Физико-математические дисциплины и их роль в развитии творческого мышления учащихся
методическая разработка по физике

Казанкина Наталья Петровна

Роль задач по физике для тренировки умственных способностей и развития мышления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rabota_2019.odt15.75 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

Колледж «ПетроСтройСервис»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

НА ТЕМУ: «Физико-математические дисциплины

и их роль в развитии творческого мышления учащихся»

Работу подготовила:

преподаватель физики и астрономии

Казанкина Н.П.

Санкт-Петербург 2019

Физико-математические дисциплины

и их роль в развитии творческого мышления учащихся

        Мышление - это процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщением, опосредованным отражением действительности и её предвидением. Мышление позволяет получить знания о таких объектах и явлениях, которые чувственно не воспринимаются.

        Что мы делаем с помощью мышления? Мыслим, рассуждаем, сопоставляем, делаем выводы, полагаем, считаем, воображаем, представляем в мыслях, выполняем расчёты. Мышление выполняет всю деятельность человека.

        Природа мышления - общественная, творческая.

        Операции мышления - сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстракции.

        Продукты мышления - суждения, понятия, умозаключения.

        Продуктивность ума - быстрота, широта, гибкость, глубина, критичность, инициативность, сообразительность.

        Виды мышления:

1. Теоретическое, когда открываются новые явления и закономерности.

2. Практическое.

3. Наглядно-действенное.

        Материальная основа мышления - это речь. Мышлению помогают системы знаков, справочники, энциклопедии. Началом является проблемная ситуация или конфликт между тем, что есть и чего надо достигнуть.

        Структура процесса мышления:

- формирование вопроса

- выдвижение гипотезы

- проверка гипотезы

- если задача не решается, то выдвигается новая гипотеза

- проверка новой гипотезы

        Полярное мышление - это склонность давать крайние оценки всему происходящему. Нельзя судить о явлении по одному эпизоду, не зацикливаться на одной стороне дела, не давать необоснованных выводов.

        Патология мышления - вязкость, застревание на отдельных вопросах, замедленность мыслей. Трудность переключения с одной темы на другую.

Три уровня сформированности профессионального мышления

1. Низкий - когда решение задач происходит по устоявшимся шаблонам.

2. Средний - характеризуется наличием отдельных творческих элементов при решении творческих задач, умение синтезировать полученные теоретические знания и использовать их на практике.

3. Высокий - нестандартный подход к анализу ситуаций, решение задач на основе диагностирования конкретных условий.

Интеллект и мышление

        Интеллект - это глобальная способность рационально мыслить, разумно действовать, хорошо справляться с жизненными делами.

Этапы творческого воображения

- возникновение творческой идеи

- вынашивание замысла

- реализация замысла

Приёмы культуры мышления

        Имеются упражнения повышающие качество мышления. Предлагается пять тем для размышления:

1. Каково содержание мышления?

2. Направленность мышления - надо изо дня в день думать в одном направлении и отбрасывать помехи.

3. Дайте оценку своим мыслям, надо ли вам в данный момент размышлять о другом, или надо думать о том, что срочно необходимо?

4. Что мешает вам думать о том, что надо?

5. Научиться концентрации мысли на конкретном и важном вопросе. Включаем волю, говорим себе «надо», включаем воображение и самовнушение.

        Таким образом, в процессе мышления участвует вся психика человека, все её свойства.

Причины плохого мышления

1. Поверхностность ума - выделяет лишь внешние, единичные признаки, устанавливает второстепенные связи.

2. Инертность ума, склонность к шаблону, трудность переключения с одной системы действий на другую.

3. Неосознанность мыслительной деятельности, неумение объяснить выбор данного решения.

4. Неустойчивость ума, потеря целенаправленности действий.

Приёмы развития мышления

        Учитель учит учеников мыслить самостоятельно. Учащиеся должны сами находить ответы на вопросы. Обязательным условием мыслительной работы является соответствие учебного материала исходным знаниям ученика. Он должен уметь проводить классификацию предметов и явлений, уметь обобщать, сравнивать, разделять на более мелкие части (анализ), увидеть непохожесть и похожесть, комбинировать, т.е. переставлять части старого в новые положения.

Роль задач по физике для тренировки

умственных способностей и развития мышления

        Творческое мышление учащихся можно реально формировать и развивать средствами физического образования с целью развития интеллектуальных способностей. Важнейшие методы познания в физике - абстрагирование, аналогия, моделирование, гипотеза, мысленный эксперимент. Решение задач по физике является одним из мощных средств развития творческих способностей на всех этапах обучения. Физические задачи являются незаменимыми в плане систематизации определённых наборов знаний, умений и навыков и формирования у современного молодого человека различных видов мышления, умения планировать структуру действий, строить модели физических процессов, логичности суждений, способности к анализу.

Математика и мышление

        Можно также рассматривать развитие творческого мышления учащихся в процессе решения математических, и особенно, в силу их спецификации, геометрических задач. Усиление их развивающей функции связывают с решение специально подобранных, проблемных, творческих заданий, задачных систем или с дополнительной работой над задачей. Деятельность учащихся при решении аналогична научному творчеству, а результат, для субъекта участвующего в решении, подчас имеет характер «открытия».

Обучение и мир психологических явлений

        Процесс обучения учащихся сопровождается психологическими явлениями. На схеме представлены психологические явления присущие человеку:

Психика человека

психологические процессы:

психологические свойства личности:

психологические состояния:

психические образования

познавательные:

эмоциональные

волевые

направленность

подъём

знания:

умения

навыки

мастерство

ощущения

темперамент

тоска, грусть

убеждения

восприятия

способности

предстартовое состояние

привычки

внимание

характер

стресс

характер

память

потребности

депрессия

представления

мотивы

воображение

интересы

мышление

речь

        Ниже представлены психические познавательные процессы:

Мышление:

- ощущение

- деятельность

- представление

- восприятие

- воображение

- опыт

- внимание

- память

- речь

- абстрагирование

- обобщение

        На примере решения физической задачи показаны психологические явления преподавателя и учащегося, возникающие в процессе решения задачи:

Учитель

Ученик

Процесс

Ставит задачу

Формулирует условия

Принимает условия

Понимает

Понимание

Воображение

Продумывает порядок решения

Мышление

Воображение

Способности

Решает задачу

Мышление

Психологические образования: умения, навыки, привычки

Убеждения

        Преподаватель, опираясь на знания психологии, учитывает затруднения, которые могут появиться у учащихся на этапах решения задачи. Например, ученик не понимает задачи (понимание), либо не может выполнить расчётов (мышление). Если он решит несколько задач, то у него образуются психические образования (умения, навыки). Конечно учитель учитывает характер, темперамент, психологические состояния и способности ученика.

        В ходе решения задачи происходит тренировка таких отделов психики, как: память, внимание, представление, воображение. Психика учителя также подвергается изменениям. Преподаватель, в отличие от ученика, готовит урок заранее. Он представляет себе ход решения задачи и может представить себе какие трудности ученик встретит в ходе решения (воображение, прогнозирование).

        При решении задач так же включаются эмоциональные и волевые процессы. Ученик получает эмоциональное удовлетворение от правильно решённой задачи, при этом он должен затратить волевые усилия.

        В процессе обучения учащихся следует учитывать характер и их темперамент. Преподаватель должен понимать, что каждый учащийся обладает различными способностями. Часть способностей является нереализованными, другие можно развить (например, решая однотипные задачи учащийся запоминает не только алгоритм решения, но и формулу, которой пользуется при решении). Есть такие понятия как обученность и обучаемость. Учитель оценивает обученность по результатам контрольных и проверочных работ (зачётов).

        Воображение, мышление учащегося проверяется при выполнении самостоятельных заданий, рефератов. В этом случае выясняется широта и глубина мышления, мировоззрения учащегося, что относится к направленности личности. По результатам написания реферата или выполнения творческой работы можно определить потребности учащегося. Одной из потребностей высшего порядка является потребность в самоактуализации.

        Преподаватель должен учитывать и психические состояния учащихся (например: легко заметить угнетённое состояние, наличие стресса, депрессии).

        В процессе обучения формируются психические образования: знания, умения, навыки, убеждения, привычки. Конечно, привычки бывают и плохими (например: применение нецензурных слов, грубость, курение и т.д.). Учитель может повлиять на искоренение плохих привычек.

        Мышление человека тесно связано с его практической деятельностью. Например, овладеть начальным курсом физики - это значит не только понять физические явления и закономерности, но и уметь применять их на практике. Всякое применение общих положений физики при решении вопроса - есть решение физической задачи. По своей структуре процесс решения задачи представляет собой взаимосвязь двух сторон: учителя и учащегося. Учитель оказывает воздействие на учащегося постановкой задачи, а учащийся пытается совместить полученные знания с поставленной перед ним проблемой. Таким образом, происходит процесс овладения знаниями, осмысление полученного ранее материала. Происходит запоминание алгоритма решения. Восприятие сложных формул на простых примерах приводит к их уяснению на уровне понятном учащемуся, т.е. происходит применение полученных знаний на практике.

        Перед тем как начать решение задачи преподавателю необходимо напомнить (актуализировать) знания учащихся, т.е. повторить необходимые формулы, явления, законы, которые потребуются для проведения урока «Решение задач». Это делается для того, чтобы мотивировать учащихся на урок, напомнить им известные для них закономерности, пробудить способность мыслить направленно.

        Приступая к решению задачи, учащемуся необходимо, прежде всего, вникнуть в её смысл, а значит задействовать одну из составляющих мышления - восприятие. Необходимо установить, какие физические явления и закономерности лежат в её основе, а значит применить - память и опыт. Необходимо выяснить, какие из описанных в задаче процессов являются главными и какими можно пренебречь - использовать обобщение и ощущение. При анализе условия задачи учащийся пользуется своим мышлением. Многие задачи можно решить устно - рассуждая, приходя к верному результату. Такие задачи являются тренировочными.

        Примечание: при невозможности решить задачу у ученика может образоваться стресс, депрессия, неверие в свои силы. Учитель должен учитывать способности, характер, темперамент, потребности, мотивы и интересы. Учителю необходимо помочь ученику в преодолении трудностей в решении задач, если надо, назначить дополнительные занятия. Возможно у ученика не развито мышление или воображение, в соответствии с этим и проводить дополнительные тренировки.

        Также необходимо уделять внимание на уроке и творческим упражнениям: задачи с не сформулированным вопросом, задачи с неполными или лишними данными, составленные самими учащимися, задачи, в основе которых лежит физический эксперимент. Такие типы заданий пробудят интерес и задействуют различные ступени мыслительных операций.

        У любого человека заложены качества лидерства, поэтому немаловажен урок-соревнование при решении задач. Именно на таком уроке проявляются большинство качеств ученика. Например: класс делится на три команды, в каждой команде выбирается капитан. Ход урока:

1. Разминка. Эта часть урока состоит из качественных задач.

2.1. Конкурс капитанов. Каждый капитан решает одну экспериментальную задачу на доске.

2.2. Конкурс команд. Даётся количественная задача.

3. Творческий конкурс. Каждая команда составляет рассказ по рисунку и формулирует задачу (или вопрос) для команды-сопреника.

4. Подведение итогов соревнования. Для этого выбирается жюри: от каждой команды по одному человеку. Сумма баллов каждого участника определяет место команды.

        Таким образом, на таком несложном по проведению и представлению уроке решается главная задача - развивается творческое мышление ученика и выявляются его способности, умения и навыки, анализируются, закрепляются полученные знания, развиваются познавательные процессы.

        Урок-игра должен основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности ученика, он должен быть доступным для них. Такие уроки приводят к повышению самоконтроля учащихся, к чёткому соблюдению установленных правил. Завоёвывание победы для команды очень сильный мотив, побуждающий участников соревнования к активной деятельности. Воспитательное и познавательное значение такого занятия достигается его хорошей организацией. Организатором такого урока выступает преподаватель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы уроков математики как способ развития творческого мышления учащихся 5 – 9 классах

Одна из важных задач учителя состоит в том, чтобы научить детей жить и действовать в мире, в котором требуются самостоятельно мыслящие, предприимчивые и креативные личности. Темпы происходящих в...

Метод проекта в развитии творческого мышления учащихся на уроке литературы. Тема: «Рыцарь мечты» и незабываемые страницы его феерии «Алые паруса».

Метод проектов на уроках решает следующие задачи: развитие познавательных навыков учащихся;развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;развитие умений ориентироваться в информацион...

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы производится с целью повышения учебной мотивации и развития творческого мышления учащихся.

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы производится с целью повышения учебной мотивации и развития творческого мышления учащихся....

Нестандартные уроки как способ развития творческого мышления учащихся при обучении английскому языку

В данном материале рассматриваются нестандартные уроки английского языка, которые могут помочь педагогам развить творческое мышление обучающихся....

Влияние практики аккомпанирования на развитие творческого мышления учащихся.

В материале представлена работа над различными видами аккомпанемента....

Методы активизации познавательной деятельности и развития творческого мышления учащихся на уроках литературы.

Большое значение в повышении мотивации к обучению имеет использование методов активного обучения, приобретающих в последнее время особую актуальность. Эти методы позволяют организовать познавате...

статья "Опыт развития творческого мышления учащихся в объединении Компьютерная грамотность"

Автор делится своим опытом творческого подхода к общению с компьютером и использованию электронных ресурсов, а также к созданию в детском коллективе атмосферы постижения и созидания....