Рабочая программа по физике «Методы решения физических задач»
рабочая программа по физике (9, 10, 11 класс)
Курс рассчитан на учащихся 9-11 классов и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики. Необходимость создания данного курса вызвана тем, что требования к подготовке по физике выпускников школы возросли, а количество часов, предусмотренных на изучение предмета, сократилось. Разбираются особенности решения задач в каждом разделе физики, проводится анализ решения, и рассматриваются различные методы и приемы решения физических задач. Постепенно складывается общее представление о решении задач как на описание того или иного физического явления физическими законами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_resheniya_fizicheskih_zadach.docx | 69.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа №14»
Адрес: 143982, Московская область, г. Балашиха Тел.: 8(495) 522-32-66
мкр. Железнодорожный ул. Маяковского, дом 32 E-mail: maou-soch14@inbox.ru
Рабочая программа по физике
«Методы решения физических задач»
9-11 класс(15-17 лет)
Срок реализации: 3 года
Составитель: Мироненко Светлана Владимировна
Учитель физики
2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физике «Методы решения физических задач» составлена на основе «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение», составитель: В.А. Коровин, - «Дрофа», 2007 г. И авторской программы «Методы решения физических задач»: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров, - М.: Дрофа, 2005 г., и программы элективного курса «Решение задач по физике повышенной сложности» автор Марчук Э.В., опубликованная в сборнике «Физика 8-9 классы: сборник программ элективных курсов составитель В.А. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007»
Курс рассчитан на учащихся 9-11 классов и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики. Необходимость создания данного курса вызвана тем, что требования к подготовке по физике выпускников школы возросли, а количество часов, предусмотренных на изучение предмета, сократилось. Разбираются особенности решения задач в каждом разделе физики, проводится анализ решения, и рассматриваются различные методы и приемы решения физических задач. Постепенно складывается общее представление о решении задач как на описание того или иного физического явления физическими законами.
В результате реализации данной программы у учащихся формируются следующие учебные компетенции: систематизация, закрепление и углубление знаний фундаментальных законов физики; умение самостоятельно работать со справочной и учебной литературой различных источников информации; развитие творческих способностей учащихся.
Для реализации программы использовано учебное пособие: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров «Практика решения физических задач. 10-11 классы», - «Вентана-Граф», 2010 г.
Курс рассчитан на 3 года обучения.
Программа ориентирована на использование УМК:
1. Физика. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. В. Пёрышки, Е.М. Гутник- 2-е издание, стереотипное.- М. Дрофа, 2014. - 300.
2. Сборник задач по физике. 7-9 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. - 26-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
3. Физика. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г. Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. Н.А. Парфентьевой. - М. Просвещение, 2014. – 416с.
4. Сборник задач по физике: Для 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений /авт. А.П. Рымкевич. – М.: Дрофа, 2016.
5. Физика. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электронном носителе: базовый уровень/ Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М.Чаругин; под ред. Н.А.Парфентьевой - М.: Просвещение, 2014. – 432с.
Цели курса:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
- совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
- формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач;
- применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания.
Задачи курса:
- углубление и систематизация знаний учащихся;
- усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
- овладение основными методами решения задач.
Общая характеристика курса
Курс физики «Методы решения физических задач» выступает в роли дополнения к содержанию физики базового уровня, направлен на удовлетворение познавательного интереса учащихся, на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Данный курс дает учащимся больше возможностей для самопознания, он сочетает в себе логику и полет фантазии, вдумчивое осмысление условий задач и кропотливую работу по их решению, рассматриваются различные приемы решения задач. Задачи подбираются учителем исходя из конкретных возможностей учащихся. Подбираются задачи технического содержания, качественные, тестовые, а также – творческие экспериментальные. На занятиях элективного курса изучаются теоретические вопросы, которые не включены в программу базового уровня, а также – вопросы, связанные с профессиональной деятельностью: физика вокруг нас, физика в жизни, физика и наука, физика в различных профессиях.
На занятиях применяются коллективные и индивидуальные, а также групповые формы работы: решение и обсуждение решения задач, решение по алгоритму, владение основными приемами решения, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений.
В 9, 10 классах при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. Если в начале раздела для иллюстрации используются задачи из механики, молекулярной физики, электродинамики, то в дальнейшем решаются задачи из разделов курса физики 11 класса.
При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач.
При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности.
В конце изучения основных тем («Кинематика и динамика», «Молекулярная физика», «Электродинамика») проводятся итоговые занятия в форме проверочных работ.
Предлагаемый курс ориентирован на коммуникативный исследовательский подход в обучении, в котором прослеживаются следующие этапы субъектной деятельности учащихся и учителя: совместное творчество учителя и учащихся по созданию физической проблемной ситуации или деятельности по подбору цикла задач по изучаемой теме → анализ найденной проблемной ситуации (задачи) четкое формулирование физической части проблемы (задачи) выдвижение гипотез разработка моделей (физических, математических) прогнозирование результатов развития во времени экспериментально наблюдаемых явлений проверка и корректировка гипотез → нахождение решений проверка и анализ решений → предложения по использованию полученных результатов для постановки и решения других проблем (задач) по изучаемой теме, по ранее изученным темам курса физики, а также по темам других предметов естественнонаучного цикла, оценка значения.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала
- соответствие содержания задач уровню классической физики, выдержавших проверку временем, а также уровню развития современной физики, с возможностью построения в процессе решения физических и математических моделей изучаемых объектов с различной степенью детализации, реализуемой на основе применения: конкретных законов физических теорий, фундаментальных физических законов, методологических принципов физики, а также методов экспериментальной, теоретической и вычислительной физики;
- соответствие содержания и форм предъявления задач требованиям государственных программ по физике;
- возможность обучения анализу условий экспериментально наблюдаемых явлений, рассматриваемых в задаче;
- возможность формирования посредством содержания задач и методов их решения научного мировоззрения и научного подхода к изучению явлений природы, адекватных стилю мышления, в рамках которого может быть решена задача;
- жизненных ситуаций и развития научного мировоззрения.
Общие рекомендации к проведению занятий
При изучении курса могут возникнуть методические сложности, связанные с тем, что знаний по большинству разделов курса физики на уровне основной школы недостаточно для осознанного восприятия ряда рассматриваемых вопросов и задач.
Большая часть материала, составляющая содержание прикладного курса, соответствует государственному образовательному стандарту физического образования на профильном уровне, в связи, с чем курс не столько расширяет круг предметных знаний учащихся, сколько углубляет их за счет усиления непредметных мировоззренческой и методологической компонент содержания.
Методы и организационные формы обучения
Для реализации целей и задач данного курса предполагается использовать следующие формы занятий: практикумы по решению задач, самостоятельная работа учащихся, консультации, зачет. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решения и обсуждения решения задач, подготовка к единому национальному тестированию, подбор и составление задач на тему и т.д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. Доминантной же формой учения должна стать исследовательская деятельность ученика, которая может быть реализована как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся. Все занятия должны носить проблемный характер и включать в себя самостоятельную работу.
Методы обучения, применяемые в рамках прикладного курса, могут и должны быть достаточно разнообразными. Прежде всего, это исследовательская работа самих учащихся, составление обобщающих таблиц, а также подготовка и защита учащимися алгоритмов решения задач. В зависимости от индивидуального плана учитель должен предлагать учащимся подготовленный им перечень задач различного уровня сложности.
Помимо исследовательского метода целесообразно использование частично-поискового, проблемного изложения, а в отдельных случаях информационно-иллюстративного. Последний метод применяется в том случае, когда у учащихся отсутствует база, позволяющая использовать продуктивные методы.
Средства обучения
Основными средствами обучения при изучении прикладного курса являются:
• Физические приборы.
• Графические иллюстрации (схемы, чертежи, графики).
• Дидактические материалы.
• Учебники физики для старших классов средней школы.
• Учебные пособия по физике, сборники задач.
Организация самостоятельной работы
Самостоятельная работа предполагает создание дидактического комплекса задач, решенных самостоятельно на основе использования конкретных законов физических теорий, фундаментальных физических законов, методологических принципов физики, а также методов экспериментальной, теоретической и вычислительной физики из различных сборников задач с ориентацией на профильное образование учащихся.
Ожидаемыми результатами занятий являются:
• расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
• сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
• получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Входной контроль - тестирование.
Промежуточный контроль – тестирование.
Итоговый контроль – тестирование.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : входной, текущий и промежуточный контроль знаний, которые позволяют:
● определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебного плана);
● установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
● осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
Формы организации образовательного процесса:
Для организации занятий используются следующие формы:
- лекционное изложение материала;
- эвристические беседы;
- практикумы по решению задач;
- уроки-исследования;
- работа в малых группах.
Виды деятельности
- работа с дополнительной литературой
- семинары по решению задач
- конференции
- тестирование
Технологии обучения:
Технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности обучающихся; групповые технологии разных видов: групповой опрос, урок-практикум, урок-семинар и т.д.; дифференцированные задания и личностно-ориентированные технологии. Использование ИКТ.
Механизм формирования ключевых компетенций обучающихся:
Учебно-познавательные компетенции:
- ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; -организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; - обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; - ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, описывать результаты, формулировать выводы; - выступать устно и письменно о результатах своего исследования.
Содержание рабочей программы
9 класс
1.Основы кинематики (12 ч).
Механическое движение, относительность движения, система отсчета. Траектория, путь и перемещение. Закон сложения скоростей. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равнопеременном движении. Движение тела под действием силы тяжести по вертикали. Баллистическое движение.
2. Основы динамики (12 ч).
Законы Ньютона. Инерциальная система отсчета. Масса. Сила. Сложение сил. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести, ускорение свободного падения. Силы упругости, закон Гука. Вес тела, невесомость. Силы трения, коэффициент трения скольжения.
3. Элементы гидростатики и аэростатики (9 ч).
Давление жидкости и газов. Закон Паскаля. Закон сообщающихся сосудов. Сила Архимеда. Условия плавания тел.
4. Законы сохранения в механике (10ч).
Понятие энергии, кинетическая и потенциальная энергии, полная механическая энергия. Механическая работа, мощность. Закон сохранения энергии в механике. Импульс, закон сохранения импульса.
5. Тепловые явления (10 ч).
Внутренняя энергия. Количество теплоты, удельная теплоемкость; удельная теплота парообразования и конденсации; удельная теплота плавления и кристаллизации; удельная теплота сгорания топлива. Уравнение теплового баланса. Коэффициент полезного действия, тепловых двигателей. Влажность воздуха.
7.Электрические явления (12 ч).
Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда. Электрический ток. Величины, характеризующие электрический ток. Условные обозначения элементов электрических цепей. Построение электрических цепей. Закон Ома. Расчет сопротивления проводников. Законы последовательного и параллельного соединений. Работа и мощность электрического тока.
7. Заключительное занятие (3 ч).
На заключительном занятии подводится зачёт «Решение задач по физике».
Требования к уровню подготовки учащихся
При изучении факультатива учащиеся должны знать:
- понятия равномерное и равнопеременное движение;
- величины, характеризующие механическое движение;
- законы сложения скоростей;
- сила тяжести;
- Баллистическое движение;
- законы Ньютона;
- гидростатическое давление.
- закон сообщающихся сосудов;
- понятия «сила Архимеда»;
- условия плавания тел;
- понятия «работа», «мощность», «энергия»;
- закон сохранения полной механической энергии;
- понятие «импульс»;
- закон сохранения импульса;
- понятие «количество теплоты»;
- уравнение теплового баланса;
- закон сохранения электрического заряда;- закон Кулона;
- понятие «постоянный электрический ток»;
- величины, характеризующие электрический ток;
- закон Ома;
- закон Джоуля – Ленца;
- законы последовательного и параллельного соединения проводников.
Учащиеся должны уметь:
- строить графики в различных координатах, находить различные величины по графикам;
- раскладывать вектора скорости по двум взаимно перпендикулярным направлениям, применять закон сложения скоростей для решения задач повышенного уровня;
- находить по алгоритму различные кинематические величины в случае движения тела по вертикали под действием силы тяжести и под углом к горизонту;
- изображать силы, действующие на тело в различных случаях, находить направление результирующей силы;
- решать задачи с применением алгоритма в случае равномерного прямолинейного движения тела или равновесия;
- находить различные физические величины с использованием алгоритма по динамике при движении тела с ускорением;
- находить различные параметры, используя закон сообщающихся сосудов;
- изображать силы, действующие на тело в жидкой или газообразной среде;
- применять закона Архимеда к решению задач;
- находить энергетические величины и связь между ними в общем случае и в механике;
- воспроизводить алгоритм на закон сохранения энергии и применять к решению задач;
- приводить примеры выполнения закона сохранения энергии и импульса в различных случаях; применять закон сохранения к решению задач;
- приводить примеры тепловых процессов для каждого случая, применять формулы для расчета количества теплоты;
- воспроизводить алгоритм, применять уравнения теплового баланса к решению задач;
- приводить примеры электрических явлений и применять закон Кулона и закон сохранения электрического заряда;
- уметь строить и читать электрические цепи, используя условные обозначения;
- находить силу тока, напряжение и сопротивление по формулам;
- строить и пользоваться вольтамперную характеристику для нахождения электрических параметров участка цепи;
- решать задачи на закон Ома;
- воспроизводить закон Джоуля – Ленца, применять закон сохранения энергии к решению задач на электрический ток;
- воспроизводить законы последовательного и параллельного соединений;
- применять закон Ома и законы последовательного и параллельного соединений к расчету электрических цепей.
Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных, бытового содержания, технического и краеведческого содержания.
Решение комбинированных задач повышенной сложности.
Календарно-тематический план
№ урока | Тема занятия | Дата | |
1/1 | Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения. Составление физических задач. Способы и техника. Задачи повышенной сложности. | ||
2/2 | Оформление решения задачи. Типичные недостатки при решении и оформлении физических задач. Величины, характеризующие механическое движение. | ||
3/3 | Координатный и графический способ решения задач на равномерное и равнопеременное движение. | ||
4/4 | Практикум по решению задач. Составление таблицы, отражающей связь между кинематическими величинами. | ||
5/5 | Алгоритм движения задач для поступательного и вращательного движения. | ||
6/6 | Аналитическое и графическое решение кинематических задач. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров | ||
7/7 | Решение нестандартных задач по кинематике поступательного и вращательного движения. | ||
8/8 | Алгоритм решения задач: «Графики основных кинематических параметров» | ||
9/9 | Общие требования. Задачи на определение суммы и разности векторов. | ||
10/10 | Решение комбинированных задач повышенной сложности: «Закон сложения скоростей. Относительная скорость» | ||
11/11 | Подбор, составление и решение задач по интересам экспериментального содержания. | ||
12/12 | Подбор, составление и решение задач по интересам экспериментального содержания. | ||
2. Основы динамики (12 час.) | |||
13/1 | Силы в природе. Алгоритм решения комбинированных задач повышенной сложности по динамике | ||
14/2 | Решение комбинированных задач: «Законы Ньютона. Силы в механике» | ||
15/3 | Решение комбинированных задач: «Законы Ньютона» | ||
16/4 | Решение задач повышенной сложности по теме «Законы Ньютона | ||
17/5 | Координатный способ решения задач «Силы в механике» | ||
18/6 | Координатный способ решения задач «Силы в механике» | ||
19/7 | Алгоритм решения задач по теме «Статика» | ||
20/8 | Решение задач повышенной сложности по теме «Статика» | ||
21/9 | Решение задач повышенной сложности в случае равномерного прямолинейного движения | ||
22/10 | Решение задач повышенной сложности в случае равномерного прямолинейного движения с ускорением | ||
23/11 | Решение комбинированных задач повышенной сложности: «Движение тел под действием нескольких сил» | ||
24/12 | Решение экспериментальных задач и задач с техническим содержанием. | ||
3. Элементы гидростатики и аэростатики (9 час.) | |||
25/1 | Нахождение различных параметров: давление жидкостей и газов. Закон Паскаля | ||
26/2 | Анализ условия равновесия жидкости в сообщающихся сосудах. Построение алгоритма на применение закона сообщающихся сосудов. Сообщающиеся сосуды. | ||
27/3 | Изображение силы Архимеда в общем случае. Выяснение условия плавления тел, построение таблицы. | ||
28/4 | Изображение сил, действующих на тело в жидкой или газообразной среде, применение закона Архимеда к решению задач. | ||
29/5 | Алгоритм решения задач на определение силы Архимеда. | ||
30/6 | Решение задач повышенной сложности: «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело» | ||
31/7 | Решение комбинированных задач повышенной сложности: «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело» | ||
32/8 | Решение нестандартных задач на гидростатику с элементами статики динамическим способом | ||
33/9 | Подбор, составление и решение задач по интересам бытового содержания. | ||
4 .Законы сохранения (10 ч) | |||
34/1 | Динамический и энергетический методы решение задач на определение работы и мощности. | ||
35/2 | Алгоритм решения задач по теме «Работа, мощность, энергия» | ||
36/3 | Построение алгоритма на закон сохранения энергии в общем случае и в механике | ||
37/4 | Умение воспроизводить алгоритм на закон сохранения энергии и применять его к решению задач. | ||
38/5 | Решение задач на второй закон Ньютона в импульсной форме. Алгоритм решения задач на абсолютно упругий и абсолютно неупругий. | ||
39/6 | Изображение векторов импульса, выяснение условий выполнения закона сохранения импульса, оформление результатов в виде схемы. | ||
40/7 | Построение алгоритма решения задач на закон сохранения импульса. | ||
41/8 | Решение задач повышенной сложности «Законы сохранения» | ||
42/9 | Решение задач повышенной сложности «Законы сохранения» | ||
43/10 | Решение комбинированных задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения. | ||
5. Тепловые явления(10ч) | |||
44/1 | «Построение алгоритма решения задач на тему «Тепловые явления» | ||
45/2 | Составление таблицы, нахождение количества теплоты в тепловых процессах по формулам Умение воспроизводить таблицу по памяти, приводить примеры тепловых процессов для каждого случая, применять формулы для расчёта количества теплоты. | ||
46/3 | Умение воспроизводить таблицу по памяти, приводить примеры тепловых процессов для каждого случая, применять формулы для расчёта количества теплоты. | ||
47/4 | Решение графических задач по теме «Тепловые явления» | ||
48/5 | Распространение закона сохранения энергии на тепловые процессы, составление алгоритма решения задач на уравнение теплового баланса. | ||
49/6 | Воспроизведение алгоритма, применение уравнения теплового баланса к решению задач. | ||
50/7 | Решение задач повышенной сложности на уравнение теплового баланса. | ||
51/8 | Решение задач повышенной сложности на уравнение теплового баланса. | ||
52/9 | Решение комбинированных задач на уравнение теплового баланса. | ||
53/10 | Подбор, составление и решение по интересам различных задач: бытового и технического содержания. | ||
6. Электрические явления(12ч) | |||
54/1 | Графическое изображение действия силы Кулона. Анализ решения задач на закон Кулона и закон сохранения электрического заряда. | ||
55/2 | Умение находить неизвестные физические величины, характеризующие постоянный ток. | ||
56/3 | Практическое задание: «Сборка электрической цепи» | ||
57/4 | Построение вольтамперной характеристики для проводников с различным сопротивлением; нахождение связи между напряжением, силой тока, сопротивлением. | ||
58/5 | Составление таблицы «Законы последовательного и параллельного соединения» | ||
59/6 | Умение применять закон Ома и законы последовательного и параллельного соединений к расчёту электрических цепей. | ||
60/7 | Решение задач повышенной сложности по теме «Смешанное соединение проводников». | ||
61/8 | Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей (смешанных). | ||
62/9 | Решение комбинированных задач повышенной сложности по теме «Закон Ома для однородного участка цепи» | ||
63/10 | Применение закон сохранения энергии к решению задач на электрический ток. | ||
64/11 . | Нахождение энергетических параметров электрического тока; применение закона сохранения энергии к электрическим явлениям. | ||
65/12 | Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных, бытового содержания, технического содержания. | ||
66/1 | Защита проектов по теме «Решение задач по физике. Механика. | ||
67/2 | Защита проектов по теме «Решение задач по физике. Агрегатные состояния веществ. | ||
68/3 | Защита проектов по теме «Решение задач по физике. Электрический ток |
Содержание курса
10 -11 классы
Физическая задача.
Классификация задач(4 ч)
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.
Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.
Правила и приемы решения физических задач(6 ч)
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи • решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения.
Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д.
Динамика и статика(8 ч)
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.
Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием.
Экскурсии с целью отбора данных для составления задач.
Законы сохранения(8 ч)
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения.
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.
Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель акселерометра, модель маятника Фуко, модель кронштейна, модель пушки с противооткатным устройством, проекты самодвижущихся тележек, проекты устройств для наблюдения невесомости, модель автоколебательной системы.
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел(6 ч)
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.
Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.
Основы термодинамики(6 ч)
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели.
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового термометра; модель предохранительного клапана на определенное давление; проекты использования газовых процессов для подачи сигналов; модель тепловой машины; проекты практического определения радиуса тонких капилляров.
Электрическое и магнитное поля(5 ч)
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.
Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и другого оборудования.
Постоянный электрический ток в различных средах(9 ч)
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов «а описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.
Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.
Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на заданную температуру, модель автоматического устройства с электромагнитным реле, проекты и модели освещения, выпрямитель и усилитель на полупроводниках, модели измерительных приборов, модели «черного ящика».
Электромагнитные колебания и волны(14 ч)
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.
Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор.
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. Классификация задач по СТО и примеры их решения.
Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения. Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием осциллографа, звукового генератора, трансформатора, комплекта приборов для изучения свойств электромагнитных волн, электроизмерительных приборов.
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: плоский конденсатор заданной емкости, генераторы различных колебаний, прибор для измерения освещенности, модель передачи электроэнергии и др.
Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач.
Требования к уровню освоения содержания курса:
По выполнению программы учащиеся должны знать:
• основные понятия физики
• основные законы физики
• вывод основных законов
• понятие инерции, закона инерции
• виды энергии
• разновидность протекания тока в различных средах
• состав атома
• закономерности, происходящие в газах, твердых, жидких телах
По выполнению программы учащиеся должны уметь производить расчеты:
• производить расчеты по физическим формулам
• производить расчеты по определению координат тел для любого вида движения
• производить расчеты по определению теплового баланса тел
• решать качественные задачи
• решать графические задачи
• снимать все необходимые данные с графиков и производить необходимые расчеты
• писать ядерные реакции
• составлять уравнения движения
• по уравнению движения, при помощи производной, находить ускорение, скорость
• давать характеристики процессам происходящие в газах
• строить графики процессов
• описывать процессы при помощи уравнения теплового баланса
• применять закон сохранения механической энергии
• применять закон сохранения импульса
• делать выводы
• анализировать физическое явление;
• проговаривать вслух решение;
• анализировать полученный ответ;
• классифицировать предложенную задачу;
• составлять простейших задачи;
• последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности;
• выбирать рациональный способ решения задачи;
• решать комбинированные задачи;
• владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;
• владеть методами самоконтроля и самооценки.
Календарно – тематическое планирование
10 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | ||
Введение (1 час) | |||||
1 | Физическая задача. | 1 | |||
Кинематика (4 часа) | |||||
2 | Основные законы и понятия кинематики. | 1 | |||
3 | Решение расчетных и графических задач на равномерное движение. | 1 | |||
4 | Решение задач на равноускоренное движение. | 1 | |||
5 | Движение по окружности. Решение задач. | 1 | |||
Динамика и статика (6 часов) | |||||
6 | Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. | 1 | |||
7 | Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил. | 1 | |||
8 | Задачи на определение характеристик равновесия физических систем. | 1 | |||
9 | Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета. | 1 | |||
10 | Подбор, составление и решение задач по интересам. | 1 | |||
11 | Физическая олимпиада. | 1 | |||
Законы сохранения (7 часов) | |||||
12 | Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения. | 1 | |||
13 | Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. | 1 | |||
14 | Задачи на определение работы и мощности. | 1 | |||
15 | Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии. Решение задач несколькими способами. | 1 | |||
16 | Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. | 1 | |||
17 | Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад. | 1 | |||
18 | Физическая олимпиада. | 1 | |||
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (5 часов) | |||||
19 | Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). | 1 | |||
20 | Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. | 1 | |||
21 | Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева—Клапейрона, характеристика критического состояния. | 1 | |||
22 | Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости. | 1 | |||
23 | Качественные и количественные задачи. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания. | 1 | |||
Основы термодинамики (4 часа) | |||||
24 | Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. | 1 | |||
25 | Задачи на тепловые двигатели. | 1 | |||
26 | Конструкторские задачи и задачи на проекты: | 1 | |||
27 | Физическая олимпиада. | 1 | |||
Электрическое поле (4 часа) | |||||
28 | Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения. | 1 | |||
29 | Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью. | 1 | |||
30 | Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: разностью потенциалов, энергией. | 1 | |||
31 | Решение задач на описание систем конденсаторов. | 1 | |||
Постоянный электрический ток в различных средах (4 часа) | |||||
32 | Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. | 1 | |||
33 | Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов. | 1 | |||
34 | Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках. | 1 | |||
35 | Итоговое занятие. | 1 | |||
Физика 11 класс | |||||
Магнитное поле (2 часа) | |||||
1 | Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия на проводник с током: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера. | 1 | |||
2 | Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия на движущийся заряд: сила Лоренца. | 1 | |||
Электромагнитные колебания и волны (14 часов) | |||||
3 | Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность. | 1 | |||
4 | Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока. | 1 | |||
5 | Задачи на переменный электрический ток: электрические машины, трансформатор. | 1 | |||
6, 7 | Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. | 2 | |||
8, 9, 10 | Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. | 3 | |||
11, 12 | Классификация задач по СТО и примеры их решения. | 2 | |||
13 | Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения. | 1 | |||
14 | Экскурсия с целью сбора данных для составления задач. | 1 | |||
15 | Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием приборов. | 1 | |||
16 | Физическая олимпиада. | 1 | |||
Механика (7 часов) | |||||
17 | Общие методы решения задач по кинематике. | 1 | |||
18 | Задачи на основные законы динамики. | 1 | |||
19 | Задачи на принцип относительности. | 1 | |||
20 | Задачи на закон сохранения импульса. | 1 | |||
21 | Задачи на закон сохранения энергии. | 1 | |||
22 | Задачи на определение характеристик равновесия физических систем. | 1 | |||
23 | Механика жидкостей. | 1 | |||
Молекулярная физика. Термодинамика. (6 часов) | |||||
24 | Задачи на описание поведения идеального газа. | 1 | |||
25 | Задачи на свойства паров. | 1 | |||
26 | Задачи на определение характеристик влажности воздуха. | 1 | |||
27 | Задачи на первый закон термодинамики. | 1 | |||
28 | Задачи на тепловые двигатели. | 1 | |||
29 | Задачи на уравнение теплового баланса. | 1 | |||
Электричество. (5 часов) | |||||
30 | Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами. | 1 | |||
31 | Общая характеристика решения задач по электростатике. | 1 | |||
32 | Задачи на приёмы расчёта сопротивления сложных электрических цепей. | 1 | |||
33 | Задачи на расчёт участка цепи, имеющей ЭДС. | 1 | |||
34 | Задачи на описание постоянного тока в различных средах. | 1 | |||
35 | Обобщающее занятие. | 1 |
Список литературы для учителя:
- «Решение задач по физике повышенной сложности» автор Марчук Э.В., опубликованная в сборнике «Физика 8-9 классы: сборник программ элективных курсов составитель В.А. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007»
- Орлов В. Л., Сауров Ю. А. «Методы решения физических задач» («Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение»). Составитель В. А. Коровин. Москва: Дрофа, 2005 г.
- В. И. Лукашик, Е.В. Иванова Сборник задач по физике 7-9 классы, Москва Просвещение 2009
- Рымкевич А. П. Сборник задач по физике. Для 9-11 классов. М. Просвещение, 2008 г.
Список литературы для учащихся:
- В. И. Лукашик, Е.В. Иванова Сборник задач по физике 7-9 классы, Москва Просвещение 2009
- Рымкевич А. П. Сборник задач по физике. Для 9-11 классов. М. Просвещение, 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Рабочая программаЭЛЕКТИВНОГО КУРСАметоды решения физических задач...
Рабочая программа элективного курса «Методы решения физических задач» для 10 класса (базовый уровень)
Рабочая программа элективного курса «Методы решения физических задач» для 10 класса (базовый уровень)...
Рабочая программа элективного курса «Методы решения физических задач» для 11 класса (базовый уровень)
Рабочая программа элективного курса «Методы решения физических задач» для 11 класса (базовый уровень)...
Рабочая программа элективного курса "Методы решения физических задач"
Элективный курс рассчитан на учащихся 10-11 классов. Рабочая программа включает: пояснительную записку,содержание программы элективного курса, тематическое планирование и список литературы....
Рабочая программа курса «Практикум по решению физических задач» 8 класс
laquo;Практикум по решению физических задач» 8 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Методы решения физических задач» для 10-11 классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по физике «Методы решения физических задач» составлена на основе авторской программы «Методы решения физических задач» В.А. Орло...
Рабочая программа элективного курса "Методы решения физических задач" 11 класс
Рабочая программа элективного курса...