемостью, поэтому рыба легко меняет объем своего тела и, тем самым, среднюю плотность. Так рыба регулирует глубину своего погружения: пузырь надут – всплывает, сжат – уходит на глубину.)
кто больше наберёт слов -5 баллов
6) Взгляните, как плавает ягодка винограда в стакане с газированной водой. Что общего между этим явлением и подводной лодкой? (демонстрация опыта)
3балла
( У подводной лодки есть специальные цистерны. Называются они – балластные. Когда лодка должна всплыть – они должны быть пусты, при погружении – их заполняют забортной водой. В случае ягоды винограда роль таких цистерн выполняют пузырьки воздуха, которыми покрыта эта ягода.)
7)Черный ящик! В нем находится оригинальный индикатор, который поможет вам определить: в каком из стаканов налита пресная вода, а в каком – соленая. Что находится в черном ящике?
(4балла)
демонстрация два стакана с пресной водой и солёной водой, варёные яйца
( В черном ящике находится яйцо. Его плотность больше, чем у пресной воды, но меньше, чем у соленой. Поэтому яйцо будет плавать в стакане с соленой водой.)
8)Почему мыльные пузыри поднимаются вверх? (действует архимедова сила)
1 балл (Демонстрация с мыльными пузырями)
4.Конкурс «Экологический» приложение 1
1. Охарактеризовать экологическую ситуацию, создаваемую в результате эксплуатации подводных, надводных и воздушных транспортных средств.
2. Предложить альтернативный транспорт.
Примерными ответами на эти задания могут быть следующие:
-1.Водные транспортные средства загрязняют воду. Нефть, попавшая в море из двигателей или из танкеров, всплывает и растекается по поверхности, в результате на воде образуется пленка, резко уменьшающая газообмен между водой и воздухом и тем самым нарушающая нормальную жизнь рыб и других обитателей моря. Таким образом, экологическая обстановка ухудшается. Экологически безвредными транспортными средствами являются плоты и парусные суда.
-2.Воздушный транспорт загрязняет воздух, создает шум, расходует кислород атмосферы и топливо. Тем самым экологическая обстановка также ухудшается. Экологически безвредными транспортными средствами являются аэростаты и дирижабли.
5.Физминутка.
Раз — мы встали . Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять.
№6.Задачи на смекалку приложение 1
Воздухоплаватели.
1.С какой целью воздухоплаватели берут с собой мешки с песком (балласт)?
Ответ Выбрасывая балласт, увеличивают подъёмную силу, действующую на воздушный шар.
2.В каком случае подъёмная сила, действующая на воздушный шар, заполненный горячим воздухом больше : в холодную погоду или в тёплый солнечный день?
Ответ Чем больше разница в плотностях воздуха и газа, заполняющего шар, тем больше подъёмная сила. Поэтому подъёмная сила больше в холодный день, когда воздух менее прогрет.
Мореплаватели .
1.Как изменится осадка теплохода при переходе из реки в море?
Ответ. Уменьшается, так как увеличивается выталкивающая сила.
2.Подводная лодка всплыла на поверхность воды в Северном Ледовитом океане и обледенела. Труднее или легче будет опускаться лодке под воду?
Ответ Ледяной покров создаёт дополнительную выталкивающую силу и затрудняет движение лодки
Учёные.
1.С какой целью ботинки для водолаза делают с тяжёлыми свинцовыми подошвами?
Ответ Тяжёлые ботинки помогают преодолевать выталкивающую силу.
2.Кит, очутившись на суше, не проживёт и часа. Почему?
Ответ. На суше вес кита увеличивается, и он от этого погибает.
7.Конкурс «Подумай!» приложение 1
В воде плавают три тела шарообразной формы равного объема. Плотность, какого тела больше?
Проведение виртуального эксперимента с помощью флэш-ролика «Плавание тел».
В атмосфере, какой планеты будет подниматься воздушный шар, наполненный воздухом?
Ответ Атмосфера планеты должна иметь плотность меньшую, чем плотность воздух в шарике.
Почему подводной лодке иногда трудно оторваться от глинистого дна.
Ответ. Архимедова сила не возникает в том случае , когда вода не проникает между лодкой и дном
8.Конкурс Морской бой решение задач по группам
Если задача решена правильно, то сбивается корабль, на пересечении, цифр, полученных в ответе. НАПРИМЕР, ответ 24 – сбит корабль, находящийся по горизонтали в точке 2, а по вертикале – в точке 4.
1. На какой глубине в пруду давление воды 200000 Па? (20м)
2. Определить высоту ёмкости для хранения, давление на дно 80000 Па.
Плотность керосина 800 кг/м3 . (10м)
3.Чему равна сила тяжести тела, масса которого 4,5кг? (45Н)
4. Определите вес парашюта, масса которого 9,4кг? (94Н)
5.Камень объёмом 0,0051 м3 находится в воде. Определите выталкивающую силу, действующую на него. (51Н)
6.Вычислите выталкивающую силу, действующую на предмет объёмом 0,0027 м3 находящийся в воде. (27Н)
7. Какую силу надо приложить, чтобы удержать под водой камень, масса которого 7,2 кг? (плотность камня 2400 кг/м3 ,плотность воды 1000 кг/м3) (42Н)
8. Какую силу надо приложить, чтобы удержать под водой алюминиевый шар массой 5,4кг? (плотность алюминия 2700 кг/м3, плотность воды - 1000 кг/м3) (34Н)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | |
1 | | |||||||||
2 | | |||||||||
3 | | |||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | | |||||||||
0 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | |
1 | ||||||||||
2 | | |||||||||
3 | ||||||||||
4 | | | ||||||||
5 | | |||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
0 |
нечётные чётные
9.Д. З. § 51, 52, упр. 26 (1, 2).
мини сочинение: “ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ БУДУЩЕГО”
10.Итоги урока
Жидкости на тело давят,
Вверх его все поднимают,
При этом силу создают,
Что Архимедовой зовут!
Ее считать умеем мы:
Надо знать лишь вес воды,
Что-то тело вытесняет -
Все закон нам объясняет -
Открыл его великий грек
Ему имя - Архимед!
( жюри подводи итоги после каждого конкурса, команда победителей получает грамоту ), оценки выставляются всем .
Используемые ресурсы и литература:
1.Газета «Первое сентября», «Физика»2008-2010 годы.
2.Книга для чтения по физике 7 – 8 классы/составитель И.Г.КирилловМ.; Просвещение ,1983.
3.Сборник задач по физике 7-9кл/В.И.Лукашик; М.; Просвещение ,2003.
4.Сборник качественных задач по физике /А.Е.Марон М.; Просвещение 2006.
5.Интернет-ресурсы.
http://ru.wikipedia.org
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 . Конкурс «Презентации» . 2
2 . Конкурс «Эрудит». 3
На какой из опущенных в воду шаров действует наибольшая выталкивающая сила ? 1 балл 4
C осуд , который помог Архимеду открыть свой знаменитый закон. 1 балл (Ванна) 5
В сосуде с водой плавает брусок из льда, на котором лежит деревянный шар. Плотность вещества шара меньше плотности воды. Изменится ли уровень воды в сосуде, если лед растает? 2 балла 6
Средняя плотность тела человека около 1 г/см 3 , т.е. как у воды. Следовательно, люди должны в воде плавать. Почему же некоторые люди тонут в воде? 3 балла 7
За одну минуту приведите примеры использования закона Архимеда в мире живой природы. кто больше наберёт слов 5 баллов 8
Как плавает ягодка винограда в стакане с газированной водой. Что общего между этим явлением и подводной лодкой? 3балла 9
Черный ящик! В нем находится оригинальный индикатор, который поможет вам определить: в каком из стаканов налита пресная вода, а в каком – соленая. Что находится в черном ящике? ( 4балла 10
«Белый айсберг плывет по волне, в океан погруженный для верности. На три четверти он в глубине и на четверть всего на поверхности», - такие строчки написал поэт М. Матусовский . Какую ошибку допустил поэт с точки зрения физики? 11
12 Почему мыльные пузыри поднимаются вверх? ( 1 балл )
3.Конкурс «Экологический» 13
Задания. 1. Охарактеризовать экологическую ситуацию, создаваемую в результате эксплуатации подводных , надводных и воздушных транспортных средств. 2. Предложить альтернативный транспорт. 14
№4.Задачи на смекалку 15
Воздухоплаватели. 1.С какой целью воздухоплаватели берут с собой мешки с песком (балласт)? Ответ Выбрасывая балласт, увеличивают подъёмную силу, действующую на воздушный шар. 2.В каком случае подъёмная сила, действующая на воздушный шар , заполненный горячим воздухом больше в холодную погоду или в тёплый солнечный день? Ответ Чем больше разница в плотностях воздуха и газа , заполняющего шар, тем больше подъёмная сила. Поэтому подъёмная сила больше в холодный день, когда воздух менее прогрет. 16
Мореплаватели . 1.Как изменится осадка теплохода при переходе из реки в море? Ответ Уменьшается, так как увеличивается выталкивающая сила. 2.Подводная лодка всплыла на поверхность воды в Северном Ледовитом океане и обледенела. Труднее или легче будет опускаться лодке под воду? Ответ Ледяной покров создаёт дополнительную выталкивающую силу и затрудняет движение лодки 17
Учёные. 1.С какой целью ботинки для водолаза делают с тяжёлыми свинцовыми подошвами? Ответ Тяжёлые ботинки помогают преодолевать выталкивающую силу. 2.Кит , очутившись на суше, не проживёт и часа. Почему? Ответ На суше вес кита увеличивается, и он от этого погибает. 18
5. Конкурс «Подумай!». 19
В воде плавают три тела шарообразной формы равного объема. Плотность какого тела больше? A B C Парафин Медь Сосна Масло машинное ПОДУМАЙ ! 20
В атмосфере какой планеты будет подниматься воздушный шар, наполненный воздухом? Ответ Атмосфера планеты должна иметь плотность меньшую, чем плотность воздуха в шарике. ПОДУМАЙ ! 21
ПОДУМАЙ ! Почему подводной лодке иногда трудно оторваться от глинистого дна. Ответ . Архимедова сила не возникает в том случае ,когда вода не проникает между лодкой и дном. 22
Конкурс 5 Морской бой 1 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 23
Жидкости на тело давят, Вверх его все поднимают, При этом силу создают, Что Архимедовой зовут! Ее считать умеем мы: Надо знать лишь вес воды, Что-то тело вытесняет - Все закон нам объясняет - Открыл его великий грек Ему имя - Архимед! Итог урока. 24
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 7 классе по теме "Плавание тел"
Урок изучения нового материала с использованием групповой экспериментальной работы....
презентация к уроку в 7 классе по теме"плавание тел"
презентация выполнена в виде сказки в стихах....
Конспект урока физика 8 класс "Выяснение условия плавания тел"
Формирование практических умений определять вес и выталкивающую силу; экспериментально исследовать условия плавания тел, совершенствовать умения учащихся наблюдать и анализировать явления; находить не...
Материалы к уроку на тему:"Плавание судов. Воздухоплавание." (7 класс).
Данный материал содержит конспект по теме «Плавание судов. Воздухоплавание»,вопросы по данному материалу, а также комментарии и объяснения опорного конспекта..Конспект может быть использован на уроках...
Конспект урока физики 11 класса по теме "Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков по теме «Оптика»".
Цель урока: повторение и закрепление знаний учащихся по теме «Геометрическая оптика. Линзы. Волновая оптика».Задачи: 1.Обучающая- обобщить знания учащихся по теме, используя реальные задания из тестов...
Урок в 7 классе по теме "Плавание тел"
Интегрированный урок по физике в 7 классе на тему "Все ли тела плавают?". Цель урока: Экспериментально вывести условия плавания тел...
Урок физики в 7 классе на тему: "Плавание судов. Воздухоплавание"
Урок, представленный в методической разработке, спроектирован в технологии Lesson Study с применением методов смыслового чтения. Целью данного урока поставлено создание условий для формирования предст...
Комментарии
Очень хорошая работа!
Очень хорошая работа! Интересный урок.