Экологическое воспитание школьников на уроках физики в 7-8 классах
статья по физике (7, 8 класс)
Современное общество озабочено вопросами формирования здорового образа жизни, созданием комфортных условий для сохранения здоровья людей, уменьшением вредного воздействия деятельности человека на природу, рациональным энергетически выгодным использованием природных ресурсов. В связи с этим одной из наиболее важных задач физического образования в школе является экологическое воспитание обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_shkolnikov_na_urokah_fiziki.docx | 18.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание школьников на уроках физики в 7-8 классах
Современное общество озабочено вопросами формирования здорового образа жизни, созданием комфортных условий для сохранения здоровья людей, уменьшением вредного воздействия деятельности человека на природу, рациональным энергетически выгодным использованием природных ресурсов. В связи с этим одной из наиболее важных задач физического образования в школе является экологическое воспитание обучающихся.
Задача педагога в процессе обучения школьников – формировать у обучающихся представление о физике, ее законах, явлениях и объектах природы, достижениях научно –технического прогресса в тесной взаимосвязи с экологией.
Физика как одна из фундаментальных наук о природе позволяет решать эту задачу в двух различных ракурсах: энергетическом и природоохранном.
Энергетический аспект физического образования предусматривает экономически выгодное, рациональное использование природных ресурсов, в то время как природоохранный аспект призывает обучающихся рассмотреть вопросы предотвращения загрязнения окружающей среды, устранить последствия вредного воздействия жизнедеятельности человека.
Эти аспекты можно рассматривать при изучении большого количества вопросов физики, а учитывая фундаментальность науки, рассматривая ее как основу для объяснения многих явлений и процессов в природе, методов ее изучения и воздействия на нее, можно предоставить ей в вопросе экологизации образования одну из ведущих ролей.
Наибольший интерес к охране природы проявляют обучающиеся 7-8 классов, поэтому на уроках актуальны вопросы рационального природоиспользования, рассмотрение причин загрязнения окружающей среды.
Несколько возможных тем уроков и их экологическая составляющая представлены в следующей таблице:
№ п.п. | Тема урока | Рассматриваемые экологические аспекты |
1. | Диффузия | Причины распространения загрязнений в воздухе, воде, почве. Предприятия-загрязнители окружающей среды. Проникновение в следствии диффузии вредных веществ в растения, организмы людей и животных. Последствия активного использования ядохимикатов и удобрений. |
2. | Взаимодействие молекул | Причины гибели водоплавающих животных и птиц в следствии аварий нефтяных танкеров. |
3. | Три состояния вещества | Круговорот воды в природе. Загрязнение атмосферы различными примесями и его последствия |
4. | Сообщающиеся сосуды. | Орошение и осушение земель, рациональное использование водных ресурсов. Последствия вмешательства человека в окружающую природу. Шлюзы и обеспечение условий миграции рыб для метания икры. |
5. | Сила трения | Вредные последствия посыпания наледи песочно-солевой смесью (гибель растительности, разъедание автомобильных шин, коррозия трубопроводов) |
6. | Энергия рек и ветра | Перспектива использования безотходных и возобновляемых источников энергии. Рациональное использование энергии рек и ветра. Связь прогресса человеческой цивилизации с энергопотреблением. |
7. | Давление в газе и жидкости | Единый мировой воздушный и водный океаны. Ветры и течения. Перенос загрязнений воздушным и водным путями. |
8. | Архимедова сила. Условия плавания тел. | Необходимость экономии воды. Образование нефтяной пленки на поверхности водоемов и ее уничтожение. Экологические аспекты сплава древесины по рекам. Судоходство и связанные с ним вопросы охраны воды. |
9. | Конвекция в природе и технике | Роль конвекции в процессах, происходящих в атмосфере и в океане. Образование конвекционных потоков в промышленной зоне. Тяга. Механизм рассеивания с помощью высоких труб. Особенности распространения выбросов при циклоне и антициклоне. Нарушение конвекции в случае ядерной войны и наступление «ядерной зимы». Теплоизоляция в быту и технике как метод сбережения энергоресурсов. |
10. | Теплопроводность. | Снегозадержание. |
11. | КПД тепловых двигателей. | Загрязнения воды, воздуха и почвы в процессе работы тепловых двигателей. |
12. | Теплота сгорания топлива. | Органическое топливо как основной источник энергии на современном этапе. Ограниченность запасов органического топлива, загрязнение атмосферы продуктами его сгорания. Сравнение эффективности и экологической безвредности различных видов топлива (газ, жидкое топливо, твердое топливо). Необходимость перехода автотранспорта на газовое топливо. |
13. | Электрическое поле | Влияние статического электричества на биологические объекты. электростимулирование жизнедеятельности сеиян и растений. Борьба с электризацией жилых помещений (ионизаторы воздуха, влажность воздуха и электризация, очистка воздуха электрофильтром). |
14. | Гальванические элементы и аккумуляторы | Необходимость осторожного обращения с гальваническими элементами и аккумуляторами. Проблема их утилизации. |
15. | Магнитное поле | Взаимообусловленность явлений в природе. Влияние магнитного поля на биологические объекты. Понятие о магнитобиологии (воздействие на организм магнитных бурь, магнитных браслетов, ориентация птиц) |
16. | Электродвигатель | Перспективы развития электротранспорта. Преимущества электродвигателя как экологически чистого двигателя. |
17. | Световые явления | Изменение прозрачности атмосферы под действием антропогенного фактора, его экологические последствия. Изменения климата. |
18. | Электрическое поле | Влияние статического электричества на биологические объекты. Электростимулирование жизнедеятельности семян и растений. Борьба с электризацией жилых помещений (ионизаторы воздуха, влажность воздуха и электризация, очистка воздуха электрофильтром). |
19. | Гальванические элементы и аккумуляторы | Необходимость осторожного обращения с гальваническими элементами и аккумуляторами. Проблема их утилизации. |
20. | Магнитное поле | Взаимообусловленность явлений в природе. Влияние магнитного поля на биологические объекты. Понятие о магнитобиологии (воздействие на организм магнитных бурь, магнитных браслетов, ориентация птиц) |
21. | Электродвигатель | Перспективы развития электротранспорта. Преимущества электродвигателя как экологически чистого двигателя. |
22. | Световые явления | Изменение прозрачности атмосферы под действием антропогенного фактора, его экологические последствия. Изменения климата. |
На уроках физики большое внимание уделяется решению задач, поэтому использовать такой ресурс для экологического образования весьма целесообразно.
Примеры некоторых задач по физике подобного содержания:
1. Что для земледелия экологически «выгоднее» - многоснежная или малоснежная зима? (многоснежная, так как снег укрывает посевы от вымерзания и при таянии весной хорошо увлажняет почву).
2. Прилипание мокрого снега к проводам линии электропередачи может привести к их обрыву, что создает опасность для жизни. Можно ли быстро избавиться от прилипшего снега? (можно, пропустив кратковременно по проводу сильный ток, который расплавит снег).
3. В цехе завода всегда должен быть свежий воздух. Где нужно устанавливать вытяжной вентилятор: ближе к потолку или полу, если в цехе возможно скопление водяного пара, хлора, аммиака? Есть ли смысл открывать форточки, если за окном холодно и идет дождь? (вытяжной вентилятор устанавливают в зависимости от плотности удаляемого вещества: для пара и аммиака – ближе к потолку, для хлора- ближе к полу; форточки открывать целесообразно, хотя и на улице и в цехе пары близки к насыщению, давление пара в цехе больше (температур выше), поэтому он будет выходить и воздух станет суше).
4. Сколько кубометров газа выделяет в городе, загрязняя среду, автомобиль – такси, израсходовав за день 20 кг бензина? Плотность газа при температуре 0°С равна 0,002кг/м³.
5. Сколько кубических метров газа нужно сжечь, чтобы повысить температуру 150 л воды от 10 до 95°С? Теплота сгорания газа 178,1 кДж/м², КПД нагревателя 25%.
6. Как на основе молекулярно-кинетической теории объяснить механизм всасывания питательных веществ из почвы волосками корней растений?
7. Сколько кубометров газа выделяет в городе, загрязняя среду, автомобиль-такси, расходуя за день 20 кг бензина? Плотность газа при t=0 °С равна 0,002кг/м3.
Главная мысль, которую необходимо донести до подрастающего поколения в свете экологического содержания физики, заключается в том, что жизнь человека, окружающей природы и развитие техники и науки – процессы неразрывно связанные друг с другом. Физические законы призваны не только улучшить жизнь человека, но и сохранить окружающую природу, как важнейший фактор жизни человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание школьников на уроках технологии
Экологически чистые продукты играют важную роль в рационе питания человека, особенно школьника. Рациональное питание - основа здорового растущего организма ребёнка. На уроках технологии, при изу...
Использование цифровых образовательных ресурсов при формировании экологического мировоззрения школьников на уроках физики
Экологическая обстановка в мире с каждым годом ухудшается, что не может не отразиться на жизни современных людей и будущих поколений.Поэтому проблема формирования экологического мировоззрения учащихся...
Экологическое воспитание школьников на уроках географии
Школьный курс географии обладает исключительными возможностями для эффективного экологического образования и воспитания школьников. ...
Внеклассное мероприятие по физике на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках физики" (7 класс)
Внеклассная работа по предмету является важным рессурсом повышения эффективности и качества образования учащихся, а применение игровых технологий способствует привлечению внимания школьников к теме, р...
Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время.
В последнее время все большее внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию, поскольку без этого невозможно решить важнейшие проблемы развития цивилизации. Экология одна из самых актуальн...
НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
В статье рассматриваются аспеты экологического восспитания учащихся разных возросных групп, которые можно использовать на уроках биологии. Обращаю внимание на анализирование собственного поведения уча...
Экологическое воспитание школьников на уроках физики
презентация к открытому мероприятию в 10 классе...