Рабочая программа по физике для 10-11 классов
рабочая программа по физике (10 класс)
Рабочая программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа включает аннотацию, в которой прописаны: цели и задачи курсов физики 10 и 11 классов, общая характеристика предмета и содержание курсов с перечнем разделов, тем и требований к предметным результатам обучения. Прилагается тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников, формы организации учебных занятий, виды контроля знаний учащихся и критерии оценки их учебной деятельности.
Рабочая программа предполагает изучение предмета по учебникам Мякишева Г. Я., Буховцева Б. Б., Сотского Н. Н. 10-11 классы (под редакцией Парфентьевой Н. А.) и рассчитана на 3 ч в неделю в каждом классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_10-11_2019-20_g.docx | 49.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Большеплотавская средняя школа №22»»
Рассмотрена и согласована Утверждаю.
Методическим объединением Директор МКОУ «Большеплотавская СШ №22»
Протокол № __ от «_____» ________ 2019 г. ________________________ /Ламзина О.Н./
_________________________________ Приказ № ___ от _________________ 2019 г.
Принята на педагогическом совете
Протокол № 1 от ____________2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины «Физика»
среднего (полного) общего образования
для учащихся 10-11 классов.
Базовый уровень.
учитель Шаталова Светлана Николаевна
квалификационная категория -1
Ефремов, 2019 г.
Рабочая программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа включает аннотацию, в которой прописаны: цели и задачи курсов физики 10 и 11 классов, общая характеристика предмета и содержание курсов с перечнем разделов, тем и требований к предметным результатам обучения. Прилагается тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников, формы организации учебных занятий, виды контроля знаний учащихся и критерии оценки их учебной деятельности.
Рабочая программа составлена на уровень образования по предмету. Сроки реализации программы:
курс 10 класса: 2019-2020 учебный год
курс 11 класса: 2020 -2021 учебный год
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа составлена на основе:
- 1. федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования от 5.03.2004 г.;
- Примерной основной образовательной программы среднего общего образования;
- авторской программы по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Физика. Рабочие программы. Предметная линия учебников серии «Классический курс» / А.В. Шаталина: М., Просвещение, 2018 г. /
- РБУП, утверждённого ДОТО №47а, 7 от 24.06.2011.
В основе построения программы лежат принципы: единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельного подхода, проектирования и системности. Рабочая программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки обучающихся, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к физике. Она позволяет сформировать у обучающихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.
Содержание курсов ставит целью обеспечить:
- формирование у обучающихся уверенности в ценности образования, значимости физических знаний для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности;
- овладение основополагающими физическими закономерностями, законами и теориями; расширение объёма используемых физических понятий, терминологии и символики;
- приобретение знаний о фундаментальных физических законах, лежащих в основе современной физической картины мира, о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; понимание физической сущности явлений, наблюдаемых во Вселенной;
- овладение основными методами научного познания природы, используемыми в физике (наблюдение, описание, измерение, выдвижение гипотез, проведение эксперимента); овладение умениями обрабатывать данные эксперимента, объяснять полученные результаты, устанавливать зависимости между физическими величинами в наблюдаемом явлении, делать выводы;
- отработка умения решать физические задачи разных уровней сложности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; умений ставить задачи, решать проблемы, принимать решения, искать, анализировать и обрабатывать информацию; ключевых навыков (ключевых компетенций), имеющих универсальное значение: коммуникации, сотрудничества, измерений, эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
- освоение способов использования физических знаний для решения практических задач, объяснения явлений окружающей действительности, обеспечения безопасности жизни и охраны природы;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; умений формулировать и обосновывать собственную позицию по отношению к физической информации, получаемой из разных источников;
- воспитание уважительного отношения к учёным и их открытиям, чувства гордости за российскую физическую науку.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии, экологии, литературы, ОБЖ и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
С учётом «Обязательного минимума содержания образовательных программ» в рабочую программу по физике включены следующие её разделы: «Механика», «Молекулярная физика и термодинамика», «Электродинамика», «Квантовая физика (атомная физика и физика атомного ядра)», «Астрономия».
Главная особенность программы заключается в том, что объединены механические и электромагнитные колебания и волны. В результате облегчается изучение первого раздела «Механика» и демонстрируется еще один аспект единства природы.
В 10 классе после введения, содержащего основные представления о физическом эксперименте и теории, изучается механика, затем молекулярная физика и термодинамика, и, наконец, электродинамика. При изучении кинематики и динамики силы электромагнитной природы (реакции опоры, трения, упругости) вводятся феноменологически. Границы применимости классической механики не определяются более общей релятивистской механикой, существенно корректирующей привычные представления о пространстве и времени.
Детализация молекулярной структуры четырёх состояний вещества позволяет изучить их свойства, статистические особенности поведения систем, состоящих из большого числа частиц.
Рассмотрение электромагнитного взаимодействия – следующий шаг вверх по энергии и вглубь структуры вещества. Подчёркивается, что лишь строгая компенсация положительных и отрицательных зарядов в телах позволяла получать правильные теоретические результаты. В 10 классе из раздела «Электродинамика» изучается электростатика, законы постоянного тока и электрический ток в различных средах. При рассмотрении электростатики, впрочем, как и других разделов курса, существенное внимание уделяется её современным приложениям.
11 класс начинается с продолжения электродинамики. Достаточно полное рассмотрение магнетизма и электромагнетизма позволяет изучить теорию излучения и поглощения электромагнитных волн. Темы «Механические колебания и волны» и «Электромагнитные колебания и волны» изучаются параллельно, что позволяет подчеркнуть единство законов, которым они подчиняются. Распространение длинноволнового и коротковолнового электромагнитного излучения анализируется в разделах «Электромагнитные волны». Изучение волновых свойств микрочастиц позволяет перейти к рассмотрению физики атомного ядра и ядерных реакций.
Энергии современных ускорителей дают возможность изучить структуру и систематику элементарных частиц, приближаясь к энергиям порядка 1027 эВ, соответствовавшим началу Большого взрыва. Сведения из астрономии логически завершают программу курса.
Образовательная программа по физике не предусматривает чёткой дифференциации учебного материала разделов по курсам обучения. С учётом возрастных особенностей в учебниках он представлен в следующих темах:
10 класс.
Кинематика
Динамика
Законы сохранения в механике
Статика
Молекулярная физика. Тепловые явления
Основы электродинамики
11 класс
Магнитное поле
Электромагнитная индукция
Механические колебания
Электромагнитные колебания
Производство, передача и использование электрической энергии
Механические волны
Электромагнитные волны
Световые волны
Элементы теории относительности
Излучение и спектры
Световые кванты
Атомная физика
Физика атомного ядра
Элементарные частицы
Солнечная система
Солнце и звёзды
Строение Вселенной
Теоретический материал курсов закрепляется и проверяется в ходе выполнения лабораторных работ. На лабораторных работах учащиеся получают навыки работы с лабораторным оборудованием, учатся постановке физического эксперимента.
Рабочей программой предусмотрено выполнение следующих лабораторных работ:
В 10 классе:
- Изучение движения тела по окружности
- Измерение жёсткости пружины
- Измерение коэффициента трения скольжения
- Изучение закона сохранения механической энергии.
- Измерение температуры жидкостными и цифровыми термометрами
- Экспериментальная проверка Закона Гей-Люссака.
- Последовательное и параллельное соединения проводников
- Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
В 11 классе:
- Наблюдение действия магнитного поля на ток.
- Изучение явления электромагнитной индукции
- Измерение ускорения свободного падения при помощи маятника.
- Измерение показателя преломления стекла.
- Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы
- Наблюдение сплошного и линейчатого спектров
- Исследование спектра водорода
- Определение импульса и энергии частицы при её движении в магнитном поле (по фотографиям)
- Определение периода обращения двойных звёзд (по печатным материалам)
Для реализации рабочей программы используется следующие компоненты УМК к учебникам Мякишева Г. Я., Буховцева Б. Б., Сотского Н. Н. 10-11 классы (под редакцией Парфентьевой Н. А.):
- класс
- Физика. 10 класс. (базовый уровень). Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. (под ред. Парфентьевой Н.А.)
- Физика. 10 – 11 классы. Поурочное планирование. Шилов В. Ф.
11 класс
- Физика. 11 класс. (базовый уровень). Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М.(под ред. Парфентьевой Н.А.)
- Физика. 10 – 11 классы. Поурочное планирование. Шилов В. Ф.
Для закрепления базовых знаний на уроке и дома, составления тестовых и контрольных заданий дополнительно используются следующие дидактические пособия:
- Сборник задач по физике. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /Парфентьева Н.А., М., Просвещение, 2010 г);
- Физика. Самостоятельные и контрольные работы. 10 класс. /Л.А. Кирик, Гимназия, Харьков, 2002 г./;
- Физика. Самостоятельные и контрольные работы. 11 класс. /Л.А. Кирик, Гимназия, Харьков, 2001 г./;
- Физика. Задачник. 10-11 класс. /А.П. Рымкевич, М., Дрофа, 2013 г./;
- Сборник дидактических заданий по физике. /Г.И. Рябоволов,Н.Р. Дадашева, В.А. Курганова:М., Высшая школа, 1985 г./
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования, в том числе в 10—11 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
За счёт школьного компонента добавлен 1 час в неделю в 10 и 11 классах. В данной рабочей программе на изучение физики в 10 и 11 классах отводится по 105 ч в год (3 ч в неделю).
За основу содержания обучения в рабочей программе взято распределение учебного материала по разделам и курсам такое же, как в авторской программе А.В. Шаталиной. Однако, в распределении часов на изучение тем в рабочей программе автор использует свой вариант, так как авторский вариант не даёт трёхчасовое планирование.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ФИЗИКИ 10 КЛАССА
Физика и естественно - научный метод познания природы (1 ч)
Физика − фундаментальная наука о природе. Научный метод познания.
Методы исследования физических явлений. Моделирование физических явлений и процессов. Научные факты и гипотезы. Физические законы и границы их применимости. Физические теории и принцип соответствия. Физические величины. Погрешности измерений физических величин. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей.
Механика (44 ч)
Границы применимости классической механики. Пространство и время. Относительность механического движения. Системы отсчёта. Скалярные и векторные физические величины. Траектория. Путь. Перемещение. Скорость. Ускорение. Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Равномерное движение по окружности.
Взаимодействие тел. Явление инерции. Сила. Масса. Инерциальные системы отсчёта. Законы динамики Ньютона. Сила тяжести, вес, невесомость. Силы упругости, силы трения. Законы: всемирного тяготения, Гука, трения.
Импульс материальной точки и системы. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Механическая работа. Мощность. Механическая энергия материальной точки и системы. Закон сохранения механической энергии. Работа силы тяжести и силы упругости.
Равновесие материальной точки и твёрдого тела. Момент силы. Условия равновесия. Равновесие жидкости и газа. Давление.
Молекулярная физика и термодинамика (27 ч)
Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) строения вещества и её экспериментальные доказательства. Тепловое равновесие. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева – Клапейрона. Газовые законы.
Агрегатные состояния вещества. Взаимные превращения жидкости и газа. Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. Кристаллические и аморфные тела.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Уравнение теплового баланса. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Принципы действия и КПД тепловых машин.
Основы электродинамики (28 ч)
Электрические заряды. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.
Электрическое поле. Напряжённость и потенциал электростатического поля. Линии напряжённости и эквипотенциальные поверхности. Принцип суперпозиции полей.. Электроёмкость. Конденсатор.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Сопротивление. Последовательное и параллельное соединение проводников. Закон Джоуля –Ленца. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в проводниках, электролитах, полупроводниках, газах и вакууме.
Повторение (5 ч)
.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ФИЗИКИ 11 КЛАССА
Основы электродинамики (19 ч)
Магнитное поле. Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.
Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. Явление самоиндукции. Индуктивность. Электромагнитное поле.
Колебания и волны (22 ч)
Механические колебания. Гармонические колебания. Свободные, затухающие, вынужденные колебания. Превращения энергии при колебаниях. Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Переменный электрический ток. Механические волны. Продольные и поперечные волны. Скорость и длина волны. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Диапазоны электромагнитных излучений и их практическое применение.
Оптика (24 ч)
Геометрическая оптика. Скорость света. Законы отражения и преломления света. Формула тонкой линзы. Волновые свойства света: дисперсия, интерференция, дифракция, поляризация.
Основы специальной теории относительности (3 ч)
Постулаты теории относительности и следствия из них. Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Энергия покоя. Связь массы и энергии свободной частицы.
Квантовая физика. (27 ч)
Гипотеза М. Планка. Фотоэлектрический эффект. Опыты Столетова. Законы фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна. Фотон. Корпускулярно-волновой дуализм. Планетарная модель атома. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора.
Состав и строение атомных ядер. Энергия связи атомных ядер. Виды радиоактивных превращений атомных ядер. Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Строение Вселенной (7 ч)
Солнечная система: планеты и малые тела, система Земля-Луна. Строение и эволюция Солнца и звёзд. Классификация звёзд. Звёзды и источники их энергии.
Галактика. Современные представления о строении и эволюции Вселенной.
Повторение (3 ч)
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по физике (на базовом уровне) являются:
- сформированность представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания, о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;
- сформированность представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; освоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
- владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; владение умениями обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
- владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования; владение умениями описывать и объяснять самостоятельно проведённые эксперименты, анализировать результаты полученной из экспериментов информации, определять достоверность полученного результата;
- умение решать простые физические задачи;
- сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
- понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
- сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
В результате изучения учебного предмета «Физика» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
- демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;
- демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;
- устанавливать взаимосвязь естественно - научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;
- использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;
- различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;
- проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;
- проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;
- использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
- использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;
- решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
- решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;
- учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;
- использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;
- использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
- характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
- выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
- самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
- характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем;
- решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;
- объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;
объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
На основании требования Федерального государственного образовательного стандарта на уроках физики используется система оценки образовательных достижений учащихся.
На уроках физики проводится комплексный подход к оценке результатов образования и необходимо качественно оценить систему знаний по физике и систему действий по этому предмету.
На уроках можно выделить следующие опорные знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения:
- знание формул, законов, определений, умение применять к решению задач разной сложности, практическому применению в лабораторных и практических задач;
- умение анализировать текст, приводить примеры, обосновывать научные факты и гипотезы, проводить исследования и работать с проектами.
Для оценивания качества знаний учащихся можно выделить следующие виды контроля: предварительный, текущий и итоговый.
В начале учебного года по предмету проводится предварительный контроль. Оценивается подготовка учащихся к решению качественных и расчётных задач, а также выявляются уровни (высокий, средний или низкий) готовности к учебной деятельности.
Текущий контроль проводится в форме устного опроса, письменного опроса (проверка формул, понятий и определений), тестов, разноуровневых контрольных работ, творческих работы, выступлений с сообщениями и рефератами, проектных работ, лабораторных и практических работ.
При проведении лабораторных и практических работ оценивание происходит по нескольким параметрам: умение работать с приборами, в группе и умение составлять отчет (расчеты, таблицы, графики и выводы).
Итоговый контроль проводится в форме итоговой контрольной работы.
СПОСОБЫ И ФОРМЫ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Знания, умения и навыки учащихся по физике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ, тестов. Контрольные материалы составляются учителем с учётом способностей класса и на основе утверждённых приказом Министерства образования контрольно-измерительных материалов по физике для 10 – 11 классов.
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
- показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
- правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами;
- умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;
- может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика:
- удовлетворяет основным требованиям на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов;
- если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся
- правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала;
- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул;
- допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов; не более одной грубой и одной негрубой ошибки; не более 2-3 негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся
- не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся:
- выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
- самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
- соблюдает требования правил безопасности труда;
- в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
- правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если :
- выполнены требования к оценке «5», но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если
- работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если
- работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
- если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.
Перечень ошибок
Грубые ошибки:
- незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения;
- неумение выделять в ответе главное;
- неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений;
- неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения;
- незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе;
- ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения;
- неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
- неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;
- небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам;
- неумение определить показания измерительного прибора;
- нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки:
- неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия;
- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений;
- ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем;
- пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин;
- нерациональный выбор хода решения.
Недочеты:
- нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач;
- арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата;
- отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
- орфографические и пунктуационные ошибки.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№/п | Раздел, тема | Количество часов | Количество контрольных работ | Количество лабораторных работ |
1 | Введение | 1 | - | - |
2 | Механика Кинематика Законы динамики Ньютона Силы в механике Закон сохранения импульса Закон сохранения механической энергии Статика Основы гидромеханики | 44 11 4 10 2 7 2 8 | 1 | 4 |
3 | Молекулярная физика и термодинамика Основы МКТ Уравнения состояния газа Взаимные превращения жидкости и газа Жидкости Твёрдые тела Основы термодинамики | 27 6 5 1 1 1 13 | 1 | 2 |
4 | Основы электродинамики Электростатика Законы постоянного тока Электрический ток в различных средах | 28 9 11 8 | 1 | 2 |
5 | Повторение | 2 | - | - |
Итого: | 102 | 3 | 8 |
11 КЛАСС
№/п | Раздел, тема | Количество часов | Количество контрольных работ | Количество лабораторных работ |
1 | Основы электродинамики (продолжение) Магнитное поле Электромагнитная индукция | 19 9 10 | 1 | 2 |
2 | Колебания и волны Механические колебания Электромагнитные колебания Механические волны Электромагнитные волны | 22 8 5 3 6 | 1 | 1 |
3 | Оптика Световые волны. Геометрическая и волновая оптика Излучение и спектры | 24 19 5 | 1 | 2 |
4 | Основы СТО Основы СТО | 3 3 | - | |
5 | Квантовая физика Световые кванты Атомная физика Физика атомного ядра Элементарные частицы | 27 5 7 10 5 | 1 | 3 |
6 | Строение Вселенной Солнечная система. Строение и эволюция Вселенной | 6 6 | - | - |
7 | Повторение | 1 | - | - |
Итого: | 102 | 4 | 8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике для 7-9 классов
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений по физике 7 – 9 кл....
Рабочие программы по физике 7, 8, 9 классы (Пёрышкин, Гутник, 68 ч)
Учебных недель - 34Количество часов в неделю - 2...
Рабочая программа по физике для 7-9 классов.
Рабочая программа по физике для 7-9 классов на 2011-2012 учебный год...
Рабочая программа по физике для 7-9 класс
Планирование по физике кучебнику А.В.Перышкин...
Рабочая программа курса "Физика. Химия." 5-6 класс
Программа рассчитана на раннее изучение физики и химии. При составлении программы раннего пропедевтического изучения физики и химии использовалась программа «Физика. Хим...
Рабочая программа по физике для 7-9 класса
Рабочая программа по физике для 7-9 класса содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование для работы по учебникам С.В.Громова, Н.А.Родиной .(Базовый уровень)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...