Конспект "Закон всемирного тяготения"
план-конспект урока по физике (9 класс)

Кляус Наталья Александровна

Урок открытия нового знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Закон всемирного тяготения.

Цель урока: изучить закон всемирного тяготения, показать его практическую значимость.

Задачи урока – развитие УУД:

познавательные УУД: сформировать представление о значимости гравитационных сил, добиться усвоения закона всемирного тяготения, познакомиться с опытным путем определения гравитационной постоянной;

 коммуникативные и личностные УУД: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности; формировать систему взглядов на мир;

 регулятивные УУД: развить умение строить самостоятельные высказывания в устной и письменной форме; развить мышление, воображение, логический подход к решению поставленных задач.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма работы на уроке: фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА

Презентации

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент (1 минута)

Здравствуйте ребята! Давайте проверим, все ли присутствуют  на уроке. Рассадка по группам

Ученики слушают учителя и настраиваются на изучение и восприятие нового материала.

Сообщают об отсутствующих.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (прием отсроченная догадка +лови ошибку)

Ребята, я сейчас буду говорить предложения, в которых, возможно, буде ошибка: Мы с вами знаем, что яблоко сыграло важную роль в жизни Паскаля. Так?

Мы с вами знаем, что Солнце вращается вокруг Земли…

Мы с вами знаем, что человек может подпрыгнуть и улететь в космос…

Слушают вопросы и ищут ошибку в них (в устной форме.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Что объединяет эти тела?

Постарайтесь сказать о чем мы будем говорить

(затруднения)Слушают учителя, приходят к отдаленному названию  темы и  цели урока.

Этап выявления места и причины затруднений (прием инсерт)

Прочитайте текст, заполните таблицу (информация про ЗВТ)

Читают, заполняют

v-я знаю

+ это нов информация

- я думал по другому

? Это мне не понятно

Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Как вы думаете какая тема? О каком законе пойдет речь? Какая цель? План?

Сегодня на уроке мы с вами изучим закон всемирного тяготения, покажем его практическую значимость. Шире раскроем понятие взаимодействия тел на примере этого закона и ознакомимся с областью действия гравитационных сил, введем понятие первой космической скорости

Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение. Записывают новую тему урока в тетрадях.

Слушают учителя

 Реализация построенного проекта

Но чтобы во всем разобраться, нам нужна более подробная информация (абз2)

Текст:

Читают, заполняют

v-я знаю

+ это нов информация

- я думал по другому

? Это мне не понятно

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

 (прием Я возьму тебя с собой)

Видеоролик (Кавендиш, спутник-2 шт)

Расскажите определение закона-выводим формулу.

-Есть константа

 Записать формулу, обозначения величин, значение гравитационной постоянной, анализ формулы: как изменяется сила при увеличении или уменьшении расстояния между телами

-границы применимости (учебник)

-спутники

-д.з видеоролик +15

Из определения записывают формулу

Смотрят видеофильм, читают учебник

Записывают: Формула закона всемирного тяготения дает точный результат при расчете:

1. если размеры тел пренебрежимо малы по сравнению с расстоянием между ними;

2. если оба тела однородны и имеют шарообразную форму;

3. если одно из взаимодействующих тел – шар, размеры и масса которого, значительно больше, чем у второго тела.

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

(задачи) Ускорение свободного падения на Земле

Притяжение между соседом

Вычисляют, сверяют

Этап включения в систему знаний и повторения (пр синквейн)

Синквейн

Сочиняют синквейн

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

График

Строят график

Текст

Датский астроном Тихо Браге, многие годы наблюдая за движением планет, накопил многочисленные данные, но не сумел их обработать. Это сделал его ученик Иоганн Кеплер. Используя идею Коперника о гелиоцентрической системе и результаты наблюдений Тихо Браге, Кеплер установил законы движения планет вокруг Солнца. Но Кеплер не сумел объяснить динамику движения. Почему планеты обращаются вокруг Солнца именно по таким законам? На вопрос сумел ответить Исаак Ньютон, использую законы движения, установленные Кеплером, и общие законы динамики.

Ньютон предположил, что ряд явлений, казалось бы, не имеющих ничего общего (падение тел на Землю, обращение планет вокруг Солнца, движение Луны вокруг Земли, приливы и отливы и т.д.), вызваны одной причиной. Исаак Ньютон, опираясь на данные, полученные своими предшественниками, предположил, что существует единый закон всемирного тяготения, которому подвластны все тела во Вселенной от яблок до планет! Он предположил, что между любыми телами существуют силы тяготения. Проведя многочисленные расчеты, Ньютон пришел к выводу, что небесные тела притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной произведению их масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними.

В природе существует четыре типа сил:

  1. Гравитационные – все тела притягиваются друг к другу.
  2. Электромагнитные – действуют между частицами, имеющими электрические заряды (в атомах, молекулах, твердых, жидких и газообразных телах, живых организмах).
  3. Ядерные – внутри атомных ядер (сказываются только на расстоянии 10-12 см).
  4. Слабые взаимодействия – проявляются на еще меньших расстояниях. Они вызывают превращение элементарных частиц друг в друга.

Покажем, как Ньютон пришел к такому заключению.

Из второго закона динамики следует, что ускорение, которое получает тело под действием силы, обратно пропорционально массе тела. Но ускорение свободного падения не зависит от массы тела. Это возможно только в случае, если сила, с которой Земля притягивает тело, изменяется пропорционально массе тела.

По третьему закону силы, с которыми взаимодействуют тела, равны. Если сила, действующая на одно тело, пропорциональна массе этого тела, то равная ей сила, действующая на второе тело, очевидно, пропорциональна массе второго тела. Но силы, действующие на оба тела, равны, следовательно, они пропорциональны массе и первого и второго тела.

Ньютон рассчитал отношение радиуса орбиты Луны к радиусу Земли Отношение равнялось 60. А отношение ускорения свободного падения на Земле, к центростремительному ускорению, с которым обращается вокруг Земли Луна равнялось 3600.Следовательно ускорение обратно пропорционально квадрату расстояния между телами

Исаак Ньютон открыл этот закон в возрасте 23 лет, но 9 лет

не публиковал, так как неверные данные о расстоянии между Землей и Луной не подтверждали его идею. И только когда было уточнено это расстояние, Ньютон в 1667г опубликовал закон всемирного тяготения.

В Синьцэян-Уйгурском автономном районе на северо-западе Китая есть холм, по склону которого вода течет не вниз, а вверх. Этот факт отметили двое путешественников, приехавших туда на автомобилях.
Остановив автомобиль на дне расположенной на вершине холма V-образной впадины и сняв его с тормозов, туристы с удивлением обнаружили, что он сам покатился вверх по склону! Скорость его движения достигала 30 км/час. Вода, вылитая на дорогу, тоже потекла вверх, в сторону вершины. Некоторые ученые пытаются объяснить эти аномальные явления геологическими особенностями местности. Выходит, что законы всемирного тяготения здесь совсем не действуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока :”Сила гравитации Закон Всемирного тяготения”

Урок с элементами исследовательской деятельности с использованием “Живой физики”...

Решение задач по теме « Закон всемирного тяготения. ИСЗ »

:                     Решение задач по теме« Закон всемирного тяготения. ИСЗ » Цель урока:...

Контрольная работа по физике для 9 класса "Законы Ньютона.. Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса".

Контрольная работа для 9 класса по теме "Законы Ньютона.Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса". Контрольная работа разработана имеет  дв...

урок-перезентация "Закон всемирного тяготения"

Урок изучения нового материала...

Закон всемирного тяготения

Конспект урока и презетация по физике для 9 класса...

презентация "Закон всемирного тяготения"

Презентация используется при изучении темы "Закон всемирного тяготения" в 9 классе , учебник А.В.Перышкина и Е.М.Гутник...

Урок по теме "Сила Всемирного тяготения"

Урок провидится в форме групповой работы. Каждая группа учащихся получает своё задание, выполняет его и представляет результаты своей работы....