Рабочие программы и КТП по физике
рабочая программа по физике (10, 11 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по физике 10-11 класс
(УМК Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б.)
Пояснительная записка
Программа по физике составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений в соответствии с новым, утвержденным в 2004 г федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по физике (учебники физики для 10-11 классов Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского - базовый и профильный уровни, авторы программы -В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Изучение физики в средней школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
При реализации рабочей программы используется учебник Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б., Сотского Н.Н. входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися.
Рабочая программа рассчитана на общеобразовательные школы, в которых на изучение физики в старшей школе отводится 4 ч. В ней увеличено количество уроков решения задач, более подробно разбирается теория, добавлены уроки по теме «Механика» (принцип суперпозиции сил, невесомость, момент силы, условия равновесия), «Термодинамика» (адиабатный процесс, холодильник, проблемы энергетики и охраны окружающей среды, плавление и отвердевание, уравнение теплового баланса), «Электродинамика»(зависимость сопротивления от температуры, сверхпроводимость, электроизмерительные приборы, магнитные свойства вещества), оставлены уроки – практикумы.
Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 15 лабораторных работ, 10 часов практикума и контрольных работ – 16 ч.
Содержание программы учебного предмета. (136 часов - 10 класс, 136 – 11 класс)
Введение. Физика и методы научного познания (2 ч)
Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
Механика (50 ч)
Кинематика. Механическое движение и его виды. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Центростремительное ускорение.
Кинематика твёрдого тела. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.
Динамика. Основное утверждение механики. Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Законы динамики.
Силы в природе. Сила тяготения. Закон Всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения
Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Демонстрации.
Зависимость траектории от выбора системы отсчета. Падение тел в вакууме и в воздухе. Явление инерции. Сравнение масс взаимодействующих тел. Измерение сил. Сложение сил. Зависимость силы упругости от деформации. Сила трения. Условия равновесия тел. Переход кинетической энергии в потенциальную.
Лабораторные работы.
1.Движение тела по окружности под действием сил тяжести и упругости.
2.Изучение закона сохранения механической энергии.
Молекулярная физика. Термодинамика (36 ч)
Основы молекулярной физики. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Основное уравнение мкт газа.
Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Измерение скоростей движения молекул газа. Давление газа.
Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева – Клапейрона. Газовые законы.
Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Второй закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов.. Порядок и хаос. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД двигателей.
Взаимное превращение жидкостей и газов. Твёрдые тела. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Капиллярные явления. Кристаллические и аморфные тела.
Демонстрации.
Механическая модель броуновского движения. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме. Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении. Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре. Кипение воды при пониженном давлении. Устройство психрометра и гигрометра. Явление поверхностного натяжения жидкости. Кристаллические и аморфные тела. Модели тепловых двигателей.
Лабораторные работы.
3.Опытная проверка закона Гей-Люссака.
Электродинамика (59 ч)
Электростатика. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, p-n-переход. Полупроводниковый диод. Транзисторы. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.
Магнитное поле. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.
Электромагнитная индукция. Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Электроизмерительные приборы. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле.
Демонстрации.
Электрометр. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Зависимость емкости конденсатора от расстояния между пластинами, площади перекрываемых пластин, рода диэлектрика. Энергия заряженного конденсатора. Электроизмерительные приборы. Магнитное взаимодействие токов. Магнитные свойства вещества. Правило Ленца.
Лабораторные работы.
4.Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
5.Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
6. Наблюдение действия магнитного поля на ток.
7. Изучение явления электромагнитной индукции.
Колебания и волны (35 ч)
Механические колебания. Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.
Электрические колебания. Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Мощность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи.
Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.
Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Звуковые волны. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.
Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Телевидение.
Фронтальные лабораторные работы
8. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.
9. Изучение треков заряженных частиц.
Оптика (24 ч)
Световые лучи. Закон преломления света. Призма. Дисперсия света. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения. Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.
Фронтальные лабораторные работы
10.Измерение показателя преломления стекла.
11. Определение оптической силы линзы.
12.Наблюдение интерференции и дифракции.
13.Измерение длины световой волны.
14. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.
Основы специальной теории относительности (4 ч)
Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы с энергией.
Квантовая физика (28 ч)
Световые кванты. Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Опыты Лебедева и Вавилова.
Атомная физика. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода Бора. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.
Физика атомного ядра. Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Протон-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Физика элементарных частиц.
Астрономия (12 ч)
Строение Солнечной системы. Система Земля – Луна. Солнце – ближайшая к нам звезда. Звёзды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звёзд и галактик. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.
Значение физики для понимания мира и развития производительных сил (1 ч).
Единая физическая картина мира. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Физика и научно-техническая революция. Физика и культура.
Фронтальные лабораторные работы
15. Моделирование траекторий космических аппаратов с помощью компьютера.
Лабораторный практикум – 10 ч.
Обобщающее повторение – 9 ч.
Практикум 5ч
Итоговое повторение 4 ч
Формы и средства контроля.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически. итоговая – по завершении темы.
Перечень оборудования для лабораторных работ.
Работа №1. Штатив с муфтой и лапкой, лента измерительная, циркуль, динамометр лабораторный, весы учебные с гирями, шарик металлический , нитки, кусочек пробки с отверстием, лист бумаги, линейка.
Работа №2. Штатив с муфтой и лапкой, динамометр лабораторный, линейка, груз, нитки, набор картонок толщиной 2 мм, краска, кисточка.
Работа №3Лабораторный набор для проведения
Работа №4. Источник постоянного тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат.
Работа №5. Источник постоянного тока, два проволочных резистора, амперметр, вольтметр, реостат.
Поурочное планирование учебного материала
Физика 10 класс, 4 часа в неделю, всего 136 часов.
Учебник Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского,
«Программа для общеобразовательных учреждений», 2010 год, стр. 59
№ | Тема урока | с/р | д/з | |
Введение (2 часа) | ||||
1 | Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. | стр. 3 – 5 записи | ||
2 | Научный метод познания окружающего мира: эксперимент – гипотеза – модель – критериальный эксперимент. Приближенный характер физических законов. | записи в тетрадях | ||
Механика (50 часов) Кинематика (19 часов) | ||||
3 | Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости. | §1 – 2 | ||
4 | Механическое движение. Материальная точка. | §3 №2–6 | ||
5 | Положение точки в пространстве. Система отсчета. | §4, 5 №7 | ||
6 | Способы описания движения. Радиус – вектор. | §4, 5 | ||
7 | Вектор перемещения. | §6 №13,14, 16 | ||
8 | Скорость равномерного прямолинейного движения. Уравнение движения. | I-11,18 II-12,19 (в начале урока) | §7,8, у. 1 №20,21 | |
9 | Решение задач на равномерное прямолинейное движение. | I-№22(II) II-№22(III) | №23,24, 25 | |
10 | Скорость. Мгновенная скорость. | §9 №48 | ||
11 | Относительность механического движения. | §10, у. 2 №32,35,37 | ||
12 | Ускорение. Единица ускорения. | I-№42 II-№43 (в на-чале урока) | §11,12, у.3(1), №51-53 | |
13 | Прямолинейное движение с постоянным ускорением. | §13,14, №56,57 | ||
14 | Решение задач на уравнение движения с постоянным ускорением. | I-№61,78,75 II-№63,79,76 (в к. урока) | №80, 82, 68 | |
15 | Свободное падение тел. | §15,16,у.4 | ||
16 | Решение задач на свободное падение тел. | I-№228 II-№231 | №203,226, 229 | |
17 | Равномерное движение тела по окружности. | §17, №92, 93, 97, 98 | ||
18 | Решение задач на движение тела по окружности. | I-№103,104 II-№105, 106 | №109,110, 102 | |
Кинематика твердого тела. | ||||
19 | Поступательное и вращательное движение твердого тела. Угловая линейная скорости движения. | §18,19 у. 5 | ||
20 | Решение задач на поступательное и вращательное движение тела. Подготовка к контрольной работе. | Повт. §3-19 №59,71,84, 99 | ||
21 | К/р №1 по кинематике. | |||
Динамика( 18 часов) | ||||
22 | Основное утверждение механики. | §20,21 | ||
23 | Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчета. | Iв№114,115 IIв№116, 119 | §22, №117,118, 120 | |
24 | Сила. Связь между силой и ускорением. | Iв №123 IIв №125 | §23,24, у.6(1-3) | |
25 | Второй закон Ньютона (принцип суперпозиции сил). | I- №140,144 II-№141,145 (в конце урока) | §25 у.6(4-6) | |
26 | Третий закон Ньютона. | §26, №157,158 | ||
27 | Решение задач на законы Ньютона. | №148,149, 150 | ||
28 | Принцип относительности Галилея. | §27,28, №152,146 | ||
Силы в механике. | ||||
29 | Силы всемирного тяготения. | §29,30 | ||
30 | Закон всемирного тяготения. | §31, у.7(1-3) | ||
31 | Первая космическая скорость. | §32, №181,182 | ||
32 | Сила тяжести. Вес. Невесомость. | Iв №190 IIв №191 | §33 №185,189 | |
33 | Решение задач на закон всемирного тяготения. | №188,198 | ||
34 | Деформация и сила упругости. Закон Гука. | §34-35 №164, 165, 166 | ||
35 | л/р №1 «Движение тела по окружности под действием сил упругости и тяжести». | №231,232 | ||
36 | Решение задач на закон Гука. | №304,288, 310 | ||
37 | Сила трения. | §36,37, №302 | ||
38 | Решение задач на расчет силы трения. | §38, №269,268 | ||
39 | К/р №2 по динамике. | |||
Законы сохранения в механике. | ||||
40 | Импульс. Закон сохранения импульса. | §39,40, у.8(1-2), №316,317 | ||
41 | Реактивное движение. | I- №323(1), 325(а) II- №323(2), 325(в) | §41,42, у.8(3-4), №322,324 | |
42 | Работа силы. Мощность. | §43,44, у.9(1,2,4), №334,337 | ||
43 | Кинетическая энергия. | §45,46, №340,339 | ||
44 | Работа силы тяжести. Работа силы упругости. | §47,48, №350,352, 347,348 | ||
45 | Потенциальная энергия. | I- №340, 345,350 II- №341, 346,351 | §49, №328,354 | |
46 | Закон сохранения энергии в механике. | I-№356,358 II-№357,359 | §50,51, №355,360, 361 | |
47 | л/р №2 «Изучение закона сохранения механической энергии». | №370,371, 374 | ||
48 | Решение задач на закон сохранения энергии. | I-№375,372 II-№376,373 | ||
49 | Равновесие тел. Виды равновесия. | §52,53 | ||
50 | Момент силы. | §54 | ||
51 | Решение задач на равновесие тел. | у.10(4,5) у.9 | ||
52 | К/р №3 по теме «Закон сохранения». | |||
Молекулярная физика. Термодинамика. (36часов) | ||||
53 | Анатомическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства. | § 55 | ||
54 | Размеры молекул. Основные положения МКТ | §56 | ||
55 | Масса молекул. Количество вещества. | 57у 11(1-6) | ||
56 | Решение задач на расчет массы молекул | №460,461 | ||
57 | Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. | §58,59, №462 | ||
58 | Строение газообразных, жидких и твердых тел | §60,№464 | ||
59 | Идеальный газ в МКТ, среднее значение квадрата скорости молекул. | §61,62 | ||
60 | Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. | §63,у11(7,9) | ||
61 | Решение задач на основное уравнение МКТ | У11(10) | ||
62 | Температура. Определение температуры. | §64,65, у.12 (1) | ||
63 | Температура-мера средней кинетической энергии молекул. | §66,у.12(2-4) | ||
64 | Измерение скорости молекул. | § 67 | ||
65 | Уравнение состояния идеального газа. | §68,№488, 489 | ||
66 | Решение задач на уравнение состояния идеального газа. | №496,500 | ||
67 | Газовые законы | §69,у13.(1-3) | ||
68 | л/р№3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака» | У13(4-6) | ||
69 | Решение задач на газовые законы | У13(8-10) | ||
70 | Графические задачи на газовые законы | В тетради | ||
71 | К/р №4 на основное уравнение МКТ, уравнение состояния газа, газовые законы. | |||
72 | Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры и объема. | §70,71, у14(1,2) | ||
73 | Испарение и кипение | Зап., №548, 550,544 | ||
74 | Влажность воздуха | §72, у14(3,4) | ||
75 | Решение задач на влажность воздуха. | №563,564, 565 | ||
76 | Капиллярные явления | Записи | ||
77 | Кристаллические и аморфные твердые тела | §73,74,№606 | ||
Термодинамика | ||||
78 | Внутренняя энергия | §75,у15(1),№653 | ||
79 | Работа в термодинамике | §76,у15(2) | ||
80 | Количество теплоты | §77,у15(3,4) | ||
81 | Первый закон термодинамики | §78,№627, 628 | ||
82 | Применение первого закона термодинамики к изопроцессам | §79, у15(9,10) | ||
83 | Решение задач на первый закон термодинамики. | у15(11,12) | ||
84 | Второй закон термодинамики | §80,№648, 647 | ||
85 | Статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Порядок и хаос. | §81, №662,664 | ||
86 | Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей | §82, | ||
87 | Решение задач на КПД тепловых двигателей. | №674,675 | ||
88 | К/р №5 по термодинамике | |||
Электродинамика (39часов) Электростатика(18часов) | ||||
89 | Электрический заряд и элементарные частицы | §83-85 | ||
90 | Закон сохранения электрического заряда | §86 | ||
91 | Закон кулона | §87,88 у16(4) | ||
92 | Решение задач на закон Кулона | №680, №689,№685 | ||
93 | Электрическое поле | §89,90 №684, 687 | ||
94 | Напряженность электрического поля | §91,у17(1,2), №700,№702 | ||
95 | Силовые линии. Принцип суперпозиции полей. | §92,у17(3-5), №697(в,г) | ||
96 | Решение задач на расчет напряженности электрического поля | №698,699 | ||
97 | Проводники в электростатическом поле | §93, №710, №713,№707 | ||
98 | Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. | §94,95, №718,719 | ||
99 | Потенциальность электростатического поля | §96, | ||
100 | Потенциал. Разность потенциалов. | §97, у17(6,7) | ||
101 | Эквипотенциальные поверхности | §98, №723,№726, у17(8-9) | ||
102 | Решение задач по теме «Электростатика» | №701,№708, №730,№734 | ||
103 | Электроемкость. Конденсаторы. | §99,у18(1-3), №736,740 | ||
104 | Решение задач на электроемкость конденсаторов | №746-749 | ||
105 | Энергия заряженного конденсатора | §100,101, №758(1),759, №762,№738, | ||
106 | к/р №6 по теме «Электростатика» | |||
Законы постоянного тока (11часов) | ||||
107 | Сила тока. Условия возникновения эл.тока | §102,103 | ||
108 | Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. | §104, у19(1-3) | ||
109 | Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение. | §105,№789, №790 | ||
110 | л/р №4 «Изучение последовательного и параллельного соединений проводников» | №791 | ||
111 | Решение задач на расчет цепей | №778,777 | ||
112 | Работа и мощность электрического тока | §106, №798, №799,№803 | ||
113 | ЭДС | §107,№812(1 | ||
114 | л/р №5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | №813,814 | ||
115 | Закон Ома для полной цепи | §108,у19(4-7 | ||
116 | Решение задач на закон Ома | У19(8,9) | ||
117 | к/р№7 по теме «Законы постоянного тока» | |||
Электрический ток в различных средах (10 часов) | ||||
118 | Электрический ток в металлах | §109,110, №850,852 | ||
119 | Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. | §111,112, №854,№856, №858,№860 | ||
120 | Электрический ток в полупроводниках. | §113,№861, №863,№866 | ||
121 | Собственная и примесная проводимость полупроводников | §114, у20(1-3) | ||
122 | Р-n переход. | §115 | ||
123 | Полупроводниковый диод. Транзисторы | §116, №867, №868 | ||
124 | Электричкский ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка | §117,118, №872,№873,№875,№874 | ||
125 | Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза | §119,120, у20(4-6) | ||
126 | Электрический ток в газах. | §121,122, у20(7-9) | ||
127 | Плазма | §123 | ||
Практикум (5часов) | ||||
128 | Определение ускорения свободного падения с помощью линейки - маятника | §17,18,14,15 №201,203,211 | ||
129 | Проверка закона сохранения механической энергии | §45-53,№341, №343,352,366 | ||
130 | Измерение сопротивления проводника с помощью мостика Уинстона | §104-107,№780, №774,776 | ||
131 | Определение емкости конденсатора | §101-103,№776, №754,753 | ||
132 | Подготовка препарата и наблюдение броуновского движения | §58-65, №468, №472,463 | ||
Повторение(4часа) | ||||
133 | Решение задач по теме «Кинематика» | §7-38,записи | ||
134 | Решение задач по теме «Законы сохранения в механике» | §39-50,записи | ||
135 | Решение задач по теме «МКТ, термодинамика» | §56-82 | ||
136 | Решение задач по теме «Электродинамика» | §83-100 |
Поурочное планирование учебного материала
Физика 11 класс, 4 часа в неделю, всего 136 часов.
Учебник Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского,
«Программа для общеобразовательных учреждений», 2010 год, стр. 59
№п/п | Содержание урока | Домашнее задание |
Электродинамика (20 час) | ||
Магнитное поле (9 час) | ||
1/1 | Взаимодействие токов. Магнитное поле | § 1, повторить «Магнитные линии» (Физика - 9 кл.) |
2/2 | Вектор магнитной индукции. | § 2, |
3/3 | Сила Ампера | § 3; упр. 1(1,2) |
4/4 | Электроизмерительные приборы. Громкоговоритель. Решение задач | повт «Обнаружение магнитного поля » (Ф - 9 кл.); № 824, 836 Р. |
5/5 | Л/р №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток» | |
6/6 | Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца | § 6; № 899 (Рымкевич |
7/7 | Решение задач на силу Ампера и силу Лоренца | |
8/8 | Магнитные свойства вещества. Решение задач. | итоги главы 1, с. 24-25 |
9/9 | К/р №1 по теме «Магнитное поле» | § 1, повт «Магнитные линии» (Ф - 9 кл.) |
Электромагнитная индукция (11 час) | ||
10/1 | Явление электромагнитной индукции. | § 8 |
11/2 | Магнитный поток | § 9;повт пр буравчика, § 2 |
12/3 | Направление индукционного тока. Правило Ленца | § 10, упр. 2 (1-5). |
13/4 | Закон электромагнитной индукции | § 11, упр. 2 (7, 8) |
14/5 | Решение задач | Повт § 10, 11; № 909, 911 Р |
15/6 | Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках. | § 12, 13, 14; № 902 (2, 5) Р |
16/7 | Л/р №2 «Изучение явления электромагнитной индукции.» | |
17/8 | Самоиндукция. Индуктивность | § 15, упр. 2 (9, 10); № 925, 928 Р |
18/9 | Энергия магнитного поля | § 16; № 933 Р |
19/10 | Электромагнитное поле. Обобщение материала по теме «Электромагнитная индукция» | № 919, 920,929,930, 932 Р |
20/11 | К/р №2 по теме «Электромагнитная индукция» | повт «Мех кол» (Ф - 9 кл.) |
Колебания и волны (35 час) | ||
Механические колебания (8 час) | ||
21/1 | Свободные и вынужденные колебания | § 18,19. |
22/2 | Математический маятник. Динамика колебательного движения | § 20,21, повторить понятие производной |
23/3 | Гармонические колебания | § 21, упр. 3 (1-3). |
24/4 | Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. | § 23, вопросы к § |
25/5 | Л/р №3 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника» | Расчёт погрешностей |
26/6 | Превращение энергии при гармонических колебаниях | § 24, повторить «Резонанс» (9 кл.)упр.3(4) |
27/7 | Вынужденные колебания. Резонанс | § 25,26; краткие итоги главы 3 |
28/8 | Решение задач по теме «Механические колебания» | Повт § 16 (Ф - 11), «Эн. магн поля»; § 103 (Ф - 10), «Эн.заряженного конд-ра». |
Электромагнитные колебания (14 час) | ||
29/1 | Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. | § 27,28; упр. 4 (1) |
30/2 | Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. Уравнения, описывающие процессы в колебательном контуре. | § 29, 30 (до формулы Томсона); |
31/3 | Период свободных электрических колебаний | § 30; упр. 2 (2, 3); № 984 Р |
32/4 | Переменный электрический ток | § 31; упр. 4 (4). |
33/5 | Решение задач по теме «Переменный электрический ток» | № 951,955,956, 953 Р |
34/6 | Активное, емкостное и индуктивное сопротивления в цепи переменного тока | § 32-34; № 962,964,968 Р |
35/7 | Решение задач на расчёт сопротивления в цепи переменного тока | повторить тему «Механический резонанс |
36/8 | Электрический резонанс | § 35; упр. 4 (6); № 971 Р; повт «Транзисторы» (Ф - 10 кл.) |
37/9 | Генератор на транзисторе. Автоколебания | § 36, кр итоги гл 4; повт §31 (Ф-11 кл.) |
38/10 | Генерирование электрической энергии | § 37; у. 5 (1, 2); пов § 11-13 (Ф- 11 кл.) |
39/11 | Трансформаторы | § 38; упр. 5 (3, 5, 6); № 975, 976 Р |
40/12 | Производство, передача и использование электрической энергии | § 39,40,41; № 979, 980 Р |
41/13 | Решение задач по теме «Трансформатор» | кр итоги гл 1, 2, 3; № 972, 961 Р |
42/14 | К/р №3 по теме «Механические и электромагнитные колебания» | повт : «Волн явления» |
Механические волны (3 час) | ||
43/1 | Волновые явления. Распространение механических волн. Виды волн | § 42,43 |
44/2 | Длина волны. Скорость распространения волн. Уравнение бегущей волны | § 44,45 |
45/3 | Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн. Волны в средах | § 46,47; упр. 6 (2,4). |
Электромагнитные волны (10 час) | ||
46/1 | Электромагнитная волна | § 48 |
47/2 | Экспериментальное обнаружение электромагнитных волн | § 49 |
48/3 | Плотность потока электромагнитного излучения | § 50 |
49/4 | Изобретение радио А. С. Поповым. Принципы радиосвязи | § 51, 52 |
50/5 | Модуляция и детектирование. Простейший радиоприемник | § 53; № 988,990,991 Р |
51/6 | Свойства электромагнитных волн | § 54 |
52/7 | Распространение радиоволн. Радиолокация | § 55, 56; повт§ 35; № 995, 996, 1001 Р |
53/8 | Телевидение. Развитие средств связи. | § 57,58, № 1003 Р |
54/9 | Решение задач | Повт. § 52, 53; № 993, 994 Р |
55/10 | Обобщающий урок «Основные характеристики, свойства и использование электромагнитных волн» | сообщения |
Оптика (24 час) | ||
Световые волны (17 час) | ||
56/1 | Развитие взглядов на природу света. Скорость света | введение § 59; упр. 8 (4) |
57/2 | Принцип Гюйгенса. Закон отражения света | § 60; упр. 8 (5,7). |
58/3 | Закон преломления света | § 61; вопр § ; упр. 8 (9-11) |
59/4 | Л/р №4 «Измерение показателя преломления стекла» | |
60/5 | Полное отражение | § 62; № 1043, 1045 Р |
61/6 | Решение задач | у.8 (14);№1013,1027,1034, 1039 |
62/7 | Линза. Построение изображений, даваемых линзами | § 63,64,65;№1039,1040, 1041 Р |
63/8 | Решение задач | решить задачи |
64/9 | Л/р №5«Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы» | |
65/10 | Самостоятельная работа по теме «Геометрическая оптика» | § 63 повт |
66/11 | Дисперсия света | § 66,вопр §; № 1051-1053 Р |
67/12 | Интерференция механических волн и света. Некоторые применения интерференции | § 67,68,69; № 1056,1059 Р |
68/13 | Дифракция механических волн и света | § 70,71 |
69/14 | Дифракционная решетка | § 72; у10 (4); №1066,1067 Р |
70/15 | Л/р №6 «Измерение длины световой волны» | |
71/16 | Л/р №7 «Наблюдение интерференции и дифракции света» | |
72/17 | Поляризация света. Поперечность световых волн | Итоги 8 гл § 73, 74; №1071, 1072 Р. |
Излучение и спектры (7час) | ||
73/1 | Виды излучений. Источники света | § 81 |
74/2 | Спектры и спектральный анализ | § 82-84. |
75/3 | Л/р №8 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» | |
76/4 | Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение | § 85 |
77/5 | Рентгеновское излучение | § 86, |
78/6 | Шкала электромагнитных излучений | § 87, таблица итоги 10 гл |
79/7 | К/р №4 по теме «Световые волны» | |
Элементы теории относительности ( 4часа) | ||
80/1 | Законы электродинамики и принцип относительности | § 75; |
81/2 | Постулаты теории относительности. Релятивистский закон сложения скоростей | § 76-78; № 1075, 1076 Р |
82/3 | Зависимость массы от скорости. Релятивистская динамика | § 79; № 1083, 1086 (Р |
83/4 | Связь между массой и энергией | § 80, итоги гл 9; у. 11 (3,4) |
Квантовая физика (28 час) | ||
Световые кванты (9 час) | ||
84/1 | Зарождение квантовой теории | введение, конспект урока |
85/2 | Фотоэффект | §87 |
86/3 | Теория фотоэффекта | § 88; № 1104,1105 Р |
87/4 | Решение задач | Упр; 12 (4-6) |
88/5 | Фотоны | § 89; упр. 12 (7); № 1119,1120 Р |
89/6 | Применение фотоэффекта | § 90; № 1106,1108 Р |
90/7 | Давление света. Химическое действие света | § 91- 92 № 1139 Р |
91/8 | Решение задач | № 1134 - 1137 (Р |
92/9 | К/р №5 по теме «Световые кванты» | повторить краткие итоги главы ІІ. |
Атом и атомное ядро (20 час) | ||
93/1 | Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома | § 93, вопр к §; у. 13 (2). |
94/2 | Квантовые постулаты Бора. | § 94; № 1142 Р |
95/3 | Модель атома водорода по Бору | § 95; упр. 13 (1) |
96/4 | Вынужденное излучение света. Лазеры | § 96, итоги гл9, повт§ 94-96 |
97/5 | Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений | § 97, вопр § |
98/6 | Открытие радиоактивности. Альфа-, бета-и гамма- излучения | § 98, 99; № 1160 Р |
99/7 | Радиоактивные превращения | § 100; упр. 14 (1); № 1166 Р |
100/8 | Закон радиоактивного распада. Период полураспада | § 101; упр. 14 (2, 3) |
101/9 | Изотопы. Их получение и применение. Биологическое действие радиоактивных излучений | § 102;112,113№ 1184,1185 Р |
102/10 | Открытие нейтрона | § 103; № 1187 Р |
103/11 | Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер | § 104, 105, вопр; упр. 14 (5, 6) |
104/12 | Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций | § 106 № 1187 Р |
105/13 | Решение задач | № 1175,1188 Р |
106/14 | Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции | § 107,108; № 1196 Р |
107/15 | Ядерный реактор | § 109, вопросы к § |
108/16 | Термоядерные реакции. Применение ядерной энергетики | § 110, 111, итоги гл 13 |
109/17 | К/р №6 по теме «Физика атомного ядра» | |
110/18 | Этапы развития физики элементарных частиц | § 114, 115, итоги гл 14 |
111/19 | Повторительно-обобщающий урок «Развитие представлений о строении и свойствах вещества» | № 1197, 1208, 1184 Р |
Астрономия (12 час) | ||
112/1 | Видимые движения небесных тел | § 116 |
113/2 | Законы движения планет | § 117 |
114/3 | Система Земля-Луна | § 118 |
115/4 | Физическая природа планет и малых тел | § 119 |
116/5 | Солнце | § 120 |
117/6 | Основные характеристики звёзд. Внутреннее строение звёзд | § 121,122 |
118/7 | Эволюция звёзд | § 123 |
119/8 | Наша Галактика | § 124 |
120/9 | Галактики | § 125 |
121/10 | Строение и эволюция Вселенной | § 126 |
122/11 | Л\р по теме «Моделирование траекторий космических аппаратов с помощью компьютера». | |
123/12 | К/р №7 по теме «Астрономия» | |
Значение физики для понимания мира и развития производительных сил (1 ч). | ||
124 | Единая физическая картина мира. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Физика и научно-техническая революция. Физика и культура. | § 127 |
125-132 | Обобщающее повторение (3 ч)+ практикум (5ч) | |
135-136 | Итоговая контрольная работа (2 часа). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ «Занимательная физика» 5-6класс
По данной программе, ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить на ранней ступени изучения физики.Основные задачи курса.1. Знакомство учащихся с эмпирическим э...
Рабочая программа элективного курса по физике "Методы решения задач по физике"
Рабочая программа элективного курса «Методы решения задач» рассчитана на два учебных года для учащихся 10- 11 классов, составлена на основе «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Про...
Рабочая программа учебного курса по физике "Практикум решения задач по физике" (10-11 классы) на 2012-2013 уч. год
Данный курс предназначен для общеобразовательных учреждений 10-11 классов (учебник Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев), изучающих физику на базовом уровне. Программа курса учитывает цели обучения по физике...
Рабочая программа элективного курса по физике 10 класс «Использование возможностей решения качественных задач по физике в социально-экономических расчётах».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАСодержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которы...
Рабочая программа элективного курса по физике "Практикум решения нестандартных задач по физике" 10 класс
Я размещаю рабочую программу элективного курса для учащихся 10 класса "Практикум решения нестандартных задач по физике". Программа содержит восемь раделов:.Пояснительная записка. 2.Общая характеристик...
Рабочая программа элективного кураса по физике " Физика за кружкой чая" 9 класс
В настоящее время увеличивается объём информации, в которую погружен современный школьник. Отрывочные, бессистемные сведения из самых разных областей науки и техники перемешиваются рассказами о ...
Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.
Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...