Программа внеурочной деятельности по теме ранней профилизации «Физика в профессии » ( для учащихся 8 классов)
рабочая программа по физике (8 класс)
Выбор темы «Физика в твоей будущей профессии» обусловлен возрастающим влиянием физической науки на темпы развития научно-технического прогресса. Тем, что знания по физике становятся необходимыми в различных сферах деятельности, как технического, так и гуманитарного направлений. Актуальность данного курса определяется также важностью подготовки учащихся к ответственному выбору профиля обучения в старшей школе.
Цель курса: познакомить школьников с местом физики в различных сферах деятельности, с рядом профессий, где разносторонне используются и применяются физические законы и теории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_8a_kl_rannyaya_profilizatsiya_fizika_v_professii.doc | 182.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
внеурочной деятельности по теме ранней профилизации
«Физика в профессии »
( для учащихся 8А классов)
Пояснительная записка.
Выбор темы «Физика в твоей будущей профессии» обусловлен возрастающим влиянием физической науки на темпы развития научно-технического прогресса. Тем, что знания по физике становятся необходимыми в различных сферах деятельности, как технического, так и гуманитарного направлений. Актуальность данного курса определяется также важностью подготовки учащихся к ответственному выбору профиля обучения в старшей школе.
Цель курса: познакомить школьников с местом физики в различных сферах деятельности, с рядом профессий, где разносторонне используются и применяются физические законы и теории.
Задачи курса:
- формирование представлений о широком применении физических законов не только в технике и технологии, но и других сферах деятельности;
- показ необходимости широкого спектра знаний, значение интеграционных связей для эффективного труда в современных условиях;
- развитие мышления и творческих способностей, познавательного интереса к физике, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии;
- развитие обобщенных умений школьников, способностей к самообразованию и саморазвитию;
- формирование информационной культуры. Развитие умений собирать, анализировать, обобщать и оценивать информацию; передавать структурированную информацию другим людям.
При отборе содержания данного курса учитывались вышеназванные задачи. Курс состоит из трех частей. В теме №1 «Мне физика нужна!» рассматриваются сферы деятельности, где необходимость знаний по физике не вызывает сомнений. Далее в теме №2 «Мне физика нужна?!» идет знакомство с профессиями, казалось бы, далекими от физики, но где широко используются физические приборы и устройства. В теме №3 «Мне физика не нужна?!» раскрывается применение физических приборов и методов исследования в гуманитарных и творческих специальностях. Таким образом, в курсе демонстрируется использование физических знаний в самых разнообразных направлениях. Содержание курса «Физика в твоей будущей профессии» дает широкие возможности для проведения экскурсий. В зависимости от условий можно посетить не только промышленные предприятия, но и физиоотделение поликлиники, любую строительную площадку и т.д. Целесообразно побывать в учебных заведениях, готовящих специалистов для различных отраслей хозяйства. Экскурсии позволят подкрепить полученные теоретические знания, обеспечат оптимальные условия формирования внутренней мотивации учащихся к обучению, осознанного выбора будущей профессии. Программа предполагает высокую вариативность, выражающуюся в возможности выбора конкретных тем для изучения, уровня сложности, различных форм сбора и представления интересующей информации.
Ведущими формами занятий могут быть семинары, конференции, тренинги, различные деловые игры, экскурсии. Большинство видов деятельности (подготовка рефератов, докладов, сообщений, презентаций) выполняют сами учащиеся на занятиях и во внеурочное время. Предлагается предварительная опережающая индивидуально-групповая деятельность учащихся, на основе которой и выстраиваются занятия.
Данный курс предназначен для учащихся 8 класса, программа рассчитана на 35 часов. При подготовке и проведении занятий используется дополнительная литература, научно-популярные периодические издания, ресурсы Интернета, различные наглядные пособия и модели, демонстрационное и лабораторное оборудование кабинета физики, фото и видеоматериалы.
Основная деятельность учителя заключается в общем руководстве учебным процессом: он дает основополагающие знания, совместно с учащимися определяет план действий, направляет и корректирует деятельность школьников.
Предусматривается использование разнообразных методов контроля: составление конспектов, проведение тестов, подготовка докладов и рефератов, разработка различных проектов, презентаций, отчетов о проделанной работе.
Методическая часть.
В результате изучения курса учащиеся более осознанно смогут выбрать профиль обучения. Помимо этого школьники должны
Знать:
- Место и значение физики в современном обществе.
- Общность законов физики, применяемых к явлениям живой и неживой природы.
- Использование физических законов и теорий в различных профессиях.
- Использование методов физических исследований в различных сферах деятельности.
Уметь:
- Объяснять взаимосвязь между основными принципами различных отраслей деятельности и физической теорией.
- Собирать информацию о производственном процессе, применяемом методе исследования.
- Анализировать, структурировать и оценивать собранную информацию на базе имеющихся физических знаний.
- Передавать обработанную информацию другим людям, участвовать в дискуссиях и обсуждениях.
- Применять полученные знания и умения при проведении экспериментов и решении расчетных задач.
Рекомендуется:
- Основной акцент сделать на изучение основных принципов, общих закономерностей. Содержательный материал должен быть доступным, понятным и адаптированным к уровню подготовки учащихся. Излишняя детализация и перегрузка содержания учебного материала не целесообразна.
- Желательно использовать ресурсы Интернета, аудио- и видео средства для многостороннего, наглядного освещения тем курса.
- Задания школьникам давать дифференцированно с учетом их учебных возможностей, интересов и проектируемой специальности.
- Использовать в работе современные образовательные технологии: формирования информационной культуры; технологию развития мотивации и развивающего обучения.
- Активно использовать метод учебных проектов и междисциплинарные интеграционные связи.
Вид деятельности | Уровни и критерии |
Объяснение методов исследований, основанных на законах физики. | Умение объяснять физические основы методов исследования, используемых в различных сферах деятельности. |
Объяснение работы технических устройств. | Умение объяснять принципы работы приборов и технологий, основанных на законах физики. |
Выполнение схем, графиков, расчетных задач. | Умение представлять информацию в виде схем, графиков, делать необходимые расчеты на основе законов физики. |
Выполнение исследований с использованием физ. приборов и программных средств. | Умение формулировать гипотезу и цель исследования, планировать эксперимент, оценивать полученные результаты, делать выводы. |
Демонстрация опытов. | Умение формулировать цель демонстрации, подобрать приборы, выделить демонстрируемое явление, объяснить результат. |
Поиск и отбор информации | Привлечение различных источников информации, соответствие отобранной информации теме. |
Конспектирование информации и подготовка рефератов. | Умение выделить главное в отобранной информации и изложить в письменном виде. |
Подготовка сообщений и докладов, презентаций. | Умение структурировать информацию, представлять ее в логической последовательности, подбирать и представлять иллюстративный материал. |
Выступление с сообщениями, докладами и презентациями. | Умение структурировать информацию, представлять ее в логической последовательности, четко и кратко излагать мысли, иллюстрировать рисунками, схемами, делать компьютерную презентацию. |
Участие в дискуссиях. | Умение задавать вопросы, отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
Содержание программы.
Тема | №п/п | Форма занятия | Дата проведения |
Введение. (1 ч) Постановка целей и задач курса. Планирование заданий. Место физики в современном обществе | 1 | Игра 100 к 1 « Физика в моей жизни» | |
Тема № 1 «Мне физика нужна!». (12 ч) Промышленность. Представления о современных методах обработки материалов (электроискровой и электродуговой). Применение лазера в промышленности. Использование различных автоматов, манипуляторов. Представление о дистанционных измерениях, различных датчиков. Сельское хозяйство. Представление об использовании физики в животноводстве, птицеводстве (инкубаторы, фотореле, электропоилки, терморегуляторы). Растениеводство (очистка зерна, радиоселекция, различные виды вспашки). Транспорт. Различные виды двигателей и их использование. Пути повышения КПД двигателя. Устройство и принцип работы спидометра, счетчика пройденного пути, коробки передач. Значение качества покрытия дорог. Энергетика. Получение электроэнергии (генераторы переменного тока), ее передача и пользование. Роль трансформаторов. Строительство и архитектура. Необходимость знаний о равновесии, правиле моментов, устойчивости. Значение фундамента. Исследование законов статики в старинных постройках и современных зданиях. Физика арок и куполов. Действие сил на опоры различных типов мостов. Действие подъемного крана (устойчивость, равнодействие всех сил, грузоподъемность). Экскурсия. Практическое применение законов физики на выбранном объекте (промышленные предприятия, строительная площадка, автомастерская). | 1 | Выбор темы проекта по теме «Мне нужна физика!» | |
2 | Сбор и обработка информации. Индивидуальная консультация учителя. | ||
3 | Сбор и обработка информации Индивидуальная консультация учителя. | ||
4 | Оформление проекта. Индивидуальная консультация учителя, работа по теме проекта в библиотеке Лицея | ||
5 | Оформление проекта. Индивидуальная консультация учителя, работа по теме проекта кабинете физике с предоставлением оборудования. | ||
6 | Оформление проекта. Индивидуальная консультация учителя, работа по теме проекта кабинете физике с предоставлением оборудования. | ||
7 | Презентация проекта | ||
8 | Презентация лучшего проекта перед учащимися начальной школы | ||
9 | Экскурсия | ||
10 | Экскурсия | ||
11 | Презентация лучшего проекта перед учащимися начальной школы | ||
12 | Подведение итогов работы. Выбор проекта для выступления на НПК. | ||
Тема №2 «Мне физика нужна?!». (10 ч) Медицина. Физические основы устройства простейших мединструментов (шприца , пипетки, стерилизатора, термометра, электрогрелки, банки). Использование физических знаний при диагностике и лечении (кардиограммы, рентгеновские снимки, счетчик Гейгера, лазер, плазменный скальпель, импульсивный ток). Радио- и телесвязь. Особенности распространения радиоволн различного диапазона, их использование. Перспективы развития связи. Устройство и принцип работы динамика и микрофона. Пищевая промышленность. Физика в профессии кулинара и кондитера (печи, УВЧ печи, тостеры, электрочайники, кофейники). Электростатический метод копчения, быстрая заморозка. Стерилизация и хранение продуктов. Экскурсия. Практические применения законов физики на выбранном объекте (медучреждения, АТС, предприятия пищевой промышленности). | 1 | Выбор темы проекта по теме «Мне нужна физика?!» | |
2 | Сбор и обработка информации. Индивидуальная консультация учителя. | ||
3 | Сбор и обработка информации Индивидуальная консультация учителя. | ||
4 | Оформление проекта. Индивидуальная консультация учителя, работа по теме проекта в библиотеке Лицея | ||
5 | Оформление проекта. Индивидуальная консультация учителя, работа по теме проекта кабинете физике с предоставлением оборудования. | ||
6 | Презентация проекта | ||
7 | Презентация лучшего проекта перед учащимися начальной школы | ||
8 | Экскурсия | ||
9 | Экскурсия | ||
10 | Подведение итогов работы. Выбор проекта для выступления на НПК. | ||
Тема №3 «Мне физика не нужна?!». (10ч)
Криминалистика и история. Компьютерные базы данных. Активационный анализ. Спектральный анализ. Инфракрасные и ультрафиолетовые лучи. Фотоэлектронография. Люминесцентный анализ. Металлоискатели. Спорт. Спортивный инвентарь. Физика упражнений и движений. Техника метания диска, прыжка с шестом. Автотренажеры. Автоматические секундомеры. Световое оружие. Театр и кино. Механические и электрические приспособлении в оформлении спектаклей. Роль световых эффектов. Светомузыка. Эффект движения в кино. Звуковое кино. | 1 | Выбор темы проекта по теме «Мне нужна физика?!» | |
2 | Сбор и обработка информации. Индивидуальная консультация учителя. | ||
3 | Сбор и обработка информации Индивидуальная консультация учителя. | ||
4 | Оформление проекта. Индивидуальная консультация учителя, работа по теме проекта в библиотеке Лицея | ||
5 | Оформление проекта. Индивидуальная консультация учителя, работа по теме проекта кабинете физике с предоставлением оборудования. | ||
6 | Презентация проекта | ||
7 | Презентация лучшего проекта перед учащимися начальной школы | ||
8 | Экскурсия | ||
9 | Экскурсия | ||
10 | Выступление на НПК « Кладезь знаний» и муниципальной конференции « Физика вокруг нас» | ||
Обобщение и систематизация ЗУН. (2 ч) Подведение итогов курса. | 2ч | Внеклассное мероприятие форме квеста. |
Список литературы:
- Глазунов А.Ю. Техника в курсе физики средней школы. – М.; Просвещение, 1977
- Ланина И.Я. Не уроком единым. Развитие интереса к физике.- М.; Просвещение, 1991
- Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике.- М.; Просвещение, 1977
- Хилькевич С.С. Физика вокруг нас. - М.; Наука, 1999
- Внеурочная работа по физике./Под ред. О.Ф. Кабардина – М.; Просвещение, 1983
- Энциклопедический словарь юного физика./Под ред. В.Ю. Кирьянова – М.; Педагогика, 1984
- Энциклопедический словарь юного техника./Под ред. В. Ю. Кирьянова – М.; Педагогика, 1987
- Энциклопедия для детей. Физика./Под ред. М. Аксеновой – М.; Аванта +, 1999
- Полынин И.А. Информация о профессиях и производстве при изучении физики // Физика в школе.-1991.-№1
- Гудкова Л.В. Деловая игра «Физика в выбранном мною деле» // Физика в школе.-1992.-№3-4
- Алешкевич В.А., Пурышева Н.С. Программа элективного курса «Оптика» // Программы элективных курсов. Физика.- М.; Дрофа, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Задачи для подготовки к олимпиадам по математике для учащихся 6 классов"
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение...
Программа внеурочной деятельности по истории «Путешествие в далекое и близкое» для учащихся 5-х классов общеобразовательных школ.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили...
Программа внеурочной деятельности по теме "Чудеса химии в повседневной жизни человека" 9 класс
Программа включает в себя несколько разделов личностные, метопредметные и предметные результаты освоения курса; учебно-тематический план; календарно тематическое планирование; требования к усвоению уч...
2020 Рабочая программа внеурочной деятельности «Подготовка к ЕГЭ по физике» - 11 класс
Наиболее важным видом деятельности с точки зрения успешного продолжения образования в вузе является решение задач. Для ЕГЭ по физике значимым является и диапазон от 61 до 100 тестовых баллов, который ...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Мир физики» 10-11 класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир физики» реализует основную образовательную программу среднего образования .В программе предусмотрены возможности для раз...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Озадаченная физика» 7-9 класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)
Реализация программы внеурочной деятельности «Озадаченная физика» предполагает индивидуальную и групповую работу обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, сам...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Решение разноуровневых задач по физике" для обучающихся 7-х классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение разноуровневых задач по физике» согласована с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) об...